начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Никифорова Виктор Тиц  | 2004 |  Читали: 3347 | Отзывы: 0


Художественный руководитель и главный дирижер Дальневосточного симфонического оркестра (ДВСО) Виктор Тиц хорошо знаком хабаровчанам. В 2002-м году он получил сразу два почетных звания. Весной ему было присвоено звание Почетного гражданина города, а перед самым открытием нового 67-го симфонического сезона был опубликован Указ президента о присвоении нашему маэстро звания Народного артиста России.

О Викторе Зигфридовиче Тице рассказано в печати немало. Я не буду вновь повторять его биографию. Я просто добавлю несколько штрихов к его портрету.

Понедельник. Утро. Около восьми раздался телефонный звонок:
Ирина Викторовна! Во сколько выезжаем? 9-20 устроит?
Вполне.

Это звонит главный дирижер ДВСО Виктор Тиц. Мы едем на концерт в детский сад с камерным оркестром "Серенада". Мы живем с Виктором Зигфридовичем на одной улице. У него есть машина. Иногда, бывает, он предупреждает заранее, что машина не на ходу, и мы добираемся общественным транспортом.

У нас с оркестром концерт в школе милиции. Выезд от концертного зала (или ОДОРА). Мне нет смысла ехать туда, я отправилась прямо на место концерта. На трамвае доехала прямо до Дендрария. Иду по дороге к школе. Недалеко, но в горку. И нога побаливает. Слышу, сзади машина. Отхожу на обочину. Мимо едет кто-то из духовиков оркестра. Помахал рукой... Следом- другая... - мимо... Но вот еще одна машина. Тормозит, останавливается. Слышу голос Тица, зовущего в машину. Вот спасибо!

Работаем концерт после какого-то затянувшегося мероприятия. Концерт задерживается. Рабочие оркестра торопятся, расставляют пульты, стулья… И рядом с ними… главный дирижер. Двигает стулья, ставит пульты, помогает рабочим. Это тоже Тиц…

Я очень люблю во время репетиции оркестра пристроиться где-нибудь в уголке зала и наблюдать работу дирижера с оркестром. С самого начала. Дирижер рассказывает о произведении, о композиторе. Говорит, какой он видит эту музыку, что он хочет подчеркнуть, на что обратить внимание… Начинается работа. Звучит музыка… Остановка.

Валторна, прошу вот с ***** такта…
Тромбоны, у меня к вам просьба…
Альты…
И так далее. И так в течение часа, двух… может быть, все четыре часа репетиции. Остановок всё меньше…
Но вот наступает момент, когда вся симфония исполняется без единого замечания, без единой остановки.
Всем спасибо!
Дирижер жмёт руку концертмейстеру оркестра…

Впервые мы встретились с Виктором Зигфридовичем Тицем в 1967 году, когда он приехал на должность главного дирижера симфонического оркестра филармонии. Ему было всего 28 лет. Это был самый молодой дирижер в Советском Союзе.

До него я не раз обращалась к Ю.И.Николаевскому за консультациями. Я работала тогда режиссером детских и юношеских передач Хабаровского радио. И их музыкальное оформление входило в мои обязанности тоже. А передач было тогда немало. Редакция молодая, энергичная, журналисты талантливые – Е.Соловьева, Л.Миланич...(золотое время…). И вот Николаевского нет. А мне предстоит работа над радиокомпозицией "Юность Маркса" - для юношества. Передача на час…

Решаюсь. Обращаюсь за помощью к Тицу. Просит принести макет, забирает его с собой. На другой день звонит, назначает встречу. Мало того, что рекомендует музыкальные произведения, но даже размечает музыку в тексте. И говорит, что придет на радио, поможет точно найти музыкальные эпизоды из того или другого произведения… Я покорена!

А как легко было с ним работать, экспериментировать. Ведь тогда мы давали концерты и для детей, и для студентов, и для взрослых, и для пенсионеров. Сколько было абонементов!.. И я всегда была спокойна – Тиц рядом, он поможет.

Еще эпизод. Репетируем сказку С.Прокофьева "Петя и волк". Я "не в форме". Часто спотыкаюсь, от этого нервничаю… Получается еще хуже. Вижу, маэстро недоволен. Заканчивается репетиция, Тиц просит меня задержаться. Остаемся одни.
Мне неудобно делать Вам замечание, - говорит дирижер. – Но я всегда ставлю Вас в пример музыкантам. Прошу Вас не подводить меня… И участливо спрашивает: "У Вас всё в порядке?.. Ничего не случилось?" Мне страшно стыдно...

Тиц требователен к исполнителям. Но прежде всего требователен к себе. На другой день репетиция идет искрометно! Тиц доволен, оркестр тоже, ну, а о себе я уже не говорю!..

О Викторе Зигфридовиче Тице – главном дирижере ДВСО – я могу говорить часами. И о его мастрестве. О музыкальном вкусе. О его человеческих качествах: заботе, внимании ко всем работникам оркестра – от первой скрипки до кассира, до рабочего оркестра.

Я часто думаю, как повезло нашему городу! Оркестру. Слушателям. У нас есть Тиц! Публика на концерте, к сожалению, не видит его лица. А я могу из-за кулис следить не только за его руками, но и за выражением его лица: то нежно-ласкового, то сурового, то грозного…

Вспоминаю еще один эпизод. У Тица есть ученики в Сеуле. Двое из них приехали сдавать экзамен. Они дирижируют симфонию Бетховена: один – 1-ю и 2-ю часть, другой – 3-ю и 4-ю. Тиц страшно волнуется. Больше, чем тогда, когда сам встает за пульт. Прячется за моей спиной, чтобы молодые дирижеры не видели его…

А как он работает с юными солистами – детишками. Относится к ним уважительно, профессионально, тепло и очень бережно. Для них выступление с оркестром под управлением В.Тица – неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Третья среда октября. У меня сегодня открытие салона в Доме творческой интеллигенции. А настроение какое-то подавленное. Погода, что ли, сказывается?.. Иду. Медленно – в сумке тяжелые книги и альбомы, которые надо демонстрировать. Вдруг навстречу идет, улыбаясь, одна из работниц ДВСО: "Ой, у нас такая радость – Тицу присвоили Народного!!!". Куда делось моё угнетённое состояние? Словно второе дыхание открылось, и книги уже стали лёгкими, и хотелось смеяться и не ползти, а бежать!..

Наконец-то! Наконец-то осуществилось!.. Наш маэстро – Народный артист. Именно этим радостным сообщением открываю я свой вечер в салоне. И зал взрывается аплодисментами.
"…чужая радость так же, как своя,
томит её и вон из сердца рвется…"
Как верно выразил наши общие чувства Николай Заболоцкий! Это был праздник не только маэстро, но и всего оркестра, его друзей, всех слушателей симфонического.

И я с радостным удивлением думала: "А ведь он и в самом деле – народный!". Даже люди, далекие от музыкальной классики, знают Тица. И шофер, который вёз меня в такси на другой день, сообщил: "А Вы знаете, что нашему дирижеру симфонического награду дали?". А рабочие на автомойке, где работает мой сын, говорили ему: Скажи матери, чтобы Тицу передала – пусть приезжает к нам, Уж мы отмоем ему машину по первому классу! И два дня подряд я принимала поздравления с тем, что наш Маэстро стал народным!

Когда Виктор Тиц впервые приехал в Хабаровск молодым, но уже опытным дирижером, к нему подошел один из старых музыкантов.
Маэстро, Вы должны уважать каждого из нас, а наше уважение Вы должны заслужить… Об этом как-то рассказал мне сам Виктор Зигфридович. Прошли годы. Маэстро Виктор Тиц с огромным уважением относится к каждому из своих музыкантов. И не просто относится с уважением, но и заботится о каждом из них. Знает их беды, чаяния, их заботы и радости. А они – музыканты – платят ему взаимностью. И называют своим "папой-мамой".

"На каждой репетиции, как мать, рождает нас музыкантами. И, как родная мама, приласкает и приголубит. И в то же время, как строгий, но справедливый отец, призовёт к порядку. А если надо, то и накажет. И не обидишься…". Эти слова Бориса Вешкина – заслуженного артиста России, тромбониста – много стоят.
Да, Виктора Тица мы все, работающие с ним, любим и глубоко уважаем. За профессионализм. За любовь к музыке. За интеллект и интеллигентность. За ответственность. Порядочность. Человечность…

Жить и творить с ним рядом – большая радость. Подарок Божий. Высокое счастье.

Ирина Никифорова, засл. артистка России.

====

Благодарим за предоставленную информацию Центр информационных ресурсов по искусству (г. Хабаровск) и лично Ольгу Геннадьевну Винокурову
©Дальневосточная музыка


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru