начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
Илья Сёмкин - Деревянный блюз
2018
Илья Сёмкин – «Деревянный блюз»
подробнее
Илья Сёмкин - Эндопанк
2016
Илья Сёмкин – «Эндопанк»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Тамара Владимирова Счастье далеких лет  | 2001 |  Читали: 2717 | Отзывы: 0


Прошло уже 23 года как не стало на этой земле Юрия Яковлевича Владимирова – композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР, первого председателя Дальневосточной композиторской организации (1960-1978 гг), ее основателя и организатора. Мне, его жене, всегда очень трудно, очень больно говорить о нем в прошлом: как несправедливо рано ушел он из жизни, на взлете творческих сил, не увидев как выросла дочь, стала женой и матерью, никогда не узнав своего внука Юру, так похожего ироничным характером, оптимизмом, юмором, обостренным чувством справедливости на него. Горькая печаль, светлая память…

В 1925 году в Одессе в семье музыкантов родился мальчик, поздний ребенок, ненаглядный сын и внук, красивый и своенравный. Мать Розалия Ройзман, концертмейстер Одесского оперного театра, окончила Берлинскую консерваторию. Эту же консерваторию окончил ее брат Иозеф Ройзман, проживший всю зрелую жизнь за границей, много лет в США – первая скрипка знаменитого Будапештского квартета. Отец – певец. Родители воспитывали сына в промежутках между гастролями, концертами, спектаклями, самым близким человеком была бабушка.

Профессиональный путь начался в детской музыкальной школе, затем – консерватория. Оканчивая консерваторию, Юрий Владимиров получает три музыкальных образования: по классу скрипки, композиции, и также истории и теории музыки. Вскоре становится членом Союза композиторов.

В Хабаровск Юра приезжает по заданию Правления Союза композиторов. Основная цель – создание Дальневосточной композиторской организации. Это было осенью 1958 года, ему скоро 33, за плечами солидный творческий багаж: 3 симфонии, балет "Счастье", инструментальные произведения, песни, романсы. Начался 20-летний дальневосточный период жизни и творчества, который оказался самым плодотворным и счастливым.

Судьба подарила нам первую встречу в 1961 году. Для меня сначала это было просто знакомство с приехавшим из Одессы композитором, автором известной в то время песни "Не надо!" в исполнении К.Шульженко, красивым, немного ироничным мужчиной из другой среды. Я из семьи врачей, сама уже была врачом и аспиранткой НИИ эпидемиологии и микробиологии, и занималась проблемами инфекционных заболеваний. Однако, его незаурядность, обаяние, острый ум, внешний лоск не могли быть незамечены… Потом пришло большое чувство, и, несмотря на все препятствия, в 1962 году мы поженились. В 1965 году родилась дочь Наташа, красивая кроха, заполнившая все мое и моей мамы время. А папа Юра как всегда много работал.

Признанный маэстро, профессионал высочайшего класса, он быстро стал организатором всей музыкальной жизни Хабаровска, края и Дальнего Востока. Работал много, самозабвенно, жадно. Писал музыку, преподавал в училище, затем во вновь созданном институте культуры, заведуя кафедрой истории и теории музыки, готовил пленумы композиторской организации, разные конкурсы, принимал новых талантов в Союз, занимался с самодеятельными композиторами, объехал весь Дальний Восток с творческими встречами, много раз был у строителей БАМа. В это период были созданы крупные произведения: симфония N 4 "Памяти Сергея Лазо", Дальневосточный концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма "Памяти Петра Комарова", три оперетты, в том числе "Амурские зори" и "Счастливого пути" (последняя шла на сценах многих театров страны), балетная сюита, квартет "Памяти павших", сюиты для скрипки, фортепиано и виолончели. Трепетный цикл романсов "Золотая просека" на стихи Петра Комарова, который был блистательно исполнен и записан солистом Всесоюзного радио Сергеем Яковенко, цикл "10 песен для детей" на стихи Валерия Шульжика и много-много песен. Последние работы – молодежная кантата "Здравствуй, БАМ" и большое музыкальное полотно для хора, солистов и симфонического оркестра – оратория "Первопроходцы", исполненная на IV пленуме в канун 50-летия композитора. Пленумы дальневосточных композиторов с 1960 по 1975 годы были настоящимим праздниками музыки, большими событиями в культурной жизни Дальнего Востока. В них участвовали все музыкальные коллективы – симфонический оркестр, инструментальные ансамбли, военный коллективы, хоры, солисты.

Подрастала дочь, отлично училась в школе, по традиции занималась и в музыкальной школе по классу фортепиано. Отец был для Наташи "богом", она им очень гордилась и, когда вышла замуж, не поменяла фамилию отца. Единственная вспоминаемая иногда обида – это его неожиданные "экзамены" во время ее занятий за инструментом, когда начинались возмущенные крики о "бездарности" и ее плач. Я все это быстро прекращала. Надо сказать, что Наташа, закончив музыкальную школу уже без отца, никогда больше не подходила к фортепиано, стала врачом акушером, выбрав профессию бабушки и дедушки.

Юрий Яковлевич любил свой дом, часто повторял, что это его крепость, его тихая гавань. Для меня он всегда оставался любимым, другом, опорой… Всегда – "в горе и в радости", "в болезни и здравии", пока смерть не разлучила нас.

Последний раз мы все вместе отдыхали в Болгарии в августе 1977 года, была чудесная поездка, море, прогулки, экскурсии. Но меня не оставляла тревога за его здоровье, его сердце.

На самом деле дом наш не был "тихой гаванью", он всегда был открыт для многих: певцы, музыканты, композиторы… НЕ умолкал телефон, часто принимали приезжих знаменитостей – дирижеров, исполнителей, вокалистов. Жизнь была скорее беспокойная, но очень интересная, яркая и счастливая.

Всегда поражалась энергии Юры, его неутомимости, постоянному горению и увлеченности, и не только своим делом. Он был заядлым коллекционером: пластинки классической музыки лучших оркестров и исполнителей, книги (собрана прекрасная библиотека), марки. Мы с ним обожали детективы – тогда, в 60-70 годы они мало издавались, но самые лучшие печатались в журналах. Он тщательно следил за периодикой, и детективы из журналов превращались в переплетенные тома – их на полке 60. А его увлечение марками в последние 3-4 года! За короткое время он собрал всю коллекцию советских марок, тематически собирал искусство, спорт, космос всех стран мира. Каждое воскресенье, как на работу, утром шел во Дворец профсоюзов, где собирались филателисты…

Все делал с интересом, очень тщательно, красиво, талантливо. Любил плотничать, многое в доме сделано его руками и сохранилось: полки, шкафчики, ящички. Все инструменты, гвозди разной величины и калибров, уголки, шурупы – все имело свое место и предназначение.

Как много он работал, как спешил жить, будто чувствовал, что осталось немного. Любил красивые костюмы, сорочки, галстуки, обувь, хорошо накрытый стол, вкусную еду, не курил и очень мало пил. Ценил в людях талант, ум, порядочность. Сам был очень щедрым человеком в чувствах, эмоциях. Тонко чувствовал настроение и при всей внешней уверенности был легко ранимым и сомневающимся…

Его яркая личность притягивала людей, его острый язык иногда отпугивал, но к нему тянулись, уважали, любили, хотя были и недоброжелатели, и обиженные, и просто завидующие – он это хорошо знал и никогда не держал зла…

Юрия Яковлевича Владимирова называют певцом Дальневосточной земли. И это справедливо: темой сурового и ставшего родным края пронизано все его творчество в последние два десятилетия жизни.

На его могиле скульптура из белого камня. Его голова, руки, мягкое грустное выражение лица… Как будто задает вопрос "Почему?". Его давно уже нет, но память о нем живет в тех, кто его знал, работал с ним, в его учениках, в его музыке,коллекциях пластинок, книг, марок, в его доме, в наших сердцах. Вечная наша память, любовь и благодарность за счастье – пройти часть жизненного пути с замечательным, талантливым, ярким человеком.

Владимирова Тамара Петровна,
доктор биологических наук, зам. директора по научной работе Хабаровского НИИ эпидемиологии и микробиологии.
©Дальневосточная музыка


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2019
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru