начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ ГРУППЫ ЧОЛБОН+пара слов о моей любимой группе  | 2007 |  Читали: 12499 | Отзывы: 6


— Так ты якутка? Слушай, у вас есть классная команда — "Чолбон"! – говорит мне при знакомстве арбатский хиппи. Москва, середина 90-х. Приятно, черт побери.

О РОЛИ ТРОИЦКОГО
Принято считать, что их вытащил и раскрутил Артемий Троицкий. В то же время всем ясно, что слава "Чолбона" началась с фестиваля "Табык". Легенда гласит, что Троицкий приехал на "Табык", услышал якутских самородков – и давай им и гастроли на Западе устраивать, и концерты в Москве. На самом деле все было не совсем так. Троицкий действительно был однажды на "Табыке", но не на том, первом, откуда начался старт "Чолбона" (да и как бы он туда попал?), а уже много позже, в качестве почетного гостя и крестного отца. А на том "Табыке" в Центре Культуры имени Кулаковского, бывшим тогда еще просто Домом Культуры, была Галина Семенова – якутянка, живущая в Москве. И так она прониклась звучанием "Чолбона", что, еще не будучи тогда журналисткой, написала о них замечательную, пронзительную статью в местную газету – "Эхо столицы", кажется. О том, что пророка в своем отечестве трудно заметить. С пассажем о разбуженной музыкой "Чолбона" национальной сущности, до того "погребенной под русскоязычным воспитанием и англоязычной профессией". С элементами грамотного музыкального анализа (начальное музыкальное образование, помноженное на абсолютный слух) и со знанием современной, тогда еще советской, рок-музыки (учеба в конце 70-х – начале 80-х в Ленинградской аспирантуре со всеми вытекающими, в виде дружбы с митьками и личного знакомства с Борисом Гребенщиковым, последствиями). По возвращении в Москву Галина отдала статью в общесоюзный тогда журнал "Музыкальная жизнь". Ее напечатали без правок и сокращений. Там ее прочел Троицкий – и заинтересовался. Познакомился с Галиной, попросил кассету. Прослушав, начал рекомендовать своим знакомым – среди которых, ясное дело, были и организаторы фестивалей, и музыкальные критики, и промоутеры и продюсеры (хотя слов таких мы тогда не знали). Начал во всеуслышание во всех интервью говорить, что это его любимая группа.
И еще. Не меньше (а, пожалуй, что и больше) Троицкого способствовал успеху "Чолбона" Александр Липницкий. Безусловно светский персонаж, московский аристократ и коллекционер антиквариата, среди прочих своих занятий он играл на бас-гитаре в группе "Звуки Му" (команда Петра Мамонова, если кто забыл). С "Чолбоном" они познакомились в Мирном, где давали совместный концерт. Только не спрашивайте, как "Звуки Му" попали в Мирный. Пригласили их. Не знаю я подробностей, я тогда маленькая была, пишу по рассказам очевидцев. Но – факт. Так вот, Липницкий тоже офигел от того, что делают ребята из "Чолбон", и тоже настоятельно рекомендовал их послушать всем своим знакомым. И хотя Липницкий – персонаж менее известный широким массам, нежели Троицкий, знакомых в музыкальной тусовке у него было не меньше. Так "Чолбон" стали широко известны в узких кругах столичных меломанов.

"ЧОЛБОН" VS "ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА"
В начале 90-х пришла слава в масштабе страны. Они — участники и лауреаты множества российских и зарубежных фестивалей, лучшая авангардная группа Советского Союза. Звездным часом группы "Чолбон" стал национальный (общесоветский то бишь) рок-фестиваль "Рок-Азия". Тогда они взяли Гран-при, обойдя… (внимание!) Егора Летова и группу "Гражданская оборона"! Кто помнит, как во всех подъездах и скверах по всей стране подростки орали под гитару "Все идет по плану", тот поймет, о чем речь.
Надо еще понимать, что советский рок в то время фактически занимал пустующую нишу национальной идеи, объединявшей страну. Программа "Взгляд" в воскресный прайм-тайм по Первому каналу абсолютно бесплатно(!) крутила первые советские рок-клипы – "Алюминиевые огурцы" Цоя, "Этот поезд в огне" Гребенщикова, "Ой-ё" группы "Чайф". Ну, помните, наверное. То, чего не услышишь по телевизору или радио, и чего не выпускали (с громадным отставанием) на виниле, переписывали на кассетных магнитофонах. Того же Летова, Янку Дягилеву, "Комитет охраны тепла". Записи кочевали по всей стране.
К советскому року, как и вообще к СССР, был в то время высок интерес на Западе. До распада страны "Чолбон" успели выпустить единственный виниловый диск на фирме "Мелодия" - "Проклятый камень". Сейчас это, вероятно, раритет.

ПОЧЕМУ "ЧОЛБОН" НЕ СТАЛ ЗВЕЗДОЙ ЭТНО
Впрочем, не могу сказать за Запад, а вот за Москву середины – конца 90-х скажу. Я застала историческое время – начало и расцвет клубной культуры. В 1994 году Антон Табаков открыл первый в Москве ночной клуб – "Пилот". Не в самом центре, но и не на окраине – станция метро "Улица 1905 года". Называлось "ночной артистический клуб". Почему артистический, не спрашивайте. Потом в здании снесенной сейчас гостиницы "Россия" открылся "Манхэттан". Потом – легендарный "Титаник". Но я отвлеклась.
Так вот, в 90-х годах, раскрученных ныне тувинцев в московских клубах постоянно принимали за якутов. Не верите мне – посмотрите в Интернете. Ищите "концерт якутской группы "Ят-ха", и обрящете. В 1995, кажется, году, в Москве "Чолбон" выступали со Степанидой Борисовой в тот самом клубе "Пилот". Программа называлась "Звезды Азии в Москве", там, кроме "Чолбона", участвовали две тувинские группы — "Хуун-хуур-ту" и "Ят-ха". "Чолбон" по статусу закрывал концерт. Концерт устраивал Александр Чепарухин – еще один незаслуженно забытый энтузиаст хорошей музыки вообще, и якутской в частности. Знакомец Питера Гэбриэла и иже с ним. Московская публика знает его как промоутера, привозившего в конце 90-х Москву "Кронос-квартет" (те, что играли Джимми Хэндрикса на скрипках) и оркестр Майкла Наймана (автор музыки ко всем фильмам Питера Гринуэя). Это Чепарухин привозил на "Табык"-98 "Воплей Видоплясова", Инну Желанную и шотландскую команду "Мистери Джюс".
Лучший на моей памяти сольный концерт "Чолбона" был в подмосковном ДК на Николиной Горе, где по соседству с новорусскими коттеджами расположились знаменитая дача Михалковых-Кончаловских и якутский дом отдыха "Бэс Чагда". "Чолбон" со Степанидой Борисовой возвращались тогда через Москву в Якутию с фестиваля азиатских искусств в Гонконге. В зале были только свои: Липницкий, организовывавший концерт, притащил из Москвы кучу народа, в основном музыкантов, пришли якутяне из пансионата. Такого сильного эмоционального потрясения я никогда не испытывала. Я реально плакала – от счастья и гордости. Ребята были на пике. Саша "Грузин" так вошел в раж, что вдребезги разбил новую ударную установку, только что купленную в Гонконге (на весь гонорар).
Примерно с того времени интерес к русскому року в мире сменил интерес к горловому пению и этнической музыке. Но эту волну оседлали не якуты, а более предприимчивые тувинцы. Теперь "Ят-ха" и "Хуун-хуур-ту" — мировые звезды world music. А "Чолбон" почти забыт. Хотя в свое время у них были успешные гастроли во Франции и Италии, Финляндии и Гонконге.
Впрочем, у меня есть внятное объяснение, почему "Чолбон" не стали звездами этно. Потому что это никакое не этно, и даже не этно-рок, а самый настоящий рок, без приставок. Классика рока, если хотите. А как раз классика труднее всего поддается определениям и внутренней классификации. "Дорз", например, что это? Или "Пинк Флойд"? Рок, а дальше? Несомненно одно: "Чолбон" - это, прежде всего, рок-группа. И как и любую рок-группу, "Чолбон" надо хоть раз послушать вживую, ведь главное, чем они цепляют — это энергетика. Неподдельная, сырая, мощная, первобытная, животная (от древнерусского слова "живот" в значении "жизнь"). Это невозможно объяснить, это надо слышать. Можно навешать ярлыков типа "психоделический рок", "мистерия звука", "шаманы с электрогитарами", но понятнее от этого никому не станет. Они и сами не могут объяснить, как им это удается, поэтому не любят давать интервью. Да от звезд ведь и не требуют объяснений, почему они светят?

ОПЯТЬ 25?
Многие помнят, что не далее как год назад группа "Чолбон" отмечала свое двадцатилетие концертом в Русском театре. Но последний концерт, состоявшийся 4 апреля 2007 года в Театре оперы и балета, опять маркировали юбилейным, называя другую цифру – 25. Как это? Меж тем никакого обмана нет. Ровно четверть века назад, в 1982 году в селе Кэнтик Верхневилюйского улуса Михэлэ Тумус, известный меломанам как "отец якутского рока", он же – автор многих текстов песен якутских рокеров (не только "Чолбон", но и "Дапсы", к примеру), создал группу. Не мудрствуя лукаво, группу назвали "Кэнтик", по названию села. В составе ее были трое основных "чолбоновцев" - Александр Ильин (клавиши), Александр Иванов (ударные), Юрий Васильев (гитара, вокал) и еще несколько музыкантов. В 1986 году состав обновился: вместо ушедших музыкантов в группу пришли еще два брата Ильиных – Григорий (гитара) и Намолий (бас-гитара). К тому моменту ребята уже нашли свое неповторимое звучание, как и прославившее их впоследствии название – "Чолбон".
Сейчас их по-прежнему пятеро, но получившего повышение Намолия (он стал не просто ветеринаром, а хирургом) сменил Гаврил Сазонов.

ГДЕ ТА МОЛОДАЯ ШПАНА, ЧТО СОТРЕТ НАС С ЛИЦА ЗЕМЛИ?
То, что происходило в минувшую среду на сцене Театра оперы и балета, меньше всего напоминало отчетное юбилейного мероприятие. Если Гребенщиков только задавался вопросом, "где та молодая шпана", то музыканты из группы "Чолбон" эту шпану – школьников Верхневилюйских – пестовали, выращивали – и вывели во время юбилея на сцену. Возраст участников групп "Кэскил", "Мохсогол" и "Тосхул" примерно одинаков – 8-9 класс средней школы. Играют и держатся на сцене они более чем прилично. Во всяком случае, на хорошем уровне, много выше, чем многие участники прошлых "Табыков" (из молодых групп). И главное – есть в них этот заряд энергии, желания, творчества.
А главный свой хит – "Хотойбун" - "Чолбон" доверили исполнить группе "103" из Хатассов. Сегодня эти ребята – самое яркое из того, что есть в якутском роке и вообще в якутской музыке. Они просто хороши, чесслово. Вывезти их сейчас в Россию на какой-нибудь фестиваль – всех порвут, как Тузик тряпку. Сделать серию клубных концертов по Москве, и через полгода можно будет собирать Горбушку.
Их фирменная примочка – соло на хомусе, переходящее в басовую партию. Они и в "Хотойбун" ее вставили. И своих песен пару исполнили. Наверное, излишне говорить, что зал их принял "на ура". Запомните название – "103". Это моя любимая группа. (Да, иногда, очень редко – в такие моменты – мне жаль, что я не Троицкий).
©Вторник


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Сергей |  | Дата: 09.05.2010

Ирина, не надо ничего пить. Пишите ещё. Благое дело. Надо чтобы люди знали эту музыку.


Ирина Ефимова | Якуцк | Дата: 28.10.2009

О, какие люди! Сам Андрей Кокорин aka Кокаин))) буду благодарна, если скинете мне на почту свои контакты. Обещаю не докучать и беспокоить исключительно по делу). В Якуцке вас помнят и любят.

Иннокентий - "хотойбун" не нашла, вот есть другая, именно их песня, про девушку - зато видео http://www.yakutiatoday.com/gallery/video_103.shtml#at

Сергей - у вас убийственная ирония. Теперь никак не могу решить: то ли йаду выпить, то ли абстену убицца.


Сергей |  | Дата: 15.10.2009

Андрей Кокорин, по поводу известной журналистке - это была ирония. А вас хотел попросить поделиться записями группы, если что-то осталось. Вот тут были бы рады и благодарны вам.
http://community.livejournal.com/ru_tape


Иннокентий | г.Нюрба, РС(Якутия) | Дата: 22.09.2009

=)) здравствуйте!!! пишет вам фанат группы 103=))))) где можно скачать "Хотойбун"?????
=))))))))))))))


Андрей Кокорин | Москва | Дата: 04.04.2009

Очень хорошая статья, суть передана верно. А что касается неточностей, думаю что это можно простить автору. Всего знать невозможно. Я был тесно связан с группой, был её звукорежиссёром с того самого 1987 года вплоть до записи в 1992 году и то могу что-нибудь забыть и перепутать. А статья хорошая. С 1982 года я работал звукорежиссёром в ДК"Алмаз" города Мирный. Ранней весной 1987 года была организована некая официальная культурная акция от г.Мирного с участием группы из ДК"Алмаз" - автопробег из Мирного до Верхне-Вилюйска с остановками в селениях по пути. Сам смысл автопробега уже не помню, кажется агитка какая-то. После официальной части давался концерт коллективом из ДК. Так вот, в селе Намцы к нам подошли коллеги-музыканты(это была группа Чолбон) и попоросили дать возможность выступить на концерте. Тогда я впервые увидел Чолбон на сцене. Ну а через месяц или полтора при организации очередного фестиваля "Мирный поёт о мире" (по счёту это был 8-ой или 9-ый фестиваль, но первый практически бесцензурный) я предложил пригласить Чолбон в участники задуманного тогда по форме рок-фестиваля, в котором тогда и принимали участие "Звуки Му"(кстати было очень сильное выступление). Ну а потом было дальше много всего что описано, и непосредственным сведетелем чего мне пришлось быть...
С уважением Андрей (Koks)Кокорин.


Сергей |  | Дата: 12.06.2008

Жаль,что такие известные журналисты как ты, да еще и закончившие МГУ не любят проверять информацию. Егор Летов и Оборона не выступали с концертами с апреля 1990 и соответственно быть на Рок-Азии никак не могли

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru