начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова Эдьий Таня  | 2006 |  Читали: 4599 | Отзывы: 0


Таня была одним из самых близких мне людей. Родная сестра моего отца, она считалась моей тетей, но мы называли друг друга сестрами. Впрочем, по-якутски старшая сестра и младшая сестра отца или матери обозначаются одним словом – эдьий, различий между племянницей и младшей сестренкой якутский язык тоже не делает, поэтому, представляясь новым знакомым сестрами, мы ни в коей мере не кривили душой.
Таня, Татьяна Моисеевна Ефимова – врач, офтальмолог, специалист по спортивной медицине, рефлексотерапевт, специалист по восточной медицине и традиционной медицине народа саха, одна из основателей Центра традиционной медицины. Она же – литературовед, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета ЯГУ. Татьяна Моисеевна Ефимова – автор научных статей и книг по медицине и литературоведению. Она же– автор множества ненаучных статей под псевдонимом Татьяна Тем.
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем, и к Таниной жизни это высказывание применимо в полной мере. Еще в детстве Таня прошла кастинг – правда, тогда это называлась другим словом – в балетную школу. Педагоги из Москвы отобрали ее из множества якутских детей, но родители побоялись отправлять единственную любимую дочь в интернат.
Она бегло играла на фортепиано – на уровне выпускницы музыкальной школы, хотя никогда не занималась музыкой всерьез.
Таня не только великолепно разбиралась в искусстве, но и прекрасно рисовала сама – акварелью, гуашью, пастелью, темперой, маслом, простым карандашом… Татьяна вполне могла бы стать профессиональным художником, как один из ее братьев. Однажды, уже работая врачом, она с легкостью поступила в Московский институт изобразительного искусства, но, заочно проучившись два или три года, поняла, что работать художником не хочет, и оставила учебу.
"Вы, случайно, не родственница?", - спрашивает врач поликлиники, увидев в карте мою фамилию. "Племянница", - признаюсь я. "Ой, точно, да я же тебя вот такусенькой помню! - всплескивает руками незнакомый доктор, - Тане привет передавай". Подобные картины регулярно повторялись – в детстве эдьий часто брала меня с собой на студенческие вечера медицинского факультета ЯГУ, где она тогда училась, и все однокурсники знали, что у Тани есть маленькая племяшка.
Мы всегда тесно общались, и этапы ее жизни я с легкостью могу отследит по своим детским воспоминаниям. Например, однажды она играючи объяснила мне, первоклашке, теорию сопротивления материала и борьбы противоположностей – очевидно, готовилась к экзамену по философии, понимаю я теперь. Потом как-то объясняла на пальцах хитрости устройства человеческого глаза – проходила специализацию по офтальмологии.
Помню старое деревянное здание физкультурного диспансера по Орджоникизде, где Таня работала после орденатуры, я часто заходила туда после уроков. Иногда она вывозила меня с собой на спортивные сборы и соревнования, которые обслуживала как врач – в Техтюр, в Намцы, в Покровск. Почти всегда Таня брала с собой маленький этюдник и в свободные минуты делала наброски с натуры – карандашом, акварелью или бывшими предметом моей затаенной зависти цветными мелками…
Помню, как она работала с Клубом любителей бега, выходила присутствовать на пробегах в выходные, они постоянно звонили ей домой, чего-то требовали, о чем-то спрашивали. Она рассказывала мне о них – всегда по-доброму, иногда с юмором…
Помню, она писала маленькие рассказы в духе Булгакова – исключительно для личного пользования, о своих коллегах, друзьях и недоброжелателях, выставленных в комическо-демоническом свете.
Помню красную лампочку в ванной и увлекательнейший процесс проявки фотографий – в семейном альбоме масса сделанных ей снимков...
Помню ее увлечение психологией и только что появившимися методиками аутотренинга – методики отрабатывались непосредственно на мне, и я старательно подыгрывала, уверяя, что чувствую, как у меня теплеют/холодеют конечности...
Помню, как не испросив маминого разрешения, она на свой страх и риск собственноручно проколола мне, тринадцатилетней, уши, объясняя попутно, что согласно восточному учению, здесь расположена зона зрения, поэтому плохое зрение может от прокалывания ушей даже улучшиться...
Таню всегда привлекала культура и философия Востока – Японии, Кореи, Китая. Она интересовалась историей восточных религий - буддизма, даосизма, синтоизма. Увлечение Востоком вылилось в профессиональный интерес к восточной медицине. Таня овладела искусством точечного массажа и иглотерапии – сначала по книгам, потом училась у преподавателей в Алма-Ате, в Улан-Удэ, в Монголии. Примерно в то же время, в 90-х годах, Таня начала изучать народную медицину народа саха: например, одной из первых исследовала феномен хомусотерапии и дала варганолечению научное объяснение.
Она была одним из инициатором создания Центра традиционной медицины, где проработала много лет заместителем директора. Выпустила несколько книг о траволечении в соавторстве с другом - монгольским врачом Бэхбатом Мятавдоржем. Она умела дружить, и ее друзья как-то незаметно становились друзьями семьи.
Параллельно Таня успевала посещать компьютерные, английские и еще бог знает какие курсы. Батик, бисероплетение, парикмахерское мастерство… "Ну зачем тебе курсы парикмахеров, - подтрунивали родные, - Ты ведь и так всех знакомых нормально стрижешь, не пойдешь же парикмахером работать?" "Просто я ни в чем не хочу быть дилетантом", - ответила Татьяна. Сказала, как отрезала. Обладая врожденной интеллигентностью, и на первый взгляд будучи очень мягким и податливым человеком, она умела в нужный момент настоять на своем, а самое главное – безошибочно чувствовала этот самый момент. Кстати, она никогда ни с кем не ссорилась и спорила. Поступала по-своему, не считая нужным доказывать свою точку зрения в споре, и просто прекращала общение с людьми, которых не считала этого достойными.
Был период, когда Таня пробовала себя и в журналистике – редактировала выпускаемую Министерством здравоохранения медицинскую газету, писала для нее статьи. Этот проект прекратил свое существование по финансовым причинам, как и множество других проектов того времени.
Затруднюсь сказать, училась ли она уже тогда заочно на филологическом, или это работа в газете подвигла ее на получение фундаментального филологического образования – в то время меня не было в городе. Так или иначе, работая в медицине, Таня с отличием защитила диплом по эпистолярному жанру и тихонько поступила в заочную аспирантуру. Через несколько лет с блеском защитила в Улан-Удэ кандидатскую диссертацию по малым жанрам в творчестве Николая Неустроева, писателя, можно сказать, открытого ей для якутского литературоведения, и неожиданно для всех, кроме самых близких и научного руководителя, профессора Анатолия Бурцева, "переквалифицировалась" из врача в университетского преподавателя, чуть позже - доцента кафедры русской и зарубежной литературы. Она читала студентам курс мировой художественной культуры, истории культуры России, Якутии, даже спецкурс японской литературы. Благодаря ей, на филфаке появились новые темы курсовых и дипломных работ – на стыке искусств. Наверное, преподавательская деятельность действительно была ее призванием. Ведь даже в последние дни в разговорах со мной она беспокоилась о двух своих нынешних дипломницах, советовалась, как лучше сформулировать тему для главы об иллюстрациях к Свифту, что характерного, кроме женских образов, можно выделить у Кустодиева…
"Спасибо, все хорошо, дел много, времени мало". Таня всегда беспокоилась о близких, но сама никогда не жаловалась. В последние годы мы редко виделись, ограничивая общение телефонными разговорами, да и то редкими из-за несовпадения биоритмов – она жаворонок, я – сова. .
А 29 марта Таня умерла от рака.
©Дальневосточная музыка


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru