начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
Илья Сёмкин - Деревянный блюз
2018
Илья Сёмкин – «Деревянный блюз»
подробнее
Илья Сёмкин - Эндопанк
2016
Илья Сёмкин – «Эндопанк»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Полникова 100 дней дирижера  | 2008 |  Читали: 11228 | Отзывы: 12


Ирина Полникова - 100 дней дирижера
Ирина Полникова - 100 дней дирижера
Илья Дербилов в свои двадцать семь стал самым молодым главным дирижером в истории Дальневосточного симфонического оркестра и сумел "взять" Хабаровск

Это как неизбежность: после Тица у нас любой претендент на его место, а уж тем более "варяг", был бы "под микроскопом".
Но вот его нам как Боженька послал, - хотя, конечно же, были задуманный нашим Министерством культуры конкурс, и шесть соискателей со всей страны, и честный выбор, в котором лучшим и был признан дипломник Санкт-Петербургской консерватории Илья Дербилов. Ему и доверили коллектив.
А в любимых учителях Ильи - и в этом тоже знак судьбы - оказался замечательный мастер Владислав Александрович Чернушенко, профессор консерватории, руководитель Академической капеллы - старейшего учебного заведения России, который однажды сделал Виктору Тицу сказочный подарок. В знак признательности за отменное звучание оркестра во время гастролей хора капеллы, - во Владивостоке ленинградцев ждал полный развал, и в Хабаровск они ехали с тем же настроением, - но стоило зазвучать музыке, стало понятно: здесь это - всерьез. Вот тогда-то, в далеком 1986 году, Чернушенко и организовал для Дальневосточного симфонического большой гастрольный тур по России, чего больше не повторилось.
Но зато его ученик - теперь у нас. Мы встретились с Ильей Николаевичем после генеральной репетиции большого рождественского концерта, который задолго до объявленной даты уже поставил свой рекорд, - билеты на него были проданы еще 15 декабря. Мне повезло чудом достать один входной…

"Я поняла, Илюшенька. У вас сейчас - романтический период…"

- Моя далекая от музыки тетушка вдруг посетовала: "Новый год прошел зря". - "Почему?" - "По ТВ ни разу не показали "Щелкунчика". А вот вы его взяли первым отделением. Это любовь?
- И любовь, и желание показать другого "Щелкунчика", редко исполняемого. В той версии, которую написал наш замечательный Евгений Мравинский и делал ее со своим оркестром в Ленинграде; не эту сюиту примитивную, где в основном - танцы, балетные вставки да прочие "хиты", к чему привыкли многие, а глубокую, красивую музыку подлинного Чайковского, без привнесенной легковесности…
- А нет ли боязни перед публикой, которая как раз и пришла на легкое: праздник все-таки?
- Боязни нет. Наоборот, мне интересно брать к исполнению вещи, которые если не "заиграны", но довольно активно звучат, и нужно многое ломать. Не потому, что у меня какие-то особые амбиции и я хочу сделать как-то по-другому. Просто с годами взрослеешь, меняешься сам, меняются и твои ощущения, ну а в классике нужно быть предельно точным и не делать никаких резких движений, потому что сама музыкальная фактура требует особой сосредоточенности и чистоты, а с этим у нас - сложновато…
- Да, мы слышали на репетиции, как вы на музыкантов суровились, и эта фраза: "Стыдно не знать классику!.." - сильно так отозвалась…
- Ну что делать? Если нам и класса немножко не хватает, и объема звучания, и хороших инструментов, да и времени - работаем вместе всего четвертый месяц. Но это вещи поправимые.
Мне тут рассказали, - улыбается, - как один ваш коллега наводил в оркестре справки обо мне, с разницей в месяц после моего приезда; так вначале обо мне говорили: "Да он такой большой и добрый…", а потом я вырос до "такого большого и свирепого"... Такая должность, и, как это комично ни прозвучит, но главный дирижер - это человек с палкой, в некотором смысле диктатор…
Это у нас дирижеру, приглашенному, можно силой своего обаяния, умения раздавать комплименты добиться от оркестра быстрого результата - не качественного сдвига, заметьте, не стопроцентной динамики, но получить свою порцию восторгов - и задача решена, а мне вот сложно очень, конечно. Бывают такие моменты, когда просто в обморок падаешь от напряжения и эмоций, а посмотришь на музыкантов - и среди них сидит один, развалившись, - и становится горько…
- Я вот с начала сезона вас наблюдаю, и вот сегодня на репетиции то же ощущение: эмоции - через край, и пульс - такое чувство - зашкаливает, рубашка - насквозь мокрая, и руки сводит. А стоит ли это того?
- Да, руки сводит, и пульс зашкаливает, но что делать? Понимаете, тут какая ситуация. Можно, в принципе, и поберечься. Многие дирижеры затрачиваются меньше, но я так воспитан: если схалтуришь - не будет хорошего, качественного звука, и все - "мимо кассы"…
И потом, у нас нужно отдаваться, мы же не оркестр Венской филармонии или Берлинской: там кого угодно за дирижерский пульт поставь - они все равно сыграют, как никому не снилось, а здесь нужно только так. Чтобы вся рубашка - мокрая…
Вариантов нет. Зритель придет, и что? Прикажете его обманывать?
- И я о том же. Недавно я была на концерте, который был сорван самой солисткой, и оркестру пришлось спасать положение. Трудно было?
- Да нет. Дело в том, что мой педагог Владислав Александрович Чернушенко говорил так: в театре возможна любая ситуация - кто-то забыл текст, кто-то опоздал вовремя вступить, - живые ведь люди… "И потому, Илья, самое первое - нужно глубоко вздохнуть и настроиться. Выход найдешь из любой ситуации"…
… А про тот концерт - мне так показалось - он получился замечательным. Когда я смотрю ту запись, а концерт длился всего час, но что получил за это время слушатель? Такое разнообразие - две русских увертюры, три шикарные западные увертюры, три арии Чайковского, - достаточное количество, и при этом оно не отягощало. И хорошо, что мы сумели порадовать публику. Собственно, и решения другого быть не могло: только играть.
- Вы пересматриваете записи концертов. А какой в этом смысл? Работа над ошибками? Но если все и так сложилось?..
- Я учусь. И потом, мне важно слышать мнение моих учителей, а этого страшно не хватает, когда я в отрыве от них. На Новый год я летал домой в Санкт-Петербург, встречался со своим любимым педагогом по консерватории - Еленой Александровной Серединской (она - легендарная личность, большая умница, талантливый концертмейстер, правая рука Ильи Александровича Мусина, родоначальника нашей дирижерской школы), выслушал с благодарностью все ее замечания, оценки…
- Ну например?
- "Бетховен у вас хорош, получился…". А в целом отметила: "У вас, Илюшенька, романтический период…". Права.

"В нашей капелле пел Иван Грозный…"

- Илья Николаевич, а вы ведь теперь получаете второе высшее образование?
- Да, я доучиваюсь, в апреле у меня последняя сессия и госы в нашей консерватории. Я, собственно, сразу же после Рождества должен был сдавать один экзамен, но перенес на весну: пятого уже был в Хабаровске, стал готовить "Щелкунчика" и Пьяцоллу…
- По интонации, чувствую, что ради этого в Питере чем-то заманчивым пожертвовали?
- Ну как сказать... Да, отказался. От концерта в Академической капелле, где проработал, будучи студентом, пять лет вторым дирижером, - по приглашению моего профессора Чернушенко, и он же предложил мне сейчас взять литургию Гречанинова, крупное произведение для органа с оркестром. Но меня уже здесь ждали…
- Вот про эти пять лет дирижерства в студенчестве - подробнее…
- Ну, если это интересно, то в первый класс вместо обычной школы я был принят в наше хоровое училище имени Глинки при капелле, затем получил профессию хорового дирижера и только после этого поступил в консерваторию на дирижирование симфоническое. Вот такой путь.
Причем отбор я прошел серьезный, вот смотрите: нас набирали в училище 25 человек, закончили всего 10, в консерваторию поступили 5, а дальше, по симфоническому дирижированию, пошли всего двое. И мне здорово повезло, что я попал в класс Владислава Александровича, который в свое время был и ректором консерватории, и завкафедрой, и к тому же руководил Академической капеллой. Быть рядом с ним - это серьезный опыт.
- И комплекса, что такой молодой, а уже - Илья Николаевич, у вас нет?
- Ни в коем случае. Ко мне обращались так с двадцати одного года.
- Скажите, а вы что, с детства прямо так и мечтали стать дирижером? Не поверю, если даже признаетесь.
- Да нет же, конечно, хотя на музыку я был, видимо, запрограммирован. И все от мамы. Она у меня замечательная. До сих пор прекрасно играет, она несколько раз пыталась поступить в консерваторию, и уже проходила, и все поздравляли, но возникал стопор на сольфеджио; ей кто-то внушил в школе, что это - очень сложно…
Потом она закончила филфак университета, Театральную академию, а сегодня стала очень интересным специалистом по истории города. А музыка в нашем доме звучала с детства. Постоянно. И классика. "Вот - "Марш деревянных солдатиков", Илюшенька, послушай!..". Конечно же, я поначалу занимался, как все дети, из-под палки. Но тут есть один мистический момент.
Я ведь родился в Киеве, - папу туда распределили после Харьковского архитектурно-строительного, а он маму встретил, и случилась большая любовь, - ну а в Ленинграде мы оказались после Чернобыля. Родная тетя нас всех перетащила в Питер, и я-то, в принципе, уже был записан в обычную школу, через дорогу от дома, и тут происходит нечто…
Один папин друг, очень продвинутый, подарил мне на 6 лет очень серьезный набор юного электроника, чтобы я смог сам радиоприемник собрать, спаять микросхемы -и это в шесть-то лет! Мы его, конечно, собрали, и он болтался на проводе, и говорил время от времени, когда ему захочется.
И вот однажды (мама это теперь всегда рассказывает - как она стояла на кухне, курицу жарила) этот чудо-приемник вдруг разразился таким сообщением: "Объявляется дополнительный набор мальчиков в хоровое училище имени Глинки…". Время и адрес. Мама навела справки, и оказалось, что это - старейшее учебное заведение страны, с уникальной родословной. Дело в том, что возникло оно благодаря царской воле: на освящение Успенского собора Кремля в 1479 году понадобилось выставить хор певчих дьяков, из него вырос серьезный коллектив, в котором пел даже сам Иван Грозный. Причем он же писал для этого хора свои сочинения…
А в Санкт-Петербурге хор перевели по велению Петра Первого, при нем же он вырос в придворную капеллу, при которой появились инструментальные и регентские классы. В числе управляющих, к примеру, здесь служили такие композиторы, как Балакирев и Римский-Корсаков, а Глинка - тоже факт интересный - самолично ездил на Украину отбирать "голоса" для хора мальчиков…
- И вы сразу втянулись? И ни разу не тянуло - во двор, в футбол погонять, оторваться?..
- Тут дело в том, какая у тебя была установка. Если бы я все детство и пропадал на улице, то для меня это был бы болезненный слом - казарма. А так вышло изначально: школа, занятия, дом и еще два часа рояля ежедневно, и все. И это - моя жизнь…

В мои окна виден Амур…

- Мне понятен ваш максимализм, но вправе ли вы требовать столь же полной отдачи от других?
- Можно по-разному относиться к своему делу, любить, не любить, но если ты играешь, то должен это делать, как в последний раз.
- Хорошо, а как отрешить музыкантов от прозы жизни? Если она затягивает и не хватает сил сопротивляться?
- Я все понимаю: художник для того, чтобы творить, не должен быть сытым. Но не должен быть и голодным. Он не должен, как некоторые музыканты нашего оркестра, находящиеся на ведущих позициях, тянуться на двадцать тысяч в месяц, имея на руках неработающего мужа-инвалида и двух детей, которые школу заканчивают, - и еще держаться за колледж искусств, где платят полторы…
И при этом, я вспоминаю нашу семью, когда умер отец, а ему всего было 39 лет. Мама осталась с нами двумя: мне - двенадцать и младшему брату Ваньке - пять, и вытянула нас. Все мы держались вместе, работали, учились, жили. И тоже - не в роскоши.
Прекрасно отдаю себе отчет в том, что если бы нашим музыкантам платили по пятьдесят тысяч в месяц (а денег много никогда не бывает), вряд ли бы мигом поднялся класс игры. Нужно просто этим жить. Тяжело, да. Но что ставить во главу угла? Да, я в Хабаровске - один, мне безумно тяжело…
- А в своих стенах еще не обжились, нет?
- С этим, слава Богу, все замечательно: новая квартира, с видом на Амур, седьмой этаж, у нас двор совершенно изумительный - говорят, лучший в Хабаровске…
Тяжело в другом: никогда не думал, что мне в этот раз будет так тяжело возвращаться. Безумно тяжело. До сих пор сердце щемит. Я вот сейчас просыпаюсь каждую ночь, часа в три, и места себе не нахожу, благо есть льгота по МТС, что можно бесплатно говорить до утра с домом…
Но я понимаю, что моя работа здесь - это мой крест, и я о каждом своем музыканте должен думать, о той самой его включенности, и о своем оркестре, его классе, чтобы моим учителям, а они обязательно сюда приедут, мне было не стыдно.
…Прощаясь, я рассказала Илье Николаевичу эпизод из жизни. Впечатление с открытия сезона и его дебюта перед большой публикой. Было, это мы помним, в театре музкомедии, при полном зале. За мной сидел довольно странный "квартет"
- бывшие музыканты Тица. Ветераны оркестра. И вели они себя ну буквально как госприемка:
- Боже, какой молодой! - Первая реакция: - И уже - Илья Николаевич…
После первого отделения они сказали:
- Уже Илья Николаевич? Заслужил.
А в конце был такой "приговор":
- Хороший мальчик. Берем.
Я ж не удержалась, рассказала. Илья рассмеялся и сказал:
- Ну, вот и взяли.

========

Фото Евгения Переверзева
©Молодой Дальневосточник, Хабаровск


обсудить статью  

Страница:  1  2  вперед >  (1 из 2)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Эдуард Терела | Хабаровск | Дата: 16.03.2011

Почитал публикацию Спасибо Ирине Полниковой. Все бы корреспонденты работали так - была бы в Хабаровске определенно другая жизнь.

Комменты интересны. Прежде всего тем, что характеризуют общество нашего города. Кого тут только нет - и люди, и непонятны кто.

О Дербилове и ДВСО скажу так. Слышал много оркестров, ДВСО при Дербилове иногда подымается выше этих многих и даже выше, чем оркестр-легенда Виктора Тица. К сожалению, я понимаю дирижера, работать в Хабаровске чрезвычайно трудно. В частности, старое поколение оркестра работать как надо уже не может, а понтов и связей у них до самой крыши. Вот и идет саботаж. Молодым талантам и пахарям нужна бОльшая практика и матподдержка. То есть постянные гастроли по Дальнему Востоку и спонсорские вливания в нашу высокую гордость культуры ДФО. Но этого пока незаметно. Даже информационную поддержку оркестру в Хабаровске - как бы культурному центру ДФО, СМИ не делают на должном уровне. На концертах нет ни одной ФМ станции с прямой трансляцией, не ведутся записи на DVD и CD. Великолепная музыка уходит просто эхом под дорогую краисвюу люстру и все. А ведь даже в Хабаровске население не 650 человек. А как слушать ДВСО жителям других городов и областей региона? Поэтому создается такое впечатление, чоти это не ДВСО, а оркестр ул.Шевченко, иногда играющий какие-то отчетные концерты для "своих". Спасибо только радиостанции "Восток России" - что-то пытаются делать. А где наши "Тоз", "Губерния", "ДВТРК"? Занимаются онанистическим формализмом и рекламной шабашкой на бюджетные деньги. Вот и вся их работа. Ну да Бог и история им судья.

Хочу пожелать успехов Илье Дербилову и всему ДВСО.
Дорогие и уважаемые музыканты, вы очень нужны людям! Всегда знайте это.


Ицхак Дербильный | Носороговск | Дата: 21.01.2011

Ирина, вас по-прежнему дербилят в пердачелло?


. |  | Дата: 21.01.2011

Ирина - у вас БУРБОН тупой пизды.


Ирина |  | Дата: 21.01.2011

Ха-ха. И это мне Сукин Кот говорит? Ха-ха на вас.


Сукин кот |  | Дата: 15.01.2011

Ирина, вот вы и полили грязью местную публику, анонимно. Пошлая вы наша.


Ирина |  | Дата: 14.01.2011

Поливать грязью анонимно во все времена было пошлым занятием. Наша местная "культурная" тусовка всё больше напоминает гниющую клоаку- пахнет дурно от самих, а они виноватых ищут.


666 |  | Дата: 18.11.2010

Я согласна с комментарием человека, который сказал, что Дербилов бездарность!!!!!


... |  | Дата: 18.11.2010

с последним комментарием полностью согласна


Алексей | Хабаровск | Дата: 30.07.2008

А мне Дербилов нравится! Я на его концерты хожу с удовольствием! И мне наплевать, что другие там говорят!


Ив | Хабаровск | Дата: 29.07.2008

Анонс, у меня к Вам вопрос: Вы музыку любите??? У меня сложилось ощущение, что не любите! Легче всего со своего "птичьего" полета говорить такие гадости! Вы просто завидуете и даже не пытайтесь это скрыть! Россию разлагают такие люди, Анонс, как Вы! Потому что они не верят прежде всего себе!!!

Страница:  1  2  вперед >  (1 из 2)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2019
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru