начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Дмитрий Кошевой Федор Одинцов: Материться надо уметь  | 2002 |  Читали: 12134 | Отзывы: 0


Артист Федор Одинцов известен далеко за пределами Хабаровска. Начать с того, что появился он здесь уже в статусе заслуженного артиста Северной Осетии, где пел в театре оперы и балета.

В Хабаровском театре музыкальной комедии певцу пришлось сменить жанр на более легкий, а заодно и поменять амплуа. Если в опере ему приходилось петь, по собственному признанию, преимущественно партии злодеев, то в оперетте - все больше героев-любовников. Еще одна сфера приложения таланта Федора Одинцова - русские песни, романсы, как широко популярные, так и малоизвестные. Из них составляются концертные программы, с которыми артист за несколько лет объездил почти всю Японию.

Творческие заслуги певца не остались незамеченными: недавно президент Путин подписал указ о присвоении Федору Одинцову звания Заслуженного артиста России.

Наша беседа с Федором Одинцовым началась с вопроса о том, а не трудно ли было ему, оперному певцу, "осваивать" оперетту.

- Да, трудно. Само название - театр музыкальной комедии - подразумевает, что это легкий фривольный жанр. И публика сюда приходит не для того, чтобы раздумывать над судьбами мировыми, а чтобы приятно провести время. Если в опере нужен мощный голос, глубокое понимание того, что поешь, то в оперетте нужна прежде всего легкость. Баритон в опере используется для исполнения партий злодеев или благородных отцов, редко героев. А в оперетте, наоборот, мне пришлось стать героем- любовником. Сейчас-то, в силу возраста, я и любовников играю редко, больше характерные роли. Вот вам еще отличие одного жанра от другого: в опере того же Яго я мог бы петь еще лет десять, там возраст особой роли не играет. Сейчас мы готовим премьеру - "Летучая мышь" Штрауса, и у меня там очень хорошая роль, я пою князя Орловского.

- Как известно, опереттой вы не ограничиваетесь.

- Да, параллельно с работой в театре музыкальной комедии я постоянно занимаюсь камерной музыкой. Иногда выступаю с Дальневосточным симфоническим оркестром, иногда пою сольные программы, которые обычно состоят из классики. Сначала к русской музыке я обратился из гастрольных соображений - несколько лет подряд я ездил выступать в Японию, а потом вдруг сообразил, что кроме знаменитого "Средь шумного бала..." есть много малоизвестных, но не менее интересных вещей. И сейчас стараюсь раскрывать материал, который лет пятнадцать- двадцать на нашей сцене не звучит. Например, у Рахманинова есть замечательный романс, который называется "Икалось ли тебе?". Там в одном месте певец должен икнуть, а потом взять верхнюю ноту, так у автора написано в клавире. У него же есть знаменитый романс "Христос воскрес", он практически о нашей жизни. Сейчас многие люди внезапно стали верующими, нацепили кресты. А в романсе этом, написанном в начале прошлого века, говорится о том, что в церкви много молящихся, но если бы Иисус увидел тех, кто там стоит, обманывающих своих близких, проливающих кровь, он бы зарыдал.

До Нового года я планирую сделать сольный концерт именно из таких малоизвестных вещей. Есть люди, которые меня в этом отношении поддерживают. Прежде всего, это директор филармонии Валерий Блинков. Мы с ним работаем в паре, он прекрасный музыкант. У нас есть свои сольные программы, он поддерживает идею моего концерта. В театре есть дирижер Александр Рыбков, который мне помогает, нечасто, но иногда работаю и с Виктором Тицем. А каждая работа с таким профессионалом, как Тиц, - это большой толчок для исполнителя. Думаю сделать запись на радио. В Японии уже выходил мой компакт-диск, но на нем записана популярная русская классика, народные песни, своего рода классические шлягеры.

- Как вас принимали в Японии?

- Очень хорошо. Я туда ездил шесть лет, побывал, наверное, во всех уголках страны, от Хоккайдо до Кюсю. Приходилось даже бывать в таких местах, где европейцев видели только по телевидению. Нас собиралась большая группа исполнителей из Владивостока, Новосибирска, Москвы, и мы исполняли русскую народную музыку, романсы, а с двумя японскими пианистами и вокальную классику - в основном Чайковского, Мусоргского и Рахманинова. Как-то, помню, просили исполнить "Блоху". Я удивился, это же речитативная баллада. И пою я по- русски. Интересно было, как они все это воспримут, а у них, оказывается, есть отпечатанные тексты, и они по ним сверяются. Когда я произнес слово "блоха", все дружно засмеялись. Хотел сделать такое характерное движение, но подумал, что могут не понять.

В восприятии искусства японцы схожи с нами. Они любят мелодичную музыку, в которой есть какие-то личные переживания, раздумья, немножко грусти. "Мчится тройка почтовая..." в Японии как национальная песня, ее знают от мала до велика, причем на русском языке. Начинаешь ее петь, уже идут овации, и то же самое, когда японцы приезжают в Хабаровск. В японских супермаркетах всегда негромко звучит музыка, и если прислушаться, то очень часто это Чайковский, балет "Щелкунчик". Нашу музыку там очень любят. Я имею в виду, конечно, настоящую русскую музыку.

Как-то раз, шутки ради, я взял с собой в Японию кассеты с записями наших поп-звезд: Киркорова, Моисеева, показал знакомым. Интереса они не проявили и сказали, что это трудно назвать поп-музыкой и музыкой вообще. А если им показать "Руки вверх", так они, наверное, просто обалдеют, что такое вообще возможно. У нас же это, к сожалению, процветает.

- Но я знаю, что вас часто приглашают выступить на своих торжествах многие известные в крае люди, в том числе и губернатор. Зовут-то ведь вас, а не каких-то поп- исполнителей.

- Здесь все зависит от того, какой человек. Скажу без тени подхалимажа, что краевое руководство много делает для развития культуры. Благодаря ему наш театр ездит на гастроли, что сегодня редкость в стране. В ближайших планах гастроли в Санкт-Петербурге. А, значит, искусство эти люди понимают.

- А какие предпочтения у нашей элиты, что чаще просят исполнить?

- Ну, я бы сказал: как правило, настоящую музыку. По крайней мере, не припомню, чтобы просили спеть какую- нибудь посредственную шлягерную песню. Это или русский романс, или народная песня, или песни советских композиторов. Ведь сейчас какая ситуация складывается: по телевизору поют одно, а за праздничным столом - совершенно другое. Кстати, русский романс с концертной эстрады никогда не пелся. Его создавали специально для вечеров, хороших ресторанов, пикников, в небольшом кругу под гитару.

- А та музыка, которую сейчас называют русским шансоном - Круг, Кучин, которая сейчас звучит в ресторанах, забегаловках, как вы к ней относитесь?

- К настоящему шансону это никакого отношения не имеет. То, что лагерная лирика процветает, - вполне естественно, сейчас ведь вся страна - лагерь. Ко мне недавно в гости приезжал японский продюсер, он увидел окна, все в решетках, и спросил: "Это гетто?" Я подумал: раньше преступники сидели за решеткой, сейчас же за решетками сидим мы. Эта музыка имеет право на существование, как и любая другая, но не на радио и не на телевидении.

- Нынешнее телевидение какие у вас чувства вызывает? Смотрите новомодные ток-шоу, игры, например?

- Да, смотрю. Не могу сказать, что все эти программы плохи. Вот "Как стать миллионером" - достаточно интересная игра, которая привлекает людей всех социальных групп, возрастов. В ней люди проявляют свой интеллект. Была замечательная игра "Что? Где? Когда?" до тех пор, пока там не стали играть на деньги. Когда на экране начали мелькать купюры, сразу появился налет пошлости. Даже в казино наличностью не пользуются, там в ходу фишки. Скандальные ток-шоу тоже бывают разные - есть совершенно безнравственные, несущие отрицательную энергию, например, "Окна", много откровенно глупых, но есть и неплохие программы. Есть определенные рамки, за которые выходить нельзя.

- Федор Федорович, ваша карьера певца протекала наполовину при советской власти, наполовину во время нынешних реформ. Вы достаточно хорошо знаете и то время, и современные реалии. Когда артисту жилось лучше, тогда или сейчас?

- Театр никогда не был тем местом, где артист мог заработать большие деньги. И артисты сейчас не стали жить беднее, чем при советской власти, тогда мы получали так же мало. Единственное отличие: в то время было другое отношение к артисту, к нам относились более бережно. Может, это было не от чистого сердца, может, была такая политика, тем не менее, это факт. В отношении же бытия мало что изменилось. Единственное изменение в лучшую сторону, и то не для всех, а лишь для музыкантов, - возможность работать за границей, это неплохой шанс поправить свое финансовое положение.

Вот представьте: артист оперетты в Хабаровске получает в среднем три с лишним тысячи рублей, артист хора - около двух. Он регулярно выходит на сцену, его знает город. Так он, по крайней мере, ради поддержания престижа своей профессии должен одеваться хорошо, его люди на улице рассматривают: какая на нем обувь, какая рубашка. Я не думаю, что на три с лишним тысячи можно содержать семью, платить за квартиру и еще прилично одеваться.

Поэтому артисты, если есть возможность, подрабатывают, как и в старые времена. У актеров есть новогодние елки, на которых они зарабатывают столько же, сколько за год в своем театре. У музыкантов это обычно побочные концерты, гастроли, обслуживание различных мероприятий. Это существовало всегда.

Могу показаться белой вороной, но хочу сказать, что для искусства самый благодатный режим - тоталитарный. И я, как внук репрессированного, имею право это говорить. Об этом свидетельствует история. Возьмем царствование Петра I, когда все делалось через дубинку, или царствование Екатерины II, которая, несмотря на то, что переписывалась с Вольтером, была жестокой правительницей. Но при обоих наблюдается развитие наук и искусства. То же самое можно сказать и о времени правления Сталина. Ведь именно в это время расцвел Большой театр, появилась огромная плеяда музыкантов. Тоталитарный режим сам по себе возникнуть не может, в основании должен быть лидер, который поведет за собой людей. А у нас такого человека нет. Поэтому нет и порядка. И олигархов у нас никаких нет, есть люди, которые взяли то, что им не принадлежало, то, что создавалось всей страной. В 1917 году нас искусственно сделали всех равными, а в 90-х - искусственно же поделили на богатых и бедных.

Сейчас много беспорядка. Взять хотя бы речь. Огромное количество ошибок делают люди, которые просто обязаны говорить правильно. Слушаю радио, а там журналистка, выражаясь о коллеге, говорит: "Он очень писучий человек". Даже мат, который проник во все сферы жизни, стал каким-то бесцветным, обыденным. Ведь материться тоже надо уметь. А ведь мат - своего рода национальное достояние. Даже подвиги совершали с матом...
©Тихоокеанская Звезда, Хабаровск


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru