начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина КУПРИЯНОВА ДЖАЗ ОСТЫВАЕТ, НО МЫ ЕЩЁ ТЁПЛЫЕ  | 2001 |  Читали: 5056 | Отзывы: 0


Джазовый трубач Александр Фишер, живущий в Вене, дал в Хабаровске концерт, и выступил в прямом эфире на открытии радиоканала 101,8 FM. Публикуем интервью с ним нашего корреспондента.

- Александр, твой прилет из Европы в родной город - что это? Кто "режиссер" такого эпизода твоей судьбы?

- Когда в Вене вышел мой компакт-диск "Sentimental Story", а так называется и группа, с которой я иногда выступаю, мне очень захотелось сделать с этими музыкантами турне по России,
конечным пунктом которого был бы и Хабаровск. Об этой идее
знал, в числе прочих, мой старый хабаровский друг Женя Ставиц-
кий. И вот я получаю от него письмо по электронной почте: кажет-
ся, есть шанс прилететь в Хабаровск, но - одному; здесь телерадиокомпания "Дальневосточная" открывает новый музыкальный радиоканал 101,8 FM, и на его премьере можно выступить в прямом эфире. Расходы ГТРК берет на себя.
Конечно, идея мне сразу понравилась. Дальше была длинная пе-
реписка, сроки открытия канала были неясны, но, наконец, я в Хабаровске.

- И был концерт в ОДОРА. Твои впечатления?

- Я думаю, что в целом концерт удался. Хотя режим нашей работы был не очень привычным. Со Славой Захаровым я не играл целых 15 лет, остальных музыкантов вообще не знал. И - всего две репетиции. Мы не успевали связать программу хотя бы "на живую нитку". Но всё же было достигнуто какое-то общее настроение.

- А контакт с Захаровым?

- Два музыканта первой линии должны сразу найти контакт, что-
бы слаженно играть основные темы, перекликаться и эффективно взаимодействовать. Слава - человек с огромным опытом, он на Дальнем Востоке, безусловно, ведущий джазмен. У нас не было проблем, чтобы вместе сыграть вещи, которые мы включили в программу. Слава прекрасно слышал мою трубу и играл безупречно.

- У многих зрителей-слушателей возникло ощущение некоего "соревнования" двух маэстро, в котором Захаров как бы старался "переиграть" тебя...

- Ну, знаешь, восприятие джаза всегда очень индивидуально, каждый слышит и видит что-то своё, не обязательно совпадающее с тем, что происходит на сцене. Лично я никогда не ставлю задачу "переиграть" партнера, вызвать аплодисменты - я играю так, как хочу, не ставлю перед собой каких-либо спортивных целей. Но я могу допустить, что Слава Захаров в силу ряда жизненных факторов, личностных качеств, которые я почувствовал во время заочного и очного с ним общения, находился в ситуации, когда ему нужно было как бы оправдываться, что-то доказывать любящим его слушателям. Слава - профессионал высокого класса, но он мог бы идти дальше и, возможно, достичь большего, если бы судьба сложилась иначе, если бы в свое время он сделал какие-то смелые шаги. При уровне его владения инструментом он мог бы, безусловно, стать европейской звездой. Мне довелось заниматься джазом 30 лет, и жизнь меня убедила: я должен постоянно держать форму, как можно больше играть с другими джазменами, чтобы не отстать. Ведь джаз движется, развивается, и нужно постоянно получать новую информацию: что происходит в мире джаза, что делают джазмены Америки и Европы сегодня... Наверное, нехватка такой информации и отсутствие постоянной возможности играть с профессионалами и было главной причиной, почему я уехал из Хабаровска сначала в Москву, а потом в Европу.

- Вернемся на 8 лет назад, ты приехал в Австрию. Язык джаза интернационален, но сложности адаптации, наверное, были?

- Да, безусловно. Мне казалось, что при моей некоторой популярности мой переезд в Австрию будет сразу замечен, и я, раньше или позже, буду там востребован. Но время шло, и мои ожидания звонков, приглашений и каких-либо творческих контактов оказались совершенно тщетными. И так продолжалось много месяцев. Постепенно я понял, что все мои прежние "заслуги" теперь нуждаются в действенном подтверждении. Я сам, и никто иной, должен выдвигать идеи и доводить их до реализации. Это потребовало от меня существенной перестройки. Но задача облегчилась тем, что мой характер оказался созвучным "австрийскому". В Австрии очень высокая культура одиночества, никто не лезет тебе в душу. И года через три я стал обретать уверенность в этом новом для меня окружении. Появились группы, с которыми я стал постоянно играть - ансамбль "Together", квинтет Джо Таушера "Joe&Со", "Another Dixieband и "Sentimental Story", новые и разные партнеры.

- Ты чувствуешь разницу, когда играешь с европейскими, американскими или русскими музыкантами?

- Я стараюсь играть на достигнутом мной уровне и не опускаться ниже; в совместном музицировании я слышу, ощущаю своих коллег и как бы автоматически нахожу свою стилистическую нишу, соответствующую направлению. В принципе, не имеет значения, с кем я играю - с американцем, русским или итальянцем. Разница может быть в каких-то нюансах, например, ударник-латинос может "подогреть" музыкантов, и ты не можешь на это не реагировать.
Если же говорить об отличиях, они не в музыке, а в отношении к ней. Америка подарила миру джаз как музыкальную культуру. Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Чарли Паркер, Элла Фицджеральд и многие другие Великие стали, фактически, культовыми фигурами мировой культуры двадцатого века. И вот удивительное противоречие: все то мощное, яркое, талантливое, что создается в Америке, сразу становится там предметом большого бизнеса. А если ты не приносишь доход, ты почти никому не нужен. И не случайно очень интересные и сильные американские джазмены уезжают в Европу и находят здесь благодарных слушателей. Потому что в Европе, в отличие от Америки с её ощущением себя "центром Земли", штучный талант ценится по достоинству, а на джазовое искусство смотрят как на часть мировой культуры. Америка по-прежнему считается законодательницей джаза, но даже в маленькой Австрии есть 5-6 саксофонистов, не уступающих лучшим американским звёздам. Или возьмём, например, блестящего и самобытного польского трубача Томаша Станько - он не коммерческий музыкант, и кто о нём, кроме коллег, в Америке знает?

- Александр, я правильно понял, что в мировом джазе - для самих джазменов - уже нет культа Америки?

- Скажу своё мнение, с которым можно не соглашаться: я думаю, что время джаза уходит, он во многом себя исчерпал.
Самые главные качества - поиск нового, выражение яркого личностного начала в каждой импровизации, в каждом стиле - ушли. Взамен: либо копирование того, что уже было давно сделано Великими; либо смешение с другими музыкальными культурами - появились фанк-джаз,рок-джаз и так далее. Почти нет новых идей, а те, которые появляются, носят прикладной характер, например, - играть еще техничнее, использовать современную электронику...

- Чёрный джаз в Америке родился потому, что формально "равные" негры с помощью музыки избавлялись от внутренней несвободы. Чехов предлагал соотечественником "по капле выдавливать из себя раба", а чёрные музыканты рабство из себя выбрасывали, выдували через трубы и саксы, выколачивали клавишами и ударными. И не случайно лучшие слушатели джаза в пятидесятых-семидесятых - молодежь СССР и соцстран, вместо маршей и сладких песен "о главном" слушавшая джаз. Свободную импровизацию свободных музыкантов. А сейчас, вроде, "все свободны" - и джаз нужен только меломанам? Ну, это даже не вопрос. Вот вопрос: когда ты уехал в Европу, ты не сказал себе: "Прощай, Россия! Мне уже нет дела до твоих проблем"?

- Первую, "советскую" часть жизни мне невозможно забыть, отрезать ее от себя. Всё, что происходит в последние годы в России, задевает меня за живое. Так, я постоянно слушаю радио "Свобода" на русском языке - самую, на мой взгляд, профессиональную радиостанцию, дающую многократно проверенную информацию.
Меня очень огорчил массовый выбор, который сделала Россия при выборе нового президента, хотя я понимаю, что в такой тяжелый поворотный момент народ вряд ли выбрал бы, скажем, Явлинского, которого я очень высоко ставлю. Я думаю, нельзя забывать нашей трагической истории. Меня огорчает ситуация с НТВ, в которую президент России мог бы вмешаться. Меня беспокоит то, что будет в России дальше.

- Насчет "массового выбора", "отстраненности" президента от ситуации вокруг НТВ и прочих заморочек - это, что называется, наш вопрос. И, думаю, джаз, может быть, в Европе и Америке "закатывается", но мы для него живы и востребованы - что и показал твой концерт. Когда ты вернёшься в Вену, хабаровские впечатления дадут тебе "пищу" для какой-то композиции?

- Лично у меня композиции рождаются без прямой связи с жизненными впечатлениями. Темы и музыка приходят неожиданно, например, во время прогулки. Я не могу сейчас сказать, что напишу композицию, условно говоря, "Хабаровские огни"... Но, возможно, напишу.
Юрий Шмаков



"ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЖАЗОВОЕ ЕДИНЕНИЕ!"
18 апреля 2002, Обнинск.

18 апреля состоялся вечер Обнинского джаз-клуба, который собрал, к сожалению, не слишком много слушателей, однако те, кто пришёл на концерт, были в полном восторге!
Бессменный председатель клуба Давид Гонюх пригласил на сцену замечательных музыкантов из Австрии и России во главе с Александром Фишером (труба, флюгельгорн), который уже несколько лет живет и работает в Вене. Проект Александра Фишера назывался "Джазовое единение: Австрия встречается с Россией". Итак, на сцене - неподражаемый Лев Кушнир (фортепиано), барабанщик Дмитрий Власенко, Христоф Печина (контрабас) и Хайнрих фон Кайнляйн (саксофоны, флейта). Музыка, которую они играли, была прекрасна. Создалось ощущение теплоты и одновременно очень мирного, неагрессивного исполнения, причем в то же время достаточно страстного. И конечно, чувствовался стиль. Вот такой конгломерат ощущений! Во второй части концерта Хайнрих признался, что это его первое посещение России, они поедут еще в Тверь и в Санкт-Петербург, Москву, а затем вернутся в Австрию. Видно было, что музыканты из "маленькой страны Австрии" воодушевлены приемом обнинской публики.
Длившийся около трёх часов концерт пролетел настолько быстро, что публика долго еще после его окончания обсуждала чарующие звуки. Такая музыка рождается от единения с залом, она не может быть "придумана" заранее, поэтому особенно приятно сознавать причастность к уникальности состоявшегося концерта. Это было действительно единение не только музыкантов двух стран, но и всех оказавшихся в зале в этот прекрасный вечер."
©МК в Хабаровске


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru