начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




"Мумий Тролль"  | 1997 |  Читали: 6684 | Отзывы: 0


Автор приносит благодарность Алексею Котельникову и фирме JSA (www.jsa.ru) за помощь в подготовке материала. Весна. Организм измучен неравной борьбой с дурацкой русской зимой. И как тут для профилактики мартовской простуды не хлопнуть стопочку-другую водчонки? А время на дворе такое, что как хлопнешь, в голову, неровен час, полезет что-нибудь, скажем, из Шекспира. Мол, прогнило что-то в королевстве датском... ...на заднем плане которого продолжает звучать последний "Мумий Тролль" с привычно дразнящим воображение названием "ТочноРтутьАлоэ". Не хочется дразнить гусей, но как тут (скажем, по пьяни) не воскликнуть с горечью: и это - наша сегодняшняя группа номер один?! Лик лидера которой почли за честь запечатлеть на своих обложках едва ли не все существующие в природе журналы нашего многострадального государства?! Вот так, значит, выглядит нынешний творческий портрет кумира прелестнейших, самых продвинутых отроковиц отечества?! Разуем уши. Налицо: а) почти полное отсутствие ярких мелодических находок, б) почти столь же полное отсутствие широкого спектра тональностей (бесконечный ля-минор), в) одна-единственная, универсальная для всех песен затасканно-кошачья вокальная интонация, г) полные отъявленной "воды" вычурные сексуально-победоносные тексты с дозволенными лишь гению Лагутенко ударениями на безударных слогах (а ведь от Высоцкого до БГ всех бы тут корили за лень, халтуру, похотливость и преступную небрежность), д) уперто-хардроковая гитара с одним и тем же дубовым звуком 70-х, однообразно диссонирующая с одинаково-томным вокалом 80-х... В пространстве иссякающих, равнодушно-всеядных 90-х... Получите, дамы и господа, так называемый "первый альбом нового тысячелетия" - как известно, на самом деле пока еще не наступившего: ох уж эта двусмысленность миллениума! А если еще задуматься о том, что все это, за исключением последнего пункта (тут, бесспорно, налицо серьезная стилистическая революция), наблюдалось с первых же шагов ансамбля, почти без боя завоевавшего сердца крупнейших расейских рок-авторитетов - от Троицкого до Макаревича?! Откуда же взялся этот поистине мистический вирус повального легковерия и куриной слепоты, вот уже почти три года заставляющий практически всю российскую так называемую "музыкальную критику" (не говоря уж о народе) видеть в группе "Мумий Тролль" венец творения? За ответом на этот вроде бы неразрешимый вопрос попробуем обратиться в самое неожиданное место... Нет, вы не угадали: имеется ввиду Франция. Уроженец и подданный этой страны, культовый в среде всевозможных интеллектуалов философ Жан Бодрийар уже двадцать лет назад (опережая события в сфере масскультуры) в своей книге "О соблазне" судьбоносно заявил: в нынешний период постмодернистского перепроизводства экономика рыночного накопления уступает место экономике желания. И теперь на художественном рынке доминирует не подлинный шедевр искусства, а соблазняющая стратегия хитроумного артиста, его способность точно "попадать в нерв" жаждущей новых, свежих и острых ощущений толпы. Бескомпромиссная аутентичность склоняет голову перед инженерией хамелеонства. Андрей Битов и Владимир Маканин уступают авансцену русской литературы Виктору Пелевину так же, как Петр Мамонов и Дмитрий Ревякин устало освобождают лыжню рок-культуры для блистательного проезда Илюши Лагутенко. Гомер, Мильтон и Паниковский... Заметим: в вышеозначенном бодрийаровском понимании, наверное, один только Гребенщиков почти всю жизнь пытался гнаться за обоими зайцами - с переменным успехом. Но годы, увы, берут свое. Итак, на повестке дня - великая стратегия соблазнения России группой "Мумий Тролль". Вспомним: 1997 год. Как все начиналось? Было так: страна впервые увидела своих героев (точнее, одного героя - Илью) на телеэкранах, в клипах, снятых Михаилом Хлебородовым на песни с дебютного альбома "Морская": "Кот кота" и "Утекай". У имевшего место культурного шока были свои 3 источника & 3 составные части: 1) непривычная для сермяжной страны разнузданно-гибкая пластика солиста, 2) непривычно качественный и модный английский звук, 3) непривычно стильные (для русскоязычных песен по телевизору) томно-эротичные интонации и тексты. С точки зрения, так сказать, высокой культуры и искусства ни в чем тут не было ничего особенного. Тут можно вспомнить, соответственно: 1) того же Мамонова, рядом с гениальными телодвижениями которого Лагутенко в плане пластики - в лучшем случае цензура OMN, 2) что запись едва ли не кого угодно в лондонской студии в сопровождении местных сессионных профессионалов неизбежно заставляет вспомнить притчу о медведе с гармошкой, 3) что еще в предыдущем десятилетии тем же самым, но на куда более высоком художественном уровне занимался чуть ли ни весь английский new wave, а в России - например, "Оберманекен" и "Миссия: Антициклон", только по телевизору здесь все это тогда не показывали... А значит, как бы и не было этого ничего. И появилось сейчас (1997г.) впервые... "Мумий Тролль", как известно, реально зародился существенно раньше, на волне того же "нью-вэйва" 80-х - с его стильностью, томностью, ироничностью и эротичностью. И реально значил в ту пору куда меньше, чем те же "Оберманекен" и "Миссия: Антициклон" - работая в сходном жанре. В проекции, скажем на московскую рок-школу тех лет он оказался бы где-то посередине между полузабытыми ныне "Ответным чаем" и "НИИ Косметики". Но, возвращаясь к судьбоносному 1997 году, уточним: да, с точки зрения искусства ничего особенного "Мумий Тролль" не сделал и тогда. Зато в рамках российского музыкального шоу-бизнеса это, бесспорно, был прорыв, переворот, революция. В чем же заключалась его суть? Здесь нужно заметить: момент для прорыва был выбран безупречно. Посудите сами: ведь даже если понятие "лагутенковский гений", будучи произнесено вслух, автоматически спровоцирует любого цивилизованного человека на продолжительный вербальный цинизм, то вот уж что-что, а ПРОДЮСЕРСКИЙ ГЕНИЙ мозга всего предприятия Леонида Бурлакова, надо полагать, не может быть оспорен никакими скептиками. А продюсерский гений Леонида Бурлакова не мог не заметить, что в новорожденной постсоветской России к 1997 г. назрела вполне конкретная ситуация, о которой стоит поговорить поподробнее. Еще, к примеру, за три года до того пресловутый музыкальный шоу-бизнес как серьезная структура здесь однозначно не существовал, а именно: случайные ловцы удачи пытались голыми руками выудить оглушенных социальными взрывами сомов и щук отечественной рок"n"поп-музыки из оцепеневшего океана российской художественной жизни... Выложить их относительно конвертируемые трупы на бесстрастный рынок вселенских творческих инноваций... Наудачу подставить под лопнувшую от беспочвенного энтузиазма мошну воодушевленно пробегающего мимо олстосума бездонные карманы своих нашумевших широких штанин... Однако же, как справедливо пел Боб Дилан, "The Times They Are A-Changin"": все очень легко и быстро конкретизировалось. Лысый ницшеанец Кащей Бессмертный не зря тут "чуял русский дух": эдак с 1995 года расейский музыкальный шоу-бизнес внезапно поистине простерся над нашими бескрайними просторами. И в первую очередь, в лице FM-станций. 1995 год на этой ниве принес нам "Русское радио" - первую качественно звучащую радиостанцию, совершившую нечто невиданное: бросившую в элитный эфир, где до того заслуженно царили нормы западного, "иностранного" звука, песни на русском языке! В одночасье заголосили скептики. Мол, что такое "песни на русском языке": или блатняк, или нудятина пресловутого "русского рока". Заоблачными феноменами высококачественного русскоязычного радиоэфира тогда заслуженно считались Алена Свиридова и Леонид Агутин. Меломаны от FM закономерно предпочитали Massive Attack, Bjork и Pet Shop Boys. Возникший в том же 1995 году концептуально-модный журнал "ОМ" был вынужден (в ситуации отчаянного безрыбья) рассматривать в качестве своих ультрапередовых музыкальных героев таких, мягко говоря, художественно сомнительных персонажей, как Богдан Титомир или Лика Стар. Здесь-то и подсуетился гениальный Бурлаков. Уже на следующий год он, оценив ситуацию, поместил своего стильного "вневременного ньювэйвера" Лагутенко "на доводку" в соответствие современным аудиотребованиям в пресловутую Alaska Studios London. Порядком устаревший "нововолновый" вокал Илюши был там осовременен актуальным "бритпоповским саундом" а-ля Blur & Pulp, который счастливым образом и низвел известную элитарность new wave до демократических ушей трансевропейского простонародья. Впрочем, в видавшей виды Великобритании, которую долго еще будет тошнить от мяукающей голубятни ее вокального мэйнстрима 80-х, голос Лагутенко вряд ли смог бы оказаться востребован, во всяком случае, в ближайшее десятилетие. Зато у нас на родине, где местные "раннеперестроечные ньювэйверы" исстари мыкались позади стройных рядов героев отечественной рок-революции (в ситуации тотального отсутствия пресловутой инфраструктуры шоу-бизнеса), эта снайперская комбинация из незаезженного декаданса 80-х и ностальгической гитарной наивности 90-х в нужное время заслуженно угодила в заветное златоносное яблочко. Программные директора продвинутых FM-станций и редакция журнала "ОМ" плакали от счастья, простирали руки и преклоняли колена. Изголодавшийся народ быстро подтягивался... Клипы прокрутили. Музыкальному бизнесу России был задан новый стандарт. А набранным по сусекам в компанию к Лагутенко так называемым "музыкантам группы Мумий Тролль" оставалось только выходить на сцену и кланяться восхищенной публике. И когда бесконечно долго щелкавшие клювом "Оберманекен" и "Миссия: Антициклон" решили, наконец, тряхнуть стариной, выяснилось, что их знойная творческая ниша давно занята. И занята в настолько нахраписто-адаптированном виде, что их бережно восстановленная аутентичность показалась уже избалованным лагутенковской доступностью массам неоправданным, переусложненным анахронизмом. ...Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, ответим: да нет, на самом деле ни то, ни другое. Гораздо хуже. "Мумий Тролль" - это серьезно. Как Кэрин Маккой. "Мумий Тролль" - это диагноз. Диагноз состояния нашей музыкальной культуры. И пока этот диагноз будет оставаться на пьедестале, никакого движения в ней не будет.
©OVERGROUND MUSIC NEWSLETTER


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru