начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ЧОЛБОН: ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЛЕГЕНДЕ  | 2005 |  Читали: 8946 | Отзывы: 4


ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ЯКУТСКОГО РОКА
В Центре культуры имени Кулаковского в прошлую субботу состоялся концерт с участием группы "Чолбон". Тихо, без помпы, рекламы и шума. "Разогревали" публику "Дапсы" и "Ургэл". Таким образом, на сцене ЦК оказались три поколения лучших представителей якутского рока.
Первыми на сцену вышли "Дапсы". Долгое время этот коллектив, созданный на базе колледжа искусств, называли единственным профессиональным составом на якутской рок-сцене (и вообще эстраде). Имхо, лучше им всего удаются быстрые ритмичные композиции ("Оннук, курдук, дуу"). По сравнению с мрачноватым брутальным саундом "Чолбона", "Дапсы" играет очень позитивную музыку. Группа охотно сотрудничает с различными эстрадными исполнителями – от Вари Максимовой до Бэккэ Бетуруопа, при этом не теряя своего лица. Вот и на концерт в ЦК пришли спеть вместе с группой "Дапсы" Василий Еремеев, Анатолий Семенов, Бэккэ Бетуруоп…
"Ургэл" - это молодые актеры Саха театра, недавние выпускники театрального училища имени Щепкина. Ну, тесно творческим личностям даже в рамках театра! Самовыражаются в музыке, что, кстати говоря, у них неплохо получается. Непроанонсированное выступление этой группы стало для зрителей своеобразным бонусом к концерту "Дапсы" и "Чолбон". Принимали троицу (состав можно назвать минималистским – бас, гитара и ударные) очень тепло. Вообще весь концерт создавал ощущение, что в зале собрались исключительно "свои". Рядом со мной громче всех хлопала в ладоши певица Уля Сергучева (Кюннэй).
Но, конечно, большинство зрителей собрались посмотреть на "Чолбон". Каждый концерт этой группы становится событием, прикосновением к живой легенде якутского рока, особенно когда дело доходит до старых хитов: "Оттон мин", "Хаhaн эрэ". "Мин хотойбун" за вечер исполнялся два раза. Последний – когда на сцену вышли и начали подпевать Юре "Баhылаю" все без исключения участвовавшие в концерте музыканты. Глядя на это рок-н-ролльное братство, хотелось кричать "Рок жив!" или что-нибудь в этом роде.
Главная фишка "Чолбона" - энергетика. Неподдельная, сырая, мощная, первобытная, животная (от древнерусского слова "живот" в значении "жизнь"). Это невозможно объяснить, это надо слышать. Можно навешать ярлыков типа "психоделический рок", "мистерия звука", "шаманы с электрогитарами", но понятнее от этого никому не станет. Они и сами не могут объяснить, как им это удается, поэтому не любят давать интервью. Нужно просто хоть раз сходить на концерт "Чолбона". И неважно, играют они для трех отдыхающих перед условной сценой в Даймонд-парке, для рафинированной публики в одном из первых московских ночных клубов "Пилот" (программа с участием "Чолбона" со Степанидой Борисовой и двух тувинских групп – "Хуун-хуур-ту" и "Ят-ха" называлась "Звезды Азии в Москве") или для неизменно благожелательных к якутскому року иностранцев на каком-нибудь международном фестивале – эти ребята всегда держат планку.
ЛУЧШАЯ АВАНГАРДНАЯ ГРУППА СССР
Звезда "Чолбон" взошла на мировом музыкальном небосклоне в конце 80-х - начале 90-х годов, на пике всеобщего интереса к русскому року. Они – участники и лауреаты множества российских и зарубежных фестивалей, лучшая авангардная группа Советского Союза, супергруппа национального рок-фестиваля "Рок-Азия". Тогда, в 1990 году, они взяли гран-при, обойдя фаворитов - Егора Летова и группу "Гражданская оборона".
Раскрученную ныне "Ят-ху", как и "Хун-Хуур-Туу", и прочих тувинцев в московских клубах середины девяностых постоянно принимали за якутов. Срабатывал стереотип: азиат с электрогитарой? Значит, якут. Арбатские тусовщики, узнав о том, что я якутка, говорили: "У вас есть классная команда – "Чолбон"! Вот он, тот самый имидж республики, о котором наперебой твердят пиарщики. Помню концерт, который в 1996, кажется, году московский аристократ, коллекционер антиквариата и басист "Звуков Му" Александр Липницкий устраивал в подмосковном ДК на Николиной Горе, где по соседству с новорусскими коттеджами расположились знаменитая дача Михалковых-Кончаловских и якутский дом отдыха "Бэс Чагда". "Чолбон" со Степанидой Борисовой возвращались тогда через Москву из Гонконга, с фестиваля азиатских искусств. В тот вечер Саша "Грузин" впервые опробовал купленную в Гонконге дорогущую ударную установку, на которую угрохал весь свой валютный гонорар.
Это был лучший на моей памяти концерт "Чолбона". Уже после, в гримерке, случилась историческая встреча Степаниды Борисовой с Жанной Агузаровой, которая ввалилась туда со словами: "Стеша, вы - великая певица!" Еще там был режиссер фильма "Женщина, которая поет", забыла его фамилию. Разумеется, сравнивал Степаниду с Пугачевой. Кажется, не совсем в пользу последней.
Именно в тот вечер я поняла, что не алмазы и не мамонтовая кость, а группа "Чолбон" - национальное достояние республики Саха. Может быть, это звучит пафосно. Но я действительно произношу эти слова с пафосом и без тени иронии.
В то же время расхожее мнение якутских обывателей утверждало, что своим успехом на международных фестивалях "Чолбон" обязан исключительно северной экзотике. Да ну, мол, какие там звезды мирового масштаба - этим иностранцам просто нравится смотреть, как туземцы в шкурах по сцене скачут и на своем тарабарском наречии орут, да еще и с электрогитарами. И любые доводы разума - хотя бы о том, что на мировом музыкальном рынке экзотики и так с избытком, были бессильны против этой самоуничижающей позиции.
Оказалось, за триста с лишним лет якуты настолько привыкли к роли "младшего брата", что даже такой повод для всплеска национального самосознания, как явление звезды "Чолбон", воспринимался за подвох. Конечно, ведь не могут же высоколобые музыкальные критики искренне восхищаться группой из якутской деревни, наверняка здесь скрыта издевка, а мы, наивные, принимаем эти восторги за чистую монету!
Конечно, не "Чолбоном" единым сильна якутская рок-музыка. Есть еще "Ай-тал", "-72", "Хардыы", "Дапсы", да вообще целая плеяда участвовавших в разное время в фестивале "Табык" групп. Но такого прорыва на музыкальный Олимп, как "Чолбон", не совершал никто. Такой шанс заявить о себе всему миру выпадает маленькой республике даже не каждые десять лет. И, кажется, мы этот шанс упустили.
Прошло немало лет, "Табыков", "Сы-роков" и прочих "Рок-Азий", шумиха вокруг "Чолбона" поулеглась, но неугомонный Артемий Троицкий не уставал провозглашать их лучшей авангардной группой бывшего Союза, намертво приклеив к "Чолбону" ярлык "сибирских Пинк Флойд". А сами звезды продолжали трудиться в родном колхозе ветеринарами и грузчиками, лишь изредка выезжая на гастроли или международные фестивали во Францию, Италию, Финляндию или Гонконг.
Эстафету подхватили предприимчивые тувинцы. В нищей Туве горловое пение - прибыльная статья экономического дохода, и один из приоритетов государственной политики. Ведь у тувинцев, в отличие от якутов, нет ни золота, ни алмазов. Иностранцы со всего мира едут туда обучаться горловому пению - это модно. В 2003 году Альберт Кувезин получил премию world music из рук самого Брайана Ино. На его месте вполне могли бы быть ребята из группы "Чолбон". Конечно, сыграла свою роль географическая удаленность. Тот же Кувезин живет в Кызыле, а не в селе, да и добраться из Тувы в Москву гораздо проще, чем из Якутии.
Где купить диск "Чолбона"? Да нигде. Виниловая пластинка "Проклятый камень", выпущенная фирмой "Мелодия" в 1991 году, стала теперь раритетом. Весь тираж компакт-диска The best, который вроде как собираются выпустить в ближайшее время, по словам Юры, останется за границей. Но слава богам, есть Интернет и MP3.
Прошлой весной самая титулованная якутская рок-группа отметила свое двадцатилетие. Их по-прежнему пятеро, хотя зрители субботнего концерта наверняка заметили произошедшее в группе изменение. Бас-гитарист "Чолбона" Намолий Ильин (в составе группы играют еще два брата Ильиных – Гриша и Саша, гитара и клавиши) недавно получил повышение – он теперь не просто ветеринар, а хирург. Ездить по концертам ему некогда. Поэтому у "Чолбона" сейчас новый басист, который выглядит совсем мальчиком на фоне суровых обветренных лиц остальных участников группы – постаревших, но не побронзовевших.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Андрей | Верхневилюйск | Дата: 03.04.2006

Да Ирина вы правильно сказали. Но мне кажется, что они как молодые люди еще могут творить новые композиции.Но жаль что это не понимают выше стоящие чиновники.


basil d nissen | n-sk | Дата: 25.09.2005

Да, Ирина.
Там в ваше поле зрения не попадал такой персонаж, как Нюргун Гоголев?
Он одно время работал на ТВ и радиостанции Виктория.


basil d nissen | n-sk | Дата: 25.09.2005

Ирина, здравствуйте.
Очень приятно было читать вашу статью.
И написано хорошо и лица все знакомые.
Был бы рад если бы вы написали мне на ящик, есть несколько вопросов которые важны не только для меня.
Ещё раз спасибо.
Передавайте привет всем, кто меня ещё помнит в Якутске :)


Саныч | Ха | Дата: 23.09.2005

Отличная статья. В Туве, чувствуется, правильный подход к сохранению национального наследия. Какой толк в том, когда национальным наследием объявляются ушедшие музыканты и поэты? Реальную поддержку должны получать действующие творцы.

По поводу "В нищей Туве горловое пение - прибыльная статья экономического дохода, и один из приоритетов государственной политики" - не знал, но подозревал:)

Очень хотелось бы видео "Ят-ху" и "Чолбона" для Видеоантологии Дальневосточной музыки.

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru