начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
MONOLITH - Тысячи лет во тьме (Demo)
2008
"MONOLITH" – «Тысячи лет во тьме (Demo)»
подробнее
MONOLITH - Длань Предков (Demo)
2010
"MONOLITH" – «Длань Предков (Demo)»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3599
 Музыкантов 10426


  C днем рождения!
BNF_AKAREAL ("BNF_AKAREAL")

"Хаммер"- Игорь Владимирович Хамидулин ("Территория")

Андрей "Седой" Кошелев ("X-tazy")

Антон "Астроном" ("Вчера Весь Вечер")

Астроном ("Собрание Юнных Поэтов")

Святослав ("MYSTERIA MORTIS")

Даниил Титков ("DonT Sleep")

  Последние сообщения в форумах
internal audit report format of stock ... [Vicrzzcjv]
odessa work from home ka [Vicrzzcjv]
how to get the most money ebay pa [Vicrzzcjv]
binary options journey ToRi [Vicrzzcjv]
fast money making business in mumbai ... [Vicrzzcjv]
free stock market strategy for beginners ... [Vicrzzcjv]
us foreign exchange reserves chart ... [Vicrzzcjv]




Статьи на Дальневосточной музыке




Юрий Шихов ROCK - МАССОВАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА  | 1986 |  Читали: 13025 | Отзывы: 1


Предисловие Сознание наше вправе спросить - что такое Человечество? Сознание наше может задать любой вопрос. А ответить на эти вопросы может только сам Чело Век. Никакое общественное ("объективное") сознание, на эти вопросы правильно не ответит. Нет объективного понятия. Есть только осознание действительности материального и духовного мира, как единого целого, каждым Чело Веком в отдельности. Объективно это, или субъективно, кто может об этом сказать? Но можно сказать, что дело не в терминах, а в сути. А вот природа сути - это вещь не материальная. Поэтому здесь появляется противоречие - двойственность. Но над всем этим, есть третье (третья точка) понятие - божественное начало. Поэтому и всё замыкается в круг, а круг бесконечен. Всё то, что живёт в истории, то, что мы осознаём сами, без влияния на нас масс (народа), то и является для нас критерием сути вопроса. Я сам определю в меру своего развития, что есть ценность, что подделка. Не насилие, а свобода - есть критерий сути. И я хочу рассуждать. Если кто-то и не хочет, тот пускай сам для себя решает. Я хочу сегодня поразмышлять о целом периоде моей жизни (о том, что читал, что слышал, чем жил) и о целом периоде мировой культуры. А культуру ведь нельзя назвать: плохая она или хорошая. Кто вправе об этом судить? Моя же задача гораздо проще, или точнее попытка, связать маленькие крохи, или небольшие отрывки, элементы этого громаднейшего феномена, как Rock-музыка в какое-то небольшое путешествие: от и… Понять истоки и его первые шаги. А для себя, или для тех, кто прочитает, в конце моих размышлений задать некий вопрос. Представим себе так: Триединство: прошлое, настоящее, будущее. Как они взаимосвязаны? Зависят ли они друг от друга? Если одно развиваясь, перетекает в другое, то и знания так же. Поэтому мои размышления это тоже субъективный фактор. Следующее поколение будет иметь другие знания и мысли другие, и осознание истории будет другое. Поэтому для меня эти размышления, как часть информации. А информация - часть знаний. А знания во времени - это субъективное понятие: сегодня знание одно, завтра другое. Знание, как и всё вокруг - развивается. Термины Поп-музыка, бит-музыка, рок-музыка, недавно повсюду звучащее у нас в стране название ВИА. Означают ли одно и тоже? Начнём с ВИА. Вряд ли надо говорить насколько этот термин для XX века неопределённый и неспецифичный. Он искусственно привитый в нашей стране и социалистических странах, где политическая элита, довольно слабо интеллектуально развитая, не понимала, что такое Rock, но деваться было некуда, надо было всё-таки следовать всемирному развитию культуры. А ведь название Вокально - Инструментальный - Ансамбль (ВИА), впервые было зафиксировано в XVI веке. Оно определяло собой, по некоторым признакам, некую схожесть со вчерашними нашими ВИА. Но в тоже время музыкальное наполнение и исполнительский состав были совершенно другими. А это для нас крайне важно, так как речь идёт о музыкальном стиле, да и не только… Поэтому термин (ВИА), практически, не прижился в странах, где, в общем-то, и зародился Rock. Теперь Beat-музыка. Разумеется всякая терминология в той, или иной плоскости - это условность. Однако пренебрегать терминологией тоже нельзя. Она, как носитель некой обобщённости. В начале 60-х годов слово Beat (с анг. биение, удар, ритм) впервые вошло в обиход в Англии. С ним в первую очередь связывают вполне определённый комплекс музыкально-стилистических признаков. Сюда включаются конкретные ритмические, гармонические и мелодические формулы, исполнительские приёмы и другое. Сущность Beat-музыки двояка. Это явление собственно музыкальное и в тоже время социальное. То есть принадлежит не только музыке, но и общественной жизни тоже. Pop-музыка - термин, в основном, обобщающий. Pop (от анг. Popular - популярный, известный) - это такая популярность, которой обладает музыка коммерческого направления, но с определённой стилистикой, и назовём так - облегчённого восприятия и в основном, песенного жанра (танцевального и лирического склада). Pop - это популярность синтезированная, не столь самими музыкантами, а скорее их предпринимателями. Pop-музыка - это продукт, которым напитана жизнь миллионов людей. Это предмет размышлений многих музыкантов, философов, социологов нашего столетия. Оценки Pop-музыки абсолютно противоречивы. Те, что идут снизу, страдают чисто потребительской близорукостью, деловитостью бизнесменов. Те, что идут сверху, страдают или отрешённостью, или высокомерием, а порой и просто ненавистью. А ведь существенно другое: искусство обладающие секретом простоты, часто лапидарностью структуры, требует большой тонкости понимания, нежели сложное, а порой и недоступное произведение академической музыки. Современная Pop-музыка - это сложный конгломерат жанров, стилистических моделей, способов исполнения, применения сложной электроники и т.д. Всё притягательное, что происходит от музыки фильмов, радио, телевидения, от оперетты, мюзикла вливается в её широкий поток. Rock-музыка (от анг. качаться, трястись, сокращ. от Rock&Roll) - термин подходит скорее в качестве универсального международного обозначения, свободного от локальных и временных ограничений. Rock-музыка зародилась в молодёжной среде. Благодаря своей доступности для непрофессиональных исполнителей, Rock способен удовлетворить потребность в творчестве, активном самовыражении, которая всегда присуще молодым до скончания всех веков и составляет одну из характерных черт её психологии. Почти у всех молодых людей мы чувствуем обострённое ощущение своей неповторимости, повышенную остроту восприятия, непосредственность, прямолинейность суждений… О, как это хорошо с одной стороны. Но с другой, искажённое представление о своей уникальности, максимализм, полярность суждений и оценок, мощное стремление, переходящее порой все приличия, к самостоятельности, деформированный социальный протест. Всё это и вылилось в Rock-музыке, как мощном инструменте влияния на большие массы себе же подобных. Начало Но возвратимся к Rock-музыке. Rock-музыка зародилась (истоки) в А…, нет, не в Англии, а в Америке, в начале 50-х годов. На протяжении первой половины XX века (до 50-х годов) jazz был мощным катализатором всей индустрии популярной музыки. Но с появлением jazz-modern ситуация резко меняется. Стиль джаза Bi-Bop в начале 50-х годов выражал стремление молодых негритянских музыкантов к творческой свободе и тем самым перестал обсуживать танцующую публику. В результате массовая аудитория начала искать альтернативу и отвернулась от джаза и его дальнейшее развитие пошло вне русла американской популярной музыки. Что искренне жаль. Rock с молниеносной быстротой оттеснил всю стандартную музыкальную продукцию того времени. Мы прекрасно с вами понимает, что jazz был своеобразной колыбелью Rock&Roll. В джазе зародились ритм-секция, появились первые прототипы электрогитар. Blues - как истинное течение джаза стало основоположником Рок-н-ролла. Но об этом позже. С самого начала Rock связал себя с электронной техникой и до сих пор находится в непосредственной зависимости от её развития. В Rock-музыке органично смешались и отразились наиболее социальные и политические проблемы западного мира. Rock - первый вид музыки, который для своего выражения в первую очередь избрал студии звукозаписи, после: радиовещание и телевидение, как средство рекламы, а уже после - концертные турне. Что вполне логично. Rock в начале представлял собой интеграцию Rock-n-Rolla, в который влились три основных направлений американской музыки: популярная (Popular), кантри-н-вестерн (Country&Western) и ритм-н-блюз (Rhythm &Blues), с синтезом негритянского госпела (Gospel) и английской, шотландской песни. Самым мощным являлось направление популярной музыки, так как это массовое направление приносило максимальный коммерческий успех. В те времена распространенной формой популярной музыки был Crooning - мягкая сентиментальная манера напевания в микрофон. Первые яркие представители этого направления были Фрэнк Синатра, Джонни Рэй и другие. Фрэнк Синатра - стал первым идолом массовой публики. Армия его поклонников, а точнее поклонниц при виде своего кумира устраивали истерики, падали в обморок. Для того времени это было что-то новенькое. Но с ещё большим основанием поп-идолом, в те времена, считался Джонни Рей. Каждый его номер заканчивался тем, что он падал на подмостки и разражался такими безудержными рыданиями, что напрочь выводило публику из равновесия, а в результате - скандальный успех. Вторым направлением, с которым интегрировался Rock - (Country&Western) Кантри-н-вестерн. Истоки Country (сельская) восходят к фольклору первых поселенцев Виржинии, Кентукки, Теннеси и других штатов Юго-запада Америки. Музыка кантри следовала за искателями приключений, покорителями новых земель. Наиболее типичный песенный стиль того времени был создан ковбоями - Western (западный). Появляются первые записи кантри-н-вестерна. Эти песни из уст: Гленна Кэмбелла, Сонни Джэймса, Джонни Кэша, конечно, были на слуху у массой аудитории того времени и это немаловажно. Ритм-н-блюз (Rhythm&Blues) - ритм и блюз, уходит корнями в негритянский блюз. Он сохранил структурные основные очертания блюза: состав музыкантов, солист (певец, который представлял собой синтез менестрел-шоу и ритуально-эротических телодвижений древних африканских культов), музыкально-выразительную систему (riff - короткая повторяющая фраза, ренспорная перекличка - (answer-reply) вопросно-ответная структура, hot - горячая интонация, labile - неустойчивые тона, и новый элемент big-bit - большой удар, который создавал барабанщик. К середине 40-х годов в ансамблях была введена электрогитара, которая до этого уже была применена в джаз-составах в 1934 году и первый её исполнитель был Чарли Крисчиан. Нововведение электрогитары породили: гитара - солирующий инструмент, новые тембровые и динамические эффекты, искажения, вызванные перегрузкой усилителей мощности (fuss-ton). Не это ли в последствии стало основополагающим в исполнительской манере рок-гитаристов? Конечно вышеперечисленное сделало гитару главным носителем интонационных особенностей ритм-н-блюза. На исходе 40-х годов ритм-н-блюз испытал заметное влияние ещё с одной стороны - это вокальные квартеты. Слушатели требовали большой экспрессии от таких групп. И такая экспрессивная манера пения спустя несколько лет породила музыкальное течение, которое назвали - soul (душа). К началу 50-х годов мелодии кантри-н-вестерна, ритм-н-блюза под эгидой поп-музыки, как катализатора коммерческого успеха ушли далеко от своих предшественников. Появление электрогитары, расширенный состав ритм-секции, метроритмическое нововведение ударных инструментов приблизили к появлению нового течения Rock&Roll. Rock&Roll. Rock - качаться , трястись. Roll - крутиться, вертеться. Говорят, что это название дал радиокомментатор Алан Фрид, используя словосочетание, которое уже давно встречалось в поэтических текстах блюзов. Рок-н-ролл ни что иное, как ритм-н-блюз, с поэтическими текстами кантри-н-вестерн, сведённый с основным трём аккордам блюза, к тяжёлому четырёхдольному биту, несколько примитивным риффам гитары, с экспрессивной манерой пения солиста и всё это привязано к коммерческой базе популярной музыки. Для размышления: поп-музыка забирает выше 80% мирового музыкального вещания на радиотелевидении. И, конечно, от этого порождается квазиспрос: инвесторы, издательства, фонды, устроители фестивалей, концертные турне и т.д. Но вернёмся к рок-н-роллу. Ритмическое движение (репетитивный эффект - эффект внушения информации, в данном случае музыкально-ритмической) в рок-н-ролле создаёт огромное нагнетание кинетической энергии, приводящий слушателей в состояние гипнотического напряжения. Воздействие такой ритмики и экспрессии исполнения, а также простота мелодии и гармонии на тинейжеров (14-15 лет) было чрезвычайно сильным, доводящим порой аудиторию до исступления, снимающего все морально-этические тормоза. Тем самым рок-н-ролл сыграл значительную роль в зарождении острейшего конфликта на западе "отцы - дети". Это было началом социального протеста молодёжи (хиппи). Первое появление песни "Рок вокруг часов" с её первым исполнителем Билл Хейли, как бы ознаменовало рождение рок-н-ролла. Билл Хейли был первым белым исполнителем ритм-н-блюза, а точнее уже рок-н-ролла, который решил заглянуть за расовую перегородку. Хотя белая (в отличие от чёрной) американская молодёжь, не утруждала себя размышлениями о расовом происхождении рок-н-ролла. Она просто танцевала до упаду и орала от восторга. Это был уже прототип будущих рок-концертов. Так как рок-н-ролл базировался и на ритм-н-блюзе, как же не негритянским солистам показать, что такое настоящий рок-н-ролл. Первым был Литтл Ричард. Дух фольклорного африканского ритуала проявлялся в его манере исполнения, что-то от древнего колдуна. Если Литтл Ричард установил некий энергетический климат рок-н-ролла, то Чак Берри был первым стилистом и поэтом этого жанра (среди поклонников его творчества были и Боб Дилан и Джон Леннон). Это были не песни протестов. Это были песни о милых девушках, весёлых танцах, о быстрых машинах, но герой его был не глуп, ироничен, самостоятелен. И всё же Берри стал для белой американской верхушки объектом особой ненависти. Кончилось всё тем, что власти сфабриковали против него дело и засадили в тюрьму. Так было положено начало первым жертвам рок-н-ролла. Сложилось так, что рок-н-роллу чрезвычайно нужен был некий символ. "Дайте мне белого юношу (почему не чёрного?, пока оставим эти размышления в стороне), который бы умел петь ритм-н-блюз и я переверну Америку", - говорил некто Сэм Филлилс, владелец студии звукозаписи Sun. Элвис Пресли, был самым обыкновенным мальчишкой (наверно и мы были такими - обыкновенными). С ватагой сверстников он бегал смотреть ковбойские фильмы, грыз поп-корн, иногда пел хоралы в местной церкви. Семья его жила крайне бедно в негритянском квартале. И вот Элвис попадает к тому самому Сэму Филлипсу, обладателю студии звукозаписи "Сан" чтобы записан песенку матери на день рождения. Да, песенка стала популярная в городе и вот здесь-то и появляется некий отставной полковник Том Паркер. Он выкупил у Сэма за 35 тысяч долларов право на записи Элвиса и продал это право гигантской компании RCA (отделения "Эр-Си-Эй" есть в Европе, Латинской Америке, Азии, у фирмы были огромные заводы, которые могли за день изготовить миллионы пластинок). То, что творчество Пресли будут всё время, даже до сих пор, покупать и продавать (т.е. он становится объектом коммерческой продажи себя и своего творчества), никак не влияет на то, что я его с удовольствием, когда бывает, возможно, слушаю и всегда говорю себе - это классно. И вот фирма "Эр-Си-Эй" объявляет монополию на продажу рок-н-ролла и начинает грандиозную рекламную компанию Элвиса Пресли. В 1956 году для своей рекламы "Эр-Си-Эй" устраивает выступление Элвиса с песней "Отель разбитое сердце". Коронация заняла три минуты: гитара на перевес, модный костюм, полузакрытые глаза, припухшие губы, такой вот обольститель женских сердец… образ был создан. И вот выход в эфир. Пресли становится королём рок-н-ролла для нескольких поколений американцев. Да, конечно Пресли оживал только на сцене и студиях звукозаписи, за их пределами он был марионеткой под тонким и умелым управлением господина - шоу-бизнеса. В этот же период на сцене появляются Эдди Кокрен и Бадди Холли. Эдди Кокрен впервые начал исполнять песни на тему социального классового недовольства. Ему было 19 лет. Через два года он погибает в автомобильной катастрофе. Бадди Холли был иным. Он стал звездой миллионов неуклюжих, стеснительных ребят… Музыка и тексты песен Бадди оказали огромное влияние на будущих "Битлз". В 22 года он разбивается на самолёте. Случайность или закономерность? Всё это скрыто во времени. Да. 50-е годы были золотым веком хайпингов (продвижение, проталкивание дутого товара, создание имиджа). Много артистов появилось в этот период. В конце 50-х рок-н-ролл дошёл и до Европы. Во всех странах западной Европы появляется свой "Пресли". Наиболее известной фигурой из них стал англичанин Клифф Ричард. Всё делалось под Пресли, но на уже английский манер. Чтобы понять историю становления Rock-музыки вернёмся к началу 50-х годов, но уже в Англии. Это поразительное время на английской эстраде. Никто не умел петь, никто не умел сочинять, и всем на это было плевать. Пусть не обижаются на меня патриоты Англии. Это мои размышления, хотя на основе исторических данных. Шоу-бизнес в это время в Англии находился в состоянии постоянной истерии, которую сам же себе искусственно и взвинчивал. Процветали все формы жадности, мошенничества и глупости. Крупные поп-звёзды того времени исполняли слащавые, сентиментальные песенки. В те годы пластинки не имели никакого значения. Контролировала и заправляла всем поп-бизнесом в то время в Англии радиокомпания BBC. Но с появлением компаний выпускающих грампластинки и нового молодого поколения бизнесменов в шоу-бизнесе, опрокинуло монополию "Би-би-си". В 1956 году в Англии вышла пластинка Лонни Донегана. С этой пластинки началось увлечение, так называемой, музыкой skiffle. Эта музыка привлекала своей доступностью. Инструментами были: акустическая гитара, самодельный верёвочный бас, стиральная доска, керосиновая воронка и другие предметы домашнего обихода. Музыкальным материалом были негритянские блюзы и народные английские песни. С музыкой скиффл и была первоначально связана группа Quarrymen (будущие "Битлз"). С 19661 года в Англии стали возникать молодёжные ансамбли. Стиль их отличался от рок-н-ролла. По составу они напоминали негритянские Дейтронские группы в США - три гитары и ударные инструменты. Сейчас доподлинно известно, что на английский стиль повлияла духовная негритянская музыка Gospel-song, которым в период увлечения рок-н-роллом мало кто интересовался. От госпела были позаимствованы манера исполнения: высокий голос, ритмические контрасты, инструментальные риффы, разнообразие вопросно-ответных построений, характерные гармонические обороты, это уже были не три аккорда блюза. Интересная картина. С одной стороны рок-н-ролл, с другой некие песни на английский манер. Так, где же здесь та, видимая линия интеграции, которая и ляжет в основу Rock-музыки? Пока для меня это не понятно. Но мне бы хотелось вернуться в США к началу 60-х годов. 1960 год оказался водоразделом между двумя поколения подростков. Интересное наблюдение. Развитие и становление какого-либо стиля в искусстве движется с чётко выраженной цикличностью. Прорыв, возбуждение, топтание на месте и уже следующий прорыв… И этот цикл занимает семь лет, полностью совпадая со сменой целого поколения. Не меньшее значение имеет и психология восприятия подростком окружающего мира. Находясь совсем близко к предмету, плохо его видишь. Просто в семнадцать лет многое происходит впервые. Первый классный костюм, первая любовь, первое ощущение взрослости, первые самостоятельные идеи, ощущение своей всезначимости в этом мире…и всё это на фоне какого-то кумира или кумиров. Лишь потом, когда кумир отодвигается в сторону, начинается осмысление своего Я. А пока в Америке танцевали до упаду твист, воображая, что трут себе полотенцем спину. А творческий Чело Век всегда хочет развиваться. Однако если для основной аудитории, для которой он работает и которая потребляла его творчество, нет никакого до тебя дела, то возникает тупик. Вот смысл того что происходило в Америке в начале 60-х годов. Калифорнийская поп-музыка в эти годы топталась на месте в Лос-Анджелесе и в Голливуде. Появилась новая порода менеджеров, артистов, продюсеров, толкачей, которые большую часть проводили в состязаниях друг с другом, набирая очки в несуразной, но отчаянной борьбе за имидж. Битва шла смертельная. Тот, кто хоть раз терял контроль над ситуацией, молниеносно погибал. Чтобы блюсти имидж, нужно было, чтобы вас всегда окружали подходящие люди, помощники, телохранители. Вспышки камер, толпы журналистов, которым платили деньги, за то чтобы они бегали за вами, вам должны зажигать сигару, ради вас должны кому-нибудь дать по физиономии. Вы же ничего не должны делать. И в этом весь шик. Это всё и породило на Западном побережье штатов самых низких, самых подлых прихлебателей в шоу-бизнесе, которых знал мир. Пусть теперь на меня не обижаются патриоты Америки. Это мои взгляды. Вот в этих условиях в те времена и родилась группа Beach Boys. Но не всё было так плохо в первой половине 60-х годов в Америке. Появилось на небосклоне музыкальной американской культуры, так называемое, течение Soul (душа). Термин Soul пришёл из джаза. Граница между джазом и соулом весьма зыбкая. Разве Рей Чарльз, первая звезда соул, не джазовый музыкант? Soul нечто большее нежели просто музыкальное течение. Это и социальное движение негров, которые стремились утвердить своё равноправие и конгломерат музыкальных стилей (госпел, рок-н-ролл, джаз…) и, естественно, мощное выражение состояния души. Соул повлиял на исполнительскую манеру многих солистов будущего рока, да и на таких известных певцов и группы: Арета Франклин, Джеймс Браун, Diana Ross and Supremes, Four Gops, Smokey… Да. Современный рок - очень сложное, необычайно мощное, хотя и противоречивое явление. Но всё хотелось бы понять, когда же появился этот феномен - Rock, который мы уже для себя осознаём со стороны прошедшего времени. Для этого хотелось бы научиться мыслить, рассуждать… А если это трудно, или лень, то хотя бы научиться одному - сразу не отрицать. Надо поискать знания, а они вокруг нас и в нас. И чтобы что-то найти, вернёмся опять в Англию. Весна 1963 года английская музыкальная группа The Beatles вытесняет Клифф Ричарда с командных позиций на английской эстраде. Да. Ливерпульская великолепная четвёртка. Сколько же о них написано! Сняты сотни, тысячи километров плёнки. Уже нельзя говорить об их биографии. Она выложена практически по часам. Нельзя о них что-то излагать, практически написаны многочисленные труды. Всё же обойти их нельзя. Так что же произошло? Стечение обстоятельств или же точный расчёт? Я хочу подчеркнуть известную деталь, какие бы эти ребята не были хорошие, как бы не складывалась их творческая биография, а без переломного 1964-го года, может, и ничего бы не состоялось, или же состоялось, но совсем по-другому. Как это понимать? Музыкальный язык Ливерпульской четвёрки был английский, но… Всё в этом мире взаимосвязано. В начале этого раздела я написал, что Rock родился (истоки) в Америке, а не Англии. Потому что, без предпосылок, без мощной музыкальной инфраструктуры поп-музыки, которая господствовала в Америке, ничего бы не произошло. Разберем музыкальные предпосылки и инфраструктуру. Во-первых: джаз - основа. Там первоначально появились и ударные инструменты, и электрогитара… Ритмы, гармония, манеры исполнения и т.д. Так. Второе: Кантри-н-вестерн (которые заложили многие выходцы из Англии), негритянские истоки Госпел, Ритм-н-блюза, после Рок-н-ролл и Соул. И третье, самое основное - это инфраструктура шоу-бизнеса, назовём так - по-современному. Была создана мощная модель, где распределялись полномочия всех многочисленных внутренних групп этой инфрастуктуры бизнеса. От студий звукозаписи, рекламы, до концертных турне и продажи пластинок и т.д. А теперь, посмотрим английское направление. Да. Музыкально-поэтический язык Англии заметно отличался. Это и скиффл и английские, шотландские народные песни, баллады и другое. Конгломерат же всего перечисленного: американского наследия и английской музыкальной модели, создал некую иную субстанцию, но одинаково воспринимаемую, как американцами, так и англичанами. Но и это не самое главное, хотя произошедшая музыкальная интеграция, важная составляющая часть этого феномена, как Rock. Но социальные предпосылки были превалирующими. "Как всё надоело. Эти смокинги, бабочки, приёмы…ограничения… Этого нельзя, этого не моги… - Вы молокососы, смотрите как мы зарабатывали на жизнь!.. Хотелось надеть простые джинсы, свободную рубаху прыгать по лугам и орать: - свобода!.. свобода… или же просто нанюхаться и валятся под мостом на мостовой…" Это были уже социальные противоречия ("отцы и дети"), которые уже созрели и в Европе, и в Америке. Да и не только этот конфликт ("отцы и дети"), но и многие другие социальные проблемы общества были выплеснуты на улицы. Вот это главное - это база на что и попало зерно мощной антисоциальной, для того времени, музыкальной культуры - Rock. Но вернёмся в 1964 год. После грандиозной рекламы, ливерпульская четвёрка ворвалась в Америку. Первый концерт "Битлз" в Нью-Йорке произвёл ошеломляющее воздействие, в основном, на подростков, молодежь. "Успех английских парней подобен взрыва атомной бомбы" - писала американская пресса. "Битлз с первых же мгновений захватил молодых американцев антиэлитарной направленностью эстетики, опровергающей все идеалы артистической добропорядочности". Проще говоря, всё было в кайф молодёжи, которой уже намозолили глаза и утомили уши, прилизанные мальчики и девочки, дяди и тёти, тот же самый - разукрашенный Пресли (имидж)… Да. Однозначная оценка искусства "Битлз" невозможна. Они дали понять, оценить, почувствовать американской молодёжи их же собственное музыкальное наследие. И этот грандиозный успех предопределил новую эпоху в популярной музыкальной культуре. Почему популярной? Опять же, это мои размышления. А вы послушайте "Битлз" сегодня. Это Rock? Не знаю... Так я его понимаю, то нет. Это очень симпатичные песни. Разные: грустные, ритмичные, милые, социальные… Того элемента, который и будет определять смысл, элемент Rock-музыки в "Битлз" ещё не было выработано. Хотя термин Rock прочно закрепляется за "Битлз" и уже другими аналогичными рок-группами. 60-е годы - лихорадочное время. Все рок-группы отчаянно шумели, накаляли страсти… А у "Битлз", надо отдать им должное, было всё по-другому. Помимо их музыки, сила их была в том, что они могли балансировать в этом бурном потоке музыкальных и социальных потрясений. В 67-м году Харрисон сказал: - "Мы ещё и не начинали". Но вскоре ливерпульская четвёрка распалась. Случилось то, что и должно было случиться. Было потеряно главное - духовное единство. Можно много об этом говорить, ещё больше об этом сказано. "Материальное богатство губит Чело Века, если в Чело Веке нет главного: духовного богатства". Но эти слова, как мне кажется, нельзя привязать к "Битлз". Может только, если вот так: "Всё, что претендует на исключительность - неистинно, потому что ведёт к обособленности и раздробленности". Хотя и здесь я не согласен. Индивидуальный выбор для Чело Века - просто обязателен. И ни кто, никакие обособленности, здесь не играют роли. Более того, свобода выбора, свобода воли, это божественное условие. Чело Век - это звезда, но живущая во Вселенной и принимающая только закон Всевышнего - быть свободным. И это не анархическая доктрина. Есть свобода для Чело Века. Для себя и для каждого. Второй группой рядом с "Битлз" была группа Rolling Stones (с анг. - катящиеся камни - словосочетание из песни Боба Дилана). Эта группа также имела фантастический успех. Но в отличие от "цивилизованных" "Битлз" над группой "Роллингов", как сокращённо её называли, развивалось деформированное знамя свободы и извращённой сексуальной революции. Могут быть у свободы ограничения? Нет, не могут. На то она и свобода. Но свобода - это гармония. Гармония присуща Вселенной, она её основа. А "Роллинги" позволяли себе столь агрессивное и циничное поведение в жизни и на сцене, что ни о какой гармонии речи быть не могло. Это не свобода и это не секс. Подчёркнутое антиобщественная позиция "Стоунс", как их тоже называли, находит себя в бесчисленных интервью. Скандальные фотоснимки, для того времени, особый жаргон и нецензурные слова, вот основа их выступлений для прессы. Попробовали бы они посоревноваться в брани у нас в стране. Да-а... Не хочу я дальше развивать эту мысль, а то ещё направлю их для стажировки в Гулаг. Так вот, своеобразная их позиция и была выражением тех настроений молодых, которые были присущи во второй половине 60-х и начале 70-х годов на Западе. Но "Роллинги", зная психологию подростков, не так давно они сами ими были, создавали беспрерывную цепь диких, шаманских оргий на сцене, скандальных похождений, судебных процессов, некий нескончаемый магнетизм. Их особое положение в мире шоу-бизнеса соответствует характеру психоделического спектакля, это некий облик некого арьергарда антикультуры. А ведь все участники рок-группы выходцы из богатейших семей. Да и сами они были держателями акций, владельцы замков в Англии, на Карибских островах, Лазурном берегу…, а стоит выйти на сцену - они защитники всех несчастных и обездоленных. Это цинично. Никто не призывает быть всех бедными и более того, надо стремиться, чтобы многие были богатыми, или хотя бы имели средний достаток. Но у "Роллингов" в этом проявлялась - двуликость. Ведь концерты "Роллингов" - это не музыка развлечения, это социальный протест, который был на потребу той группы молодёжи, воспитывающейся в подворотнях, или тех которые хотели порвать цепи родительской достаточности и броситься в пучину, якобы, романтической бедности. Но сами Стоунз себе этого не позволяли. Но может в этом и есть смысл культуры? Подумайте сами. Тем не менее, "Роллинги" были одни из первых, которые в своём творчестве четко отразили настроения западной молодёжи того времени. В тоже время для меня в творчестве "Роллинг Стоунз", как и в творчестве "Битлз", пока тоже нет того музыкального зерна (тонема), который потом станет синонимом Rock-музыки. Группа The Who (Кто - с анг.) Эта группа одна из первых стала крушить аппаратуру на сцене и разбивать музыкальные инструменты. Рок-вандализм. Хорошо ещё не голову кому-нибудь… Мне всегда сразу приходит в голову такое сравнение: а кто мог позволить это делать у нас в стране в то время, да и сейчас? Только, если это был бы камуфляж… Но если говорить о музыке "Ху", то многие их концерты (пластинки) были образцом высокой рок-лирики. Ведь многие песни "Ху", это повествование от лица юноши, который говорит о своих житейских проблемах, увлечениях, радости, боли, любви. Возьмите первую во всей истории музыки реализованную рок-оперу Tommy… Время летит… Появляются сотни рок-групп. Одни сгорают сразу. Другие живут несколько лет. Другие дольше. О Rock-музыке уже не приходится говорить как о стиле музыки и даже, как о стиле жизни, о чём я скажу позже, а как о некой невиданной доселе массовой культуре XX-века, со своей социологией, экономикой и даже политикой. Внутри рок-культуры появляются десятки разнообразных стилей: bubble-gum rock (сорт жевательной резинки; подростковый рок), psychedelic rock (психоделический рок), jesus rock (церковный рок), folk rock (фольклорный рок), revolution rock (революционный рок), soul rock (душевный рок), country rock (сельский рок), swamp rock (болотный рок), raga rock (индийская муз.система - рага), classic rock (классический рок; связан не с академической музыкой, а с рок-н-роллом), soft rock (мягкий рок), acid rock (ядовитый рок), progressive rock (прогрессивный рок), hard rock (твёрдый рок), heavy rock (тяжёлый рок), heavy metal rock (тяжёлый металлический рок), art rock (артистический рок; связан в большей степени с академической музыкой), punk rock (гнилой рок), jazz rock (сплав джаза и рока), new wave rock (рок новой волны), сюда могут входить и reggie rock, break rock, rap rock и т.д. Но это я уже немного закрутил… Тем не менее, во второй половине 60-х и первой половине 70-х годов, Rock полностью сформировался и, отдавая дань моде, им стали называть всё подряд. В это время появились такие группы как Led Zeppelin, Grand Funk Railroads, Deep Purple, позже более тяжёлого направления: Cream, Black Sabbath, Nazareth, Urah Heep, позже группа psychedelic rock - Pink Floyd, или The Doors…Здесь я остановлюсь - цель не перечисление групп, или перечисление для того чтобы кто-то не обиделся за свою любимую группу, цель не сравнение групп между собой, а осмысление предпосылок, музыкального влияния стилей на развитие рок-музыки (и то, в самом общем принципе) и некоторые другие аспекты развития рок-музыки. Можно рассказать о жизни Джимми Мориса, об Эрике Клептоне, Джимми Хендриксе, Боб Дилане… и о сотнях других. Но о них уже много написано, много рассказано, за ними гонялись папарации, о них снимали документальные фильмы… Рождение Rock-музыки состоялось. Но у меня так и остался, так и живёт вопрос, а какой элемент может охарактеризовать Rock-музыку, как музыкальный стиль, с сегодняшней позиции времени? Для этого я хотел бы немного рассказать о двух уже по тем временам зрелых, а по сегодняшним оценкам - великих рок-группах: Deep Purple и Pink Floyd. Может кто-то и будет это отрицать. Но я слышу слова: "Идут вперёд, только утверждая, а не отрицая". Так что, вперёд. Deep Purple БЛЭКМОР: "Мы первыми (надеюсь, вы знаете) начали играть рок агрессивно, но всегда с чувством, с душой и музыкальным вкусом. На мой взгляд, за последние десять лет, пока нас не было, на сцене в "харде" не было сделано ни одного шага вперед. Группы "хэви метал", так называемого второго поколения, не в состоянии сыграть даже рок-балладу. Мелодичность исчезла начисто, а гитаристы владеют не более чем тремя аккордами. Почти все новые группы копируют друг друга, и их можно отличить лишь чисто визуально. Можно сказать так: когда мы начинали, то у каждого состава было свое лицо"... ГИЛЛАН: "Ужасно сравнивать музыку и какой-то "металл". Мы всю жизнь были и остаемся рок-н-ролльным ансамблем. Музыка "хэви" сейчас слишком стерильна и подчинена визуальным стандартам. Настоящей музыке нужна душа, а без нее никакая техника не поможет. Жаль, эти ребята не понимают, что рок может быть настоящим искусством". Краткий творческий путь рок-группы (инф. Василия Ясного): "Приехав в Лондон из Ливерпуля, как-то за чашечкой кофе в "музыкальном" доме Крис Кертис (музыкант, ударные инструменты) разоткровенничался, поделился своей мечтой создать высокопрофессиональную группу. "Назовем ее "Ка-русель", а?" - как само собой разумеющееся обратился он к Джону Лорду. И был несказанно рад, получив неожиданный поло-жительный ответ. Подхватив и развив разговор, Джон, к ве-личайшему удовлетворению Кертиса, упомянул, что у него на примете есть отличный парень, который творит чудеса с гитарой. Правда, он хоть и англичанин, но сейчас на-ходится в Гамбурге, а зовут его Ричи Блэкмор. - Ричи! - Я бы с удовольствием играл с ним в одной группе, - подал свой голос, подоспевший к разговору това-рищ Джона - басист Ник Симпер". Так зародилась новая рок-группа. Далее происходили разные события. Но, как бы то ни было, весной 1968 года шли упорные репетиции. Искали название новой группы. И вот однажды к столу подошел Ричи Блэкмор и молча написал два слова: Deep Purple - "Темно-лиловые"... Во время предстоящих скандинавских гастролей музыканты ок-рестили себя этим именем. Первый их концерт состоялся 20 апреля 1968 года в датском городе Таструп. В творчестве всех профессиональных рок-групп своя (одина-ковая по схеме) концепция завоевания аудитории: сначала выходит новая пластинка, а затем музыканты едут "живьем" пробивать себе дорогу к славе. У Deep Purple все было нао-борот. Сначала группа давала концерты, причем на высоком уровне, и после них публика хотела, как бы вновь пережить услышанное, приобретала пластинки. Мне бы хотелось привести небольшой эпизод из творческой биографии Deep Purple. Как-то у Лорда возникла идея написать сюиту для группы и симфонического оркестра. Доктор Малькольм Арнольд, дирижер оркестра, про-слушав сюиту, согласился на совместную работу. Репетиро-вать начали за три дня до выступления. Но симфонические музыканты не могли смириться с тем, что будут играть с длинноволосыми юнцами. Бунт в рядах оркестрантов достиг апогея, когда дама из виолончельной секции заявила, что не собирается играть с какими-то выскочками. Трудно сказать, чем бы это все кон-чилось, если бы не непререкаемый авторитет доктора Ар-нольда, который погасил конфликт, не дав ему разгореться. В результате - концерт прошел с успехом. Публика потре-бовала сыграть финальную часть на бис, не менее четверти часа провожая исполнителей аплодисментами. Концерт был отснят на пленку, музыкантов при-гласили на телевидение. Как известно, в 1970 году распались The Beatles - признан-ные лидеры рок-музыки. Основными претендентами на первое место были Led Zeppelin, Rolling Stones, Credence Clearwater Revival…. Но вперед вышла Deep Purple - тогда еще не слишком известная группа - со своим альбомом Deep Purple In Rock. В этом новом для себя амплуа "Deep Purple" прочно закрепились на следующие шесть лет. Тем временем акции Deep Purple росли. Их пластинка Fireball, которая вышла в Англии в ноябре 1971 года, под-нялась на вершины хит-парадов и еще раз подтвердила их первоклассную репутацию. Очень насыщен был и 1972 год. Группа провела пять гастрольных поездок по США. В июле поехали в Рим за-писывать новую пластинку Who Do We Think We Are. Но записи шли плохо. Ска-зывалась усталость после гастролей, да и внутренняя обста-новка накалялась: Блэкмор все критичнее относился к Гиллану. 9 августа музыканты прервали записи и поехали в Японию. Япония встретила Deep Purple как национальных геро-ев: цветы, плакаты, транспаранты и, к удивлению музыкан-тов, на одном из концертов 12 или 13 тысяч зрителей на незнакомом им языке подхватили знаменитую Child In Time. И вот в конце ноября 1973 году омолодившаяся группа записа-ла новую пластинку Burn. Из-за океана посыпа-лись предложения. Но музыканты решили их не принимать, прежде чем обкатают новый материал. В марте 1974 года они отправились в США. Концерты начали с Детрой-та. Из города в город они перелетали "Боингом-720-Старшип-1". Вы-ступления закончили в Калифорнии, где проходил фести-валь с участием таких "звезд", как King Crimson, Black Sabbath, Emerson, Lake and Palmer и других. Его посетило около 15 миллионов зрителей. Налицо был и коммерческий успех: только за показ по телевидению Deep Purple получи-ли 90 тысяч долларов. Любопытна легенда, созданная вокруг Deep Purple. Участники ансамбля называли себя "самой невезучей группой в мире". В немалой степени это соответствовало истине: неоднократно на их концертах вспыхивали пожары, однаж-ды из грузовика вывалился, разбившись вдребезги, уникаль-ный орган Джона Лорда, Ян Пэйс регулярно терял свою ударную установку, а однажды на концерте он разбил очки и вынужден был играть "вслепую"; Ричи Блэкмор часто забо-левал перед гастролями, а однажды их пришлось отменить, ибо он сломал палец... Апофеоза невезение достигло, когда сгорела студия в Монтре, в которой они должны были запи-сываться. В начале 1975 года Блэкмор отправляется в Германию записывать сольную пластинку. На запись были приглашены четыре музыканта из группы Elf. По поводу своего ухода из Deep Purple Ричи официального заявления не делал, но к апрелю 1975 года стало ясно, что долго он в группе не задержится. Блэкмор: "Ночью я позвонил Джону и сказал, что ухожу из группы. Он засопел в трубку и ответил, что тоже насквозь пропитался патокой двух последних пластинок. Я закричал: "Джон! Вспомни, как мы с тобой начинали, еще не поздно, давай уйдем вместе!" А он рявкнул в ответ: "Если я не верю в наши последние опусы, это не значит, что не верю в Deep Purple, - и повесил трубку". 14 марта 1976 года в Глазго в зале "Аполлон" проходил очередной концерт Deep Purple. Внутренние разногласия отражались и на музыке: от былого великолепия осталась лишь блеклая тень. А после одного из концертов который состоялся в Ливерпуле к Джону Лорду со слезами на глазах подошел Кавердейл и сказал, что больше он так не может, что группы практически уже нет. Лорд не спорил, Пэйс тоже молчал. Итак, 15 марта 1976 года в Ливерпуле, в городе, где родилась легендарная группа The Beatles, в концертном за-ле "Империя", состоялся последний концерт Deep Purple. Так группа тихо скончалась; ее не стало. Два крупных солиста-инструменталиста олицетворяли эту группу: Ричи Блэкмор и Джон Лорд. Чуть позже к ним присоединился и вокалист Ян Гиллан. Ричи Блэкмор - непостижимый, яростный, экспрессивный… Его энергетика игры была необычайна, граничащая с лучшими образцами shuffle в джазе, а не только в рок-музыке. Вряд ли кто с ним может потягаться в этом и сейчас. Ритмическая организация была уникальна. Людям с самым утончённым слухом в метроритмической пульсации придраться было не к чему. Изобретательность и точность импровизаций характеризует в нём очень большой музыкальный практический запас, как и то технике, так по запасу тонем, разнообразие которых и создаёт красивое музыкальное полотно. Его ровные катящиеся вперёд восьмые, как пульсация, создают некий симбиоз энергетического климата и гармонической ткани для полноценного развития всей рок-композиции. На этом ритм-полотне можно великолепно и солировать, и молчать. Я бы мог пошутить над Блэкмором: - "на гитаре играть, это тебе не из рогатки стрелять"… Но, на гитаре он играл лучше! Джон Лорд - это классика. Классика рок-органа. Любая его сыгранная фраза звучит в устах знатоков - "это вкусно"! Джон Лорд воспитывался на музыке Джимми Смита (джаз-орган), но в отличие от него играл не джаз-тонемами, а больше тяготел к академической классике. Его ритм-пульсации - это не зависания, которые граничили практически с неритмичностью у некоторых групп, играющих "хэви-рок", но конечно не только "хэви". Его ритм-организация органически сливалась с ритмикой Ричи. Да - это бесконечный тандем двух великих мастеров рок-музыки! Кроме всего, они могли создавать музыкальный микроклимат друг для друга. Тогда Блэкмор взвинчивался ритм-пульсацией, Джон растворялся гармонической подложкой и создавал максимально удобную основу для развёрнутых соло-импровизаций Ричи. Когда играл Джон, ему надо было только правильно сформировать свою мысль и положить на ритм-полотно, которое ему создавал Ричи. Когда два таких крупных титана рок-музыки при достаточно хорошей поддержке барабанщика и басиста, тогда можно было петь не оглядываясь… А имея такой уникальный, сильный, оперный по сути голос, как у Ян Гиллана, можно было творить чудеса. Да. Это уникальное уже трио мастеров. Что можно сказать о Яне Гиллане - это тоже классика рок-вокала. Качества, которые вошли в аксиому рок-певца: высокий, сильный, яркий голос, способный спеть и софт-балладу и экспрессивную, мощную хот-композицию, когда за тобой не только рок-ритм-секция, но и ещё королевский симфонический оркестр количеством в 110 человек. Для этого нужно великолепное вокальное мастерство. Петь чисто, точно, когда самые высокие ноты берутся без напряжения, тем более что некая "хриплость", как элемент экспрессии, обязано было присутствовать в голосе рок-певца, а это чрезвычайные физические нагрузки на голос и не всякий их мог осилить. Всё вышеперечисленное: 1) метроритм-организация; 2) рок-экспрессия (энергетика); 3) характерная рок-интонация; 4) специфичный вокал; 5) общий комплексный тандем группы (стиль), - не это ли основа настоящей Rock-музыки, как настоящего искусства? "Pink Floyd" Краткий творческий путь рок-группы (инф. "P.F.Club"): В середине шестидесятых годов Лондон был широко открыт для творческих и социальных экспериментов. У власти находилось достаточно прогрессивное лейбористское правительство, экономика процветала, и в настроениях людей преобладали идеализм и оптимизм. В 1964 году группа студентов политехнического института организовали рок-группу Sigma 6 потом ещё появилось ещё одно, название, потом другое… Но дальше локального успеха у их друзей по "альма матер" дело не пошло. Но вот появляется некто Сид Баррет, самодеятельный поэт и гитарист. Он вошёл в коллектив и дал очередное название. Странное название, которое Сид выбрал для своей группы, было составлено из имен двух блюзовых музыкантов из Джорджии, чьи пластинки были в его коллекции - Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. Первоначально исполнявшийся The Pink Floyd Sound материал мало, чем отличался оттого, что играли сотни других групп подобного рода. Однако существенным отличием The Pink Floyd Sound были насыщенные искажениями и "фидбэками" инструментальные проигрыши, имевшие довольно мало общего с "ритм-н-блюзом". The Pink Floyd как таковой дебютировал в лондонском Countdown Club в конце 1965 года, и за это выступление четверо студентов получили… 15 фунтов! Крутой поворот произошел в судьбе группы после того, как Питер Дженнер и его друг Эндрю Кинг согласились стать ее менеджерами. В церкви "Всех Святых" музыканты и Дженнер впервые увидели в действии проектор со слайдами, привезенный одной американской парой. Не теряя времени, они смастерили примитивную "психоделическую" осветительную систему. В дальнейшем группа обзавелась также "жидкими" слайдами, которые стали характерным отличием лондонского андеграунда того времени. Однако настоящей стартовой площадкой к успеху стал дня него открывшийся в декабре 1966 года ночной клуб психоделической музыки UFO. Это мрачное помещение с низким влажным потолком и узкой сценой, конечно, являлось не самым идеальным помещением для психоделических шоу группы, однако именно там и музыкантам, и техническому персоналу удалось реализовать свои давно вынашиваемые идеи. 1 февраля 1967 года было официально объявлено о профессиональном статусе группы. Вышедший 11 марта 1967 года сингл Arnold Layne не попал в британскую "двадцатку", заняв двадцать первое место, однако в сердцах представителей лондонского андеграунда он поднялся гораздо выше и стал настоящим гимном психоделических клубов вроде UFO. А вышедший 16 июня 1967 года сингл See Emily Play был практически сразу поставлен Radio London на первое место. Так The Pink Floyd стали поп-звездами. Дженнер и Кинг, которые как раз задумали покорение Америки ставшее, начиная с The Beatles, практически обязательным для всех английских звезд. В Сан-Франциско все прошло благополучно, но когда группа прибыла в Лос-Анджелес, с Сидом начались нелады. Кинг счел за благо свернуть гастроли и первым же самолетом отправиться домой. Позади триумфы и провалы… "Общество, которое поражает порок, не может быть обществом", - так говорили древние люди. Да. Сид совсем превратился в наркомана и не мог долго находится в группе. О присоединении Дэйва Гилмора было официально объявлено в январе 1968 года, и несколько концертов группа дала впятером. Потом было решено, что Сид вполне может сидеть дома и писать песни. Но вскоре отчаявшиеся музыканты явились к менеджерам и прямо спросили, верят ли те, что группа сможет существовать без Баррета. Получив положительный ответ, в апреле 1968 года было официально объявлено, что Сид Баррет покинул The Pink Floyd. С уходом Баррета группа потеряла не только своего ведущего певца и гитариста, но и идеолога, а также единственного своего члена, который соответствовал образу рок-идола. Предстояли поиски новых имиджа и саунда, и это был хороший момент для того, чтобы несколько изменить название и с этих пор стать просто - Pink Floyd. Ушёл некий лидер. Теперь музыка становиться коллективным творчеством. Меняется менеджер группы. Меняется стиль игры. Меняется отношение к жизни. В этот период пишется первый после ухода Сида неудачный альбом группы. Гораздо более интересным оказался второй альбом группы A Saucerfnl Of Secrets, вышедший 29 июня 1968 года и представляющий собой фактически сборник различных синглов, начиная от психотической барретовской Jugband Blues и кончая длинной инструментальной пьесой, давшей альбому название, где барретовский дух полностью отсутствует. В день выхода своего второго альбома Pink Floyd возглавил список участников первого бесплатного рок-концерта, состоявшегося в лондонском Гайд-парке. Выступление завершилось триумфом и быстро восстановило репутацию группы. И всё же Pink Floyd брал другим. У группы была новейшая звуковая система, которой мало кто мог похвастаться. Ее основной элемент, легендарный квадрофонический Azimuth Co-ordiriator, распространял звук по всей аудитории, превращая музыку в настоящее трехмерное действо, участниками которого становились даже сидящие на последних рядах. Далее группа начинает изнурительную, но интересную для творчества работу с музыкой для нескольких кинофильмов. Рубеж десятилетия застал Pink Floyd в состоянии мучительных поисков своего лица. Как впоследствии выяснилось, к этому испытанию лучше всех оказался подготовлен Уотерс, создавший замечательную кембриджскую идиллию Grantchester Meadows и вереницу причудливых звуковых эффектов. Это был период, когда ведущие рок-группы пытались расширить границы своего творчества, вторгаясь в область симфонической музыки, экспериментов с этой областью к этому времени было уже достаточное множество. Не исключением стал и Pink Floyd. В 1971 году, согласно читательскому опросу журнала Melody Maker, Pink Floyd занимал вторую строчку в рейтинге популярности, уступая лишь Эмерсону, Лейку и Палмеру, однако опережая такие группы, как Led Zeppelin, Rolling Stones и The Who. Вышедший 13 ноября 1971 года альбом Meddle призван был определить, наконец, музыкальную индивидуальность нового "Флойда". Это не в последнюю очередь было обусловлено вкладом Гилмора, окончательно освоившимся в группе. Не удивительно поэтому, что с его приходом музыка Pink Floyd стала более профессиональной и ориентированной на широкую публику. Запись нового диска Dark Side Of The Moon началась в студии на "Эбби-роуд" июня 1972 года и продолжалась в течение всего месяца, а потом, после перерыва для гастролей по Америке и Европе, была возобновлена в октябре и продолжалась до января следующего года. Однако более всего своим превосходным звучанием Dark Side Of The Moon обязан звукоинженеру группы Алану Парсонсу, чье мастерство было по достоинству оценено премией "Грэмми" 1973 года. Как это и ожидалось Dark Side Of The Moon, вышедший 24 марта 1973 года, быстро стал хитом в европейских и американских чартах. Причем успех продолжительный, который сопутствует обычно подлинной классике. Dark Side Of The Moon оставался в американском списке двухсот лучших альбомов в общей сложности 760 недель, то есть более 15 лет! Рекорд, который вряд ли кому-нибудь удастся побить. В конце 1973-го и на протяжении большей части 1974 года состоялось всего лишь несколько европейских выступлений и единственный сольный концерт. Получив громадную известность и материальную самостоятельность, для многих членов группы музыка больше не являлась приоритетом в их жизни. В июле 1974 года Pink Floyd совершил короткий тур во Францию. Французский тур воспринимался музыкантами как своего рода репетиция перед давно ожидавшимися гастролями по Англии, состоявшимися в конце года. Большая часть осени 74-го была потрачена на съемки фильма для показа видеоряда во время концерта, на новом огромных размеров круглом экране. Туда также должны были войти также анимационные сцены, созданные едким политическим карикатуристом Джеральдом Скарфом. Среди аксессуаров концертов того времени были также невероятно сложный микшерский пульт и зеркальный шар, предназначенный для того, чтобы поливать аудиторию тончайшими лучами света. Неслыханной была по тем временам как стоимость тура (100 тысяч фунтов), так и количество обслуживающего персонала - 35 человек. В январе 1975 года группа, наконец, собралась в студии на "Эбби-роуд", чтобы начать работу над следующим альбомом. Эти первые встречи были невероятно трудными. На лицо были творческие разногласия. Ни один из альбомов Pink Floyd не отличается столь сложной по исполнению и одновременно столь созвучной музыкальной лирике как Wish Yon Were Here. Этот альбом не нуждался в рекламе. В Америке он быстро занял первую строчку в чартах Billboard, а в Англии, где он равным образом вышел на первое место в результате предварительных продаж объемом в четверть миллиона копий, EMI оказалась не в состоянии удовлетворить беспрецедентный спрос. Даже в условиях сверхурочной работы своих предприятий она вынуждена была известить клиентов, что каждый заказ будет выполнен лишь наполовину. Созданию Animals не сопутствовало никакого творческого конфликта, как это было с предыдущим альбомом. На этот раз инициатива целиком находилась в руках Уотерса. Показательно, что на новом альбоме нет ни одной композиции, в создании которой принял бы участие Райт, чьи тяготеющие к джазу задумчивые проигрыши временами кажутся почти неуместными на фоне жесткого рока. Тем не менее. Animals является одним из самых сильных альбомов Pink Floyd. С точки зрения лирики, он представляет собой первый образец классического уотерсовского социального памфлета, а в музыкальном плане группа никогда еще (и никогда после) не играла столь убежденно и бескомпромиссно. Хотя объемы продаж Animals оказались несопоставимыми с двумя его предшественниками, новый альбом Pink Floyd все же вышел на первое место в Англии. В Соединенных Штатах он занял третью строчку в рейтинге. После крупного финансового краха, которую группу втянул некий пронырливый молодой финансист Эндрю Оскар Уорбург, в конце 1978 года группа уединилась в студии на "Британниа-роу", чтобы начать работу над проектом, который обещал стать самым амбициозным и многоплановым со времен рок-оперы The Who - Tommy. Концепция Уотерса распространялась, помимо записи альбома, на театрализованное шоу и фильм. По объему продаж альбом The Wall уступил только бестселлеру всех времен Dark Side Of The Moon. Критика, впрочем, утверждала, что этому в значительной мере способствовал предварительный выпуск сингла Another Brick hi The Wall (Part 2), дающий мало представления о содержании альбома в целом. Далее в творческом пути группы будет происходить, то, что и происходило ранее с другими группами, да и будет, видимо, происходить со многими творческими группами, это постепенный распад. Но пока мы знаем и про грандиозные концерты The Wall, и с каким трудом снимался фильм на тему этого альбома. Будут и разные проекты отдельных членов групп, и попытки объединиться, и многое, многое другое. В наших сердцах Pink Floyd остаётся, как отношение к некому мистическому стержню вневременности и метидативно-космическому полёту души. Необычайно мощные световые эффекты, синхронный показ слайдов и видеоряда, уникальная пиротехника. Необычайное для того времени использование пространственных, многоканальных звуковых эффектов, насыщенное применение новейших разработок в области музыкальной электроники. Эпичность, благозвучие, или мир отчуждённости, зловещая реальность… звуки машин, холодный деловой разговор, отчаянный вопль потерянного человека… философия Вселенной, размышления и лирика, и скрежещущий машинный лязг человеческого прогресса… Музыка Pink Floyd - это материальная субстанция духовного мира. Так очень кратко можно охарактеризовать творчество этой группы. Впервые в истории музыкальной культуры было создан уникальный синтез пространственного звукового поля (в меру технического прогресса времени) и удивительного визуального мира светотехники и видеоматериалов. Это некий современный принцип определённого действа, когда вступают в гармоническую интеграцию многие чувства Чело Века с теми элементами искусства, которые разворачиваются вокруг него. Кто ещё так смело и открыто начал использовать этот синтез в современном искусстве на общедоступном языке для громадных масс слушателей? Кто мог позволить в музыке, так открыто сказать о Вселенской гармонии и о разрушении её? Кто так смело мог сказать правителям своей страны, а вот смотрите, что вы вытворяете? И ни причём здесь наркотики, или ещё что-либо. Уникальное чувство культуры в целом. Необыкновенный взлёт фантазий, который порождал произведения, как некое дыхание пространственных импровизаций, которых, кстати, было немало. Постоянное чувство идти на острие прогресса, до сих пор поражает обилием звуковых красок, которые были созданы и в студии и на концертах и на каких концертах - на открытом воздухе! Не знаю, может ли кто ещё похвастаться сегодня, что он звучит на концертах, лучше, чем Pink Floyd? Всё вышеперечисленное: 1) новый вид рок-поэзии; 2) уникальные звуковые и световые краски; 3) философия и реальность; 4) медитативно-психологическое воздействие; 5) общий комплексный тандем группы (стиль), - не это ли основа настоящей Rock-музыки, как настоящего искусства? И теперь, сводя воедино всё вышесказанное, хотелось бы сказать, что основа рок-музыки XX-века (но не рок-культуры XX-века, как социального явления) заложены в этих двух разных составляющих "тонемах": Deep Purple и Pink Floyd. И это, не ущемляя и не принижая значения остальных рок-групп, солистов, музыкантов. И дело не в том, что это мои любимые рок-группы, нет. У меня приоритеты и в рок-музыке, и вообще в музыке, совершенно другие. Не хочу, чтобы фаны, того или иного кумира, вылили мне на мою голову свои помои, когда я буду проходить мимо них, Поэтому хочу сказать, что мимо них проходить я не буду. Пусть не обижаются. "Музыкальный язык, естественно развивавшийся и развивающийся, это не какой-то технический словарь терминов, а развёрнутый комплекс смыслов, создающий определённую картину мира". И ещё: "В природе нет тайн, а есть та или иная ступень знания". Это мои размышления и оставьте их мне. "Профанировать свою святыню ты всегда рискуешь. И не потому, что Чело Век, которому ты её открыл, зол или бесчестен, а потому, что он ещё не готов". А если вам захочется, то, что ж, читайте дальше. Так что - вперёд. Развитие Если ходить и рассуждать: - "а это нам всё известно, а это мы всё знаем"…, то такие слова не что иное, как лицемерие и неистинное знание. Хотя, истинное знание существует ли оно вообще? Вспомните фразу Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю". "Превращение нас в потребителей, в прихлебателей, а порою ещё хуже, в некий чёрный разум разрушения (отрицания), вот куда нас может занести стихия самомнения". Что происходит сегодня? Ведь в нас уже воспитали определённый космополитический дух интернационализма и средства массовой информации, ссылаясь на то, что это общественное мнение, продолжают нас вести к разрушению высшего музыкального сознания. Начало и середина 70-х. Опыт 70-х свидетельствует о расширении художественных горизонтов рок-музыки, вступающей всё более во взаимодействие с художественными горизонтами джаза, академической (классической) и с другими сферами современной музыкальной культуры, в частности и с новыми жанрами популярной музыки. Одним из таких полей встречи был возникший жанр, а точнее стиль - джаз-рок. С одной стороны, отдельные рок-группы, стремясь к развитию и разнообразию музыкальной фактуры, добавляли к своему инструментарию духовые инструменты, которые использовали в своих композициях с характерными джаз-интонациями (Chicago, Blood, Sweat & Tears…). С другой, отдельные инструменталисты, композиторы и аранжировщики джаза: Джулиан Эдерли, Майлс Девис, Херби Хэнкок, Чик Кориа, Ван Шортер…, применяли в своих пьесах характерные для рок-музыки способы ритм-организации и электронного звучания. Далее, по примеру Карлоса Сантаны, многие рок-музыканты стали систематически обращаться к латиноамериканской музыке и фольклору других стран. Одна из ярких рок-групп такого направления была группа Джона Мак-Лафлина Makhavishnu. Его произведения были насквозь пропитаны синтезом традиций рока, джаза и индийской народной музыкой. Рок-музыканты стали всё чаще прибегать к симбиозу традиций академической музыки, как классической, так и современной. Этот синтез привёл к созданию, ставшей классикой арт-рока, рок-оперы "Иисус Христос - супер-звезда" Эндрю Уэбба и Тима Райса, которая с грандиозным успехом прошла на сценах театрального Бродвея. Так рок-музыка начинала вырастать из коротких джинсовых штанишек. Музыканты рока стали более образованными, они, как бы, стали смотреть на всё происходящее со стороны, а не себе под нос. Рок-музыка стала обретать более профессиональную форму, стала интегрирована в различные пласты музыкальной культуры. И это не замедлило проявиться в появлении мощной антитезы рок-музыки того времени - панков. Рок-музыка, рождённая на социальной базе, в большей степени, чем на музыкально-культурном уровне, к середине 70-х годов повернулась в сторону профессиональной музыки и стала отрываться от дворовых частушек и хулиганских выходках ради славы, тем самым, всё больше и больше стала отдаляться от подростков, основных потребителей массовой культуры. То есть, в рок-музыке стал происходить естественный процесс взросления. Все эти факторы и привели к появлению так называемого панк-рока. Далее любителям и ценителям панка, убедительно советую не читать, а пропустить полностью этот абзац. Панк-рок (панк - проститутка обоих полов - по определению Жан-Поль Режимбаля, а также подонок, сопляк, шпана…), никакого отношения к року не имеет. Как я уже говорил, к очень модной приставке рок стали цеплять всё, например: унитаз-рок!.. Примерно в 1974 году в богемных кварталах Нью-Йорка в среде дворовых, грязных, неграмотных, сексуально-обиженных подростков, на базе их ущемлённого эгоцентризма, предпринимались попытки к самоутверждению за счёт грязи, оскорблений, унижения и даже нанесения сильных физических увечий более слабым своим сверстникам, да и не только. Такая ущербная бравада, которая зарождалась в тёмных подворотнях, постепенно стала выливаться вонючими потоками на улицы. Для поддержки своего статус-кво панкам необходимо была и социальная база. А она была готова. Рок-культура к тому времени стала более благопристойная, более социально спокойная, а для подонков, это, как раз и был повод для нападок на общество, на рок-культуру того времени. Им как-то надо было себя выделить, поднять, оправдать свою несостоятельность в жизни и в культуре вообще… В 1976 году панки стали появляться в Европе. В Британии панки приобретают ещё более изощрённую форму, к ним добавляются и неизлечимые наркоманы. Панкам, как социальной общности необходима была сцена и они её получили. Многие несостоятельные рок-музыканты стали толпами вливаться в её грязные потоки и принимать эту смердящую веру. И так, на рок-сцену конца 70-х и начала 80-х вышли панки. Если в социальном плане движение панков явилось анархическим бунтом против господствовавших в обществе морали и эстетики, то в плане музыкальном, панк-рок бунтовал против самой же музыки, так таковой. Чтобы играть панк-рок, мастерства не требовалось - достаточно было лишь анархического порыва. Вот судьба одного из лидеров группы Sex-Pistols (бас-гитариста). Он начал свою карьеру разбив гитару на голове одного из критиков, а закончил, приняв сверх дозу героина, едва его отпустили на поруки из наркологической клиники. Все рок-музыканты 70-х, по определению панков были, "занудные старые пердуны". Прошло время, а что осталось от панков? Только сопли, моча и дерьмо, которыми они обильно поливали сцену. Теперь для любителей и ценителей диско. Прошу также "не спускать на меня собак", если будет не очень лестная о диско характеристика. Хотя к диско, я отношусь абсолютно ровно. Диско, также, никакого отношение к рок-музыке не имеет. Тем не менее, пару слов об этом феномене надо сказать. В 1976-77 годах в противовес панку стало активно развиваться стиль диско, как музыкальный стиль для танцующих. Хотя не секрет, что прототип диско возник в Нью-Йорке летом 1973 года в среде гомосексуалистов Великой американской метрополии. Вокруг диско стал искусственно нагнетаться ажиотаж. Почуяв запах огромных денег, мощный рекламный аппарат был прошен на создание сверкающего имиджа - диско! Стиль диско - это апофеоз коммерческой музыки. Это и Bonny-М, Bee Gees, ABBA…, а также и рок-звезда Род Стюард. Даже Поль Маккарти написал песенку в стиле диско: "Не прощайся сегодня вечером". Стиль диско, как условие музыки для дискотеки (заведения для танцующих) будет существовать долго. Я не удивлюсь, что тинэйджеры скоро будут выплясывать и под техногенную музыку. Но в диско, как музыкальном стиле есть и своё рациональное зерно. Но размышления на эту тему мы выпустим, потому что речь идёт о рок-музыке. Конец 70-х и первая половина 80-х годов. New-Wave (Новая волна). Если в
©Юрий Шихов


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

RaZzz2пивоSka | Якутск | Дата: 05.11.2005

Норма. А почему не до конца?

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2017
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru