начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Елена Глебова Шаманская ария на бамбуковой флейте  | 2002 |  Читали: 6341 | Отзывы: 0


Несколько лет назад хабаровский музыкант Виктор Бондаренко поехал в Портленд с концертами и в один из дней зашел в местный планетарий. Там показывали стереофильм о космосе.

Посмотрел музыкант на звездную россыпь и понял, что здесь он уже был. Бродил по лунной дорожке, заглядывал в гости в хижину Большой Медведицы, а потом - на огонек к Медведице Малой. И не шутка это, не бред. В путешествие по звездам его водил Понгса Киле - знаменитый ульчский поэт-песенник и еще... белый шаман. Так, во всяком случае, он называл себя. Когда Понгса брал в руки бубен и вслед за упругими звуками шел в иные миры, Виктор реально ощущал, что тоже становится участником этого действа.

Виктор Бондаренко - личность известная. Работал в краевой филармонии, в ансамбле "Дальний Восток", где был руководителем оркестра, выступал с сольными концертными программами не только в России, но и за рубежом. Так сложилось, что этническая музыка аборигенов Приамурья стала главной темой его творчества. Ему послушны нанайская бамбуковая флейта, хомус и дучикэ - редчайшие по нынешним временам музыкальные инструменты. Он обладает особым чутьем и пониманием музыки аборигенов, которое свойствено далеко не каждому европейцу. Но Виктор Бондаренко шел к этому очень долго - больше двух десятилетий. И не просто изучал и осваивал фольклор северян как профессионал, раскладывая звукоряд по полочкам, а растворился в этом потоке, стал с ним единым целым. Недаром еще один ульчский шаман Михаил Дуван, или просто дядя Миша, как называл его Бондаренко, с восхищением слушал свои родные мелодии в исполнении Виктора и восклицал: "Вот если бы и я также играл на флейте и хомусе, знаешь, каким бы знаменитым человеком был!"

Сам Бондаренко вряд ли думал о славе, когда впервые сделал шаг к фольклору коренных народов Севера. Он окончил музыкальное училище по классу флейты в Южно- Сахалинске, поступил на оркестровое отделение института культуры в Хабаровске и "усиленно занимался джазовой импровизацией". Но в то же время с удовольствием аккомпанировал на флейте северным коллективам, состоявшим в основном из студентов того же института. Потом была встреча с этнографом из Ленинграда Булгаковой, которая подарила Виктору сборник национальных мелодий северян. А в восьмидесятом году в недрах ансамбля "Дальний Восток" он создал квартет и стал экспериментировать с фольклором дальневосточных аборигенов. Как говорит сам музыкант, то была лишь проба, иногда удачная, иногда не очень. Но это стало началом. Бондаренко много играл на флейте, вникал во все нюансы ладовых структур, и приходило понимание таких непривычных и странных на первый взгляд мелодий. А подарок питерского этнографа Булгаковой оказался не последним. Когда Бондаренко был с гастролями в Харбине, после концерта к нему подошел китаец и подарил три бамбуковых флейты. Оказалось, что он из нанайского поселения, расположенного неподалеку от Харбина, где живут так называемые китайские нанайцы.

Бамбуковая флейта - инструмент уникальный. Особенная конструкция позволяет достигать тончайших поворотов в музыке, которые ассоциируются с шумом ветра, плеском волны, лесными шорохами. Сам Бондаренко, по его собственному признанию, "доигрался" уже до такой степени, что слышит в одном звуке тысячи нюансов.

Он с уважением относится к духовным традициям северян и вовсе не считает их сказками. В доме музыканта есть сэвэны, сделанные специально для него. У одного такого божества на голове сидит деревянная птица. Случается, она падает, и для Виктора это верный знак: с гастрольной поездкой в ближайшее время лучше повременить. И все же ездить ему приходится немало. На международных фольклорных фестивалях в импровизации Виктора Бондаренко звучат ульчские и нанайские мелодии - шутливые песенки, вальсы, колыбельные и даже шаманская ария.

У Виктора Бондаренко есть мечта - создать в Хабаровске национальный музыкально-драматический театр, который одновременно стал бы центром национальной культуры. И еще один важный момент: при училище искусств или при институте культуры неплохо бы организовать национальное отделение, объединяющее сразу несколько направлений - хореографию, вокал, драматическое искусство, мастеровое дело по изготовлению музыкальных инструментов. Виктор Бондаренко убежден, что в будущем именно это ядро и вытянет культуру аборигенов из забвения.
©Тихоокеанская Звезда, Хабаровск


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru