начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
Klin_t - Прощай
2015
"Klin_t" – «Прощай»
подробнее
Klin_t - Эйфория
2016
"Klin_t" – «Эйфория»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3599
 Музыкантов 10426


  C днем рождения!
Alex ("Факультет")

артём ипатов (ипат) ("its time")

Серёга Пинчук ("Камуку?Да!")

КиШа ("Петля Мертвых")

Влад "Axid" Орлов ("Иногда")

Дмитрий Стасевич (Стасен) ("Florofilъ")

  Последние сообщения в форумах
Moms Very Big Boobs !!! Go!Go!# 7785723 [Leonardvar]
Plumpers Boobs!Only For You!# 3484505 [Leonardvar]
Moms Very Big Boobs !!! Go!Go!# 1301439 [DanielGet]
Plumpers Boobs!Only For You!# 4334360 [Leonardvar]
rodney king biography yourdictionary ... [DanielGet]
keeping college papers ToRi [Leonardvar]
Moms Very Big Boobs !!! Go!Go!# 8516860 [DanielGet]




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ХАТЫЛАЕВЫ - БЕСПРИМЕСНОЕ ЭТНО  | 2006 |  Читали: 4662 | Отзывы: 2


Клавдия и Герман Хатылаевы — это те люди, которым правительственная комиссия по имиджу республики должна была бы платить зарплату. Потому что эти двое сделали для этого имиджа больше, чем все усилия пресловутой комиссии.
Они играют древнюю якутскую музыку на забытых инструментах. Они подражают голосам птиц и зверей, поют не только горлом, но и нёбом и бог знает чем еще. Кто хоть раз был на их концерте или слышал их записи, знает, что это настоящее, крутое, беспримесное этно, по которому сходят с ума ценители, живущие в больших городах. Они вдруг привозят в Якутск японских барабанщиков, после которых знаменитый СТОМП кажется ярмарочным балаганом, или скромно выступают аккомпаниаторами для бабушки, поющей олонхо. Они занимаются с обычными детьми из Национальной гимназии, никогда не учившимися музыке (без всякого отбора, просто с желающими), и через пару лет коллектив "Тэтим" легко берет Гран-при на Международном фестивале этнической музыки в Великобритании. Не зная слова "брэнд", они чуть ли не вдвоем сделали хомус брэндом республики. Хатылаевы провожают меня в большую комнату и с почетом усаживают на диван перед большим телевизором, где идет зимняя Олимпиада в Турине. На диване сидит незнакомая мне женщина с высокой прической.
— Это Людмила Ефимова, преподаватель факультета якутской филологии и национальной культуры, кандидат филологических наук. Она с нами интервью будет давать, можно?
Пожимаю плечами. Я в гостях, хозяин — барин.
— У вас скоро концерт, я слышала?
— Да, 1 марта в Саха театре у нас будет концерт-презентация "Айар кут ситимэ", "Святая нить творения", если по-русски, — рассказывает Клавдия. — Вот Людмила будет участвовать и монгол Болдорж Хуугээйн.
— Презентация чего? Компакт-диска?
— Трех компакт-дисков. Первый, "Айар кут ситимэ", был выпущен в 2004 году. Второй, "Дьуhулгэн" — в 2005. И третий диск, "Алгыстаах айаан", мы выпустили в этом году.
— А первых двух дисков вы раньше презентацию не делали?
— Нет. Хотели, но все как-то не получалось. Времени не было.
— Неудивительно. Вы ведь вообще, кажется, за границей большую часть времени проводите?
— Нет, это только в прошлом году так получилось, — смеется Клавдия. — Весной ездили в Японию на выставку "ЭКСПО", потом во Францию, в Бельгию, Швейцарию. Потом в Санкт-Петербурге был концерт. Потом осенью опять Франция, Швейцария, Япония. В ноябре — США, в начале этого года успели выступить на сельскохозяйственной выставке в Германии.
— А в Якутске последний сольный концерт когда давали?
— Тоже 1 марта, но три года назад, в 2003-м. Знаете, такое ощущение сейчас волшебное оттого, что мечты сбываются. Как мы мечтали три года назад выпустить диск! И вот уже третий диск — с трудом верится.
— Кстати, меня просили поинтересоваться, почему у вас такие дорогие диски?
— Мы так ценим свою работу, — говорит Клавдия.
— Разве они дорогие? — вмешивается Людмила. — Это же уникальные записи — и инструменты уникальные, и техники пения. Небное, горловое пение, звукоподражание! Такого никто в мире больше не делает! 500 рублей за диск — это разве дорого? Я недавно была в Бурятии, так там один диск народного исполнителя стоит 2500 рублей!
— Вы их и распространяете самостоятельно?
— Да,в основном на концертах и фестивалях. После выступлений обычно сразу все покупают, особенно за границей.
— А это ситуация вообще нормальна? Что, у иностранцев народная музыка якутов вызывает больший интерес, чем у самих саха?
— Ну да. У тувинцев тоже так, — неуверенно говорит Клавдия.
— Нет, не скажи! Тувинцы свою музыку и сами уважают, на государственном уровне поддерживают, — вступает Герман, — у них совсем не так.
— Правда, что на Западе в музыкальных магазинах есть полочка "Тыва"?
— И не только на Западе, в Москве тоже.
— А ваши диски за границей продаются?
— Не в таких масштабах. Продаем во время гастролей, даем друзьям на продажу. Однажды получилась забавная история с американцем, помнишь? — обращается Клавдия к Герману. Тот кивает, как бы разрешая рассказывать дальше. — Однажды мы обнаружили, что кто-то продает через Интернет диски Хатылаевых в Америке. Оказалось, какой-то американец был в Японии, скупил там у наших друзей все наши диски и стал торговать ими через Интернет.
— И что?
— Мы ему запретили.
— Почему?
— Даже не знаю, это была первая реакция.
Где вы диски тиражируете?
— В Москве.
— А вам не предлагали какие-нибудь западные фирмы звукозаписывающие контракт заключить?
— Предлагали. Мы отказались.
— Почему отказались?
— Тут такая история, — вздыхает Герман. — В прошлом году, когда во Франции выступали, подошли к нам представители крупной фирмы, которая специализируется на World Music, предложили записать и выпустить у них диск. Он бы тогда по всему миру продавался. Но там было условие — никаких композиций с этого диска на концертах не исполнять. Поэтому мы отказались. Может быть, и зря.
— Конечно, зря! Кто бы вас проверял?
— Потом знающие люди нам объяснили, что достаточно чуть-чуть слова местами переставить или мелодию немножко изменить, и уже условия соблюдены. Но мы не только поэтому отказались. На гастролях же были, многих инструментов не было с собой, а если уж записываться так, чтобы на весь мир, то со всеми инструментами.
— И я им говорю: зря отказались! Такой шанс раз в жизни выпадает, — восклицает Людмила.
— Нет, — успокаивает ее Клавдия, — они сказали: подумайте, на будущий год приезжайте.
— То, что вы исполняете, это якутская фольклорная музыка, правильно? Она разительно непохожа на творчество мелодистов, которое мы привыкли считать якутским фольклором. Как вы относитесь к народным мелодистам?
— В советское время и фольклор был советский, — объясняет Людмила, — а якутский фольклор в это время совершал переход от устной к письменной форме. И подмена понятий произошла не по вине мелодистов. Они просто переосмысливали фольклор в духе своего времени.
— В аутентичной народной музыке есть внутренний дух, внутренняя сила. Настоящее, подлинное природное начало, и его чувствуют все народы. Когда я училась в Москве, меня попросили что-нибудь народное спеть в компании. Я тогда искренне думала, что Афанасий Максимов (самый известный народный мелодист. — И.Е.) — это народная музыка, и спела что-то из его репертуара. Но студенты иранские мне сразу сказали, что это не фольклор.
— Как я могу относиться? — переспрашивает Герман, для которого я повторяю свой вопрос — Мы совсем разные вещи делаем. Про эстраду спрашиваешь ты?
— Хорошо, спрошу про эстраду. В последнее время среди эстрадных исполнителей стало очень модно использовать этнические мотивы. По душе вам такая популяризация фольклора или нет?
— Это очень опасно. Из-за этой "популяризации" может исчезнуть настоящий фольклор. Они жертвуют внутренним духом, перенимая лишь внешние эффекты.
— К рок-интерпретациям фольклора вы, кажется, более благосклонны?
— Я сам рокер, — просто отвечает Герман, — поэтому не могу судить.
Но вот вы сказали, что эстрадные исполнители "жертвуют духом, перенимая внешние эффекты". А про рок то же самое нельзя сказать?
— В рок-музыке есть свой дух, близкий к народному. Отличие только в том, что они гитары в руках держат, а я — кырыымпу или тансыр.
— Простите, девушка, вы городская? — вдруг интересуется у меня Людмила.
— Да.
— Понимаете, у народа саха есть понятие о трех мирах…
— Об этом я знаю. Несмотря на то, что городская.
Клавдия с Германом одобрительно смеются. Людмила тоже улыбается и продолжает:
— Так вот, рок-музыканты — на связи с нижним миром, а у Хатылаевых музыка небесная.
— Так уж прямо и небесная, — протестует Клавдия.
— Кстати, если я не ошибаюсь, некоторые техники пения и звукоподражания, используемые вами, — шаманские?
— Да, — кивает Клавдия.
— Что вы имеете в виду? — уточняет Людмила. — Это вы у Аизы Решетниковой прочитали про шаманские техники?
— У нее.
— Я считаю, что все эти техники входили в комплексную подготовку певца-олонхосута.
— Это вообще от охотников пошло, наверное, — вмешивается Герман. — Им же надо было зверя подманить — вот и звукоподражание. А оттуда, из подражания звукам природы, родилась музыка.
— А у вас шаманы были в роду?
— У меня бабушка удаганкой была, — неохотно признается Клавдия.
— У меня не было шаманов в роду никогда, — чеканит Герман, — целители разве что, — добавляет он под взглядом жены.
— Знаю, что Хатылаевы — не только музыканты, но и педагоги талантливые. С детьми вы еще будете заниматься?
— Да. Национальный художественный музей выделил нам комнату под студию. Скоро будет набор детей 5-6 лет и взрослых.
— По каким критериям будет отбор?
— Не как в музыкальную школу. Есть слух, нет — не так важно. Главное, чтобы был глубинный, природный дар к творчеству. То, что изнутри идет.
В этом году будет 10 лет, как мы по-настоящему вышли на свою дорогу. С 1996 года мы занимаемся именно фольклором, народными инструментами.
— Что такое случилось в 1996 году?
— "Табык". Мы тогда впервые вышли на сцену именно с народными инструментами, народной музыкой. Нас не очень поняли, но мы почувствовали радость и какое-то облегчение от того, что положили начало своего пути. Нашли себя. Свое.
— Эти инструменты — кырымпа, тангсыр, купсуур — на них действительно кроме вас никто не играет?
— Играют, как умеют, в оркестре народных инструментов, например. Но изначальная манера исполнения забыта, мы ее воссоздаем. Меня на кырымпе, например, никто играть не учил, — говорит Герман.
— Ой, как он мне тогда надоел с этой кырымпой! — шутливо стонет Клавдия. — Два года скрипел, прежде чем играть научился. Ужасные звуки издавал!
— Подождите, записей исполнительских на этом инструменте ведь, наверное, тоже нет?
— Конечно, нет.
— Тогда как вы понимаете, что воссоздали древнюю манеру игры, а не выдумали новую?
— Генетическая память, — совершенно серьезно отвечает Герман.
И я ему верю.
©Вторник


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Ирина Ефиммова | Икуцк | Дата: 01.03.2006

Всегда пожалуйста))
Нащот мр3 не в курсе, но попробуйте на якт (ykt.ru) поискать в разделе музыка - может кто чего и выкладывал


Саныч | Ха | Дата: 01.03.2006

Ирина, спасибо за статью! Не в курсе, в сети есть mp3 Хатылаевых?

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2017
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru