начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ТАБЫК ЖИВ И ЖЖОТ!  | 2005 |  Читали: 7956 | Отзывы: 3


4 декабря завершился юбилейный фестиваль музыки "Табык-2005". Три дня по спорткомплексу "50 лет Победы" бродили недовольные юные рокеры ("Зачем нужен этот "Табык", если на нас никто не обращает внимания?"), спокойные рокеры среднего возраста ("Да нормально все: женился, работаю"), молчаливые старые рокеры, не знающие ни слова по-русски пожилые музыканты из китайского оркестра, обалдевшие от приема хабаровчане "Музыка без слов" ("Двое суток до вас добирались: сначала поездом до Нерюнгри, а оттуда на такси. Но на такой фестиваль захочешь — и пешком пойдешь!"), завершившие сольный тур по Европе тувинцы из группы "Ят-ха" ("Да, опять не привезли свои диски на продажу. Продали все на Западе. Но мы же не можем наживаться на братском народе!"), бегали журналисты ("Беги скорей в зал, фотографируй: там панки под "Ай-тал" осуохай пляшут!") и организаторы ("Концерт-то хороший был? Мне, как обычно, ничего толком посмотреть не удалось!").

Группы "Серь-га" и Сергея Галанина в вышеуказанном перечне нет неслучайно. В первый день фестиваля супер-мега-хэдлайнеры* честно отработали свой гонорар, отыграв полноценную полуторачасовую программу вместо заявленного часа, дали короткую пресс-конференцию, погуляли в этнографическом комплексе "Чочур-Муран", пару часов поспали в "Полярной звезде" и утром 3 декабря улетели в Москву — вместе с резидентом московского клуба "Гараж" ди-джеем Юрой, обозначенным в программе фестиваля как "прайм-тайм-ди-джей"*.

ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ: В ГЛАЗА СМОТРЕТЬ!

Концерт "Серь-ги" завершил торжественную церемонию открытия фестиваля, о которой надо сказать особо. Можно спорить об уместности выступлений на одной площадке классических балерин, фольклорного ансамбля, цирковых акробатов, оперной певицы и музыкантов рок-группы "Ургэл Сулус" (они же актеры Саха театра) в роли коверных, но то, что это было интересно и необычно, факт. И все это — в рамках этно-рок-фестиваля, каковым "Табык" был и остается, несмотря на все заявления о собственной безграничности.

Рулил церемонией открытия режиссер Саха театра Сергей Потапов. Его участие в прошлом "Табыке" исчерпывалось авторством клипа певицы Чыскыырай, показанного на фестивале в первый и, как оказалось, в последний раз (клип со сценой изнасилования не рискнул поставить в ротацию ни один местный телеканал). Режиссер задействовал в церемонии все имеющиеся в распоряжении городской администрации (под эгидой которой в последние годы проводится "Табык") технические примочки вроде огненных факелов и искусственного снега, не брезгуя дымо-машиной и серпантином, и пригласил артистов всех жанров, имеющихся в столице. Разве что на стриптизеров мэрия тратиться не стала.

Сценография, придуманная художником Саха театра Михаилом Егоровым, была, пожалуй, лучшей за всю историю фестиваля. Полотнища, висевшие по-над сценой, помимо декоративной, несли и функциональную нагрузку — гасили звук. По краям площадки в зале стояли огромные барабаны. Настолько огромные, что казались просто декорацией. Обрамляли сцену две половины человеческого лица — молодая и старая. В глазах лица светились мониторы, где нон-стопом крутились кадры из предыдущих "Табыков".

Впрочем, особенных изысков в церемонии не было. Номера не перемежались, а шли строго друг за другом: классический балет сменялся цирковым, следуя внутренней режиссерской логике. А уж более прямолинейной метафоры, чем начинавший церемонию шаман с бубном, восседающий позади байкера на "Харлее", кажется, вообще придумать невозможно.

Кульминацией церемонии открытия стало выступление группы "Ургэл Сулус", открывавшей, кстати, прошлый фест. Клоунская эскапада ударника с пробежкой до одного из огромных барабанов и обратно вряд ли удалась бы человеку без актерских способностей — напоминать о том, что в составе группы заняты исключительно ведущие актеры Саха театра, думаю, излишне.

А потом у "Табыка" открылись глаза: в мониторах появилось крупное изображение открывающегося человеческого глаза ("Напиши, что глаз был мой", — попросил Потапов. Пишу). В последующие дни там показывали программы спонсирующего фестиваль медиа-холдинга: выступает, к примеру, группа "Ят-ха", а в мониторах — прямая линия с каким-то толстым чиновником из мэрии. То ли просто посмеяться, то ли пойти яду выпить.

ЗАЧЕМ "ТАБЫКУ" "СЕРЬ-ГА"?

Как бы ни ругали "Табык" и его организаторов обитатели якутских интернет-форумов, за пятнадцать лет существования фестиваль сделал себе имя в масштабе страны. Одноименные CD и виниловая пластинка, выпущенные в 1995 году к пятилетию "Табыка", давно стали раритетом и гордостью меломанской коллекции нескольких моих московских знакомых.

Во второй половине девяностых в одной из арбатских тусовок слово "табык" употреблялось как синоним слову "ништяк" ("Не, это не табык — не вставляет"), причем задолго до моего с ними знакомства. И никто из этих людей не имел никакого отношения к Якутии.

По итогам 1996 года фестиваль этнической музыки "Табык" вошел в рейтинг лучших фестивалей России культового тогда журнала "ОМ".

Сегодня "Табык" включен в официальный список российских рок-фестивалей.

И сколько бы ни говорил идеолог фестиваля Тумус Мэхээлэ (Михаил Тумусов) об отсутствии музыкальных границ, сколько бы ни исчезали из названия фестиваля различные определения, сколько бы ни возмущались местные рокеры советами организаторов учить якутский или осваивать хомус, фестиваль музыки "Табык" воспринимается за пределами республики как этно-рок-фестиваль. Или, на крайняк, фестиваль современной этнической музыки. И именно в этом качестве вызывает интерес.

Тем страннее выглядел выбор хэдлайнера. Ибо, положа руку на сердце, ничем, кроме громкого ухода из "Бригады С" да мужественного поведения перед телекамерами после теракта на фестивале "Крылья", Сергей Галанин не прославился.

Кстати, во время пресс-конференции Галанин и сам в этом признался:

— Я приятно удивлен тем, что нас, таких мейнстримных*, вообще позвали на "Табык". Игорь Иванович бы (Сукачев. — И.Е.) лучше вписался в ваш формат. Гарик — это ж голимое этно!

Все прояснилось в последний день фестиваля на церемонии награждения, когда группам "Империя Z" и "Ургэл Сулус" торжественно заявили: их делегируют на московский рок-фестиваль "Крылья". Ради этого, пожалуй, можно было и "Серь-гу" послушать — тем более что свой концерт отработали Галанин сотоварищи честно и профессионально.

А ТЕПЕРЬ — ДИСКОТЕКА!

— Я все понял. Здесь у вас пока не развито клубное движение, — утешал себя в разговоре со мной резидент московского "Гаража" ди-джей Юра. Сидели мы, разумеется, в "Гараже". Пусть не вводит вас в заблуждение идентичность названий. Московский "Гараж" в отличие от нашего рок-пивбара — место пафосное, а другим на Тверской не место.

Да, действительно, маловато народу было на дискотеке, начавшейся после концерта Галанина. Приехал бы Юра на "Алейрон", а не на "Табык", завел бы здесь кучу поклонниц. Наши же любители рок-музыки до сих пор думают, что дискотека — это производное от "диско", сиречь попса.

Те, кто протусовал последний день в "Полтиннике" до конца, были сторицей вознаграждены незапланированным выступлением коллектива "Музыка без слов". Эти героические ребята, как Ломоносов с рыбным обозом, приехали из Хабаровска наземным путем, причем за свои деньги — так хотели на "Табык" попасть. И времени в Якутске не теряли — были в Музее музыки и варгана, сходили на празднование юбилея Горного улуса и бог знает куда еще.

О концерте. После прошлогоднего недоразумения с московской группой "Городская культура", пожалуй, никто ничего хорошего от "темной лошадки" (неизвестной приезжей группы) не ожидал. Тем сильнее было потрясение от того, что заявленные в программе как исполнители мантровой музыки чуваки сыграли реальную электронную музыку (местами качественный drum"n"bass, местами что-то еще), используя живой саксофон, какие-то деревянные барабаны с маракасами и… хомус.

"Первый свой хомус я купил в Хабаровске за бешеные деньги", — сказал мне лидер объединения Денис, упорно не озвучивая суммы. Но я умею быть настойчивой. Через два дня он прошипел мне на ухо цифру. Чужих секретов я не выдаю, но если меня вдруг выгонят из редакции, уеду в Хабаровск барыжить хомусами и через пару лет стану олигархом.

Вопреки названию в репертуаре группы есть несколько песен со словами — медленных, тягучих, лирических. На мой взгляд, это было немного не в струю, но, с другой стороны, группа "Технология", работавшая в похожем ключе, была очень популярна в СССР.

На второй день феста хабаровчане были единственными слушателями творческой лаборатории Аизы Решетниковой "Маски шамана", которым не требовался переводчик с китайского.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Китайцы подошли к вопросу серьезно и делегировали на "Табык" государственный ансамбль народных инструментов города Мудандзянь, выступавший и дававший пресс-конференцию во второй день фестиваля. Почтенный возраст участников объяснялся тем, что в Якутск приехали пятеро самых заслуженных из 48 музыкантов, получающих в ансамбле зарплату.

Народные китайские инструменты, запомнить названия которых русскоговорящему человеку не представляется никакой возможности, до сих пор изготовляются только вручную. Выглядят донельзя благородно, звучат — тоже. Даже "Катюша" кажется в их исполнении древней протяжной китайской мелодией. Зрители приняли китайцев благосклонно, хотя на сцену их почему-то выпустили после "Ят-хи".

ТУВИНСКИЕ ЗВЕЗДЫ

Группа "Ят-ха" приезжает к нам уже в третий раз — каждый раз с измененным составом. В 1996 году у них на басу играл олдовый лондонский панк Лу Эдмонтс. Через восемь лет о нем никто из якутских журналистов не вспоминал. Но воспоминания о длинноволосом варваре Радике Телюше, чей игил (тувинская скрипка) и вокал полюбились якутянам в прошлом году, еще свежи. Новый участник группы Шолбан Монгуш тоже тувинец, тоже играет на игиле и тоже поет горлом. В этом случае сравнение с предшественником кажется неизбежным, но хитрый Алик Кувезин, лидер группы, похоже, специально пригласил антипода. На вид Шолбану лет пятнадцать максимум. И хотя 26-летний тувинец уверяет, что перед приездом на "Табык" сбрил бороду, с которой выглядел на 35, думаю, он себе льстит. Все три дня в Якутске его называли не иначе как Чолбон. Шолбан — тувинский вариант произношения названия утренней звезды. По-татарски, кстати, это имя звучит Чулпан — они с Хаматовой тезки.

В руках Шолбана игил звучит не хуже и не лучше, чем у Радика, но как-то иначе — это все, что я могу сказать. Вокал? Я слышала раньше эпитет "сладкоголосый", но не понимала, что он означает, пока не услышала, как поет Шолбан.

Шолбан пришел в "Ят-ху" этой весной. Летом группа объездила кучу заграничных музыкальных фестивалей, осенью у них был большой сольный тур по Европе. Опыт совместных выступлений солидный. Но перед первым концертом на "Табыке" он нервничал. Как признался потом, так его, бедняжку, Радиком загрузили.

После "Табыка" в форуме на Ykt кто-то сказал, что, мол, "Ят-ха" без Радика уже не та. Спорить, кто из них лучше, все равно что сравнивать "Хаммер" с "Феррари". Более удачное сравнение наверняка существует, но мне некогда его искать.

Особо наблюдательные, может быть, заметили, что в группе появился еще один музыкант — басист Михаил Скрипальщиков. Он, как и Кувезин, живет в Кызыле. Шолбан живет в Питере, барабанщик Евгений Ткачев по прозвищу Распутин — в Москве.

— Как часто в Туву приезжают звезды мирового уровня? — спросила у Кувезина якутская журналистка на пресс-конференции.

— Они там живут, — улыбнулся Алик. Он не шутил.

ЗА БОРТОМ

К сожалению, исполнение функций пресс-секретаря фестиваля не позволило мне посмотреть выступления всех республиканских и городских команд, заявленных в программе. Но, как выяснилось позже, сделать это не удалось никому — молодые команды "Реквием" и "Brutal" неожиданно вылетели из сетки фестивальных концертов. Поскольку обе команды достаточно профессиональны (у "бруталов" есть даже свои фаны), формальным поводом режиссерского (главным режиссером фестиваля был Карл Сергучев) недовольства послужило отсутствие барабанщика, которого заменяет драм-машина. Хотя вот группе "Амон Ра" драм-машина выступить не помешала. Также по непонятной причине (снова отсутствие живых инструментов?) из программы вылетел "Клевер", вошедший в прошлом году в число "девяти избранных", что теоретически давало группе право участия в фестивальных концертах даже без предварительного прослушивания.

"Вы — не формат", — якобы заявил Сергучев команде "Brutal". Какой формат, если "Табык-2005" позиционировался исключительно как "фестиваль музыки"? Или death, speed, trash и прочий metal — это не музыка? Или — есть у нас "Мортемирус", и это — дозволенный предел? Очень хочется верить, что свидетели ошиблись и случилось просто недоразумение.

РОК-Н-РОЛЛ ЖИЛ, РОК-Н-РОЛЛ ЖИВ, РОК-Н-РОЛЛ БУДЕТ ЖИТЬ!

И все-таки "Табык" удался. Нам этот фестиваль нужен — и гостям, и участникам, и организаторам, и журналистам, и в первую очередь зрителям.

Знаете, зачем? Мы растем.

Растут участники — нагляднее всего это видно на недавних примерах. На "Табыке-2004", проводившемся под девизом поиска новых талантов, было зарегистрировано рекордное количество новых участников. Девятерых отметили особо. Тогда я не понимала, зачем в число лауреатов включили жатайских школьников "Герои и злодеи", исполнявших каверы "Короля и Шута".

Растут журналисты — "мама "Табыка" Антонида Корякина вспоминала, как на "Табыке-90" Кристина Гайд подростком курила на крыльце ДК, который не был еще Центром культуры имени Кулаковского, а в воскресенье ей вручили приз в памятной номинации "За пропаганду фестиваля "Табык".

Меняются зрители. На первых "Табыках" городские неформалы почти демонстративно выходили из зала, когда начинали выступать сахаязычные группы. На "Табыке-2005" юные панки отплясывали осуохай с элементами пого под "Ай-тал".

Слухи о смерти якутского рока сильно преувеличены. "Табык" все-таки жив. И жжот!

* Headline (англ.) — главная ("головная") линия. Соответственно, headliner — тот, кто эту линию делает. В терминологии устроителей концертов — тот артист, который главным образом делает кассу на сборных солянках и, как правило, выступает последним. Выражение "супер-мега-хэдлайнеры" было публично употреблено группой "Городская культура" в отношении себя, поставленных выступать после "Ят-хи" на прошлом "Табыке", с тех пор среди якутских музыкантов и журналистов имеет легкий иронический оттенок.

*Primetime (англ.) — лучшее ("первое") время. В терминологии рекламщиков — самое дорогое эфирное время (например, сразу после выпуска новостей). В отношении клубного ди-джея выражение "прайм-тайм-ди-джей", очевидно, означает сильно модного ди-джея, играющего в самое лучшее время, когда народу уже много, а спать он еще не хочет.

*Mainstream (англ.) — среднее ("главное") течение. Одно из самых скучных направлений рок-музыки. Никаких экспериментов с другими музыкальными стилями, никакой ненормативной лексики в обмен на гарантию качества традиционного рока — покупатели найдутся.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Keza | Ха | Дата: 21.12.2005

С Андреем Шумиловым.До остальных я к сожалению не добралась))Ок,передам.Кста,на этом портале есть стр коллектива, вокалистом которого был Андрей,а идейным вдохновителем Денис.Если интересно,пройдитесь:
http://dvmusic.ru/index/page/135


Ирина Ефимова | Икуцк | Дата: 21.12.2005

С кем-то из "Музыки без слов" общались? Они на нас тоже самое положительное впечатление произвели)) Привет передавайте)


Keza | Ха | Дата: 20.12.2005

Вчера беседовала с одним из участников "Табыка" - впечатления только самые положительные.Этот фестиваль-интереснейшее явление..Говорят, на лето там тоже что-то планируется.Вот бы побывать..

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru