начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VARG MEDIA GROUP - VARG - Ex.1
2010
"VARG MEDIA GROUP" – «VARG - Ex.1»
подробнее
Descenery - Stillborn Monolith
2017
"Descenery" – «Stillborn Monolith»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3601
 Музыкантов 10430


  C днем рождения!
Павел Усов ("Повешенная Луна")

Cмаглиев Николай ("Нравы времени")

Кондрашев Александр(Карандаш) ("PROEKT 001")

Роман Семаль (Ромашка) ("Florofilъ")

  Последние сообщения в форумах
Best Custom Writing !!! # 3348176 [Leonardvar]
Best Custom Writing !!! # 8188479 [Jeraldeleme]
Best Custom Writing !!! # 7439791 [DanielGet]
Best Custom Writing !!! # 5980797 [Leonardvar]
Best Custom Writing !!! # 3879331 [Jeraldeleme]
Best Custom Writing !!! # 1695186 [DanielGet]
Best Custom Writing !!! # 2608135 [Leonardvar]




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ДМИТРИЙ КУЛИКОВ: Я СТАЛ БАЛЕТНЫМ ФОТОМАСТЕРОМ БЛАГОДАРЯ СВОЕЙ ПЕРВОЙ ЖЕНЕ  | 2004 |  Читали: 5030 | Отзывы: 0


Захожу в зал Якутского хореографического училища. Посреди сцены на стуле сидит директор Наталья Посельская. У нее очень строгое лицо. Перед ней на штативе фотоаппарат, за ним — бессменный штатный фотограф московского журнала "Балет" (бывший "Советский балет"), заслуженный работник культуры России Дмитрий Куликов.

Слева разминается девочка в красной пачке. Другая девочка лихорадочно зашивает пуанты, перекусывая нитку зубами.

— Как выгляжу? Мне нельзя шею тянуть, — нервничает Наталья Семеновна.

— Будь спокойной, смотри на меня, — воркует Куликов.

Затем на сцену по очереди выходят воспитанники училища, принимают различные балетные позы. Оказывается, стоять на пуантах невозможно, чтобы удержаться на одном месте, приходится мелко-мелко перебирать ногами. "Четвертая позиция, руку выше, глаза открой", — командует Посельская. "А прыгать она не будет?" — интересуется фотограф. "Эта не прыгает", — отвечает директор.

Проходит час или около того. Кажется, съемка окончена. Но две работницы училища хотят портреты. "Нет проблем!" — говорит Дмитрий Михайлович, приглашая их на сцену. Поскольку нужно "добить" пленку, Куликов фотографирует всех, кто оказался неподалеку, и меня в том числе. Он начинает собирать аппаратуру, когда появляется еще одна сотрудница, одетая в красивое платье. "Ой, как жаль, что я опоздала!" — восклицает женщина. "Ничего страшного, просто фотографию я вам попозже из Москвы пришлю", — говорит Куликов, расчехляя фотоаппарат и заряжая новую пленку.
— Вы приехали в командировку?

— Журнал бы такую командировку не потянул, я приехал по приглашению Наташи Посельской — в следующем году хореографическому училищу исполнится 10 лет, по этому случаю планируется выпуск альбомов, буклетов, значков. А поскольку я чуть ли не единственный в стране балетный фотограф, пригласили меня. В Якутске я не первый раз, последний раз был здесь в 2001 году на фестивале "Стерх".

— Что вы можете сказать о якутском балете?

— Меня всегда поражало, что на краю земли есть такой потрясающий театр и хореографическое училище. Они работают как единый организм! С якутским театром сотрудничают такие профессионалы, как Григорович, а это уже о многом говорит. Может, не стоит писать о том, что якутские формы не самые удачные для балета. Но я видел многие постановки — ребята танцуют с такой отдачей, так слаженно, так красиво, что забываешь обо всем! В московских и петербургских хореографических училищах совсем другая система, там мало того, что жесткий отбор при поступлении, еще и отчисляют безбожно. Набрала вес больше положенного — все, до свидания! А у вас — не знаю, плохо это или хорошо, но доводят всех. И зритель — если в других провинциальных театрах зал зачастую полупустой, то здесь я такого не видел. Значит, якутскому зрителю нужен этот театр, нужен балет! И такая непосредственная реакция! Я смотрел "Жизель", так одна женщина, сидевшая рядом со мной, так расчувствовалась, что чуть не заплакала, когда героиня умирала. "Ой, — говорит, — как жалко!" Я говорю: "А дальше еще хуже будет, она из гроба встанет!" (смеется).

Как давно вы знакомы с Натальей Посельской?

— Познакомились в 2000 году на Международном фестивале балета. Ехали из Москвы на автобусе. Это целое приключение было! Мы поехали через Приднестровье, а там как раз война шла. Миротворцы из 14-й армии перевели нас в Молдавию. Вот с тех пор и дружим.

А кого-нибудь из якутских фотографов вы знаете?

— Да, вот буквально вчера провел мастер-класс, раз уж здесь оказался. Давно дружу с Александром Назаровым, он, когда бывает в Москве, останавливается у меня.
Скажите, балетные фотографы — это элита?

— Не то чтобы элита, но… Не каждому дано, наверное. Нужно любить не только свою профессию, но и ее предмет, то есть балет. Когда артист входит в образ и твое состояние соответствует этому образу, только тогда получаются хорошие снимки. Поэтому я больше люблю снимать спектакли, ведь только большие актеры способны войти в образ за те несколько секунд, когда позируют специально.

Я видела ваши снимки — Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Екатерина Максимова, Маргарита Дроздова, Майя Плисецкая, Нина Ананиашвили, Николай Цискаридзе, Владимир Васильев, Андрис Лиепа... Легче, наверное, спросить, кого из известных артистов русского балета вы НЕ фотографировали?

— Да, пожалуй, всех снимал. И не только российских — я ездил на зарубежные фестивали, снимал гастроли Гранд Опера, "Балета ХХ века" Бежара…

А современный танец снимаете?

— Снимаю. Но не люблю.

Что можете сказать об Анастасии Волочковой?

— Ну, шумиху в прессе вокруг себя она сама поднимает. Может на шпагат, конечно, сесть, но балерина… Для балета у нее слишком длинные ноги.

Мы едем проявлять отснятые пленки, и разговор продолжается в такси. У Дмитрия Михайловича безупречные манеры старого светского льва — пропускает вперед, подает шубу, открывает дверцу машины.

Вы, случайно, в прошлом не артист балета?

— Нет. Правда, в 1945 году в Таллинне мама меня водила к бывшей балерине Мариинского театра, пока какой-то доброжелатель ей не сказал, что мальчики от этого "голубеют". И еще, будучи на первом курсе университета, я подрабатывал в Мариинке разовым мимансом — изображал народ в "Спартаке".
А по образованию вы кто?

— Физик-оптик, выпускник физфака Ленинградского университета.

Так вот где учат фотографов!

— Ну, сейчас уже есть учебные заведения, в основном частные, где готовят фотографов. И еще я добился того, чтобы отделение фотографии открыли в Московском институте культуры, где я преподавал много лет. Мои ученики потом работали в ИТАР-ТАСС, в "Известиях", одна девушка — сама отличный фотограф — увлеклась организацией фотовыставок и в этом году получила какой-то большой приз.

Может быть, у вас жена балерина?

— Одна из жен действительно была балериной Большого театра. Не звезда, но солистка.

А их у вас, извините, сколько?

— Сейчас пока третья. Но уже 27 лет.

Как вы познакомились с балериной Большого театра?

— Она тогда была еще студенткой. Окончив университет, я остался работать в Ленинграде, в одном из научных институтов, проще говоря, в "ящике". Однажды прибор, который мы разрабатывали, отправили на ВДНХ, и я оказался в командировке в Москве. Делать большую часть времени было нечего, я гулял по городу. Увидел на улице девушку, а так как мне все равно было, в какую сторону идти, пошел за ней. Она потом уверяла, что сразу меня заметила. Не понимаю, как это могло случиться, ведь я близко не подходил, выдерживал дистанцию метров в 200. Ходил за ней таким образом часа два. Потом подошел и сказал: "Позвоните мне, пожалуйста, завтра по этому номеру". Сунул бумажку с телефоном своей гостиницы и ушел. Разумеется, она позвонила — женщины ведь вообще очень любопытны. Командировка затянулась, потом начальство по моей просьбе перевело меня в Москву, и через три месяца мы поженились.
А я думала, вы во время съемок познакомились…

— Нет, наоборот, это из-за нее я начал фотографировать балет: снимал во время спектаклей "Зенитом" из зрительного зала. Потом произошел поворотный случай: мой сосед, кинорежиссер Владимир Граве, снимал телеверсии балетных спектаклей. Он знал, что я женат на балерине Большого театра, увлекаюсь фотографией и пытаюсь снимать балет, поэтому пригласил меня на телевидение. Конечно, условия для фотосъемки там были гораздо лучше — много света, к тому же делают дубли. Я отснял тогда 800 кадров! Проявил пленку, напечатал фотографии, с гордостью притащил показывать Володе, а он посмотрел и говорит: "Полное г…!" И так меня это задело, что пришлось становиться профессионалом (смеется).

Ну а сейчас, спустя годы и положив руку на сердце, скажите, действительно плохие были фотографии?

— Дело в том, что я не успевал нажать на затвор: вижу красивый момент (а я тогда уже понимал, что красиво), а пока нажимаю на кнопку, момент уже прошел! Было несколько хороших кадров, отснятых по чистой случайности. И эти фотографии Володька буквально заставил меня отправить в журнал "Советское фото", где их напечатали. Причем на развороте! Журнал был тогда черно-белый, за исключением обложки и разворота.

Потом, взяв этот журнал, я пошел к директору Большого театра и сказал: "Вот мои фотографии, хочу снимать ваши балетные спектакли". Он тут же выписал мне абонемент в ложу на все спектакли Большого, представляете?!
И в 1981 году, когда создавался журнал "Советский балет", я был уже довольно известным балетным фотографом, и меня сразу пригласили туда работать. Так что место работы я не меняю уже почти четверть века.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2017
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru