начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ДЖУЛУС И ЕГО ЧУВСТВО ЛЬДА  | 2006 |  Читали: 5181 | Отзывы: 0


Джулустану МАРКОВУ еще нет 30. Одним словом охарактеризовать его невозможно. Художник, скульптор. Многократный призер международных фестивалей ледовых скульптур (в Китае, США, Финляндии). Режиссер. Актер. Артист. Немного философ. Простой скромный якутский парень.
С чертовски интересной жизнью!

— Мне Сергей (Потапов, режиссер Саха театра. — И.Е.) про тебя рассказывал, что до того как стать скульптором, ты был сначала циркачом, потом театральным режиссером… Правда это?
— Похоже на правду, — улыбается Джулус.
— Как тебя в цирковые занесло?
— Мы, Марковы, живем в деревне Нахара Мегино-Кангаласского улуса.
— Это, конечно, все объясняет.
— Не иронизируй. Там цирковые династии целые, в Нахаре.
— Марковы — тоже цирковая династия?
— Нет, мы их соседи.
— Как так — цирка нет, а династии есть?
— Я тебе скажу, в составе Саха цирка человек двадцать из Нахары — от техрабочих до директоров. Впечатляет?
— То есть директор цирка Сергей Расторгуев — из Нахары?
— Сам нет, а жена его, певица Марфа Колесова, из Нахары. Марина Попова — знаешь певицу такую? — тоже наша землячка. Они когда приезжали домой, всегда концерты давали для земляков.
— На ысыахе, наверное?
— Не только на ысыахе, иногда просто во дворе выступали — для соседей.
— И ты решил стать циркачом?
— Вообще-то, я после школы в колледж на актерское поступал, но меня Борисов (Андрей Саввич, министр культуры, главный режиссер Саха театра, ректор АГИКИ, куратор колледжа. — И.Е.) не взял. А на цирковое я поступил. Три года проучился, только госэкзамен не сдал.
— Не сдал или вообще не сдавал?
— Не стал сдавать. Не захотел в цирке работать. Подумал, все равно Игнатова (жонглер, народный артист СССР) не догоню, лучшим не стану, а раз так — что толку.
— Кардинально. Помнишь что-нибудь из того, чему учился?
— Я ничего не забываю из того, чем занимался. Режиссуру я тоже не бросаю. В Саха театре в этом году ставил олонхо к приезду директора Юнеско Мацууро. Это отдельная постановка была, специальная. Два года назад ставил вместе с Василием Винокуровым как сорежиссер олонхо "Ньургун Боотур" в Центре им. Кулаковского — собрали народных исполнителей из 17 улусов, сильная получилась постановка. В спектакле Саха театра про Манньыаттааха у меня роль как у актера — я же учился год на актерском.
— И пожонглировать прямо сейчас можешь?
— Могу. А вообще-то, я на балансировке специализировался, в свое время даже рекорды устанавливал.
— Расскажи!
— Ну, например, стержень от ручки на носу держал. В Книге рекордов Гиннесса написано: мировой рекорд — 11 секунд, а я как-то засек время — 15 секунд.
— Так ты же мог официально его зарегистрировать!
— А зачем это мне? Да и у Расторгуева самого наверняка еще больше рекордов для той книги. Сам знаю, и ладно. Тут вот Книгу рекордов Якутии недавно выпустили, там я есть, точнее спектакль мой.
— В какой номинации?
— "Самый скандальный", что ли. Откуда они узнали вообще, я вроде эту историю никому особо не рассказывал.
— Что за спектакль и что в нем такого скандального было?
— "Апокалипсис", по пьесе Семена Ермолаева. Сам спектакль не скандальный совсем. Но я с ним в 2000 году на международный театральный фестиваль поехал, где мы вообще участвовать не должны были, не то что победить…
+++
МОНОЛОГ №1: МИФИЧЕСКИЙ ФИЛИАЛ
— Театральный фестиваль "Благая весть", в Благовещенске. Туда "Одиссею инока якутского" повезли, где мой друг Айал Аммосов играет. Ну, он мне рассказал, что едет на фестиваль, и я тоже решил поехать — сам, без приглашения. В "Апокалисписе" один актер играет. На вокзале все театры выгружаются — огромные труппы, куча реквизита, декорации громоздкие. А нас всего четверо — я, актер, осветитель и звукооператор. И декорация — одна железная кровать. Солдаты обрадовались очень, которые выгружаться помогали.
Дело в том, что это фестиваль профессиональных коллективов был, а у меня — народный театр села Майя. Знаешь, что такое народный театр? Это когда в деревне люди после работы приходят и играют в театре — просто для своего удовольствия.
Так что организаторам я соврал, что я — филиал Саха театра в Мегино-Кангаласском улусе. Они поверили и допустили нас до внеконкурсного показа.
Начался показ. 50 минут примерно длина спектакля. Я стою за кулисами, слушаю. Поначалу шум стоит в зале всегда, знаешь. Через 15 минут слышу — уже тихо все. В конце слышу — плачут. Утром администратор в номер стучится: "Вам через час выступать перед аудиторией". Журналисты, критики там. Выступили. В итоге все три главные номинации якуты получили. "Лучший спектакль" — "Одиссея инока якутского", а у меня — "Лучший дебют" и "Лучшая режиссура".
+++

— Подожди. Получается, в 96-м ты ушел из цирка. В 2000-м стал лауреатом театрального фестиваля. А когда ты успел стать режиссером?
— Режиссером я всегда был. Еще в школе спектакли ставил и по своему улусу гастролировал. Потом в народном театре в Майе спектакли ставил, и когда в колледже учился, тоже. Когда ушел из цирка, работал у Атласовых в Сото простым рабочим, Дедом Морозом подрабатывал. А вечерами спектакли ставил в народном театре. Потом меня взяли штатным режиссером. Народному театру положено четыре штатные единицы — режиссер, костюмер, художник и оператор.
— А у режиссера народного театра должно быть образование?
— Вообще-то, должно быть. В колледже специализация есть такая. Но меня без образования взяли. А после Благовещенска мне Борисов предложил в филиал МХАТа поступать. Сказал, через год откроется АГИКИ (Арктический институт культуры и искусств), там будет режиссерское отделение, а пока тут поучись. Когда-то не взял, а тут сам позвал.
— Вспомнил он, что ты к нему уже поступал?
— Я ему напомнил. Ну вот, поступил я во МХАТ на актерское, проучился год. А когда АГИКИ открылся, оказалось, там опять с первого курса надо учиться — ну, я плюнул и ушел в лед. В том же году в Москву уехал работать — по контракту. Конкурс "Мисс Якутия" сделал и уехал.

+++
МОНОЛОГ №2: ФИНАЛЬНОЕ ШОУ
— На финале "Мисс Якутия-2000", где Женя Корнилова победила, я режиссером был. Там мы впервые в Якутске использовали лед на сцене. Художником Миша был Егоров (художник Саха театра. — И.Е.), хореографом — Стас Катуков, он потом тоже режиссером стал (режиссер последней церемонии "Этигэн хомус". — И.Е.). И знаешь, самое интересное было в конце, когда все на банкет уехали, а мы с Мишей остались сцену убирать — рабочие отказались. Там в Театре оперы и балета есть такой подъемник специальный. Мы эти ледяные фигуры девушек, шесть фигур было, поднимали на нем, там выход на крышу. И с крыши бросали этих девушек — бум — они разбивались! Вот это был настоящий финал!
+++

— Я совсем запуталась. А по льду когда ты начал работать?
— Всегда работал. Сначала дяде помогал, потом сам. Видела фильм "Ватель", где Депардье играет? Он там праздники организовывает, и со льдом тоже. Хороший фильм. Может, я еще потому решил со льдом работать, что мне фильм понравился.
— И эскизы сам рисуешь?
— Лет пять рисую.
— Я в Москве однажды писала об одном ледяном скульпторе. Забыла, как его звали, но он был организатором конкурса "Вьюговей".
— Чернышов Виктор Палыч.
— Точно! Знаешь его?
— Так мы у него и работали по контракту. Сам он больше бизнесмен, чем скульптор. Он о заказах договаривался.
— Крутые были заказы?
— Были. Я даже в резиденции Путина работал, где он живет. У Алсу дома работал в Барвихе. У Аллегровой на концерте. У Касьянова.
— Кто из випов больше заплатил?
— Касьянов, потому что я на Новый год остался.
— А для Касьянова что мастерил?
— Для Касьянова я делал стол ледяной. Это не дома было, это типа дом отдыха, где они компанией гуляли. Типа тройка русская, запряженная в сани, а на самом деле стол. 31 декабря сделал стол, они попросили рюмки ледяные сделать. Ну я сделал быстро восемь рюмочек. Им понравилось, предложили остаться на новогоднюю ночь работать. Я подумал и согласился. Всю ночь сидел в подсобке и рюмки резал — они, оказывается, выпивают и разбивают их после каждого тоста. Туда еще кабанов ночью запустили специально, чтобы они постреляли их. Кабанов и оленей. Так, оказывается, развлекаются богатые люди.
— Не обидно было весь праздник в подсобке просидеть?
— Да я не очень-то люблю праздники. Тем более в чужом городе, один — куда бы я пошел? А наутро мне заплатили, как и обещали. Не обидели. Вообще, заказов много разных было, мы 2 года в Москве работали. В 2001-м на ВДНХ была ледяная экспозиция "Шедевры мировой культуры во льду". Наша команда там делала 16-метровую колокольню Ивана Великого, Царь-пушку в натуральную величину, Статую Свободы и Акрополь.
— Что сложнее было?
— Царь-пушка. Потому что она еще и стрелять должна была.
— Стреляла?
— Стреляла. Петардами.

+++
МОНОЛОГ №3: СНЕГУРОЧКА ДЛЯ ПУТИНЫХ
— Ой, у Путина очень плохо работать было. На два метра от скульптуры отойдешь — за тобой по пятам двухметровые парни с автоматами. По часу проверяют перед работой. В туалете дверь закрывать нельзя. Сидишь, они смотрят. Резиденция огромная, мы во дворе, конечно, работали. По ночам. Путин там жил в то время, но я его не видел. Путин утром уезжает в 7 — всех рабочих, и нас тоже, сгоняют в маленький домик, где Хрущев жил. Лимузины уедут — нас выпускают. Вечером приезжает в 23 часа — опять всех удаляют с участка. Так что мы его не видели.
А делали Снегурочку, Деда Мороза, зверюшек — новогодняя тематика. У него же дочки, для них вроде. Но их я тоже не видел. Жену вот видел один раз. Только собаку его знаменитую не видел. Кони которая.
+++


— А почему Чернышов именно вас пригласил? В Москве ведь тоже есть скульпторы, зачем вас из Якутска везти…
— Якутская команда маленькая и мы быстро делаем. Или 40-50 человек нанимать, или нас — 6-7 на тот же объем, заказчику дешевле получается.
— Я думала, ответишь, потому что вы — самые крутые. Вы ведь постоянно призовые места занимаете на фестивалях.
— Да, в этом году в Харбине вообще оба первых места взяли — и по снегу, и по льду.
— Кстати, вы на этих конкурсах ведь Россию представляете? Или все-таки Якутию?
— Якутию. У нас всегда якутский флаг с собой.
— Со снегом легче работать?
— Мне, наоборот, тяжелее. Он же искусственный.
— А лед настоящий?
— Да.
— Ледовые скульптуры — это прибыльное дело, наверное? Если честно?
— Если я зиму хорошо поработаю, потом могу год не работать вообще, это да. Но как-то я легко к деньгам отношусь, может, не понял пока, что это такое. Легко зарабатываю, легко трачу. Обычно сразу все на поездки и спускаю. Мы ведь на конкурсы все эти заграничные за свой счет ездим.
— А остальные команды что — не за свой счет?
— Почти у всех спонсоры есть. Поэтому программы конкурсов даже предусматривают в команде специально одно место для спонсора. Например, приехали четверо человек — трое работают, а спонсор просто отдыхает ходит. Это разрешено.
— В этом году куда-нибудь собираетесь?
— У нас четыре приглашения лежат — в Китай, США, Финляндию и Японию. Если правительство с нами расплатится за январский заказ, сможем поехать.
— Что за заказ?
— Путин приезжал зимой, помнишь? Мы сначала "Орто Дойду" оформили — там свита гуляла, президент не доехал. Потом в последний момент сказали, что "Чочур Муран" надо делать. Мы там все сделали. И нам не заплатили до сих пор.
— Мы — это кто?
— Мы — это Марковы. Команда наша.
— А кто конкретно делал заказ?
— Евгения Исаевна Михайлова с тогда нами договаривалась, от имени правительства.
— Сколько человек у вас в команде?
— По-разному. 6-8. И люди разные бывают.
— И все Марковы?
— Почти все. Все родственники во всяком случае. Братья, зятья — ну у них, конечно, другие фамилии. С родственниками работать легче. Когда заказчик деньги задерживает за работу, например, родственник поймет, а чужому человеку как объяснить?
— А главный кто? Ты?
— Нет, главный — Федор Марков, народный художник. Он мой дядя.

+++
МОНОЛОГ №4: НЕ РАЗБУДИТЬ АЛСУ
— Отец Алсу, Сафин, заказал нам к ее приезду из Лондона целый городок ледяной — с крепостью, горками, со зверюшками. Должны были успеть к приезду все закончить, не успели. Она приехала вечером, легла спать. Мы всю ночь вручную городок доделывали. Вручную — чтобы пилой не шуметь, чтобы дочка выспалась, это пожелание отца было. К утру все готово было.
+++


— А где самые крутые скульпторы, в какой стране?
— В Финляндии в этом году хотят устроить поединок для двух команд — якутской и японской. Там и выяснится, кто самый крутой (смеется). Но лично я вот думаю, у японцев техника сильнее, чем у нас. Китайцы тоже здорово работают! Приходят с утра, у каждого стамеска, рис в платочке завязан. Работают не как мы, без перекуров. Обед — 15 минут. Съел рис — и опять за стамеску. 20 юаней в день он за эту работу получает — 70 рублей примерно. Для них это деньги. В этом году были Дни России в Китае — китайцы сделали изо льда Кремль, Третьяковскую галерею, Аврору, Эрмитаж и Большой театр — все в натуральную величину.
— Тогда почему вы побеждаете в конкурсах?
— У нас выработался свой якутский стиль, оригинальный, не похожий на другие. Наверное, поэтому.
— И в чем его отличия?
— Ну, например, человеческие фигуры у нас не натуралистически изображены, а по-своему. Мы сохраняем объем. И рассказ есть всегда, в каждой работе. Мысль, идея. И еще мы много вручную работаем. А японцы те же электроникой все делают.
— Вручную работаете, потому что электроники нет?
— Да не только поэтому. Цель вообще какая — чтобы эта ледяная холодная глыба как будто тепло давать начала, понимаешь? Душу вложить в лед. Это только руками можно сделать. Природную красоту его почувствовать и — как это по-русски — выявить.
— А тебе не обидно, что лед тает?
— Я думал над этим. Знаешь, это как первая любовь. От нее тоже воспоминание только остается — и совсем не обидно. Думаю, так оно и должно быть.

+++ из невошедшего
О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ
— Я вообще страшно ленивый. Я же якут, якуты все ленивые. Не то что ленивые, а долго собираются, обдумывают, прежде чем дело начать. Всю зиму думают, мечтают — летом делают. Потом опять зимой планы строят. Зато талантливые. Каждый третий, наверное, умеет или рисовать, или писать, или петь.
О ДОРОГАХ
— Я ездить люблю, путешествовать. Однажды в Москву автостопом поехал, просто потому что 2000 год хотел в Москве встретить. До этого ни разу не ездил автостопом. За три недели добрался. И обратно так же. Все останавливались, подвозили. Думаю, потому что у меня плохих мыслей не было. Когда человек в путь отправляется с открытым сердцем, у него как-то все само собой получается.
О ДРУЗЬЯХ
— Я очень скрытный вообще человек, неконтактный. Скорпион, еще и Дракон. И друзей у меня мало. Потому что к друзьям у меня слишком завышенные требования, как к себе.
©Дальневосточная музыка


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru