начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ЯКУТИЯ ПРОЩАЕТСЯ С ПАТРИАРХОМ  | 2005 |  Читали: 5574 | Отзывы: 0


Дмитрий Кононович Сивцев — Суорун Омоллоон, народный писатель Якутии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств России и Якутии, лауреат Государственных премий имени Ойунского и Кулаковского, академик Академии духовности Республики Саха (Якутия), почетный гражданин Республики Саха (Якутия), немного не дожил до своего 100-летнего юбилея — 14 сентября ему исполнилось бы 99 лет.

Его называли живым классиком, патриархом якутской литературы. 25 июня Дмитрия Кононовича не стало. Во вторник, 28 июня, в Государственном театре оперы и балета, который носит его имя, состоялась гражданская панихида.

29 июня в селе Черкех Таттинского улуса прошел траурный митинг. На церемонии присутствовали вице-президент Александр Акимов, первый президент Якутии, заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания Михаил Николаев, члены правительства, мэр Якутска Илья Михальчук, писатели, руководители музеев, научных институтов, Академии духовности, глава Таттинского улуса, родные, жители села. Прощальный митинг провела заместитель председателя правительства республики Евгения Михайлова. Народного писателя, согласно его воле, похоронили в родовом гнезде Ойуун Кюеле.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАТРИАРХ

В последние годы Дмитрий Кононович жил в Москве, занимаясь литературным редактированием и выпуском книги "Санга кэстыл" — Библии на якутском языке. Православный Омоллоон в своих многочисленных статьях и выступлениях резко осуждал тягу своих соплеменников к язычеству, считая ее тягой к первобытному варварству, и видел в христианстве единственно возможный путь к национальному возрождению: "…130 лет назад Якутия впервые обрела свой суверенитет, и это был духовный суверенитет. Именно тогда образовалась самостоятельная Якутская епархия благодаря многолетнему труду русского священника Иннокентия Вениаминова, сумевшего убедить царя и церковное начальство, что "Якутия — это особый мир". В ту пору мы стали в один ряд со всеми политически значимыми народами мира. Терять это завоевание сегодня — по меньшей мере легкомысленно…" (С.Омоллоон. "Корневая культура и шаманизм". — НГ-религии. — 7.04.1999 г.). "Христианский идеал, внесенный в языческую среду, очеловечивает ее" ("Якутия", 6.04.1999 г.).

Восстановление Преображенского храма — тоже во многом заслуга Суоруна Омоллоона.

КУЛЬТУРНЫЙ ОТЧЕТ

В 1996 году 90-летний юбилей Суоруна Омоллоона проходил в Москве. Выступление юбиляра в Союзе писателей запомнилось всем. Вот что пишет заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, член Союза писателей России Валерий Ганичев:

"Он вместе с делегацией якутских писателей, деятелей культуры, вместе с президентом Якутии М.Е. Николаевым приехал к нам в Союз писателей России на Комсомольский, 13. Мы пригласили его, чтобы отметить 90-летний юбилей. Посадили в тронное кресло. Его приветствовали наши старейшины Михаил Алексеев и Петр Проскурин, писатели России Валентин Распутин и Игорь Ляпин, народная певица Татьяна Петрова и многие другие, мы вручили ему как человеку православному икону и скромные подарки. Он легко вышел, почти взбежал, на сцену с каким-то мешком и сказал: "Я хотел бы отчитаться перед своими русскими друзьями, писателями, перед своим Союзом". И стал доставать из мешка книги: "Вот эту книжку я выпустил в 1924 году, эту — в 1925-м. Вот первый якутский букварь, который я создал. Вот первая моя пьеса в 1929 году, вот сборник стихов, вот перевод русских поэтов, вот книга о защите природы, вот о великой дружбе русских и якутов, вот мои новеллы, вот роман, вот слово к молодым". Стопка книг росла, росли восхищение и радость от встречи с этим человеком, от того, что мы — современники этого писателя, выдающегося человека, представителя прекрасной якутской литературы и воплотителя великой русской культуры" (Валерий Ганичев, "Сибирь литературная — великое достояние духа и культуры России", 1996 г.)

***

Вклад Суоруна Омоллоона в развитие национальной культуры трудно переоценить. Его пьеса "Кузнец Кюкюр" по праву считается высшим достижением нашей драматургии. По его либретто поставлена первая опера на якутском языке "Нюргун Боотур" и первый национальный балет "Полевой цветок". По его сценариям сняты документальные фильмы "Повесть о земле Якутской", "Якутские алмазы", "Искусство страны Олонхо". По созданному когда-то им букварю до сих пор учатся в школах. Последний его труд — полный перевод Библии на якутский язык — оценят по достоинству следующие поколения.

***

Суорун Омоллоон был лично знаком с родоначальниками якутской литературы, дружил и сотрудничал с первыми народными писателями, режиссерами, актерами, композиторами, создавая вместе с ними профессиональное искусство. Членом Союза писателей СССР он стал еще в 1934 году, в первые месяцы его создания. В том же году 28-летний Дмитрий Сивцев, выступая на первой языковой конференции, сформулировал свое отношение к якутской литературе — и не менял своей позиции.

— Поднимите мою речь о якутской литературе за 1934 год, там все сказано, что я думаю по этому поводу, — говорил 90-летний писатель после выхода очередной "сенсационной" статьи об Ойунском.

АРЕСТАНТ №2048

В 2003 году на НВК снимали фильм о последних годах жизни Ойунского. Сценарий фильма должен был быть основан на реальных событиях, а о пребывании Ойунского в тюрьме ходили лишь легенды. Первая — о том, что, когда он умер, заключенные стуком передали это извещение по всей тюрьме и после запели песню "Замучен тяжелой неволей". Вторая — о том, как избитый Ойунский кричал: "Сталин сыста" ("Сталин ошибся!").

Дмитрий Сивцев попал в тюрьму уже после смерти Ойунского, но обе легенды нашли подтверждение в рассказах его сокамерников, а позже и в дневниках погибшего в Великой Отечественной войне бывшего заключенного Дмитрия Емельянова. Поэтому эти истории легли в основу съемок.

— Людей в камере было очень много, все нары были заняты, и нас, молодых, клали прямо под нарами. Клопов там было море! Следователь попался интеллигентный, он меня не бил, — рассказывал Суорун Омоллоон. Рассказывал спокойно, даже смеялся. — Я ведь, еще когда Платона забрали, почуял опасность и уехал в Черкех. Представляешь — в Черкех! Как будто туда бы за мной рука правосудия не дотянулась!

Согласно правилам, чтобы получить доступ к архивам КГБ — ФСБ, нужно заручиться согласием родственников или самого бывшего арестанта. Суорун Омоллоон с легкостью дал авторам фильма такое согласие: "Посмотрите, потом расскажете. Я ведь и сам этого дела не видел". По их словам, протоколы в точности совпадают с рассказами Дмитрия Кононовича. Он нигде не покривил душой, не осквернил память Ойунского и во время допросов вел себя очень достойно.

ЛЮБОВЬ В СРЕДИННОМ МИРЕ

Все отмечают, что Суорун Омоллоон был не только блестящим публицистом, но и прекрасным оратором, моментально очаровывал аудиторию. На одном из юбилеев в Черкехе неожиданно ушел свет. И при свете свечи Суорун Омоллоон вдруг произнес вдохновенный монолог о любви в Срединном мире (орто дойду таптала). Это была ода любви, присущей всему живому в этом мире — птицам, зверям, человеку. И, не называя имен, он начал рассказывать историю своей любви: как он увидел певицу и сначала ходил просто смотреть на нее, слушать ее пение и любоваться ею, не смея подойти и познакомиться.

Его жена Надежда Степановна Шепелева — бывшая оперная певица. При встречах они радовались друг другу, как дети. Целовались по-якутски и обнимались даже после двухдневной разлуки.

***

Он постоянно носился с какой-нибудь новой идеей, новым проектом. Он был главным инициатором создания трех музеев — историко-архитектурного музея-заповедника "Дружба" в Соттинцах, Черкехского мемориального музея "Якутская политическая ссылка", литературно-художественного музея в Хадайы. Последним проектом, который он не успел воплотить в жизнь, было создание музея естественной истории (арктической цивилизации).

Дмитрий Кононович увлекался коллекционированием старинных фотографией и очень много снимал сам. Его снимки есть в фотоальбомах с видами старинного Якутска, в альбоме о Татте — родине Ойунского. Он охотно дарил свои фотографии, и если книги подписывал как Суорун Омоллоон, то на обороте снимков писал: "От горе-фотографа Д. Сивцева".

***

На траурном митинге в Черкехе вице-президент Александр Акимов сказал, что Соттинскому историко-архитектурному музею-заповеднику "Дружба" (Усть-Алданский улус) присвоено имя Дмитрия Сивцева — Суоруна Омоллоона. Правительству республики поручено провести конкурс на проект памятника народному писателю, лучшие студенты будут получать именные стипендии, а также вице-президент сказал, что скоро выйдет документальный фильм о жизни и творчестве патриарха якутской литературы. Поступило предложение в следующем году, в честь 100-летия, включить его имя в список ЮНЕСКО.

А главам муниципальных образований "Город Якутск" и "Таттинский улус" рекомендовано присвоить имя Суоруна Омоллоона одной из улиц.

Многие жители города обратили внимание на внезапно поднявшийся в день панихиды сильный ветер. А некоторые вспомнили, что подобные природные явления по якутским поверьям всегда сопровождали смерть сильных шаманов и великих людей.


Автор благодарит за помощь в подготовке материала редактора литературно-художественных программ НВК "Саха" Евдокию ИЗБЕКОВУ.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru