начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Андрей Горохов Дыра, прикрытая глянцем  | 2004 |  Читали: 4451 | Отзывы: 0


Андрей Горохов - Дыра, прикрытая глянцем
Мы живём в любопытное время, кажется, что стронулись с места тектонические плиты, звукоиндустрия переживает самый крупный кризис за всю историю своего существования. Покупается всё меньше и меньше CD, то есть рынок звуконосителей неостановимо усыхает. Ныне его объём составляет 31 миллиард долларов, что соответствует состоянию 1990 года, и судя по всему дело на этом не остановится.

С точки зрения концернов звукозаписи, в кризисе виноват интернет, который позволяет перекачивать между персональными компьютерами аудиофайлы в формате mp3. А точнее, виноват не столько интернет, сколько нечестные люди, дорвавшиеся до бесплатной музыки.
Сегодняшняя ситуация оценивается как "вышедшая из под контроля", концернам ясно, что "дальше так продолжаться не может". При этом происходящее сегодня воспринимается как досадное недоразумение технического характера, неожиданно достигшее размеров катастрофы.

Когда недоразумение будет преодолено, возникнет новая стабильная ситуация.

Потому сегодня крайне характерен пророчески-футуристический крен в музыкальных новостях: то, что происходит сейчас, это часто не более чем повод кинуть взгляд в "послевоенное будущее".

Собственно, страсти кипят не столько вокруг различных картин будущего, сколько вокруг вопроса: сумеет ли звукоиндустрия навязать свой сценарий развития событий?
Сценарий нового музыкального порядка выглядит примерно так:

1. Концерны звукозаписи способны функционировать, только оставаясь крупными предприятиями, на ситуацию сжимающегося рынка они отвечают слиянием (то есть укрупнением) капитала.
2. Курсирование бесплатных mp3 в интернете будет остановлено.
3. CD станут некопируемыми, возможно, в ближайшем будущем музыка будет издаваться на другом типе носителя, скажем, на DVD.
4. Наладится широкая торговля mp3-музыкой в интернете по доллару за песню.

Именно сценарий "mp3-песня за доллар" воспринимается сегодня как
пропуск в счастливое будущее, лишённое грехов эры компакт-диска. Пользователи покупают отдельные песни и загружают их в свои бездонные mp3-плейеры.
Первопроходец в деле "mp3-песня за доллар" - компьютерный концерн Apple, которому удалось наладить сенсационно бойкую торговлю в интернет-магазине iTunes.
Обсуждается такое развитие событий: все лейблы переходят на торговлю в сети (об этом уже объявил знаменитый британский электронный лейбл Warp).
При этом игнорируется заявление, сделанное недавно Филом Шиллером – вице-президентом Apple: "Музыкальный магазин iTunes дохода не приносит, мы до сих пор не расплатились за его оборудование. Вся акция с продажей песен – это маркетинговый ход по раскрутке mp3- плейера iPod. Наши плейеры продаются хорошо, поэтому мы в целом считаем эту акцию успешной. Без маркетинга плейеров продажа одних песен убыточна и потому бессмысленна".

Торговать музыкой по доллару за песню оказывается невыгодным потому, что концерны звукозаписи требуют слишком много за лицензию песен, уменьшить же аппетиты в ситуации падения доходов они наотрез отказываются.
Собственно, и остальные пункты урегулирования ситуации выглядят не очень убедительно: CD остаются вполне копируемыми, как и DVD, и есть большие сомнения, что удастся остановить интернетовский файлообмен.
Что пока концернам звукозаписи удаётся (если не считать привлечения максимально возможного внимания ко всей этой проблематике), так это слияния – скупка среднего размера независимых фирм грамзаписи и слияние друг с другом. Но какое нам дело до того, что Bertelsmann и Sony сливают свои музыкальные отделы?

Однако, парадоксальным образом именно такого сорта события как слияния концернов не только влияют на состояние музыки в будущем, они и создали нынешнюю ситуацию. Дело в том, что все эти проблемы – "CD против mp3" и "бесплатный mp3-файл против платного mp3" – это проблемы упаковки музыки.

Дискуссии о сценариях будущего молчаливо предполагают, что пользователь-то уж точно знает, какая mp3-песня ему нужна, меломан знает, что он хочет слушать.
Но так ли это?
В ходе mp3-бума выяснилась крайне неприятная вещь – не только CD как товар стал восприниматься как сильно переоценённый продукт, сама музыка потеряла прежнюю ценность. Иными словами, mp3-музыка – это музыка-однодневка, пару раз послушал и выкидываешь, даже не выкидываешь, а стираешь.
Музыки много, и что-то интересное и соответствующее своему вкусу найти крайне сложно. И музжурналы тут помочь не в состоянии, они, как и концерны, на деньги которых они фактически существуют, скорее склонны эту ситуацию скрывать.

Я задал вопрос хозяину известного российского музсайта evermusic"a:
О чём пишут глянцевые московские журналы? Насколько они контролируют ситуацию в музыке? Читает ли, скажем, ОМ продвинутая молодёжь?

Igun Shakor: "ОМ и раньше был не подарок, но сейчас, конечно, всё значительно усугубилось. Глянца развелось море, силы перераспределились. Музыка в глянце отпозиционирована как законченно консумеристская вещь, на которую выдают не более одной страницы скопом на всё про всё – да и это максимум, продиктованный скорее интересами верстки.

Произошло своего рода расслоение интересов - пытливая молодежь скипнула совсем за грань доступного формата, туда, где тиражи пластинок по 200 штук, а глянцу осталось писать для тех, для кого и De- Phazz может стать откровением.

Трудно поверить, но это так: там, где раньше мэйнстрим и (условно говоря) эксперимент как-то ещё соприкасались, сейчас простирается совершенно брошенная нейтральная полоса такой ширины, как будто она проходит не между музыкой и музыкой, а между живописью и керлингом. Прошла очень сильная центробежная волна, в результате которой все почувствовали себя очень просвещенными.

Оттого каждый пишущий в России, как мне кажется, ощущает этаким богатырём на распутье, которому "прямо" - теперь никак, этой аудитории уже нет.
И приходится выбирать - или утомленным чайльд гарольдом перетирать в глянце то, что просто привозят в магазин, или ползать на четвереньках с лупой, выискивая "настоящее" - с непременным условием, чтобы настоящее, не дай бог, не было хоть где-то как-то засвечено. Для этого ползания с лупой остались маргинальные интернет-окраины, внутренние тусовки, еще более закрытые к внешнему влиянию, чем раньше.

С другой стороны, большой глянец (GQ, FHM) практически вывел музыку из своего формата. Это мужские журналы, где обзоры CD - полторы шутки текста для того, чтобы мачо мог их озвучить за посткоитальной сигаретой, если к слову придется.

Чтобы дополнить картину, скажу, что развелось еще море тинэйджерских музжурналов, продаются хорошо, контент конечно еще тот, пубертатный. Так что те, кто покупал глянец из-за музыки, сейчас, матерясь, читают "Play" или еще более примитивное чтиво.
На глянцевом фоне журнал "Контр-культ-Ура" дает, конечно, 100 очков вперед любому журналу. Среди минусов можно отметить: низкую периодичность выхода, плавно переходящую и вовсе в необязательность; а также определенной ореол одиозности "старых волков", которые застряли в своих музпристрастиях лет 20 назад и успешно переносят свою личную тормознутость на собственный брэнд.
Плюс к этому - узкая, хотя и компетентная, аудитория. Весь набор качеств, который вызван одновременным отсутствием конкуренции и широкого спроса".

О чём идёт речь? О том, что кризис и главная проблема – вовсе не там, где мы предполагали. Тема "исчезновения мэйнстрима" ещё довольно нова.
В виду имеется примерно вот что: в результате политики концернов звукозаписи в 90-х и начале 2000-х, ориентированной на укрупнение капитала и на крупные инвестиции и доходы, исчез слой, как говорят в Германии, Mittelbau - "домов средней высоты". Остались небоскрёбы и малоубедительные одноэтажные строения-времянки.

Те, кого концерны и MTV не могут вырастить до уровня интернациональных сверхзвёзд класса Бритни Спирс или Бьёрк (то есть "независимые" музыканты) интереса для концернов не представляют, их просто не замечают, их давит финансовый пресс, они приговорены к практически полной безвестности, а тот, кто в них вкладывает деньги, разорится.
Явления же сверхзвёзд народу сопровождаются масштабными кампаниями, настоящими вакханалиями маркетинга.

Это имеет непосредственное отношение к тому, во что превратилась музыка. Дэвид Боуи стал "Дэвидом Боуи для всех", от него не отстают "Red Hot Chilly Peppers для всех" и многие-многие прочие. Всё это – крупные торговые марки, к интересной современной музыке отношения не имеющие.
Уже не первый год выполняется невесёлое правило – если исполнитель известен, значит, его новый альбом невозможно слушать. А об остальных не пишут, или пишут нечто невнятное и необязательное: исчезновение критически настроенной и компетентной музкритики – это ещё одно из следствий политики концернов в 90-х.
Иными словами, известные имена испортились, симпатичные независимые коллективы исчезли, новые имена слышали лишь меломаны- энтомологи. В музыке сегодня не ориентируется вообще никто.
Журналы эту ситуацию изо всех сил скрывают, то есть прикрывают дыру глянцем.

Так какое же будущее нас ожидает?
В ближайшем будущем будет то же самое, что и сейчас, с той только разницей, что в катастрофическом характере нынешней ситуации мы ещё не отдаём себе отчёта.
Маленькие лейблы разоряются, жизнь независимых музыкантов становится всё более трудной, независимая музыка всё чаще и чаще оказывается откровенно сырой и дилетантской. Возможно, какие-то музыкальные явления исчезнут, как исчез в середине 90-х альтернативный рок, а в конце 90-х – трип-хоп.

Те слушатели, которые ориентируются на известные имена, на глянцевый журнал, на сочный звук, будут в скором времени обмануты и деморализованы, они имеют дело с товаром с крайне коротким сроком годности.
А небоскрёбы будут и дальше расти, от раскрученных брэндов "Робби Уильямс", "Rammstein", "Radiohead" или "Новый рок" большая звукоиндустрия не откажется. А мы будем слушать эту продукцию примерно так же, как сегодня смотрим третью Матрицу или Терминатора: не потому, что мы на что-то неожиданно высокохудожественное рассчитываем, а чтобы "оценить эффекты".
Представив себе журнальные статьи по поводу нового альбома Radiohead, в скажем, в 2008 году, я подумал: нет, пусть уж лучше чёрная дыра, то есть самообслуживание наиболее приспособленных к интернету. Всё-таки есть шанс, что маниакальные даунлоадеры выловят что-то странное и интересное.

А что в неближайшем будущем?
Нынешние концерны теряют не только деньги. Они потеряли доверие и слушателей и музыкантов. Концерн Юнивёрсал объявил о расторжении контрактов с 70% немецких музыкантов. Иными словами, практически вся музыка оказывается независимой.
Концерны её игнорируют, травят своих потребителей судебными процессами, теряют миллионы долларов и увольняют своих служащих и топ-менеджеров.
И, толкаясь локтями, прут на немузыкальное телевидение и раскручивают каких-то совсем уж смехотворных поп-идиотов, которых даже поп-идолами назвать не поворачивается язык.
Разрыв расширяется.
И тут появляются концерны Нокия, Майкрософт, Эппл, Кокакола. У них многомиллиардные бюджеты. Фирма Нокиа продвигает мобильные телефоны, которые будут одновременнно плейерами музыки. Фирме Нокиа интересно, чтобы потребитель покупал её продукт и не раздумывал на тему, почему песни такие дорогие. Песен должно быть много и дешёвых.
Но пока это ворованные песни.
А что произойдёт, если Нокия просто купит не лицензии, а права на музыку, заключит контракты с тёмным морем брошенных концернами музыкантов и перспективными новичками?

Нереальная ситуация?
В начале 80-х концерн Сони был известен как производитель хай-фай аппаратуры. И вот он – вместе с концерном Филлипс – разработал новый технический формат аудионосителя – компакт-диск. Изготовил плейеры, сделал их дешёвыми. Но производители музыки игнорировали новую технологию: Сони же не может заставить другие фирмы использовать новый формат, тем более, что в мире постоянно появляются какие-то новые разработки!
Что сделал Сони?
Начал скупать известные лейблы вместе с их музыкантами и каталогом. Например, Capitol. И заключил контракт с самым главным тогдашним музыкантом – Майклом Джексоном.
То есть стал мейджором нового типа.

Сегодня – точно такая же ситуация.
Появилась новая технология – mp3.
Есть два концерна, выпускающие плейеры – Эппл со своим плейером iPod и Нокия со своими музыкальными мобилами. И им нужно дать пользователям музыку, не обращаясь к дядям старым концернам.
А старые концерны в беде, они ослабли..
Понимаете, что происходит?
И за Эппл с Нокией6 и за EMI c Universal стоят банки, которые выдают кредиты на отдельные проекты. Дело Нокии и Эппл ширится и побеждает, дело EMI c Universal засыхает. Возможно, в EMI c Universal сидят бюрократы, идиоты и держиморды, но в банках сидят не идиоты. Они дадут многомиллиардные кредиты тем, кто будет готов радикально перевернуть ситуацию. А тем, кто хочет лишь продолжать качать права и тратить миллионы на Мерайю Керри, не дадут. Ведь потеря нескольких десятков миллионов долларов EMI на промахе с Мерайей Керри и перекладывание их на потребителя путём повышения цен на компакт-диски была замечена теми, кто такими деньгами ворочает.
Не в том проблема концернов, что им не верят потребители и музыканты, а в том, что им не верят стоящие за ними банки.

Сегодняшний инди-рынок станет, наконец, завтрашним мейнстримом, он же и звучит как мейнстрим, это же всем ясно, нет в нём ни ненависти, ни протеста, ни радикализма.
Всё тип-топ, всё ням-ням.
Но не надо думать, что все сегодняшние инди-музыканты превратятся в завтрашних звёзд средней руки.
Чтобы вытащить The Beatles и навязать их в качестве одной для всех бит-группы, были утоплены сотни других бит-групп, ведь в каждой школе, на каждой улице была своя бит-группа – и в Великобритании, и в Голландии, и в Германии.
Иными словами, музыкальные концерны будущего Нокия и Эппл будут раскручивать далеко не всех, из сегодня объективно имеющихся. Если нам повезёт, то есть если Нокия и Эппл наймут для отбора музыкантов и их продюсирования компетентных людей, которые не будут погонять музыкантов, а будут их медленно растить, то нас ожидают новые удивительные вещи.
Но многие в любом случае будут обижены, останутся независимыми, или – если они слабы духом - бросят музыку.

В любом случае, всё это вилами на воде писано.
©www.muzprosvet.ru


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru