|
|
|
|
|
Музыкальных проектов |
3605 |
|
Музыкантов |
10435 |
|
|
|
|
|
|
|
Статьи на Дальневосточной музыке
|
|
Юлия Гусейнова НАСТРОЕНИЕ ДЖАЗ | 2005 |
Читали: 4198 | Отзывы: 0
Нет ни того, что было, ни того, что будет. Есть только один миг - здесь и сейчас. Имя ему - импровизация
Лучший концерт? Он был у Андрея Виниченко в Хабаровске в 2002-м. Нет, он выступал, конечно, и до этого, но так, несерьезно - отдельные номера, когда не успеваешь понять: а что, собственно, это было? А тут - сольник! Он выступил... максимально удачно. Сделал работу, которая надолго. И с тех пор, утверждает, себя тогдашнего так и не превзошел. "Да не может быть!" - совершенно искренне удивляюсь я. "Может. Остались записи того концерта. И это факт..."
Не знаю. Записей того концерта я не слышала. Но вчера... Вчера тоже был концерт. Другой. На котором один из лучших молодых джазовых пианистов Дальнего Востока Андрей Виниченко тоже, наверное, был другим. И это было здорово...
Брать и отдавать
В том, что музыка - его призвание, Андрея убедили умные люди. Он, вообще-то, информатикой увлекался, физикой, математикой. Но музыкальную школу честно "отбарабанил". "Барабанил" и в музыкальном училище. Ну неинтересно было, даже хотел все бросить. А потом... Он стал слушать джаз. И почувствовал - зажгло. Интересно. Потом он зачем-то купил диск Дэйва Грузина. Совершенно случайно . Этот малоизвестный джазовый пианист вдохнул в него столько эмоций! Теперь Андрей знает точно: есть музыканты, которые что-то дают. А есть просто музыканты. Так вот, он хочет быть в команде первых.
Он слушал Грузина, Оскара Питерсона, Билла Эванса, Чика Кория. Они отдавали. Щедро. И это было настоящим везением. Ведь первые шаги джазового музыканта - это подражание, считает Андрей. А уже потом осмысление, переплавка музыки в свою мелодию...
Своя музыка к телу ближе
Глупо было спрашивать его о любимом произведении. Это любитель может сказать: вот, дескать, мне нравится то-то и то-то. А профессионал... Андрей плакал, слушая Третий концерт Рахманинова. В исполнении самого Рахманинова. Плакал, слушая "Лебединое озеро" Чайковского. Казалось бы, тертая-затертая, избитая-перебитая музыка, а, поди ж ты, организм отзывался на нее. И душа трепетала.
Так он отбирает и "свои" мелодии. Трудно. Постепенно. Случайно. Внезапно. Неожиданно. Любит читать с листа, открывать неизвестное. Или, наоборот, настолько известное, что изумляется - как раньше-то этого не слышал?
Лбом не биться!
А потом начинается самое прекрасное. Уход от стандартов. Импровизация. Мне, знаете, очень нравится само слово. Оно такое... С условием. Непонятно? Попробую объяснить. Есть рамки - так принято. И выходя за их пределы... Быть может, не всегда в импровизации получается то, что хотел - сказать, сыграть, сделать, но сама попытка...
Импровизация - это словно легкий веселый обман. Всех, кто привык располагаться строго в рамках. Получите! Ах, не ждали? Забавно...
А еще в слове этом чувствуется какая-то свобода. Неохватная, которую дышать - не передышать.
- А у тебя как? - спрашиваю. Андрей думает. Словами трудно объяснить... Процесс? Нет, не процесс, скорее полет.
- Вот попробую объяснить на примере танцора. Работа над импровизацией... Танцор не отрабатывает последовательность движений, нет, он изучает сцену. Обнюхивает ее, чтобы об угол не удариться, со сцены не упасть, в поворот вписаться... Так же и в джазовой импровизации. Я изучаю контуры музыки, ее пределы. Чтобы потом ничто не сдерживало...
- Подожди. Но ведь ты не один в музыке, как и танцор на сцене. Ты импровизируешь, другой импровизирует, где гарантия, что две импровизации лбами не столкнутся?
- А такой гарантии не существует! Но музыка тем и хороша, что от неудачной импровизации не получишь сотрясения мозга... Шучу. В любой импровизации очень важно чувство локтя. Человек, играющий вместе с тобой, чувствует не то, что ты делаешь, а то, что ты собираешься сделать в следующее мгновение. А если эти паруса раздуваются ветром вдохновения... У меня такое было. Несколько раз.
Момент истины
- А вообще, импровизация рождается в какой-то конкретный момент. Это именно то, что нужно именно сейчас и именно здесь. Настроение слушающих музыку людей, погода за окном, и кушать немного хочется, и скрип какой-то посторонний - эти и многие другие факторы вкупе рождают... ощущения. Сиюминутные. Знаешь, на репетициях такое редко происходит. Музыка не открывается до конца, словно смотришь сквозь какое-то мутное стекло. И уходишь с непонятным чувством... А на концерте... Словно линзы вставляешь! Момент истины. Вот наконец-то подобрал слова. Импровизация - это момент истины. Нет того, что было раньше, нет того, что будет потом, есть только один-единственный миг - сейчас. И он звучит...
А еще Андрей жалеет, что не родился на сто лет раньше. Романтик, он говорит, что тогда культура была выше. А сейчас... "Обидно. Я чувствую себя ненужным. И происходит это все чаще. Выхожу на улицу и не вижу людей, для которых хотел бы играть эту музыку. Нет, они, конечно, есть, я встречаю их на концерте... Но в повседневной жизни - редко. Так редко, что иногда сомневаюсь в их существовании. И поэтому очень странное чувство: концерт - это что-то ненастоящее, надуманное. Как сон, который растает утром. И ничего не остается..."
- Андрей, - спрашиваю я, - джаз для тебя - это навсегда?
Он уверенно качает головой - нет! Опять же ощущение, стоит ли к нему прислушиваться, но все же...
- Мне кажется, что я себя исчерпал. Это не значит, что достиг высоты, идеала, нет! Но в последнее время я все чаще обращаюсь к классической музыке. Она стала мне ближе. Я люблю джаз, очень люблю, но... Впрочем, это всего лишь настроение. Сиюминутное. Наверное. Пройдет.
P.S. Мы разговаривали в комнате для гостей Приморской краевой филармонии. Во время разговора зашла уборщица. Помыла полы. Сполоснула тряпку. Ушла. Жизнь, она, знаете, вся состоит из сплошных импровизаций. Сиюминутность. Здесь и сейчас. ©Ежедневные НОВОСТИ, Владивосток
|
|
|
|
|
|
Страница: (1 из 0) |
|
|