начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ФРАНЦУЗСКИЙ ЯКУТ ГРИГОРИЙ ТОМСКИЙ  | 2007 |  Читали: 42343 | Отзывы: 2


Григорий Васильевич Томский — доктор физико-математических наук, профессор. Выпускник Парижской международной дипломатической академии, выпускник университета Декарт в области международного права. Представитель Якутии в ЮНЕСКО, эксперт ЮНЕСКО высшей категории. Автор интеллектуальной игры "Жипто" (известна в Якутии как "Сонор"). Президент Международной школы творчества "Жипто". Член французской ассоциации журналистов, пишущих о России. Автор романа "Друзья Аттилы", изданного во Франции, Турции и Якутии. Член Союза писателей Франции.

Я мог бы сказать, что я всемирно известен, но не стану этого делать. Основания есть — меня несколько раз показывали по CNN. Причем это были полноценные сюжеты. Первый сюжет был посвящен придуманной мною игре "Жипто". Его показали перед Новым 1995 годом в рамках программы об интеллектуальных играх разных народов. Второй сюжет по CNN был года через три после первого, тоже об игре. Но сам я его не видел. И в Турции CNN меня снимало — как писателя, когда там вышел мой роман "Друзья Аттилы". Но это же не означает, что я всемирно известен. Я трезво смотрю на вещи.

Родился я в селе Оросу Верхневилюйского улуса, но это не имеет никакого значения, потому что в полтора года меня оттуда увезли. Рос на Севере. Отец был речником, окончил речной техникум. Работал в рыболовном флоте. В Быковском работал. На катере работал. Потом мы оказались в Жиганске — на девять лет. Там я пошел школу и учился до 6 класса. А вообще я семь школ сменил, мы много переезжали, почти везде жили. И своей родиной считаю всю Якутию.

В раннем детстве я обладал телепатическими способностями. По-якутски это называется "биттэх-о5о". Когда мне было 5 лет, мы жили в поселке Буор-Хая в 150 км от Тикси. Раз в месяц из центра приходила телеграмма, где было написано, кто сколько заработал в этом месяце, и на эту сумму люди могли отовариваться в местном магазине. Виртуальные деньги. Иногда телеграмма задерживалась. Я говорил, когда придет телеграмма, в какой день и что там будет написано. Однажды я сказал: "Приехала милиция и арестовала того-то и того-то". И действительно, через несколько дней на собачьих упряжках из Тикси приехали милиционеры и арестовали этих людей за преступление, совершенное в другом поселке. Я был местной знаменитостью. Потом эти способности постепенно стали пропадать и к школьному возрасту уже практически совсем исчезли.

Сначала я мечтал быть речником, но в речное училище меня не взяли из-за зрения. Ну, думаю, ладно — стану учителем, где-нибудь возле реки поселюсь, куплю моторную лодку и буду по выходным кататься. В год окончания школы у меня умер отец. Поехать учиться в центр я не мог, поступать надо было в ЯГУ. Вопрос был в выборе предмета, мне одинаково нравились математика, физика и история. Но заниматься историей в советское время было бесперспективно. Физика? Для хороших опытов нужно дорогостоящее оборудование, которого не было в Якутске. Математика же ничего не требует, кроме мозгов, ручки и бумаги, подумал я — и выбрал математику.

Я — пионер. Не то что партийцем, даже комсомольцем не был. Так получилось. В 8-м классе я учился в Якутске, в школе №2. В комсомол первыми принимали активистов и отличников — я не был ни тем, ни другим. В 9-й класс пошел в деревне, в Дюпсинской школе Усть-Алданского улуса. А там все уже были комсомольцы поголовно. Мне сказали: посмотрим год на твое поведение и прилежание, потом в комсомол примем. А через год я опять в Якутске оказался. Всех остальных одноклассников уже приняли в комсомол, а про меня как-то забыли, ну и я не напоминал. При поступлении в университет нужна была рекомендация горкома комсомола — они очень удивились, когда я пришел. Рассказал все как есть: что хочу поступить в университет, а без рекомендации горкома у меня документы не принимают. Они просмотрели мое дело… и проголосовали за рекомендацию. Наверное, потому, что увидели дипломы победителя разных олимпиад и приглашение от университета. Вот так я и остался на всю жизнь пионером. Пионер означает "первый". Я стал первым доктором наук по математике из якутов. Был первым представителем Якутии в ЮНЕСКО. Стал первым якутом — членом Союза писателей Франции. Да много чего.

Когда я учился в ЯГУ, там был очень слабый преподавательский состав — всего два кандидата наук на всем физмате! Но я сразу поставил себе задачу — быть не хуже студентов ведущих центральных вузов. Постоянно занимался самообразованием, учился очень хорошо. Меня отправили на преддипломную практику в Ленинградский госуниверситет. Помню, вышел я из аэропорта с вещами, сел в такси. И попросил таксиста отвезти меня в какую-нибудь гостиницу на пару дней, пока общежитие не дали. И он привез меня не куда-нибудь, а в "Асторию". И там оказался свободный номер! Они как раз зарезервировали номера для делегатов какого-то международного съезда, которые задерживались на несколько дней. Так что я поселился в шикарном номере с видом на Исаакиевский собор… Я очень хорошо прошел практику, после нее меня пригласили в аспирантуру. Так что после вуза я стал не учителем, а аспирантом ЛГУ по математической кибернетике.

В детстве у меня в комнате висела репродукция картины Делакруа "Свобода на баррикадах". В то время художественные альбомы по искусству было не достать, тем более на Севере. Мама собирала репродукции из журналов, подшивала их по темам, течениям, художникам. Некоторые вешала на стену. Может быть, через эту репродукцию и вошла в мою жизнь Франция.

После аспирантуры я преподавал в Якутском университете, когда объявили Всесоюзный конкурс молодых ученых на зарубежные стажировки. Меня выдвинули от Якутского университета в числе трех кандидатур. Я прошел региональный, общероссийский, потом общесоюзный этапы конкурса. Оставалось подать заявку, куда именно ты хочешь поехать, и ждать ответа. Я выбрал Париж. Мне говорили: будь скромнее, выбери Варшаву, кто тебя, беспартийного, в капстрану отпустит. Но я решил: или Париж, или ничего. И в 1978-79 учебном году уехал на десятимесячную стажировку во Францию. Как я потом узнал, из сорока молодых ученых СССР, победивших в конкурсе, на стажировку уехали лишь 20.

В 1991 году Якутия решила отправить представителя в ЮНЕСКО. Я выиграл этот конкурс — во многом потому, что свободно говорил по-французски, а кроме того, уже жил в Париже во время стажировки. Тогда я уже был профессором, доктором наук. Заведовал кафедрой в университете, отделом в Академии наук. В ЮНЕСКО я считаюсь экспертом высшей категории в сфере образования, математики, одаренных детей, коренных народов.

Я привык ко всему подходить основательно. Мне предстояла дипломатическая работа в ЮНЕСКО — окончил Парижскую международную дипломатическую академию, потом получил диплом об углубленном образовании в области международного юридического права университета Декарт. Таких специалистов даже в российском МИДе мало.

В декабре 1993 года был юбилей Ойунского. Я готовил небольшое мероприятие — делегация из 15 человек, концерт якутской культуры. Пригласил знакомых журналистов. А за 40 дней до юбилея мне говорят: летит огромная делегация, во главе президент Николаев, он хочет, чтобы концерт проходил в Большом зале ЮНЕСКО — зал на 1,5 тысячи человек, где мероприятия расписаны за несколько месяцев. Кроме того, президент хочет встретиться с президентом Франции Жаком Шираком. Я за голову схватился! Но все сделал. Большой зал ЮНЕСКО был полон. Хотя сотрудники ЮНЕСКО очень неохотно мероприятия посещают. До нас там были Дни Грузии. Чтобы завлечь народ, они устроили бесплатную дегустацию грузинских вин — 200 человек пришло. А у нас полторы тысячи безо всякой дегустации! И Ширак нашел время с нашим президентом встретиться — между прочим, принимал он Николаева по протоколу главы суверенного государства.

"Жипто" — это международное название игры "Сонор", которую я придумал в 1988 году в Якутске. Просто оказалось, что "сонор" по-французски (и почти во всех латинских языках) означает "звучный". И меня все недоуменно спрашивали: "А где же музыка?" Тогда я придумал и запатентовал название "Жипто". Ж. И. П. — это аббревиатура, означающая "интеллектуальная игра-преследование". "То" — игровое окончание (ср. "лото") и к тому же — начало моей фамилии. В 80-х, еще не думая об отъезде в Париж, я хотел основать в Якутске свою математическую школу мирового уровня. И задумался, как искать одаренных детей. Участники олимпиад — это спринтеры. А для науки нужны, скорее, марафонцы. Работал я над теорией дифференциальных игр. "Сонор" — это по сути изложение теории оптимального преследования с использованием школьной геометрии. К тому же это стимулятор творчества: художественного, литературного. В Париже есть галерея жипто-арт. В этом направлении с интересом работают французские, американские, русские, якутские художники. Два романа написал во Франции об этой игре писатель Марк Пеллерен. Один из романов получил литературную премию.

Несколько лет назад я и сам стал писателем — написал роман на французском языке "Друзья Аттилы". Писал я его, можно сказать, на заказ. Был такой Фонд совместного кинопроизводства со странами Восточной Европы под патронажем Министерства культуры Франции (фильм Михалкова "Урга" частично снимался на их деньги). Я познакомился с кинематографистами, которые предложили мне написать роман об Аттиле, который лег бы в основу сценария фильма. А поскольку я всегда интересовался древней историей кочевников, мне не составило труда написать исторический роман. Правда, потом и сценарий пришлось самому писать, а потом и фонд приказал долго жить. Но я не в обиде. Издатели романа заплатили мне гонорар. Позже меня приняли в Союз писателей Франции. Поскольку роман написан по-французски и нашлись люди, издавшие его за деньги, я считаюсь профессиональным литератором. Недавно один французский экземпляр романа случайно попал в Турцию, там перевели его и издали на турецком. Гонорары — важная часть моих доходов. До 1998 года я получал из республики зарплату как представитель Якутии в ЮНЕСКО, потом перешел на самоокупаемость. Живу в Париже, читаю лекции по теории игры, продолжаю консультировать ЮНЕСКО на договорных началах, продвигаю свою игру. И всегда подчеркиваю, что это якутская игра.

Я не знаю, какая моя ипостась для меня важнее. Профессор математики, изобретатель игры, дипломат, писатель… Один знакомый называет меня в шутку "леонардический мультипотент". "Способный на многое, как Леонардо". Мне нравится.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Катя | Москва (родом из Казахстана) | Дата: 09.05.2010

Я в восторге! Талант и трудолюбие! Дай бог Вам крепкого здоровья и творческой активности во благо процветания науки и образования. Очень жаль, что сейчас нет книг из серии "Жизнь замечательных людей".


Николай |  | Дата: 20.11.2007

Новых свершений и побед!

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru