начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Борис Подкосов ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ДЖАЗ: ПЯТАЯ ВОЛНА (INTERNATIONAL JAZZ FESTIVAL - VLADIVOSTOK 2004)  | 2004 |  Читали: 10031 | Отзывы: 5


Борис Подкосов - ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ДЖАЗ: ПЯТАЯ  ВОЛНА (INTERNATIONAL JAZZ FESTIVAL - VLADIVOSTOK 2004)
Фудзии Хироси, вибрафон
Борис Подкосов - ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ДЖАЗ: ПЯТАЯ  ВОЛНА (INTERNATIONAL JAZZ FESTIVAL - VLADIVOSTOK 2004)
Киши Мицуаки расписывается на "памятной" стене филармонии
Борис Подкосов - ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ДЖАЗ: ПЯТАЯ  ВОЛНА (INTERNATIONAL JAZZ FESTIVAL - VLADIVOSTOK 2004)
Киши Мицуаки и генконсул Японии, г-н Маруо Син
Как всегда, предназначалось для газеты "Приамурские ведомости" (г.Хабаровск),
как всегда, не то запоздало, не то многословно, не то ... Поэтому — в Internet"е. "Чуть-чуть" дополнено (x 2+... ;).

© Борис Подкосов

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ДЖАЗ : ПЯТАЯ ВОЛНА
INTERNATIONAL JAZZ FESTIVAL - VLADIVOSTOK 2004


Особое спасибо (не апостолу ...) Петру.

... "Никита Хрущев сделал Владивосток "советским Сан-Франциско", г-н Маруо Син обещает сделать его "русским Новым Орлеаном" !!!", "Америка нам поможет !!!"
Так могли бы выглядеть заголовки этой статьи: шутка, в которой все — правда ...

" 35 лет "на водах" "
Фестивалям джаза с гордым именем "Дальневосточный" (или соответствующей сутью) — уже 36 лет. Продюсеры и участники их различны (а сам термин не может быть зарегистрирован как "брэнд"). Гордость их заключается в "самости", в осознании Дальнего Востока уникальной (в истинно математическом смысле слова ...) "отдаленной джазовой территорией" со всеми вытекающими последствиями и признаками (отдельная тема...). Для нас же заметны их соревновательность и "волнообразность" — да ведь и происходят они "на берегах морей и рек".
Предваряя дальнейший рассказ, разумно, однако, упомянуть все Дальневосточные фестивали джаза — тем более, что публично этого не делалось никогда ранее (и вызывало множество разночтений). (Хотя сквозная нумерация здесь, скорее, и неприменима, но преемственность — очевидна, поскольку и "фигуранты", и, отчасти, задачи, — одни и те же.)

1968г., дек. Без "брэнда" (названия и т.п.), ВЛКСМ / управление культуры / квинтет В.Горовица++,
г.Хабаровск ("прародитель"). I
1986-1991гг, ДЖАЗ-НА-АМУРЕ (ежегодно), Секция джаза Музыкального общества Хаб. края /крайком ВЛКСМ /
филармония / управление культуры / ++, (возрожден, продолжен и развит) г.Хабаровск II
1988, февр. ДЖАЗ-МОЗАИКА (разово, 2 дня) А.Кондратенко / Дом Молодежи Комсомольска-на-Амуре / +
/ + Секция джаза Муз. общества Хаб. края, г.Хабаровск / г.Комсомольск-на-Амуре II
1991-1993гг., "Джаз у океана" (ежегодно), Ю.Шихов, С.Еремин & Co /филармония/управление культуры/+,
(продолжен и развит) г.Владивосток, III
1997г., без "брэнда", филармония/управление культуры/+, г.Хабаровск, IV
1998г., без "брэнда", В.Бондаренко и "Студия "С"/+, г.Хабаровск, IV
1999г.? "100 лет джаза", Центр творчества "XXI век" (С.Б.Пак) г.Владивосток. IV
2003г., без "брэнда", филармония/мин-во культуры/ХГКИ, г.Хабаровск, IV
2004г., International Jazz Festival - Vladovostok 2004, губернатор / филармония / департамент культуры /
генконсульства США и Японии / ++ г.Владивосток V

Сегодня главной частью "дальневосточной территории джаза" — и, наверное, с далеко идущими последствиями, осознал себя как раз Владивосток: и это и есть и (см. хронологию) "пятая волна" дальневосточного джаза, и самая главная новость, и — главная мысль данных заметок ...

"На последнюю пятерку ..." —
Можно сказать, что Приморская краевая филармония предельно эффективно распорядилась оставшимися в крае (после недавних фестивалей "высокой музыки" и кинофестиваля) средствами — или, я бы сказал, "возможностями"...
"Почти все местные профессиональные музыканты (кроме биг-бэндов) согласились на сей раз (только) выступить без гонорара" (цитата из почти "официального голоса фестиваля", журналиста Сергея Кожина). Единственный биг-бэнд (п/у А.Баранова, Хабаровский ГКИ) принадлежал гостям, "для молодежи" был приглашен (опять же из "города Х.") "поднимающийся" и загадочный, предмет интереса молодежных радио, почти электронный "Therr Maitz"; жанровую палитру дополняли самодеятельный (по словам самого руководителя, но побольше бы подобной музыки - на праздники и т.п.) диксиленд Б.Гораля из Дальнегорска и "светлая надежда приморского джаза", детский "микро-бэнд" Школы искусств из Уссурийска. Гостем фестиваля стал и — уже москвич, но бывший и владивостокец и хабаровчанин, и "возродитель джаза и породитель его фестивалей во Владивостоке", и ... — Юрий Шихов, работающий в смежной области, но не покидающий ни фортепиано ни джаза (и выпустивший несколько CDs; публично, "бизнесмен", на сцене он, кстати, проявил себя тонким лириком и романтиком — и был единственным сольным пианистом).
Тот же С.Кожин рассказывает в прессе, что фестивалю просто не хватило времени на подготовку, и, за невозможностью успеть оформить документы, не смогло приехать четыре (!) коллектива из США, и, м.б., коллектив из Южной Кореи ... (но, впрочем, отчасти и по финансовым причинам: ведь "пришлось отказать" и "любимцам местной публики": "австрийскому трубачу Александру Фишеру" и хабаровчанам "Тине Носсуль" и Вячеславу Захарову ... (который, однако, все же появился в бэнде ...)).
- ... "Любимцы Нового Орлеана"
Но! Обычную для "провинциальных" фестивалей канву совершенно "перебивают" три "почти зарубежных" ("вы поймете сами") "гостя" — профессиональных джаз-комбо, два из которых (а это так и не прозвучало нигде ...) имеют контракты с "маджорз", т.е. крупнейшими, компаниями звукозаписи (каковых, после слияний, и осталось-то, кажется, только четыре во всем мире), а третье, уступающее им по возрасту и рангу — но зато истинно американское ("молодой" The Neighborliness Jazz Quartet - "NJQ", почти MJQ ..., — базирующийся в штате Вирджиния). (Контракты — у самого известного в мире российского и самого "раскрученного" в России (пост-бопового квартета) Игоря Бутмана, с Universal, и у японского "новосвингового" пианиста Киси Мицуаки — с BMG. Одно это — хотя и не все, но уже показатель самого высокого класса. Как вы понимаете, в такое несолидное занятие, как джаз, без уверенности в отдаче никто деньги зря вкладывать не станет ...)
Не сугубо "приморским", но, скорее, "дальневосточным" феноменом я назвал бы — несколько неожиданное для меня лично ... — желание публики и организаторов лицезреть своих любимцев (Мицуаки, NJQ) повторно ...
"Рождение звезды"
... и хотя хабаровчане, как ни странно, могли видеть почти всех, включая "звездных" (и, к сожалению, исключая приморцев и американцев...) участников фестиваля и оценить их, и, иногда, даже раньше приморцев, интрига заключается, скорее, не в музыке, но в явлении, которое будет иметь далеко идущие последствия.
Фестиваль а)проводился под патронажем губернатора Приморья Сергея Дарькина (и концерты его — необычно для нас? — (даже в отсутствие губернатора...) совершенно добровольно (sic!) посещали даже высшие чиновники администрации, и ((!) — жена губернатора ...), является б) предметом гордости Приморья и — в) предметом интереса наших соседей за ближайшими морями и океаном, где джаз значительно более зрел (чем на — очень ... — Дальнем Востоке России ...).
Сама идея фестиваля — неожиданно! — принадлежит генеральному консулу Японии во Владивостоке, г-ну Маруо Сину (и, откровенно говоря, в своей практике я не встречал еще такого активного джазового энтузиазма — и подобного демократизма, вплоть до общения с массами — среди дипломатов ...). Сам любитель джаза, он хочет что-то сделать в развитии любимой музыки в городе, в котором представляет свою страну, и хочет сделать этот город основательно заметным на карте мира. Для первого шага у него было не много времени; мобилизовав ресурсы японских компаний, работающих на местной почве, японским энтузиастам (вы можете допустить, что экономически они — совсем не божества?) удалось "привезти" пока всего один коллектив: уже столь любимое приморцами (и нами ...) трио Киси Мицуаки "+1" (вибрафон) (Фудзи Хироси - лучший вибрафонист Японии ...).
Родилась же идея крупного международного джаз-фестиваля все же, вероятно, совместно, еще в мае, во время концертов (собравшего "большие" залы ДК моряков и театра драмы им. Горького) того же самого квартета американцев (приехавшего как тогда, так и сейчас — при поддержке и активном внимании Генконсульства США во Владивостоке — по уже традиционной для США линии "джазовой дипломатии" — правительственной программы Jazz Ambassadors /"Послы джаза", и выбранного для этого на конкурсной основе в числе семи — среди семидесяти (sic!) — участников-неофитов, чтобы побывать, кроме России, также и в ЮВА; остальные "избранники" - также по всем миру).
По провозглашенной г-ном Маруо Сином идее, в течение 2-3 лет во Владивостоке должно ("ненасильственно" ...) появиться несколько настоящих джаз-клубов, в которых могут регулярно выступать, наряду с местными и российскими, иностранные джазовые коллективы. Стимулом же для "потребления" и "практикования" джаза и должен стать фестиваль, куда можно "привозить" кого угодно, вплоть до ... (назовите самое большое известное Вам джазовое имя) — если будут достаточные деньги ... (приморцы уже доказали это самостоятельной организацией регулярных "приемов": Deep Purple и т.п.). (Приморский город! "исторически "голодная"", просвещенная и экзальтированная публика! Бутман не устраивал пресс-конференции, но обронил, что несколько прохладный прием в Хабаровске оставил у него некий осадок, и был несколько ошарашен тем, что приморцы аплодировали ему стоя! — ... как, впрочем, и остальным заморским гостям ... — как, ранее, при исполнении "Интернационала", или, сегодня, иногда..., гимна России ...)
Музыка больших знакомств — и больших карманов ...
Как дипломату, г-н Маруо Сину, вероятно, знакомо известное — и реализованное ... — высказывание некогда лидера СССР Никиты Сергеевича Хрущева, но официально им озвученное на пресс-конференции желание "сделать из Владивостока русский Нью-Орлеан", по вектору полностью совпадая с "хрущевской" тенденцией к развитию "нашенского города", явно противоречит Хрущеву-культрегеру (делавшему в адрес "неофициальных" искусств — к счастью, не джаза — совсем уж неформальные высказывания...).
Американская же сторона также проявила полную заинтересованность в идее ("Джаз является официально и общественно признанной единственной сугубо американской национальной художественной формой", г-жа Тара Раглз, представитель генконсульства и Госдепартамента США в области образования, науки и культуры), притом, как минимум, будучи в состоянии содействовать в контактах, и, как максимум, обладая возможностями для этого, скажем, в рамках уже упомянутой программы. (И все высшее руководство генконсульства, включая генконсула, исправно посещало по крайней мере концерты земляков.)
Все остальное, полагаю, ляжет на плечи организаторов — и на карманы международного бизнеса, в т.ч. и российского, базирующегося в процветающем приморском городе. Иллюстрация: для "2004 "отработали" группа японских компаний (Toyofuji Shipping Co., Nippon Auto, Nikko Hotels International, Yamaco и др.), фешенебельные отели Hundai и русское "Приморье", русские же Общественное ТВ (ОТВ) Приморья, радио "Лемма", "Владивосток Авиа" и т.п. Пикантная деталь: крупнейший местный производитель хлеба бесплатно кормил гостей своими булочками, даже не будучи помянут в афишах ...
Так, с прибаутками, но абсолютно всерьез, мы приветствуем рождение абсолютно новой для Дальнего Востока реалии: официального международного джаз-фестиваля с (потенциально) большими перспективами — и именно в приморском городе (впрочем, подобное я предвидел еще лет 15 назад …).
"Трудовая песня"
При цене билетов в 400, 500 и 700 рублей (что для Хабаровска явно "несколько много"..., если только не учитывать "наличия звезд"), зал был практически полон, в т.ч. и публикой в "достаточно матером" и "платежеспособном" возрасте лет около 45, и молодежью, что внушает и надежды на доброе будущее. Для тех же, кто не очень привык "платить за джаз", вероятно, новостью будет, что даже при этих "высоких" ценах на билеты — и скромном ныне фестивальном бюджете ... — сборы от них едва ли составили 15-20% последнего ...
Мне довелось увидеть в своей жизни, в т.ч., "очень близко из-за кулис", скажем так, "несколько" джаз-фестивалей. Тем более приятны были полнейшее отсутствие задержек, накладок, ошибок и т.п., обеспеченные "комсомольско-молодежным" коллективом Приморской филармонии. Атмосфера абсолютного спокойствия и душевного комфорта окружала и зрителей, и участников, и гостей "на всем протяжении", но персоналу филармонии, обслуживающему фестиваль, пришлось и потрудиться, и переработать, и ... — воспринять, казалось бы, и "навязанное "сверху"" и "очередное" "мероприятие", с изрядной долей патриотизма (что, вообще-то, для сотрудников всех прочих филармоний в отношении джаза, как известно, "не слишком" характерно ...) — и за это им спасибо.
Направленностью и солидностью же своей, и т.п., фестиваль прочно попадает в разряд региональных "джазовых филармонических".
"Новая надежда" ...
Хотите знать, чем фестиваль во Владивостоке отличается от прочих "дальневосточных"? Очень просто: он, кажется, действительно нужен власти, и это — новое явление.
При всем российском недоверии к властям, рукоплескания.
А "зачем бы вдруг" он власти понадобился?
Помимо — уже характерного для нынешнего "времени "экономического оживления"" ... — своего рода "любопытства к джазу" и "престижности" его, вполне вероятно, затронувших и нерядовых зрителей, логика очевидна. Для поощрения культуры, искусств, местной публики, и ... Город стал "настоящим": большим, динамичным, процветающим, открытым миру, хочет привлечь больше туристов — и доходы, повышает свой международный имидж, рейтинг — и ждет инвестиций, и т.п. ...
... И в этом своем "джазовом намерении" Владивосток опережает прочие дальневосточные города ... "Зависимость непрямая, но реальная. Джаз, все же, музыка интернациональная ..."
А вот насколько успешными будут и фестиваль, и отдача от него, зависит уже от многих составляющих, главная из которых — желание.
О художественной стороне сегодняшнего дня — дальнейший рассказ.
"О тех, кого помню и люблю"
Все оценки субъективны, и эти — тоже.
Все "нижепоименованные" музыканты участвовали некогда в фестивалях ДЖАЗ-НА-АМУРЕ ("ДНА" ‘86-"91), и от этого не уйти ...
Биг-бэнд хабаровчан — один на фестивале, и — один из немногих на Востоке, носитель джазовой традиции и преемственности, оркестровой культуры и т.п. Эти качества бэнд и продемонстрировал достаточно мощно и успешно в очередной раз (хотя сами музыканты знают о себе: "не негры …"). "Украшениями" (цитата фестиваля) стали выходы (уже бывших?) учениц педагога ХГКИ О.П.Ришмедиловой, вокалисток Натальи Егоровой и Юлии Трудниковой. Фактически, в данной ситуации они воплотили для зрителей нечто вроде разных сторон эталона женского джазового вокала.
Надо сказать, хабаровских "звезд" уже давно радушно принимают "у моря" ...
Не постесняюсь публично присоединиться к поздравлениям Вячеслава Захарова со сцены и аплодисментам зрителей по поводу присвоения ему звания (джазового?…) Народного артиста России: "Теперь ты, "дядя Слава", у нас вроде Пугачевой!"
"Флотский" ныне (ТОФ), трубач и флюгельгорнист Андрей Лукаш (электронный "ЧелоВек" Ю.Шихова&Co., "ДНА "87"; "сам по себе", Хабаровск-2003) — по нашим меркам, "мэтр": тактичный, чуткий, с теплым звуком, чувством времени — и паузы … Чего ему недостает, так это только большего количества выступлений на большей джазовой сцене — и с большим количеством партнеров, м.б., и иностранных. (Во всяком случае, он был приглашен на интернациональные "сочетания" и в клуб и в финальный "джем" – хотя это, как правило, и ничего не дает в дальнейшем, кроме удовольствия от самого факта) … Лукаш равно хорош и в абсолютно акустических составах (особенно, в балладах) и в несколько более "остром" собственном "электрифицированном" комбо (я также выделил бы тенориста — точного, ясного и агрессивного, с наличием фразы). Почему-то в обоих случаях он напоминает (единственного известного мне трубача …) Майлза Дейвиса … — и является "дальневосточным наследником Фишера" "по прямой". Этого человека давно необходимо "продвигать" и записывать: много, тщательно и бережно, в разных составах, а там будет видно. Но: "Эти ноги — у "Динамо"" …
Старый знакомый ("ДНА ‘88") Виктор Задков, бывший заведующий эстрадным отделением музыкальных училищ Находки и Владивостока, сорокалетний педагог с соответствующим семнадцатилетним стажем, а ныне — независимый — лидер "AZID-Jam", не в восторге от качества местной джазовой жизни, но имеет и перспективный план и амбициозный "сессионный" джем-бэнд (септет). Без особой "кислотности", но наличие драйва, "движущего" свинга, танцевальности и разнообразия подкупают (а скэтовый вокалист, бас-гитарист С.Моисеев — радует). Виктор "варит" в своем котле все, вплоть до "этно", знает о силе тихого звука и испытывает на нас различные "духовые" инструменты (несколько). Этот коллектив, тем более и по возрасту и по опыту участников, и по отдаче и по качеству музыки, способен "работать" гастроли и "держать" клубные танцевальные площадки любого размера. (Даже и само название его синтезировано предельно удачно: "Azid Jam"(!), где "azid" = "acid" = "кислота" (во времена хиппи - LSD ..., и "делириум", "изменение сознания", "выход за пределы реальности) = "экстази" сегодня ... = "танцы" (по 6 часов подряд ...); но "azid" — лишь "снятая форма" разрушительного оригинала (и игра с модной ныне и за рубежом буквой "z", несущей дыхание иррационализма и многообразия реального мира ...), а изменение сознания должно достигаться только музыкой. "Jam" — напоминание о феномене джаза нового времени, "джем-бэнде", т.е. коллективе (импровизирующих...) виртуозных музыкантов, играющих (за деньги ...) в свое собственное — и всеобщее — удовольствие: танцы, бары и т.п. - почти без репетиций, но и без претензий на "высокий жанр" ... Итого: "танцуем до упаду - и без "химии"".)
"Воскресная площадка" (т.е., "танц") Дмитрия Смирнова некогда ("ДНА ‘88") - бескомпромиссный секстет "на грани" рока ("новой волны"?) и джаза. Сегодня трио (альт, "клавиши", барабаны) играет авторские композиции, несколько тяготеющие к балладности и "нью-эйджу" - и ценимые коллегами. Формат вполне находит себя в небольших залах – и в звукозаписи? …
"Новые имена"
"Coin" Петра Якимца - юношеский коллектив, и, соответственно, азартно играющий "фьюжн"; заметен вокалист - и умение свинговать.
"Сектор джаза" Павла Брагина - уже молодежный, студенческий, - но самостоятельный, техничный, и явно - "новая надежда". Особо радуют его стилевое разнообразие - и агрессия.
Хабаровчане видят "родной" "Therr Maitz" (от которого молодежь - почему-то ... - Владивостока ждет международной известности ...) 1-2-4 раза в месяц и могут попросить повторить фестивальный ("малоэлектроннный") формат. "Я - магаданец! Мой учитель - Евгений Черноног!" Антон Беляев был приглашен в финальный "джем" - и, неожиданно, главный "термит" выказал себя пианистом, притом полноценно владеющим и джазовой идиомой и фортепианной техникой (забудьте прежних "звезд", хабаровчане ...).
"Хрустальная тишина"
Подытожим.
Даже при всей своей "местной ангажированности", не скрою: разница в классе даже лучших из дальневосточников и "больших гостей", скажем так, "принципиальна"... (Почему? - отдельная тема ...)
Пока дальневосточники не играют "сложных" направлений джаза в принципе (а публика радостно осваивает "начала"...).
Практически все дальневосточные комбо (кроме, м.б., иногда…, Лукаша), м.б, в силу возраста – и отсутствия влияний на - музыкантов, практикуют только "коммерческие" (читай, танцевальные, легче воспринимаемые) направления и форматы (с электроникой), позволяющие проявить "технику" (скорее, беглость ...) и "динамику" (скорее, громкость ...). "Боповая" и "свинговая" составляющие "упали". За всем этим "иногда" встает некоторая "задымленность" фактуры, суета (из "опасения пустого места" – и потеря главного: порождения эмоциональной реакции слушателя.
"Гости" отличались от "участников" именно этим: полным отсутствием "страха тишины", страха паузы, страха "звучания тишины".
"Самым бесстрашными" в смысле "общения с тишиной", даже по характеру музыки, мне показались американцы …
"Black & White"
Уже давно (‘90-е?) замечено, что "в стране развитого джаза" музыканты джаза созревают рано и в равной степени эффективно владеют несколькими идиомами, из коих "джаз" - только одна. Кроме того, общепризнано (и, прежде всего, самими "черными", 60-70-80-е гг.), что термин "джаз" стал для афроамериканцев бранным словом (соответственно, "взамен" они изобрели другие музыки) – а само явление сильно "побелело" ... В этих условиях невольно изменяются традиционные для него влияния - и даже первоосновы … Что в результате? Не совсем то, чего мы, "по удаленности" своей, могли бы ожидать ... -
The Neighborliness Jazz Quartet …
... "Мы всего лишь то, чем хотим быть …" (фраза из вокальной импровизации-речитатива лидера группы, магистра музыки, саксофониста и кларнетиста Джона Уинна) - и это, похоже, правда ...
Существующий пять лет, квартет объединяет друзей-профессионалов, которым, чтобы заработать на жизнь, приходится играть различную музыку – от "поп" до рока, в больших оркестрах, в студиях, и (вероятно) в пабах, а также преподавать. (Для некоторых местных музыкантов и т.п. было внове, что джаз в Америке – музыка неприбыльная (и непрестижная…) …) Следовательно, они должны профессионально владеть несколькими музыкальными идиомами, из коих джаз является, м.б., даже не главной … (и "не кормит" - хотя с ним и связываются их жизненные ожидания).
Это - вариант "другого", нового (для нас) американского "молодого" "белого" джаза (в котором люди тоже "жизни кладут" за музыку)… - но больше отличия, чем сходства.
Дальневосточники традиционно (и без ущерба для себя) "любят" "черный", по крайней мере, "американский", "атакующий" ("straight-ahead") джаз, плюются от "собаки" (свободного джаза), как будто уважают модальный, а практикуют "фьюжны" и т.п. танцевальную "кислоту". "Европейский джаз" для них – нечто несуществующее (а термин "импровизационная музыка", как я подозреваю, и вообще знаком только 2-3 - откровенно юным! - музыкантам из Хабаровска и Владивостока, которые только что и начали эту музыку совместно практиковать - почти никто не слышал ...). Представьте же теперь, что в "американском джазе" родилось нечто подобное "европейскому", с некими очень глубокими и неочевидными новыми народными корнями – музыкой американских белых народов …
Безусловно "джазовен" пианист Дэниэл Кларк. Барабанщик Робби Синклэр равно успешно чередует и джазовую и "роковую" манеры. Большинство вокальных импровизаций Джона Уинна больше напоминают мне фактурой "фолк" и Саймона и Гарфункеля и всех прочих (немногих мне известных …) – сразу... Репертуар квартета, наряду с традиционными стандартами, включает "новые" - пришедшие из современной поп- и фолк- музыки, от Стинга до "песенника" Рэнди Ньюмена и т.п..
(Интересно посмотреть "живьем" на абсолютно серьезную - хотя бы, с непривычки, и "лично болезненную" - "процедуру" этой "настоящей новой стандартизации", т.е. нового всплеска уже давнего тамошнего тренда.)
"Американская песня" - серьезнейшая составляющая интонации квартета, и Джон Уинн (на ходу) согласился с этим. Музыку же я бы и вообще отнес к "белому" "фолк-рок джазу" или даже к "не совсем джазу". Именно на "мягкую роковую" составляющую (моторику, драйв), "фолковую" "белую" мелодику (и - джазовую? - раскованность ...), хотя и с уже стандартными "черными" ("соул") заимствованиями, и реагировали - невольно! - любые зрители, свидетели и первого (май, два "тысячных" зала), и второго "пришествий" квартета…
"Они играют то, что им кажется джазом" - это (естественно, анонимная ...) "местная американская" цитата. Выводы? - ваши собственные.
"Новый русский джазмен"? - "Ну, погоди!"
Сегодняшняя "легкая истерия" "по поводу" Игоря Бутмана (в СМИ и т.п.) вызывает мое полное недоумение и напоминает только о той морковке, слаще которой и журналисты и слушатели в жизни своей не едали ...
С другой стороны, исполнители Бутмана обвиняют (цитата) в "техницизме, музыкальной эксцентрике и желании понравиться публике, которое не останавливается ни перед чем".
"Ну кто ж у нас не рус?..." (даже в многонациональной стране ... ) — т.е., кто ж не хочет понравиться? и даже "с первого раза" ... - соглашаясь на часть, я бы добавил его квартету "мощь, "ровность" и выдержанность профессионалов", а ему самому также и "экспрессию" и (кстати, и, своего рода, показатель класса – или манеры?) - "неуемность", "неукротимость", "неостановимость".
Квартет Бутмана играет (малоизвестную "публике"...) международную "стандартную" джазовую музыку, квинтэссенцию нынешнего "главного джазового товарного тренда", сдобренную (для провинции?) обработками мелодий из мультфильмов и т.п., вызывающими и узнавание и улыбку - и последнее, в общем, неплохо (хотя и "несколько коробит", и не меня одного, хотя и, м.б., сделано и без "злого умысла", а "по личной склонности" ... - упоминал Бутман некогда в интервью о записанном ими CD этих мелодий... (кстати, эта "шутка" опять (см. американцев) похожа на рождение новых "джазовых" стандартов?). Мне же (и залу...) особо пришелся по вкусу "ледяной" пианист Антон Баронин, а сам "маэстро" есть никто иной как прекрасно оснащенный мастер, азартный импровизатор, честно и искренне отрабатывающий свой хлеб работник, безусловный лидер ... - "стоящий обеими ногами" в современном пост-боповом мэйнстриме, но с музыкой, естественно, не оригинальной или самобытной, и в этом нет ничего дурного.
Все нынешние споры о нем не стоят и выеденного яйца ... -
... и раскрываются в рамках (внемузыкального ... – но социокультурного … ) "феномена".
Фактически, частью своих успехов на Родине (и не только здесь) Бутман обязан (относительному...) вхождению в "северо-американский суперэтнос"; он - "свой" для (некоей только части … ) Запада, и - представляет его в России.
Еще молодому и энергичному (некогда еще (уже и тогда "продвигаемой") "надежде советского джаза", затем приблизившемуся "к первым рядам" (последняя инкарнация "Аллегро" Николая Левиновского), далее - пожившему в США, "объамериканившемуся", познакомившемуся и поработавшему с "настоящими звездами"), ему удалось сейчас - на Родине - создать для себя (и публики) американскую модель личности: джазового музыканта международного уровня - очень известного, очень успешного - со всеми вытекающими последствиями в виде признания и выступлений за рубежом, приятельства с большими людьми своей страны (и США?), художественного руководства джазовым Le Club и биг-бэндом при нем в Москве, собственной джазовой телепередачи "Джазофрения", собственного (и успешного) джаз-фестиваля "Триумф", собственной (и успешной же!) "джазовой антрепризы" с последовательным приглашением (и "прокатом" в Москве и через всю страну — при поддержке "Альфа-Банка") тех или иных (именно..) американских звезд (и не очень), публичного хобби (хоккея), рекламного контракта с "коньячным" брэндом Hennessey и т.п. "смежных" вещей, которыми (или другими ...) любому джазмену (кроме очень-очень немногих) приходится зарабатывать себе на жизнь (а, м.б., они просто и не могут "жить по-другому"?...). Все это у него неплохо "продается" (и, вероятно, несколько лучше, чем некогда в США ...), и являет собой, фактически, своеобразный товар: и продукт деятельности не только музыканта, но ремесленника, и, главное — предпринимателя (!). И в этом качестве Бутман является "лучшим вариантом иллюстрации" известного религиозного мифа с формулой "меж двух миров" …
При общей джазовой "незажиточности" и неизвестности ("остального" и, скорее, "мало-товарного" ...) джаза в СМИ, подобный успех и вызывает, кажется, противоречивые отклики в отечественной джазовой среде.
Кроме деловой и творческой сторон личности музыканта, причина известности его за рубежом и "в народе" - в направлении, следующем главному течению современного джаза (хотя и не новаторскому и порицаемому, но его тоже очень надо еще уметь играть ...), а также в относительной неразвитости и нынешнего национального джаза и вкусов отечественной публики. Как только (ох, нескоро …) отечественный джаз компенсирует пропущенные поколения и "созреет", как только появятся "конкуренты" - другие саксофонисты и коллективы такого же уровня (и такой же успешности...) и в других направлениях, и как только мы будем способны это понять, Бутман не станет (лучше или) хуже, но!: у нас появится возможность славить или хулить и других тоже ...
... при этом вопрос о "собственно музыке" квартета я бы ставил совсем-совсем особо - и оставил "для последующего обсуждения" ...
... "Итого": предприниматель-Бутман, оставаясь действующим - и "ведущим" в России на сегодня ... - джазовым музыкантом, просто уже давно "проходит по другой категории": "звезд шоу-бизнеса", и - со всеми вытекающими отсюда многообразными и противоречивыми последствиями. Именно Новое время ("свобода", "рынок", "либерализм", "прогресс" + (своеобразное российское...) ТВ) дало возможность способному джазовому человеку делать (и сделать) сегодня то, что ему нравится, и в почти эпических масштабах.
Правда и то, что такие люди и ранеее должны были бы "случаться", а повторить (или превзойти) их (музыкальные …) достижения никому и из нынешних отечественных джазменов (почему-то?) пока не удается ...
(... Кстати, настоящие титаны, и ансамбли и личности, и международного масштаба ("уровня сверхдержав"), уже были в СССР - и остались и в России и в более цивилизованном "рядом". Однако, хотя бы они и опережали свое время на 25-30+ лет, это "неходовой", "непродаваемый" "товар" для "маджорз", и "не по (молочным ...) зубам" "медленно растущей" местной, и не только провинциальной, публики.)
"Разгадка" "феномена Бутмана", пожалуй, в том, что публика (да и отечественный джаз ...) пока просто не в состоянии отделить узнаваемость и hype ("блеск") от "реальной стоимости", да и выбор - недостаточен.
Есть и еще причины ... (и, скорее, сугубо социологического свойства …)
"А вы знаете, что на носу у алжирского бея - шишка?!"
Самым ярким (для меня, - не шучу ...) вопросом пресс-конференций фестиваля оказался вполне серьезный и вполне невинный "от" местной журналистки Жени Черновой японскому шоумэну Киси Мицуаки: "Какого цвета пиджак будет на Вас на заключительном концерте?"
Тем самым была невольно отражена и - пока еще неясная большинству наших джазовых музыкантов ... - маркетинговая сторона джаза, давно и очевидная нашим ближайшим соседям и успешно ими реализуемая (... и, кажется, пиджак был - оранжевым ...).
"Тихий парад"
Трио Киси Мицуаки - м.б., самый популярный коллектив фестиваля (и, безусловно, японской диаспоры), хорошо известно в Хабаровске. Вкупе с вибрафонистом-виртуозом Фудзии Хироси (кстати, лучшим вибрафонистом Японии ...) оно иногда как-будто теряет прозрачность и своебразие ... (см. мою предыдущую статью с интервью* на DV-Music) - но, фактически, просто меняет формат, превращаясь в "нео-свинговый квартет" (помните советский квартет "Рококо"? правда, тот - с флейтой ...).
Меня немало позабавило собственное "угадание" ранее (2003*) образа (piano-bar) трио, "работающего в небольших залах, на расстоянии вытянутой руки друг от друга". В "высотном" баре Hundai Hotel (вход свободный, но бокал вина стоит иного пьяного ужина в харчевне ...) все было именно так: низкие потолки, тусклый свет, "сигарный дым" (м.б., только ощущение?), шум публики, оживленная японская диаспора с фото- и видеокамерами, экзальтированая интернациональная аудитория ... (+"любопытствующие женщины" - арапа-автора приняли за (богатого?) араба ...- и т.п., дополните сами ...) Подогретого ажиотажа здесь хватало, но не завидуйте: музыку все же - много ... - лучше слышно в концертном зале ... (а то, что в баре, даже при тех же музыкантах, имеет формат "тусовки", не более ...)
Повезло тем, кто был выбран (с трио ("+ вибрафон")) в финальный получасовой "джем" (шутник-Мицуаки, и несколько "затертый" более энергичными российскими партнерами, и, видно, в силу национальной вежливости, оставив, в конце концов, свой рояль этим "молодым", скромно играл даже на "очень дорогой" (смех в зале) духовой - русской ... - клавишной детской гармонике-"мелодике"!). Именно высокая этика трио позволила "тихо приподняться" на (невиданного здесь никогда ранее качества?) свинговой основе - на невиданную ранее высоту? ... - всем его участникам, из которых я отметил бы тех же Лукаша, Задкова, Беляева и Брагина.
Coda
Так - тихо и умиротоворенно (кроме аплодисментов, конечно) - закончился этот фестиваль, обещающий в будущем большие потрясения дальневосточной джазовой жизни ...


-----

"Из истории дальневосточного джаза":

ДЖАЗ-НА-АМУРЕ - 86: P.S. 20 (1)
http://dvmusic.ru/index/articles/one/full/1632

ДЖАЗ-НА-АМУРЕ - 86: Почти джазовый Манифест 1986 Читали: 8486
http://dvmusic.ru/index/articles/one/full/1640

-----

Всё:
http://dvmusic.ru/index/author/nick/%C1%EE%F0%E8%F1%20%CF%EE%E4%EA%EE%F1%EE%E2
©Борис А Подкосов, esq.


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Краснофф | Москва | Дата: 19.09.2005

Боря, привет. Ты ещё живой. Это радует. И я ещё живой. Это странно. И я не пью. А это уже парадокс.Бог даст - увидимся ещё...


Гуру |  | Дата: 04.02.2005

Что за депрессуха во Владике? Лена ушла, теперь - Женя:(


Женя Чернова | Владивосток | Дата: 04.02.2005

Статья потрясающая, спасибо, Борис! Есть с чем сравнить ;) И за то, что про пиджак вспомнили - тоже спасибо :О)

Знаете, всё правильно - о Музыке должен писать тот, кто дышит, живёт ею, у кого она в сердце и в крови. Пожалуй, я завязываю. Довольно. Так и должно было случиться :)

Удачи Вам и вдохновения!


Zamza | Хабаровск | Дата: 11.01.2005

Борису Подкосову - ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
... за интересную и содержательную статью, за глубокое знание предмета, за компетентное и непредвзятое мнение...
Прочитал с большим удовольсвтием от и до!

THUMBS UP!

-------------------------
P.S.: жаль, что на dvmusic такие статьи попадаются крайне редко


Cаныч | Ха | Дата: 11.01.2005

Парадоксально, но такие статьи не востребованы дальневосточной прессой аб-со-лют-но. Далее ничего писать не буду, так как остались только маты.

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru