начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова НАШ ЧИНГИСХАН  | 2005 |  Читали: 5210 | Отзывы: 0


Он – режиссер. Скоро к этому определению добавится приставка "кино-". Конечно, он еще и чиновник – министр культуры и духовности республики Саха, и педагог – ректор и основатель Арктического института культуры и искусств, руководитель курса режиссуры. Но прежде всего – режиссер. Главный режиссер и художественный руководитель Саха театра Андрей Саввич Борисов. Для интервью мы встретились в театре, в его большом кабинете за стеклянными дверьми. Непривычно видеть этого человека сидящим. Когда Андрея Савича видишь на каком-нибудь мероприятии, он всегда летит – кудри развеваются, жмет руку, а сияющие глаза уже смотрят куда-то сквозь тебя. В течение разговора он несколько раз, извиняясь, отвечал на звонки по мобильному телефону, а один раз попросил сигарету – и закурил, как школьник, тут же выпуская дым.

- Андрей Саввич, почему вы выбрали для фильма роман Николая Лугинова "По велению Чингисхана"? Он не показался мне кинематографичным.
- У театра, у кинематографа есть свои выразительные средства. Вы видели спектакль "Желанный голубой берег мой"?
- Конечно.
- А повесть читали?
- "Пегий пес, бегущий краем моря"? Да.
- И что, много там увидели сценического материала?
- Нет, пожалуй…
- Я ставил "Ханидо и Халерха" по роману Курилова, делал спектакль "Кудангса великий" – никто не думал, что можно поставить Ойунского. "Три разговора" - это вообще философские беседы.
А вообще хороший вопрос вы задали. Не задумывался раньше, но, получается, что я почти всегда выбираю произведения, лишенные зрелищности на первый взгляд. Потому что настоящая литература всегда дает повод для переноса в другие виды искусства. Что вы называете кинематографичностью, кстати?
- Ну, бывают книги, читая которые, представляешь себе, каким будет кино, видишь картинку.
- Плохие, значит, книги. Просто взять книгу и перенести на сцену или на экран – это мне неинтересно. Дать свою интерпретацию, показать свое видение, заставить зрителя взглянуть на привычное произведение по-новому – вот задача режиссера.
К тому же многое меняется по ходу работы. Литературный сценарий на основе романа Лугинова написал Владимир Карпов. Режиссерский сценарий на основе литературного пишу я и Валентина Чусовская. А что-то возникает прямо на съемочной площадке.
- На каком этапе сейчас процесс? Сколько отсняли?
- 22 минуты.
- Смонтированных?
- Еще нет, но это 22 минуты, которые войдут в фильм. Всего будет 110-120 минут.
Снимали в Иркутской области на Байкале, там есть священная гора Ёр, где проходжят Ёрдынские игры. В Верхоянье ездили, на гору Кисилях – это тоже священное место, в Тувинской степи есть местность под названием "Путь хана", там снимали, в Мегино-Кангаласском улусе снимали…
- Во время "Игр Манчаары", да? Это чтобы массовку отдельно не собирать?
- Да, как бывает кофе 2 в 1, или там 3 в 1, знаете? В Бурятии скоро будет театральный фестиваль "Желанный берег". Участвуют 11 театров из регионов России, плюс театры из Монголии и Китая. Тема – "Лики Чингисхана". 9 национальностей, и каждая покажет своего Чингисхана. Там три дня будут идти съемки. 9 в 1 уже, а?
Будем снимать Небесный курултай. Тогда собрались 9 родов-племен и избрали Темучина своим предводителем, он стал Чингисханом.
- Тоже девять?
- Да! Интересно, правда? Мистика! Хотите еще? В нашем фильме три Чингисхана снимаются! Один – монгол, играющий Джамуху, помощник министра культуры Монголии. Оргил окончил актерский факультет американской киноакадемии и играл Чингисхана в английском фильме. Второй - китайский актер Тюмэн. Из Внутренней Монголии. Он был Чингисханом – в китайском, внутреннемонгольском то есть, фильме. Тюмэн будет играть одного из полководцев – Джэбэ или Сюбэтэя, пока не решили. И третий – наш Чингисхан, Ондар.
- Кстати, почему вы выбрали именно Ондара? Люди говорят, мол, фильм якутский, надо было снимать якута, зачем нам тувинец – слышали, наверное.
- Слышал, да. А вы Ондара видели? Нет? Увидите, сразу поймете. Он просто очень похож на Чингисхана.
В Татарстане в этом году проходил международный фестиваль тюркоязычных театров, я был председателем жюри этого фестиваля. Там мы и искали исполнителя главной роли. На роль претендовали реально 5-7 человек, но просмотрели мы около 200 актеров.
Фотографии смотрели, спектакли. Вы не думайте, что кастинг – это сидеть и смотреть, как девочки в коротких юбках ходят. Это очень трудоемкий и длительный процесс. Кстати, если кто-то захочет поучаствовать в съемках, помочь – пусть приходят, напишите это.
- На каком языке будет фильм?
- На разных. Актеры будут говорить каждый на своем языке. В XII-XIII веках, при жизни Чингисхана, люди так и говорили. И понимали друг друга! А для зрителей будут субтитры – на русском, английском, китайском, в зависимости от того, где будем показывать.
- Вы ведь не весь роман ставите?
- Конечно, не весь. Там три тома – огромнейшая книга, наша "Война и мир". Я называю это "1000 лет одиночества". Не сто, а тысяча, понимаете? Он был очень одинок. В фильм войдет период жизни Чингисхана от рождения до Небесного курултая.
- Детство, отрочество, юность?
- Не совсем. Темучин в 42 года стал Чингисханом, это уже не юность.
- Значит, фильм о его пути к власти?
- Это будут и мои размышления художника, и политические размышления. С властью я знаком не понаслышке, я уже 15 лет – министр культуры. Видел, как развалился СССР, был даже невольным участником его распада, народным депутатом СССР. Возглавлял "Саха Омук".
- Кстати, почему эта организация развалилась?
- Не развалилась, а выполнила задачу и приостановила деятельность. Это было общественно-политическое движение, партия, по сути. Цель всякой партии – придти к власти, верно? 12 вице-президентов у меня было, я был президент. Мы не объявляли о захвате власти, но все 12 вошли во власть – министрами стали, депутатами. Вы еще услышите про "Саха Омук".
- В советской школе на уроках истории любили устраивать дискуссии на тему: "Кто делает историю – герой или народ?" Спорили до посинения, но правильный ответ был известен учителю заранее – народ. А вы как думаете?
- Я думаю, что есть третий вариант ответа. История происходит сама. Земля сама организовалась. Человек становился сам человеком, я имею в виду даже не homo sapience, а человека прямоходящего. Получается, что природа делает историю.
Человек живет, любит, творит – в результате получается история. А герой, историческая личность – это совпадение хода истории, личных качеств и случайностей. Самых разных. Если бы Платон Ойунский не был расстрелян в 1937 году, наша культура была бы еще более мощной! Но Шпенглер говорил: "Есть трагика случайностей".
Я не хочу давать оценок, возвеличивать Чингисхана, или свергать его с пьедестала, объявляя тираном. Я просто хочу понять, какая цепь случайностей сделала этого человека Чингисханом.
- Его объявили человеком тысячелетия. Вас это не удивляет?
- Нисколько. Опросили множество историков, политиков, выбрали. А кого было выбирать? Империя Наполеона развалилась сразу после его смерти, а империя Чингисхана существует до сих пор. СССР – это та же Евразия, а Россия – наследница СССР.
- Ну да. А орда – это регулярное войско русского князя, как утверждает Новая хронология.
- Может быть! В Татарстане мне сказали, что когда Иван Грозный завоевывал Казань, в его войске было много самих татар. История движется не только по горизонтали хронологии, но и по вертикали, и по спирали. Просто горизонталь рассматривать проще, удобнее. Феодализм, рабовладение, капитализм, как нас учили – это все для упрощения. Считается, например, что народ саха прямо из феодализма в социализм прыгнул, минуя фазу капитализма. Но не может же так просто все быть. Ведь какие купцы были, а? Капиталисты настоящие!
"Нет правды на земле", написано в олонхо. А Пушкин написал: "Но и неправды тоже нет". Нет правды и неправды, есть подлинность. И в ней может разобраться только искусство. Гаврил Ксенофонтов говорил, что предания, легенды, былины подлиннее, чем документы и труды историков. Парадоксально, да? А ведь олонхо на самом деле подлиннее документов! Вроде бы фантастика, фантазийное восприятие реальности – три мира и так далее. Но в основе фантазии на эту тему лежит подлинность! История же – это всегда интерпретация.
- Вы поставили очень много спектаклей, но кино снимаете в первый раз, верно?
- Не совсем в первый. Есть небольшой фильм, классика якутского кинематографа, где мальчик ловит рыбу.
- Про Платона Ойунского?
- Да. Я был художественным консультантом этого фильма. Это, конечно, опосредованный, но все же опыт. Да, режиссирую фильм я впервые, но критики говорят, что мои спектакли кинематографичны – на сцене я использую монтаж. Недавно поставил спектакль "Я вернусь" про Маныахтаха – его называют киноспектаклем.
Передо мной стоят две задачи – творческого человека и министра культуры. Как творческий человек я реализую юношескую мечту. Первое самостоятельно написанное мной заявление было во ВГИК, куда я хотел поступить на кинорежиссуру. Мне около 16 лет было. Они мне написали ответ: вы очень молоды, выучитесь на актера сначала, а потом приходите. И я попытался поступить в ЯГУ на медицинский. "На хирурга", как я говорил. Потом в Щепкинское на актера совершено случайно поступил. И как-то увлекся настолько, что забыл совершенно про кино и пошел на театральную режиссуру. Сейчас мне почти 55 лет. Получается, спустя 40 лет я вернулся к отправной точке и пытаюсь стать кинорежиссером.
А как министр культуры я выполняю постановление правительства о создании киноиндустрии. В фильме нашем задействованы Китай, Монголия, Москва, США.
Это будет – Андрей Савич раскидывает руки в стороны – мощное такое что-то!
- И как, создается индустрия?
- Зря иронизируете. Это именно индустрия, где задействована масса людей – продюсеры, пиарщики, сценаристы, монтажеры, осветители… Это мне напоминает то, как я создавал высшее художественное образование.
- Арктический институт открыли?
- Не просто взял и открыл институт. Сначала создал высшую школу музыки, потом филиал Красноярского художественного института, филиалы Уральской консерватории, Восточно-Сибирской академии искусств, школы-студии МХАТ – и только потом собрал это все в один институт. Так и сейчас, ведь сегодня не только я кино снимаю. Сейчас где-то 8 фильмов снимают в Якутске, да? Они все приходят ко мне как к министру культуры, и обижаются, почему им правительство денег не дает на их проекты, а мне дает. Я спрашиваю: а трижды лауреат Госпремии есть у вас в кармане? Тогда выделят деньги.
- Сколько все-таки денег вам выделили на фильм, 5 или 8 миллионов долларов?
- Да, в цифрах все путаются, надо поставить точки над i. Фильм стоит 5 миллионов 800 тысяч долларов по смете, так? Этих денег хватит, чтобы его снять, смонтировать, сделать пиар-рекламу и выпустить в прокат. И окупиться в прокате. Для этого даже не обязательно снимать шедевр, достаточно просто хороший крепкий фильм снять. Понятно?
Правительство республики выделило нам 2 миллиона. В этом году 30 миллионов рублей, и в будущем столько же. Остальные деньги мы должны сами найти, поэтому я и привлекаю и иностранцев, и москвичей. А "Якутск вечерний" мою фотографию на фоне долларов печатает. Я бы не отказался от такой горы долларов, как на той фотографии!
- Ваши спектакли похожи на фильмы Куросавы, а на что будет похож фильм?
- Это будет советское кино. Говоря "советское", я имею в виду фильмы Тарковского, Эйзенштейна, Бондарчука. Там будет эстетика, будет духовность. И коммерческий успех. Советское кино стократно окупалось! Понимаете, вот взять фильм "Титаник". Сидишь, смотришь: ну классно, спецэффекты эти, все. Потом выходишь из кинотеатра и понимаешь, что этот фильм ничего не изменил в твоей душе. На мировоззрение никак не повлияла эта история с "Титаником".
- А ваша история с Чингисханом будет менять мировоззрение?
- Будет.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru