начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ ТЕМУЧИНА  | 2006 |  Читали: 5935 | Отзывы: 0


В минувший уик-энд в Саха театре прошла самая громкая премьера сезона. Билеты стоимостью 500-1000 рублей разошлись как горячие пирожки — полный аншлаг. За день до премьеры желающие попасть на генеральный прогон вынесли одну из стеклянных входных дверей.

Спектакль "По велению Чингисхана" по роману якутского писателя Николая Лугинова уже получил самые лестные отзывы зрителей и критиков, которые видели эту постановку во время гастролей Саха театра в Бурятии, Монголии, Туве и Хакасии. Теперь наконец состоялась премьера для якутского зрителя. "Настоящая премьера", как говорят сами актеры.

— Настоящей премьеры еще не было, хотя сегодня мы будем играть этот спектакль где-то в пятый раз, — объясняет исполнитель роли Чингисхана Иннокентий ДАКАЯРОВ. — На гастролях выступать легче. Наш якутский зритель более… как бы это по-русски сказать… искушенный, что ли. Он знает, на что мы способны, чего от нас ожидать, понимаете?

Всеобщее внимание обеспечено спектаклю еще и потому, что параллельно Андрей Борисов снимает фильм под тем же названием — самый крупный проект якутского кино с бюджетом в 5 миллионов долларов. Съемки шли в Верхо-янье, Бурятии, Туве. На лето запланированы съемки на родине завоевателя — в Монголии, во время празднования 800-летия образования монгольской государственности.

— Структура фильма и спектакля одна, но композиционно они решены по-разному, — говорит режиссер Андрей БОРИСОВ, — другой угол зрения, другой ракурс. Одна идея — рождение империи — рассказана с разными интонациями. Не говоря о том, что в фильме главные роли будут исполнять другие актеры — за исключением Степаниды Борисовой (Ожулун-хотун) и Ефима Степанова (Хохочой). Хотя и Егоров, и Дакаяров, играющие Темучина-Чингисхана, непременно будут задействованы в фильме. Они будут играть ближайших сподвижников Чингисхана.

Роман Лугинова — эпическое произведение со сложной внутренней драматургией. В основу инсценировки легла первая часть романа — начиная со знакомства родителей Темучина Есугея и Ожулун до Небесного курултая, где Темучина, нареченного Чингисханом, провозгласили своим правителем народы девяти племен.

Перед сценографом стояла непростая задача — передать просторы степи на ограниченном пространстве сцены. Постоянный соавтор Андрея Борисова, художник Геннадий Сотников решил эту проблему, целиком задрапировав сцену светлой и темной материей с фрагментами рисунков и рун. Иногда задник сцены становится экраном, на который проецируется изображение бегущих лошадей, иногда сцену целиком занимает шатер из той же материи, и действие идет как бы внутри него… Прочий антураж создают огромные бутафорские камни. Есть еще кибитка-тележка — в ней зарождается любовь, в нее же кладут покойников.

В этой кибитке меркит Чиледи везет по степи свою молодую жену Ожулун. Сидя в кибитке, Ожулун ловит стрелу Есугей-батура. С того момента, как встретились их взгляды, эти двое обречены на любовь. Это не просто страсть, а роковая любовь, которая падает с небес, как карающий меч, и настигает внезапно и бесповоротно. И нет пути назад.

Изображать Чиледи карикатурно-неприятным, как это сделал Иннокентий Луковцев, не было особой нужды. В том, что его жена судьбой оказалась предназначена другому, нет вины меркита. Высшие силы, управляющие людьми, предначертали безродной девушке стать Ожулун-хотун, матерью великого хана.

А в том, что Темучин станет Чингисханом, сомнений нет.

Они клянутся быть братьями — юные Темучин, Хохочой и Джамуха. Говорят, друзей детства не выбирают, как и первую любовь. Подруга мальчишеских игр Бортэ становится женой Темучина, а парнишка Хохочой — невольным свидетелем их бесхитростных ласк в той же кибитке. Чуть позже Роман Дорофеев, играющий юного Хохочоя, дурачась, наденет маску убитого воина и шаманские лохмотья, а снимет маску в конце спектакля уже великий шаман Хохочой в исполнении Ефима Степанова.

Темучин, ставший Чингисханом, становится другим человеком. Их даже играют разные актеры — Еркен Егоров и Иннокентий Дакаяров. Опозоренную меркитами Бортэ Темучин принял и простил. Вряд ли так же поступил бы Чингисхан. Темучин — друг и брат Джамухи, Чингисхан — враг.

— Я играю человека, который, чтобы построить империю, жертвует не только собой, но и своими близкими, — говорит Дакаяров.

Джамуха — альтер-эго Темучина. Его второе "я" и, пожалуй, самая главная роль в этом спектакле. Особенно если учесть, что это единственная роль без замены актера. Айал Аммосов во время спектакля даже поет горлом в тувинской манере без всякой фонограммы. Убив Джамуху, Чингисхан окончательно перестает быть Темучином. Он убил вольную, свободную часть себя. Отныне он — Чингисхан и выполняет волю богов. К тому же Ожулун, женщина, назвавшая его Темучином, ушла наконец вслед за его отцом.

ПОРТРЕТ ЧИНГИСХАНА В финале спектакля Борисов хотел выпустить на сцену третьего и главного Чингисхана — тувинского актера Эдуарда Ондара, но потом передумал. Ондар смотрел якутскую премьеру из зала, с наушником синхронного перевода в ухе. Он уже видел раз этот спектакль, но без перевода:

— Я ничего не могу сказать по поводу роли Чингисхана в спектакле. Я стараюсь вообще не оценивать с этой точки зрения. У каждого актера должно быть свое видение.

Он вообще чертовски скромен, этот тувинский красавец, по уверениям Андрея Борисова, неотличимый от древнего монгольского барельефа, изображающего Чингисхана.

— Я же деревенский парень, поэтому и разговариваю по-русски с акцентом. Жил в ауле, пас овец. Сут-Хель называется деревня. Правда, мой отец был известным в Тыве артистом. Народным — в смысле из народа, без образования. А я в 1994 году окончил национальный курс Санкт-Петербургской академии театра и кино на Моховой. Раньше она называлась ЛГИТМИК. Потом один год работал в Чувашии, в академическом театре. У меня жена чувашка. Но случилось несчастье — умер сын, и мы переехали. Меня шаман сразу предупреждал, что нельзя мне в Чувашию ехать. Год жил в Питере, занимался торговлей, потом вернулся в Тыву, поступил в музыкально-драматический театр — он один у нас национальный театр. Амплуа у меня комедийное считается. И заслуженного артиста Тывы мне дали в 2000 году как комедийному актеру. Чингисхан, конечно, совсем другая роль, но это меня и привлекает. Актер должен быть многоплановым. А режиссерских амбиций у меня нет. Моя жена — режиссер, а одного режиссера в семье достаточно, я считаю.

Борисов — вообще первый мой опыт работы с другим режиссером, кроме главного режиссера нашего музыкально-драматического театра Алексея Ооржака. Я был актером одного режиссера. Теперь с театром я договорился, что они меня отпускают на съемки, когда надо.

В Якутии мне очень понравилось, мы с вами очень похожи. Мы ведь уранхайцы. Особенно в деревне понравилось — я там был 15 дней. В Чурапче. Попросился поехать в деревню, предложили туда. Что делал? Ходил, смотрел на лошадей — такие они у вас лохматые, холода не боятся… кажется, скоро в мамонтов превратятся. Работал — доспехи ковал для фильма. Я немножко кузнец. Мое имя тувинское — Тадарыкбай — означает "богатая нержавеющая сталь".

P.S. На другой день после премьеры спектакля "По велению Чингисхана" Ондар уехал в Тыву.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru