начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Евгения Чернова В России net артиста (ода родоначальнице сетевого искусства)  | 2004 |  Читали: 5924 | Отзывы: 3


Евгения Чернова - В России net артиста (ода родоначальнице сетевого искусства)
Первый сетевой художник (net-artist) Оля Лялина
Евгения Чернова - В России net артиста (ода родоначальнице сетевого искусства)
Оля Лялина: net-art - это искусство Будущего в Настоящем
Евгения Чернова - В России net артиста (ода родоначальнице сетевого искусства)
Olia Lialina - для своих просто Olialia
Потому что самые яркие и выдающиеся сетевые художники покидают страну, в которой даже министр культуры называет пользователей интернета "творчески неактивными людьми".

Эта симпатичная женщина в 1996 году стала родоначальницей такого не до конца объяснимого и не всем понятного всемирного явления как net-art ("сетевое искусство"). Три года спустя она была номинирована Международной академией цифрового искусства и наук на премию "Webby Awards" (интернет-аналог премии "Oscar") в номинации "Искусство". Премию эту она тогда, правда, не получила. Главный приз достался её друзьям, сетевым художникам супругам Джоан и Дирку, работающим под общим псевдонимом "Джоди" (JODI). А вот, кстати, и ссылочка на их проект - http://wwwwwwwww.jodi.org/100cc/hqx/i902.html - страшненькая такая ссылка, забористая, а работает!

ДОСЬЕ "Н"

Оля Лялина (Olia Lialina) родилась в Москве 4 мая 1971 года. В 1993 году окончила факультет журналистики МГУ, специализация - кинокритик. С 1995-го по 1999 годы она являлась директором клуба "Синефантом" (экспериментальный отечественный кинематограф). С 1999-го - профессор немецкой Академии коммуникативного дизайна (Merz Akademie, Stuttgart). Во всём мире известна как первый (!) сетевой художник, чей первый же проект "My Boyfriend Came Back from the War" (http://www.teleportacia.org/war) не только стал классикой нет-арта (его изучают в университетах и на курсах HTML), но и (опять же впервые за историю интернета) был куплен. За 400 марок. Муж Оли - Dragan Espenschied (или drx), дизайнер, программист и одновременно музыкант известного немецкого home computer music-дуэта "Bodenstandig 2000", гастролировавшего по миру и выпустившего четыре альбома. У Оли и Драгана двое детей: 10-летняя дочь Соня и пятимесячный сын Юрий.

ЮМОР И ЛОГИКА

Вот что можно прочесть об Оле в интернете. Так, для первичного ознакомления:

"Оля Лялина - автор прекрасных работ с логичными, "человечными" сюжетами. Её работы - это смесь чувственности и жёсткого формализма. Ей удаётся компенсировать сравнительную бедность языка сети прекрасным чувством юмора и занимательностью сюжетов. Посмотрите, к примеру, "Agatha Appears" - историю о любви и телепортации. Или эпохальное полотно "Some Universe", которое уже стало классикой сетевого искусства. Что уж говорить о "My Boyfriend Came Back from the War"... Однозначно: без Оли Лялиной не обойдётся ни одна уважающая себя антология веб-искусства, как ни один приличный музей современного искусства не обойдётся без Бойса, Сезара и Ребекки Хорн". Впечатляет, не правда ли?

Признаюсь, мне до сих пор не даёт покоя тот факт, что она, обычная (обычная ли?) русская девушка Оля Лялина натворила в Искусстве Будущего таких грандиозных дел - и спокойненько уехала себе в Германию преподавать тамошним студентам азы ner-art. И мы её отпустили - там она любима, понимаема и востребована, а наше государство уже N-дцать лет молчаливо благословляет пресловутую "утечку мозгов". Вот вам и культура, вот вам и ...

Впрочем, абсурда и нелепости подобной ситуации, а также истинную значимость сетевого искусства никогда не понять тем, кто рассматривает сеть лишь как возможность потрепаться в чатах и потусоваться на порно-сайтах. Ну не дано им, что ж поделать. Мы же (имеется в виду газета "Ежедневные Новости") в свою очередь решили, что страна должна "знать своих героев в лицо". А потому связались с Олей, и она согласилась дать нам эксклюзивное интервью.

СКРОМНЫЙ ГЕНИЙ КИБЕРКУЛЬТУРЫ

Как оказалось, Оля периодически приезжает в Россию по приглашению своих коллег, чтобы вести здесь курсы по веб-дизайну и сетевому искусству.

- Одни считают интернет инструментом для развития бизнеса и общения, другие - вотчиной хакеров и киберпанков. А некоторые обнаружили, что интернет - новое пространство для их творчества. Так появилось сетевое искусство, для которого киберпространство стало холстом... Создавая свой курс, я заострила внимание на тех вопросах, которые актуальны в данный момент, на которые нет конкретных ответов. И ещё я всегда исхожу из уважения к интернету как к пространству, с которым я работаю. Я бы даже сказала - из любви к нему.

Что же касается моей работы в Академии коммуникативного дизайна в Штутгарте... Здесь я работаю уже пять лет. Это престижно, хорошо оплачиваемо. Это напряжённая и очень изматывающая работа, так как приходится всё время иметь дело с чужими идеями, помогать студентам эти идеи развивать или учить их критически смотреть на них. Кроме того, в моей области деятельности не напишешь цикл лекций раз и навсегда, так что приходится много готовиться, следить постоянно за тем, что происходит в мире. Мои коллеги по академии преподают в основном графический дизайн. Они на 10-20 лет старше меня. Сетевое искусство их не интересует вообще, думаю, для них я - единственный сетевой художник. Студенты - на 5-10 лет младше меня. Часть из них спит и видит, как бы побыстрее работать в рекламных агентствах, другие же мечтают о большем. С такими интереснее, но сложнее.

- Как получилось, что вам предложили преподавать в Штутгарте?

- Мне не предлагали. Я была в Германии в тот момент, в конце января 1999 года, когда академия опубликовала в газетах объявление о новой вакансии. Я написала им. Они пригласили меня на интервью. Я приехала туда с папкой, в которой были статьи про меня изо всех центральных немецких газет, показала им свои работы. Потом уехала обратно в Москву. Затем пришло приглашение, и я поехала работать. Всё просто.

ЗОМБИ И МУМИИ ВСЕХ СТРАН, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Одним из последних, более-менее освещённых в нашей стране проектов Оли стали "Зомби и Мумия" (http://www.zombie-and-mummy.org) - своеобразный многосерийный мультик (не флэшка, между прочим, а что-то вроде интернет-диафильма), состоящий из коротких эпизодов из жизни двух забавных персонажей Зомби и Мумии. На сегодняшний день готово уже 18 эпизодов. И каждый день Лялина получает письма от поклонников забавной парочки с просьбами поскорее продолжить "сериал".

- Прототипов у Зомби и Мумии нет, - рассказывает Оля, - только адепты. Но узнать себя в них нетрудно практически каждому. Изначально мы с Драганом решили, что будем делать по одной серии в неделю. Но в данный момент новых эпизодов нет, потому что это очень тяжело - раз в семь дней придумывать новую историю, с новым дизайном, новым рисунком. Хотя есть идея поближе к осени возобновить приключения Зомби и Мумии, потому что им ещё есть чем заняться.

- Какими ещё проектами вы намерены заняться в ближайшее время?

- Да, совсем скоро галерея сетевого искусства http://art.teleportacia.org будет проводить конкурс, как ни старомодно это звучит, домашних страничек. Там будет приличный денежный приз, но не от спонсоров, а из моего гонорара за работу в жюри другого сетевого конкурса. Идея простая - поддержать тех, кто делает что-то сам и для себя. И отметить тех, кто делает это лучше всех...

DO IT YOURSELF

СПРАВКА "Н"

Сетевое искусство (net-art, web-art, media-art) - это направление в современном визуальном искусстве, которое реализуется в сети. К сетевому искусству не принято относить просто хороший дизайн сайтов или флэш-мультфильмы вроде Масяни, потому как принципиальное отличие сетевого искусства от несетевого, "живого" заключается лишь в слове "сеть". Некоторые полагают, что "сетевое искусство" - это архивы или работы художников, живописцев, графиков, отсканированные и выставленные в интернете. А есть художники, которые считают, что интернет - это пространство для творчества, где можно самовыражаться, и не стоит использовать его лишь как выставочное помещение. Впрочем, нет-арт не обязательно должно быть визуальным искусством, нельзя забывать и феномен сетературы - сетевой литературы. Во всех этих тонкостях и классификациях ещё предстоит серьезно разбираться критикам от искусства.

- Оля, как вы считаете, что качественно изменилось в сетевом искусстве за последние пять-шесть лет?

- За последние годы очень многие стали думать, что сетевое искусство - это смешные флэш-ролики. А ещё многие считают, что надо пригласить программиста, менеджера, художника и только тогда начать работать. А на самом деле net art (или net-art, или net.art - как вам угодно) - это Do It Yourself. А что касается русскоязычного интернета... Я думаю, там есть много гениальных людей, которые делают замечательные вещи. Но сами они себя сетевыми художниками не считают, так что и я не буду на них этот ярлык вешать.

Я не являюсь net-art-гуру. Я - net-artist. Разумеется, моё имя известно специалистам, которые составляют антологии и выставки сетевого искусства. Но это не означает, что меня все знают и любят. К сожалению. Никакой особой виртуальной жизни у меня нет. Я готовлю, ем, сплю, покупаю одежду, отношу её в химчистку, забираю оттуда, общаюсь с родными... Компьютер использую для работы и общения. Впрочем, для свободного времени я его тоже использую. От виртуальности у меня, пожалуй, только нежелание обсуждать что-либо по телефону. Ну и друзей больше в сети, чем вокруг.

- Есть ли что-то такое, какие-либо проблемы общемирового масштаба, которые по-настоящему беспокоят вас сейчас или беспокоили раньше?

- Экология. Это меня дочка этим заразила. Их в школе учат, что куда выбрасывать, какие отходы как долго перерабатываются и чем это грозит...
©Ежедневные Новости, Владивосток


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Геша | n-c | Дата: 04.03.2004

Дайте ходу теплоходу - и мы порвем все здесь. Побольше подобного в массы. Задалбала серость и однотипность web-дизайна. Я - за.


Женя Чернова | Владивосток | Дата: 04.02.2004

2 Виктор Аргонов:

Это всё, что вы можете сказать по данному поводу ;о)???

PS. - это смотря КАКАЯ девушка, КАК и ЧТО она курит... :


Виктор Аргонов | вл | Дата: 04.02.2004

Когда девушка курит - это некрасиво

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru