начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
MONOLITH - Тысячи лет во тьме (Demo)
2008
"MONOLITH" – «Тысячи лет во тьме (Demo)»
подробнее
MONOLITH - Длань Предков (Demo)
2010
"MONOLITH" – «Длань Предков (Demo)»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3599
 Музыкантов 10426


  C днем рождения!
BNF_AKAREAL ("BNF_AKAREAL")

"Хаммер"- Игорь Владимирович Хамидулин ("Территория")

Андрей "Седой" Кошелев ("X-tazy")

Антон "Астроном" ("Вчера Весь Вечер")

Астроном ("Собрание Юнных Поэтов")

Святослав ("MYSTERIA MORTIS")

Даниил Титков ("DonT Sleep")

  Последние сообщения в форумах
forex exchange dong pa [Vicrzzcjv]
make money for amazon ToRi [Vicrzzcjv]
how to buy your company's stock ka [Vicrzzcjv]
buy stock clothes china wholesale pa [Vicrzzcjv]
the lydians makers of money ka [Vicrzzcjv]
stock trading school in las vegas pa [Vicrzzcjv]
options trade alert ToRi [Vicrzzcjv]




Статьи на Дальневосточной музыке




Борис Подкосов ДЖАЗ-НА-АМУРЕ - 86: P.S. 20 (1)  | 2006 |  Читали: 4426 | Отзывы: 6


Борис Подкосов - ДЖАЗ-НА-АМУРЕ - 86: P.S. 20 (1)
Афиша фестиваля
ДЖАЗ-НА-АМУРЕ - 86 : P.S. 20 (1)
С признательностью всем тем, кто
был причиной, участвовал, помогал, слушал и - понял.


© Борис А. Подкосов

" М а н и ф е с т "
Классический образец "PR позднесоциалистических времен", этот документ (программка фестиваля "Джаз-на-Амуре ‘86")(http://dvmusic.ru/index/history/full/1640)
"увидел свет" только сейчас, хотя и был создан мной в законченном виде ровно 20 лет назад, примерно за день до начала фестиваля - т.е., поздно ... Он должен был стать текстовым вкладышем в обложку с фестивальной эмблемой, и, вкупе с ней, быть чем то вроде его (писаного "страстным канцеляритом") "Манифеста"*...
Однако, быстро тиражировать его (даже в "плоской печати") в те времена, когда цензуре ("литу") подвергалось - буквально - каждое печатное слово, а доступ к множительной технике был ограничен, было не просто даже и для КК ВЛКСМ.
Для начала, полностью готовый к тиражированию (сделанный на пишущей машинке "через интервал") "плотный" оригинал-макет документа (с уменьшением размеров при копировании должен был как раз "попасть" по размерам в обложку, без скрепок и т.п.) был перепечатан уже "через два интервала" - возможно, для цензора. Затем ...
Кажется, КК решил для скорости "тиражнуть" его, даже "залитовав" "задним числом", т.е. пойдя на нарушение всех правил ради достижения стоящей цели! Однако, и перепечатка (для "лита") потребовала приличного времени, а копировать "разбухшую" (оригинал-макет как-то не учли...) за счет интервалов версию было и не здорово (потому что потребовалось бы время на раскладку и т.п.), и - опять поздно, уже окончательно ...
Так "личные" проблемы (или неспособности ...) организаторов (а!) - и "приметы" времени - "скрыли от общественности "коварную истинную направленность" и текста и самого фестиваля" ... Оцените и "технологическую среду"...
("В оправдание" можно только сказать, что "мы здесь были не одни", и проблемами с печатным словом - и афишами - страдали в то время вообще все джаз-фестивали, вплоть до самых официальных ... Кстати, обратите внимание на афишу (КК решил, что надо работать солидно - "ну, у нас б ы л о ...": "в две краски", нанесенные в обратной технологической последовательности, т.е. оранжевая после черной, что искажает цветопередачу, и - сдвиг. Думаете, мы сами это сделали? ...).)

* * * * *

" М о т о р" и " К р ы ш а "
... остается только констатировать, что фестиваль стал возможным только - и только, и исключительно - благодаря его, Горбачева, "появлению на свет" как генсека ... - хотя, я полагаю, "чудила" "Горби" и до сих пор о нем не подозревает (как, впрочем, и о том, где находится российский Дальний Восток ...). Без него все выглядело бы "еще медленнее": даже гражданская война у нас закончилась на два года позже, чем в России, и, соответственно, с тех еще пор (или ранее) все процессы отставали (и отстают о сю пору) с аналогичным же лагом. В советское же время Дальний Восток всегда был официально (и местно) известен как единственный оплот Советской власти в стране (я полагаю, скорее, все же, вариант "особо богобоязненной" бюрократии ...), и потому на положительные "разрешительные" - собственные! - решения местных властей не приходилось рассчитывать в принципе даже в случае "плавных потеплений" в прежних темпах (ну разве что полжизни спустя ...).
При нем же - более динамичный по определению, да и сам не чуждавшийся и "новизны" и "культуры" (в конце концов, там работали достаточно молодые люди, тоже интересующиеся музыкой, и желающие ей, по разным соображениям, помочь) - ВЛКСМ получил какой-то carte blanche (да и смотрел, где можно начинать зарабатывать деньги, и еще не имел "дурного опыта" на этом ...) ...
... - а джаз все же был (вынужденно, в сравнении с роком и т.п.) признан - хотя правители Востока об этом и не знали и знать не желали (к чести их сказать, просто не замечали ...) ... - социально неопасным явлением, а участники его, соответственно - почти строителями коммунизма, наравне со всеми остальными гражданами, хотя бы любители джаза твердили об этом уже вечность, и иногда и в массах своих и даже вполне искренно - но кто им раньше верил? ... и кто вообще хотел их слушать? ...
"С комсомолом" же нам (вынужденно ... - "попробовали бы они не!"; я, конечно, говорю это с самоиронией, поскольку и - невежливо "по отношению к ...", и - "они-таки пробовали" ...; это, скажем так, квазилитературный штамп ...) "покорились" все те "упомянутые в титрах", кто иначе бы "и в нос не дул" по этому поводу ...
... тем более, что "всесоюзная подпольная железная джазовая дорога" давно имела своего рода "агентов влияния" и в ЦК ВЛКСМ, и этот рычаг тоже удалось привести по данному поводу в легкое действие (через продюсера - хотя тогда в обиходе таких слов и не было ... - самого большого в стране, "комсомольского" же, фестиваля "Джаз над Волгой", г.Ярославль, Игоря Гаврилова; кстати, все местные "комсомольцы" прекрасно помнили некогда в 1968г., инструктора, затем секретаря (или зам.?) КК, а затем и секретаря (?) ЦК ВЛКСМ, хабаровчанина М.Боканя - при котором родился первый Дальневосточный джаз-фестиваль ‘68 ...).
Итак, политическая поддержка, отчасти финансы и даже организационная помошь (и контроль ...) комсомола - вот ключ к успеху (или, скорее, "необходим(ейше)ое условие" ...) . Но попробуем, наконец, оставить политику - если это только возможно ...

* * * * *
" ... И, конечно, напевать лучше хором ... " - и " по утрам "
... - но едва ли ...
Перед этим была еще пара важных этапов "социализации" джаза: сначала, через краевое отделение Всесоюзного хорового (!) общества, а затем - через "учрежденный" В.Захаровым "Джаз по утрам" - показ местного джаза (и "подтягивание" к этому кого только можно из исполнителей) в небольших (по емкости помещений) в дневное (изначально) время (у последнего явления можно точно установить "даты жизни": апрель 1982 - апрель 1985гг.; затем - см. выше.); отдельные музыкальные результаты "утренников" я бы оценил как достаточно впечатляющие, особенно по тем временам.
Все это происходило, скорее, параллельно, и закончилось последующим "вливанием" бесправного, "бездомного" физически и "бесприютного" в идеологическом смысле местного джаза (т.е. исполнителей) в "уютный и комфортный мир неожиданно счастливо социализированных собирателей грамзаписей" - и это дало, как мы видим, отдачу ...
Продолжение - Потом ...

* * * * *

" Б р э н д "
Так или иначе, в марте 1986 года, после 18-летнего перерыва, - и, для постороннего глаза, довольно внезапно - "Хабаровск снова обрел свой фестиваль".
Будучи по-прежнему (отчасти) "комсомольским", (отчасти) "хорово-общественным", (естественно ...) "Дальневосточным", но "с замахом" на большее ("на малое ...- ..."), на сей раз, и с первого момента, фестиваль обладал всей необходимой атрибутикой брэнда (хотя бы - и сознательно коварно! - и неполностью, как мы видим, обнародованной), а именно:
1 - "Фирменным" названием, позиционирующим его по меньшей мере географически**;
2 - Детализацией этого названия, характеризующей его ("радужное") музыкальное направление;
3 - Идеологией: в лице "Манифеста"* (влияние - неджазовых! в т.ч., и географических - соседей: "пусть расцветает сто цветов, пусть процветает сто школ");
4 - Графическим символом: практически, товарным знаком - в виде эмблемы с тигренком по имени (естественно ...) Кеша, играющим (естественно ...) на трубе на (естественно, правом ...) берегу (естественно ...) реки ("естественно", Амура ...) - и всё это в рисунке можно увидеть...;
Автор - ("очень хорошо известный в ... ") хабаровский художник-(книжный, в т.ч. "этно"-) график Сергей Чешкин ("независимая версия Павлишина"...).
Кстати, этот "торговый знак" (т.е., "не обманешь - не продашь"...) "плавно перекочевал" сюда (т.е. полностью скопирован) из аналогичного Секции джаза, выполненного годом-двумя ранее ...
5 - "Гимном": темой пьесы "Дальневосточный блюз" в виде канонически изложенной (на флейте) музыкантом (концертного ансамбля "Дальний Восток", и руководителем собственного комбо и, как мы увидим, и композитором, и - родоначальником, хотя и без последователей до сих пор ..., того самого, уникального, что можно единственно и без натяжек назвать "дальневосточным джазом") Виктором Бондаренко, фольклорной (нани) мелодии "Чайки над Амуром" (до Виктора термин "этно-джаз" был на Дальнем Востоке пустым звуком - и, боюсь, в Виктора - нефизическое - "отсутствие" на этой сцене - все еще оным и остается ...)
(Особенно удачно получилось в самый первый раз, когда перед самым открытием первого фестиваля, минут за 15-20, по местному ТВ пошла самая первая местная ТВ-передача о джазе - о трио Бондаренко, где они были сняты под первую же их студийную фонограмму (!), начинавшуюся как раз флейтовой темой "Дальневосточного блюза"; затем тема неоднократно повторялась в концертах);
6 - ... и даже патриотическими дальневосточными "общенародными воплощенными символами": "местным" - в лице Вячеслава Захарова, "отраслевым" - в лице, понятно, Александра Фишера, и - "наднациональным" в лице, естественно, Валентины Пономаревой (и - далекими-далекими, "нынемосковскими" легендами ...);
7 - ... а также и самими "товаром": 2-3 местными коллективами, "так или иначе" профессиональными, порой с (маленькой такой ...) "искрой" иногда настоящей джазовости, иногда традиции, иногда новаторства, иногда дара.
*
Все это в дальнейшем так или иначе (хотя и, в "генеральных итогах", скорее, иначе ...) - "Сработало!".
*
Как и полагается в случае с брэндами (и сакральными ценностями...), каждая их грань хранит некое количество - нераскрытых пока здесь, но существенных для дальнейшего и для нынешнего и т.п. - и действия и понимания его, историй и символов (а творцы этих граней еще очень и очень заслуживают так и не состоявшегося "большего disclosure" ...).

* * * * *

" Ч у ж и е " ...
Кстати, обратите внимание на своего рода эволюцию детализаций названия фестиваля:
" ... и импровизационной" в 1986 пополнился в 1987 " ... и электроакустической", а в 1988 - "... и экспериментальной" музыки (что, в общем-то, для большинства советских джазовых фестивалей было на тот момент нехарактерно, хотя бы они фактически иногда включали и "больше электроники" и проч.; я таких названий не припоминаюи вообще!; конечно, наше - только ‘wishful thinking" и "рябь на воде" ...).
Таким образом, за все 1986-1988гг., полагаю, набралось достаточно - и достаточно приличной - "музыки с электроникой" на один небольшой концерт (фестиваль?) "не-джаза". (Не-танцевальных) последователей этому как-будто до сих пор в Х. ("и вокруг") не нашлось ...
(Микро-) фестиваль ‘89 и (существенно больший по размеру) ‘90 представили, наряду с джазом, импровизационную музыку, этно- и свободный джаз, а "рождественский" ‘91 "Evergreen Godfather Jazz Zakharov" (с общеузнаваемым гордым негритянским профилем на самодельной печатной продукции) был, скорее, "маленьким пиром во время чумы", где то, что новее, внезапно оказалось просто "не на что купить" (внезапно "пропали" все возможные достаточные деньги ...).
... " с в о и " ...
Кстати сказать, ДЖАЗ-НА-АМУРЕ - конечно, в отчасти совсем иных условиях - мог бы быть и фестивалем совсем не джаза, а любой другой музыки, вплоть до "концептуальной" или "академического авангарда" (и носить иное название).
Я припоминаю, что даже и в - редких - "дозволенных властями" передачах на радио и публикациях (переводах и проч.) джаз - сознательно - охватывался мной достаточно мало, скорее "на уровне продвижения местных явлений". Впрочем, иное было здесь (но не, скажем, даже в Сибири ...) тогда и - "идеология" - невозможно.
... да вот только все остальные музыкальные направления, существующие "в остальном мире", а "на месте" еще "не охваченные официозом", были рядом с нами даже в сравнении с местным джазом тогда либо незрелы, либо еще (и до сих пор ...) благополучно не родились ...
... либо не имели на тот момент никакой "политической" или "культурной" перспективы (т.е. как возможности быть показанными, так и быть адекватно услышанными ...).
Кроме того, (что придавало сил ...) советский джаз уже "родил" на свет уникальное (и миром в том признанное, хотя и несколько "камерное"... - кстати, припомним: "камерная", говаривали, - любимая музыка генсека Андропова ...) культурно и музыкально самоценное и самостоятельное явление в виде отечественного варианта "вышедшей из джаза" импровизационной музыки: "русского Нового джаза" (как и полагается, своего рода реакции на действительность, "Before the Flood"...). Хотя бы все это только и казалось ... - ему хотелось следовать. (Боюсь, другие отчественные музыки ничем подобным похвастать не могут до сих пор.)
Притом, "природа свинга" очень заразна ...
... а местной "публики" на все то, что есть на свете и чего мы еще не видели, "было едва ли найти".
Выбора не было.
... и " А п е л ь с и н ы "
Наверное, я не очень правоверный praсtitioner of "джаза", если скажу, что, несмотря ни на что (скажем, см. выше), иногда (...) он - достаточно скучная музыка.
Изначальное (и заблаговременное) "встраивание" в программу джазового фестиваля "чужеродных" элементов имело, помимо - просветительских - целей их демонстрации (с потенциальнй перспективой последующего развития "кем-либо" и "когда-нибудь" "на месте") и вполне очевидный, и откровенный, элемент своего рода шутки (и даже насмешки ...) над слишком уж (хотя бы и вынужденно, в силу их нелегкой жизни ...) твердолобыми приверженцами "правильного джаза" и "правильной музыки", в особенности - музыкантами.
При этом выигрывала непредвзятая и готовая к открытиям публика (хотя музыканты, по-моему, так почти и не воспользовались - на будущее - случаем "поддаться впечатлению" ...). Надо сказать, что таковая и была и зарождалась с каждым показом свежей музыки, хотя бы и в минимуме, а вот именно значительной и действительно квалифицированной - по бедности нашей ... - джазовой аудитории все равно не было ...
Как рассказать незнающему, чтО такое "апельсин"? Дать попробовать кусочек ...
Хотя бы какое-то время ...
*
" К с т а т и , о м у з ы к е : . . . "
"Возвращаясь к только-что вышеизложенному", припоминаю некие хорошо усвоенные примеры "всплесков" той или иной "хорошей жизни" из отечественной истории: НЭП (в смысле еды) и "оттепель" (скажем, самый первый Дальневосточный фестиваль, 1968г.).
Что последовало, известно. Никаких гарантий на стабильное "разнообразно музыкальное" будущее прошлое не сулило (или не очень сулило), - напротив. Следовательно, надо было успевать, "пока трамваи ходят" (тем более, что и "другие музыки" не зевали, и по меньшей мере выступали конкурентами - и, кстати, обладали, и реально и потенциально , много большими аудиториями).
Возможно, вся "эклектичность" определялась и этим тоже: если не говорить еще и, конечно, о постоянном убожестве и "живой", хотя бы и "привозимой", сцены, и "скромности осознания" этого, и т.п. - и естественном (хотя и "вредном для здоровья) желании как-то это, хотя бы разово, компенсировать, все сразу! за один раз! и т.п..

* * * * *

" I n s t a n t C a r m a "
1
"Внезапность" фестиваля была, конечно, относительной, хотя действительность, казалось бы, ее и подтверждает ...
***
""Джазовый маразм" крепчал" поистине стремительно.
(Все это еще явно заслуживает большего описания ...)
***
В октябре 1985г. мне удалось (и, конечно, не благодаря личным знакомствам в КК, которых попросту не было - хотя до того еще, и "на старости комсомольских лет", я умудрился попасть (был "подставлен") примерно на год в комсорги, - и был "с позором" - но тихо - удален райкомом (переизбран) за несговорчивость ...), благодаря, вероятно, в первую очередь авторитету Вячеслава Захарова (как практически единственного "авторитетного" "представителя джаза" в Хабаровске на протяжении уже 11+ к тому моменту лет), а также, думаю, и репутации музыкантов Концертного ансамбля, "вывезти" "по линии комсомола" (представив и "ведомость участников" и "обоснование") и "по своим связям" (Grand Funk Jazz Railroad) на (действительно) Всесоюзный (так или иначе проводимый тамошними органами культуры и и "общественностью" официально уже лет пять как ...) фестиваль в Красноярск квинтет В.Захарова и трио "Дальний Восток" В.Бондаренко.
(С удовольствем первооткрывателя только что обнаружил печать и визу "Согласовано" (!) краевого Управления культуры на третьем документе - "Репертуаре". "Первая пьеса - советская песня ("А снег идет" ...).").
(Правда, я к тому моменту уже почти лет 10 как - отчасти безуспешно ... -морочил головы довольно большому количеству "серьезных людей на производстве", "по русскому обычаю", обещая (или навязывая ...) им то, в чем они нуждались, - сами того не осознавая ... , и чему сопротивлялись изо всех сил ... - т.е. EDP и MD. Хотя действительность в этой части и напоминала известный анекдот о "встречном плане", что-то иногда "дать" им действительно удавалось.
Но - вот "рабочие навыки шарлатанства" и пригодились, хотя бы и в другом месте ...)
*
Тем самым - и это существенно! - была разорвана 17-летняя "физическая изоляция" дальневосточного джаза от джаза "остальной страны".
(Хотя, конечно, отдельные заочные контакты удалось "навести" ранее.) Тем более, что в том фестивале участвовал и другой дальневосточный колектив - квинтет Владимира Киндинова "Крильон" из г.Невельска, (Южный) Сахалин, приехавший, туда, правда, независимо от нас (затем он участвовал уже в "ДНА-88").
*
Кажется, и "Дальневосточный блюз" - как вариант "брэнда" - прозвучал публично впервые именно в Красноярске ... Все дальневосточники "определились на местности" - достаточно уверенно ... (и даже получили благоприятные отзывы - которые, впрочем, давали не более чем - неясную - "перспективу").
(О формах сопутствовавшего "джазового братания" благоразумно умолчим ...)
*
... Существенно и то, что сам факт реального (и легального) существования "чего-то" "в остальной стране" и участия в нем "представителей далекой восточной окраины" как-будто давал надежды и на продолжение ...
(хотя бы из возбуждения в тех, от кого это зависело, географических чувств патриотизма, своего рода "национальной гордости", т.п.).
***
В ноябре ‘85 состоялось нечто вроде (довольно успешного) "благодарственного и отчетного концерта" (в нынешнем ресторане "Русь", а тогда - новорожденном молодежном кафе, курируемом комсомолом) для работников аппарата РК и КК ВЛКСМ (и вообще всех, кто сможет добыть билет - какой-то ажиотаж наблюдался ...).
В нем, помимо съездивших на фестиваль в К., приняла участие (кажется, и вообще впервые "засветилась") группа электронной музыки MIDI (музыкантов Концертного ансамбля - П.Ратнер, В.Ключищев, Ю.Кузин, Е.Марченко, В.Синявский; даже само название было придумано Виталием Ключищевым в совместном "брэйнсторминге" накануне: "люди и синтезаторы соединены кабелями и обмениваются управляющими сигналами", и, добавлю сегодня, машины гуманизируются, а люди, особенно, по их любви к брейку - немного роботы).
Нюансом было вкусное и сытное ("обязательное" к билету и -безалкогольное ... ) меню на целых 5-6 рублей (что тогда было мно-о-го(го!)) ... "Ю.Витрищак как историческая (не шучу) личность": "От нашей музыки болела голова, от вашей - болит живот!" "Их" - это хабаровский джаз 60-х. Хотя у "нас" здесь, и по возможностям и по стилям, было явно громче ...
(Но история "молодежных" и "джазовых" кафе в СССР - вообще самостоятельная история, еще со времен Оттепели, и - мы, "узники Востока", к сожалению, знакомы с ней не более других (таких же "узников всех времен") ... )
*
А вот и отступление ...
К тому времени я "женил" почти всех своих приятелей. Поскольку свадебные застольные процедуры по тогдашним обычаям были стихийными, иногда приходилось "бросаться грудью на амбразуру" и, как "дружке жениха", вынужденно (чтобы предотвратить последствия и "подлакировать действительность") и самовольно - и бесплатно, и т.п.! - становиться тамадой и брать руководство питейно-речевым процессом в свои руки. Свадьба заканчивалась ко всеобщему удовольствию, только мне, "после всего", "по причине безотрывной профессиональной занятости", приходилось уходить с нее трезвым, голодным, в одиночестве ... - и, соответственно, "несколько злым". (Теперь мне становится понятной и своего рода "привычка к сцене" ...)
... так и на этот раз: "от трепа" в горле пересохло, но ведущему не нашлось ни места за столом, ни еды, ни времени на нее, ни даже стула: "во время музыки" он притулился рядом с "действующими музыкантами", на обшивке радиатора у стены - и тут заметил, что рядом с ним, держа огромный бокал (с соломинкой! безалкогольного...) молочного коктейля в руках, сидит, внимательно наблюдая за действом, очень модно (в настоящих кроссовках (!) и т.п., все заграничное) одетый, невозмутимый молодой человек лет не более пяти от роду, некто Максим Бондаренко (который, возможно, сегодня известен кому-то уже как db Therr Maitz) ... С ним я невольно был тесно знаком еще со времен его naked childhood ..., и над ним же - чуть позже - радостно смеялся его родной отец, наблюдая, как - еще неуклюжее - дитя на собственном маленьком проигрывателе днями напролет всерьез "крутит" свои личные пластинки - болгарские, со "звездами мирового джаза" (!), и - польские (общепризнано, в области джаза Польша тогда - "европейская Америка") ... Надо сказать, Максим, широко известно, до тех - и далее ... - пор говорил очень лаконично, и - только на своем собственном языке! так что, обращаясь с пламенной речью к коллегам отца, в ответ обычно слышал: "Скажи это по-русски, тогда получишь!"
- ... и тут я понял, что он уже - товарищ по джазу, который всегда выручит в беде: "Максим, дай напиться!" - и он (по обыкновению, без эмоций, немедленно протягивает бокал); ... целомудренно, я сделал один только глоток ...
***
13 декабря уже Концертный ансамбль показал на собственной площадке полностью собственную программу: отделение биг-бэнда - во главе с руководителем, Виктором Морозовым в качестве дирижера! ("Джаз в классе", из репертуара Berklee School of Music, USA, партитура и "переписка партий"добычами"и заботами В.Бондаренко; сопроводительные тексты пришлось переводить), уже квартет "Дальний Восток" В.Бондаренко, и - впервые - певица Тина Носуль, и с тем же квартетом. MIDI - "весь в дыму"- был "на сладкое".
(Этот концерт, кстати, еще один существенный этап, еще одно достижение и - еще одна отдельная байка.)
*
... руководитель Концертного ансамбля Виктор Петрович Морозов как-то "не видел" Тину "в рядах" своих "русских народных" (и т.п.) вокалисток (им полагалось быть не ниже - почти не шучу - гренадерского роста, и - кажется, цвет волос и т.п. тоже играли какие-то роли), и (правда, незадолго только до этого появившаяся) Тина работала в Ансамбле, как и полагается (вам это ничего не напоминает?), костюмершей (и после - тоже ...). Но! - тут он (ради престижа Ансамбля и - собственного ...) милостиво (и неосторожно ... ) дозволил ей "выйти с джазом" ...
( ... и - это не прекращается уже 20+ лет, и - уже без "дозволений" (и эти два "номера" со временем превратились в репертуар, и т.п.).
... Подобно Золушке, Тина стала "принцессой джаза" "за одну ночь".
Замечу, что она была первой "отечественной" (хотя и "подаренной со стороны", т.е. "не из Х.") джазовой певицей. Ее грузинские корни сразу даровали ей ее логаническую естественность и - придавали ей "нездешний шарм", и, кажется, и были причиной ее сценической раскованности, столь несхожей с (вынужденными ...) манерами вокалисток Ансамбля и т.п., и уж точно воспринимались как (почти ...) "аутентично негритянские". Это происходит и до сих пор. )
***
... а вот после этого, 7-9 марта следующего,1986 года, "сразу" и "сам-по-себе" "случился" уже и фестиваль "ДНА-86".
2
... надо сказать, что еще в ноябре мной предполагались в те же сроки максимум "Дни джаза", и с абсолютно меньшим апломбом. Однако, когда обоим ведущим местным коллективам не удалось выехать на декабрьский фестиваль в Новосибирск с как-будто (сомнительными ... ) шансами поучаствовать в отборе на (грандиозный) "Тблилиси-86" ("почти лучшее hard bop комбо Захарова всех времен" в конце ноября распалось, квартет Бондаренко был не отпущен с "работы"; не послали "на разведку" даже меня: "вернется - опять будет болтать как тогда!", весело сказал веселый здоровяк, первый секретарь Хабаровского КК ВЛКСМ, будущий исторически последний секретарь ЦК ВЛКСМ Владимир Зюкин), пришлось позаботиться о себе самим ...
*
... я обнаружил сегодня в своих бумагах по крайней мере три "законопроекта", сделанные с начала декабря ‘85 по конец января ‘86: от участия в мероприятиях ДВ Отделения СК России в декабре ‘85 до "Дней" и, наконец, - довольно окончательно сформулированного "фестиваля" с персоналиями, атрибутикой и "замахом".
3
И до, и после фестиваля ‘86 В.Захаров считал его преждевременным ... - и имел на то основания (в разных смыслах).
К чести его надо сказать, что он сделал для фестиваля все, что мог: в период личных передряг, он собрал новый, хотя и "разовый", коллектив (что-то вроде диксиленда - или, скорее, "духового оркестра") из музыкантов оркестра штаба КДВО, в котором отныне, с декабря ‘85, неожиданно служил, принял посильное организационное участие, в частности, "подтянув" всех возможных местных (главным образом, ресторанных, "училищных", "военных") музыкантов ...
*
... и, не забудем, он был "знаковой фигурой" всего того, что ассоциировалось "на месте" с джазом вообще ...
- и многие музыканты (и т.п.) вполне обошлись бы в своей жизни без подобного "безнадежного занятия неизвестно во имя чего", не будь рядом "живой" музыки и - такой же "фигуры".
Это соображение, наверное (смеюсь ...), есть "квинтэссенция генезиса местного современного джаза".
*
(Правда, "подтяжкой" занимались все, каждый "на своем фронте": вот и В.Бондаренко в свое время "тихим сапом" сагитировал весь Концертный ансамбль, в основном приезжих, а затем - доступных соучеников по и "официоз" института культуры, и т.д., и т.п.; полагаю, что появление Тины - в организационном плане - тоже его заслуга.)

* * * * *

" A v a i l a b l e A s s e ts "
Потом ...
( ... итак, как мы видим, все сводилось к своего рода управленческой задаче, - или, если хотите, к задаче о волке, козе и капусте ... - которую все же пришлось решать и применением "личной физической силы".)

* * * * *

" J a z z P e o p l e "
Потом ...
* * * * *

" Sounds of Joy "
Звуковые файлы - попозже ... :
- "Гимн" фестиваля: фольклорная (нани) мелодия "Чайки над Амуром"; Виктор Бондаренко, флейта соло (Хабаровск)
- Концертный ансамбль"Дальний Восток" (фактически, и танцы+ ...):
О.Гончаренко (Владивосток): "Когда поют бубны" (эстрадная "этно" пьеса)
- квартет додекафонного джаза Бориса Толстобокова (г.Красноярск): что-то ...
- В.Захаров & Co. (г.Хабаровск): что-нибудь ..
- В.Пономарева, соло-вокал, дилэй (г.Москва) : J.Lennon, P.McCartney "Michelle"
- В.Пономарева и квартет "Концерт" (г.Хабаровск) : J.Storewell "World Is A Ghetto"
- Квартет "Дальний Восток" В.Бондаренко (г.Хабаровск): "Дальневосточный блюз"
- Группа популярной электронной музыки MIDI: наверное, "Галактика"
- ?

* * * * *

" П р о ф е с с и о н а л и з м " ...
Большая и НЕеоднозначная тема. НЕ претендую и НЕ собираюсь ... . Только "обозначаю":
***
... сильной стороной всего джаза страны той поры был "профессионализм" его участников.
*
Он безусловно понимался как "несение признаков" профессионального (европейского) академического музыкального образования: абсолютное большинство (99.9(9)%) исполнителей джаза в стране, на любом уровне и любого статуса, либо училось в, либо закончило ("любители" - хотя бы начальное, 7-летнее) среднее (и выше) муз. учебное заведение - и даже "работало по специальности".
В этом были и сильные и слабые стороны.
***
Прежде всего (ну, нет, конечно), это давало - всем организаторам джаза в стране ... - формальное (и моральное ...) право убеждать "официоз", что данная музыка - по статусу и опыту исполнителей - имеет право на существование.
(Фактически, ведь это были те же люди, что обычно "официально играли музыку где-то за деньги", и - им даже полагались за это, как, впрочем, тогда всем поголовно, и зарплата, и "больничный", и пенсия. Только теперь они были готовы играть - хотя бы и какое-то время ... - бесплатно.
Иные из них даже бывали общепризнаны и "официозно" и "занимали должности".
Позже, "джазу" можно было претендовать и на "филармонические ставки".)
Так было и в нашем случае.
*
Примером следствия могут быть саксофонисты (СССР): все они учились, хотя бы позже и играли в рок-группах и т.п.
Сравните (очень упрощенно): в те времена, когда формального музыкального образования для негров и джаза "не предполагалось", джаз "передавался" на уровне социума, на уровне общения, "изустно", и т.п. Саксофон был "естественным" для "черных" инструментом - на котором, к тому же, общепризнанно, было легко* (!) научиться играть. (* не мне, конечно ...)
"Картинка" (по памяти, даты и т.п. могу путать):
В 1965 (?)г. Йоахим Эрнст Берендт заметил на улице Детройта (фантастического ...) слепого черного саксофониста, Роланда Керка, "носителя блюза", играющего - соло ... - на нескольких "духовых" (язычковых и т.п.) инструментах (включая гудки, манки, самодельные инструменты и проч.), в т.ч., часто одновременно (!), и тем зарабатывающего себе на жизнь. Й.Б. немедленно пригласил его на свои Berlin Jazz Days (Европа! оплата перелетов, гостиницы, гонорар) - и "черный" ему сначала даже не поверил, настолько реалии его собственного "черного" мира разнились от предложения ...
Но! К тому моменту Р.К. был уже вариантом законченного мастера, выросшим в этом качестве практически полностью в "черной" среде и вне рамок прямого европейского влияния, тем более "официального" музыкального образования (и, при всех прочих, и если не путаю, имел в активе уже пару собственных пластинок - которые, впрочем, ничего не давали ...) .
*

***
Слабой стороной "академичности" были:
некая "зашоренность": "те, кто выжил после академического образования", прочно усвоили определенные каноны и с трудом привыкали к мысли, что может быть нечто иное, и что оно - "законно";
оторванность от "корней" джаза - от социума (воспроизведение партитуры не есть "джаз"), и - непонимание необходимости компенсировать ее чем-то живым и живущим рядом, скажем, местной (или иной) народной музыкой.
*
" Страшно далеки они от народа ..." :
(В.И.Ленин, политик, вождь мирового пролетариата)
Относительно (очень ...) малое количество джазовых музыкантов (в СССР) как "профессионалов" в сравнении со всеми остальными музицирующими (которые давали иногда подлинных "самородков"), формального образования не имевшими или его не закончившими, и тем самым - очень узкая прослойка "джазменов", очень малая социальная база джаза в сравнении с любой другой музыкой.
*
* * * * *
" П р о т е к ц и о н и з м "

... есть безусловно плохое качество ("как учит нас ВТО, как завещал - некто - Е.Гайдар").
Тем не менее, приходилось его разумно практиковать, и - были причины.
Если всем дальневосточным коллективам (вне зависимости от ...) приветствовалось исповедывать все, что угодно (к сожалению, в основном не успевали предупредить дублирование репертуара коллективами музыкальных учебных заведений, и т.п.), то исполнителей-"гостей" и "звезд" , "по бедности" - не шучу, приглашали "поштучно" и ...
Amount of Joy
- ... это должно было быть нечто яркое, отличающееся от "обычной" музыкальной действительности (и по жанрам, и по качеству), (хотя бы немного) новаторское, находящееся (в тот момент, это важно) "на подъеме" - но еще не распознанное до конца и не ставшее "окончательно" знаменитым, а потому и обладающее желанием жизни, азартом, и (как это сейчас любят говорить) - with real creativity ("Криэйтором, Вава, криэйтором! Творцы нам здесь ..."), хотя бы само имя и публике (и музыкантам, и "т.п.") "не очень много" говорило (да, как это случается, со временем и вообще иногда кануло в безвестность).
*
... А вот большинство признанных отечественных "звезд" в этом качестве едва ли годилось - "... В глазах у Ольги жизни нет - точь-в-точь в вандиковой мадонне ..." (Извините, господа, не очень верю в "апломбированных" эпигонов ...)
*
Также, за все годы ни разу (за исключением ‘88, когда были приглашены "столпы" дальневосточного джаза 60-х В.Горовиц & Co., которые уже по определению не могли быть ничем иным кроме hard bop"а и т.п.; "землячество" всегда приветствовалось) коллективы аналогичного бопу направления (если только они не включали ярких солистов и не отвечали критериям) не приглашались, хотя бы и просились, и даже из Центра.
Все - просто.
Очень часто "имена" себя не оправдывают, лишь навевая скуку (за приличные деньги ...) - есть масса примеров (вплоть до недельной давности) и - опыт.
Кроме того, пока на Дальнем Востоке все равно не было чего-либо равного, могли невинно пострадать местные звезды ... (хотя сейчас я, хотя бы в силу генотипа и возраста, скорее склонен к известной позиции восточного мудреца ...)
Но все же, возможности были даже не нынешние. Это определяло многое.
*
( Забавно, что протекционизм, уже и без моего участия, совершенно естественно продолжается о сю пору. Так, в октябре 2005 после концерта "квартет Бутмана + Брекер" в Хабаровске (в принципе, post-bop mainstream) высказывались опасения, что подобный по рангу коллектив, будь показан на очередном фестивале, полностью затмит местных (аналогичных по "жанру") исполнителей ...
Более того, полагаю, что за счет - очевидного в последние годы, и сознательного ... - сужения нынешней фестивальной жанровой палитры, он (со знаком минус) распространился и на прочие направления джаза, которым пока еще не учат в музыкальных учебных учреждениях, но которые, - безобразие! - тем не менее, где-то все же существуют, вопреки канонам, и тем самым портят-"таки" картину предопределенной целесообразности и гармоничности мира ... )

* * * * *

" F u t u r e S h o c k "

"Концерты будут устроены по принципу контрастов" ...
Как ни смешно (по нынешним временам, да и - для стороннего, не моего! глаза) было то, что (и как) показывалось в ‘86 и позже, оно вызывало, как я слышал, нешуточные реакции, от недовольства и возмущения до восторгов.
Помимо всего прочего, это - результат осознанной "культурной провокации", того, что позже (В.Фейертаг, применительно к С.Курехину) будет названо "расшатыванием устоев обыденного восприятия музыки".
... а результат можно бы и назвать "культурным шоком" ...

* * * * *

" В ы х о ж у о д и н я н а д о р о г у ... "

"После всего", невольно обнаруживаешь, что ДЖАЗ-НА-АМУРЕ-86 (и, кажется, еще год после) был первым "независимым" (с позволения сказать, при всех ограничениях; т.е., не руководимым теми или иными администрациями "конкурсом художественной самодеятельности") музыкальным фестивалем в границах нынешнего ДФО ...

* * * * *

" Х о т ь и ч у м а з е н ь к и й ..."

Небольшой, скромный, провинциальный, ДНА-86 все же показал (чуть-чуть ...) "настоящей музыки", "по большому счету", и - дрогнули чьи-то сердца, и - это "хороший результат".

* * * * *

" В ы п е с е н х о т е л и ? ... "

Не знаю, кому сейчас интересны тамошние реалии, но вот они-то и определяли довольно многое, хотя бы и походили на анекдоты...
"Винегрет"
( иначе, descending: "эклектика", "мешанина", "безвкусица" ... -
хотя бы можно и назвать это "четкой пространственно-временной структуризацией энтропии" ... )
Если сравнивать с "русской культурной традицией", то фестиваль напоминал (известную из литературы ...) послевоенную "гулянку вскладчину": почти нет хлеба (настоящего hard bop"а), таз с винегретом (большинство местных музыкантов, а также - "разностилевость", "разнонаправленность"), очень тонкая мясная пленка на студне (приезжие, но рангом повыше и менее тривиальные) и совсем немного водки ("звезды") - но все "гуляющие" пьяны (не ей, а, скорее, самим осознанием окончания войны ... (хотя еще и - нет ...)).
(Впрочем, в нашем винегрете попадался и настоящий, и дорогой, чернослив: новинки и поиск, - но не все, с непривычки, могли его есть ..., а некоторые так в черносливе ничего и не поняли до сих пор: плюются, вспоминая ... - ну не их это овощ, это - фрукт ...)
"Юбилейный концерт"
... В джазовой (вообще говоря, американской изначально ...) традиции сложилось "ведение" фестивалей (или, изначально, радиоконцертов - "живого" исполнения с трансляцией по радио; затем музыкальных ТВ-шоу) очень раскованными профессионалами (DJ, MC), "свободно говорящими" и имеющими представление о том, что именно они говорят (Symphony Sid для джаза, Ed Sullivan для рока как самые известные).
В СССР искусство мастера церемоний (MC) было поднято А.Баташевым и В.Фейертагом на невиданную высоту - и исключительно компетентного -профессионала-музыковеда, плюс оратора, трибуна (А.Б.) и плюс (в случае В.Ф., несколько ехидного ...) философа: "в странах капитала", кстати сказать, совершенно ненужную (в силу доступности информации и относительного равнодушия к "духовной жизни"); до сих пор полагаю, что ничего подобного - на сцене (ну, живость, деловитость, не более ...) - т а м не было.
... Баташева мы не успели - да и не смогли ("А кто это такой?" - самая популярная фраза по отношению к новым "кандидатурам" исполнителей и функционеров на всем протяжении фестивалей ‘86-‘88; дальше мы как-то справлялись сами, и подобных вопросов было меньше ...) - пригласить на ‘86 (хотя он и был "апробирован "на раз"" затем в ‘87). А вот руководители филармонии всерьез решали, какую бы это известную актрису (и актера) поставить в качестве "ведущих": читать, по той же отечественной филармонической традиции, "с листа" и праздничным голосом, названия коллективов и пьес.
Не знаю почему, но мне (при полной любви к фактически отработавшим MCs, вокалистам Концертного ансамбля В.Ключищеву и Марине ... (В.К. - еще и "привод" группы MIDI, и вообще в 90-е вся местная реклама говорила его голосом) и невозможности именить что-либо загодя, да еще и при чисто физическом высвобождении от этих "хлопот") вся эта ситуация напомнила известный анекдот о юбилейном "октябрьском" концерте "на зоне": "MC (читая с листа, торжественно): "А вот сейчас сводный хор воров и проституток исполнит песню "Партия - наш рулевой"!""
К счастью, уже на следующий концерт все утряслось в приемлемую сторону - и по смешной причине: никому не хотелось заботиться о чужом мероприятии, тем более о дневных его концертах, в нерабочие дни ...
"Глухо как в танке"
Всегда лояльное тогда (и даже долгое-долгое время потом) к нам (единственное существовавшее местное!) ТВ, записавшее почти весь фестиваль, обладало определенной, не к месту, застенчивостью. На вопрос о том, как записался "художественно поставленный" (темнота, "черный" свет, пугающие выкрики и т.п.) номер В.Пономаревой, скромно ответствовало, что оно остановило видеомагнитофоны, поскольку все равно технический контроль (очень строгая инстанция, "высшая" ...) все равно "темноту" не пропустит. Так видеозапись была "потеряна для истории" - а жаль ... (всего какой-то год-два спустя этот запрет уже исчез бы ...)
До сих пор не знаю, "что такого особо душераздирающего в анаграммах"? (т.е., в "темноте", т.е., в явлении искусства, которое уже по определению может быть - почти ... - каким угодно ...)
"И добра этого у нас - много" ...

* * * * *
" Как много лет назад ... "
Вообще-то, по здравом размышлении, все вышеописанные занятия сегодня могут ассоциироваться только с устройством добровольного пожарного общества веком ранее (блестящие каски, мужественные усачи из местного "общества": в комбинезонах и (тоже) с блестящими трубами, пожарный экипаж (вместо синтезаторов); восхищенные дамы в кринолинах) ... Но - всему свое время.

* * * * *

Продолжение всего, возможно, последует ...

* * * * *

П р и м е ч а н и я
* Невольно приходит в голову "Коммунистический Манифест". Кого мы хотели "освободить"? Естественно, сознание "пролетариата" в лице музыкантов (и зрителей) для "обретения мира" - и сцены и развития.
** Сейчас не на шутку переняли у англосаксов: "поместить (город) на карту (мира)" (скажем, туристическую...) - и извлечь прибыль. И - даже не глупо.

--------

Ещё:
ДЖАЗ-НА-АМУРЕ - 86: Почти джазовый Манифест
http://dvmusic.ru/index/articles/one/full/1640

--------

Всё:
http://dvmusic.ru/index/author/nick/%C1%EE%F0%E8%F1%20%CF%EE%E4%EA%EE%F1%EE%E2
©Борис А. Подкосов, esq.


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Андрей Вербицкий | Хабаровск | Дата: 19.04.2011

Борис, доброго времени суток!
Это Андрей Вербицкий, если, помнишь такого (Молодежный досуг)
В поисковике набрал Чешкина Сергея, он выдал тебя и джаз.Если, увидишь это послание - ответь, буду рад..


victor zadkov | vladivostok | Дата: 21.11.2010

давай общаться!!!


Илья | Москва | Дата: 21.01.2007

Я играл на банджо в диксиленде В.Захарова в первом "Джазе на Амуре".Телевидение снимало. Ностальгично...


Саныч | Ха | Дата: 26.03.2006

Эх, как вчера было. Сижу в "Музыкальном обществе" на Запарина, печатаю под копирку информационные письма:)


Саныч | Ха | Дата: 20.03.2006

Про "Merzbow" отдельный разговор:) Кто бы знал, что скромный японский паренек превратится в одного из столпов нойз-индустрии. Надо сказать, плодовитость у Масами Акита нечеловеческая:)


seva |  | Дата: 20.03.2006

а про merzbow ни слова

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2017
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru