начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VARG MEDIA GROUP - VARG - Ex.1
2010
"VARG MEDIA GROUP" – «VARG - Ex.1»
подробнее
Descenery - Stillborn Monolith
2017
"Descenery" – «Stillborn Monolith»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3601
 Музыкантов 10430


  C днем рождения!
Павел Усов ("Повешенная Луна")

Cмаглиев Николай ("Нравы времени")

Кондрашев Александр(Карандаш) ("PROEKT 001")

Роман Семаль (Ромашка) ("Florofilъ")

  Последние сообщения в форумах
Best Custom Writing !!! # 3348176 [Leonardvar]
Best Custom Writing !!! # 8188479 [Jeraldeleme]
Best Custom Writing !!! # 7439791 [DanielGet]
Best Custom Writing !!! # 5980797 [Leonardvar]
Best Custom Writing !!! # 3879331 [Jeraldeleme]
Best Custom Writing !!! # 1695186 [DanielGet]
Best Custom Writing !!! # 2608135 [Leonardvar]




Статьи на Дальневосточной музыке




Архимандрит Арсений Как избавиться от пьянства  | 1998 |  Читали: 7336 | Отзывы: 0


Как избавиться от пьянства Существуют медицинские средства, объявляются врачи, отучивающие от пьянства, есть больницы для алкоголиков, делают какие-то прививки. Но самое сильное средство в борьбе с пьянством – это, конечно, нравственное воздержание. Надо страдающему винопитием духовно переродиться. Надо осознать свой недостаток, надо раскаяться в нём, надо пролить слезу сокрушения, надо припасть к стопам Господа, всё исцеляющего, как припала кровоточивая, надо сделаться религиозным, прилежным к храму Божию, надо всеми силами своего сердца ухватиться за Господа, надо Ему молиться, надо в корне изменить прежнюю мирскую жизнь, разгульную, на тихую, трудовую. Словом, надо духовно воспрянуть. Трудно нам самим, слабым и немощным, бороться с пороками, но припавшему к Господу готова и всесильная благодатная помощь. Возьми в руки святыню и пользуйся ею: пей святую воду, припадай почаще к мощам угодников Божиих, призывай их постоянно на помощь и особенно Вонифатия, целителя от сего недуга, положи себе за правило ежедневно читать Святое Евангелие, класть утром и вечером по нескольку поклонов, посещать в свободное время храм Божий, говеть, принимать Святые Тайны – и ты духовно возродишься, и у тебя сама собою отпадёт страсть к пьянству. Отчего же ты не хочешь заняться этим? Отчего ты не идёшь ко Господу за исцелением, а ищешь его в миру? И ты не найдёшь его, потому что там сильно действует враг рода человеческого, в ведении которого находится пьянство. Где же Господь, там враг отступает, а потому только в Господе ты найдёшь себе благодатную помощь в борьбе с пьянством. ПОРОК КУРЕНИЯ – ГРЕХОВНАЯ ПРИВЫЧКА Все мне позволительно, но не все на пользу; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. – Слова св. Апостола Павла в 1 посл. к Кор. 6, 12. Велико есть обычая мучительство, и толико, что в нужду естества устрояется, – говорит св. Иоанн Златоуст. В настоящее время злоупотребление табаком крайне распространилось в православном нашем отечестве. Курят все сословия; курят и в домах и на улицах; не стесняются уже курить и женщины и даже юные дети. Это считается теперь невинным удовольствием. Но верно ли это? Такая успешная и всеобщая распространенность этой привычки, какое-то страстное влечение к ней, замечаемое в наше время часто и в юных детях – это самое уже есть признак обычая греховнаго и вредного. Добродетельные навыки не прививаются так легко, не влекут к себе так всех и каждого, ибо прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его, свидетельствует слово Божие (Быт. 8,21). «В курении табака нет ни греха, ни добродетели», – говорят обыкновенно приверженцы его и остаются вполне уверенными в безвредности и безгрешности этого злоупотребления табаком. Но разве есть что-либо среднее между грехом и добродетелью? Между злом и добром? Это отрицается и нравственным законом, и собственным рассудком. Если в сем не видно ни пользы, ни добра, то это уже есть вещь бесполезная, бесцельная, праздная; а тратить праздно и без пользы данное нам краткое, дорогое время – разве не есть великое зло, крайний вред? Время есть главный капитал наш в земной жизни, – по учению житейской мудрости; время есть талант, врученный человеку для приобретения вечной жизни, – по учению слова Божия. Всякое слово праздное еже аще рекут человецы воздадят о нем слово в день судный (М. 12, 36), говорит нам Сын Божий, Искупитель наш и Судия. Не тягчайший ли ответ взыщется с каждого из нас за праздное дело? А курение не только занятие праздное, т. е. бесполезное, но вполне и очевидно вредное и греховное, разрушительно действующее на физический наш состав, притупляющее наши умственные способности, занятие прямо противоположное Закону Божию, учению Христову, как злоупотребление веществом; за каждую неумеренность христианин бичуется обличи-ем собственной совести. Как многие в нынешнее время свободно нарушают святые посты, установленные вселенскими соборами, и оправдывают свое прослушание св. Церкви тем, что пост вредит их здоровью, которое должно беречь, как дар Божий. Но, как видно, слова эти вовсе не происходят из опасения согрешить, а ими прикрывается чревоугодие. Относительно непомерного пристрастия к табаку подобное правило никогда никто из любителей его не применяет, хотя происходящее от этого зло слишком очевидно. Рассмотрим сперва кратко вред этой привычки для нашего тела. Растение это по своим свойствам принадлежит к тому же роду, как дурман и другие растения, сильно одуряющие; табак же сильнейшее из подобных растений по своей вредоносности. Ученые исследователи открыли в нем сильнейший яд, так называемый никотин, и многие опыты доказали ужасную силу этого яда. Во Франции многие злодеи пользовались никотином для мгновенного умерщвления своих жертв. Высушенный и приготовленный для курения табак теряет несколько свою силу, но и из обыкновенного курительного табака приготовленный раствор представляет такое едкое средство, что с пользою употребляется для уничтожения мозолей, бородавок и проч. При курении непременно осадок табачного дыма более или менее проникает во внутренность человека и образует на ней слой. Вследствие этого и появляются обыкновенно внутренние язвы, болезни внутри носа и горла; а часто курение причиняет хроническое головокружение и рвоту; также многими врачами доказано, что курение иссушает грудь, располагает к чахотке, ослабляет зрение. Страстные курители собственным опытом испытывают сказанный вред, хотя часто и не признают его, а другие и соглашаются с этим, и видят сами зло для себя от табака, но уже отстать не могут. Вредоносность табака всего яснее проявляется на рабочих табачных фабрик и даже на обитателях соседних с фабриками домов; как те, так и другие страдают постоянной тошнотой и головной болью. Но разъяснение вреда для телесного здоровья от этого злоупотребления не составляет нашей главной цели, поэтому мы ограничимся тем, что сейчас сказали об этом вреде, и рассмотрим дурную привычку курить – с нравственной стороны. Жалко бывает видеть, как иногда бедные люди, едва добывающие себе на дневное содержание, тратят эти свои трудовые, кровные гроши на табак, подвергая чрез это и себя и семейство свое ограничению и без того уже ограниченного о пропитания. Кстати упомянуть еще, что некоторые простодушно верят в мнимую питательность табаку на основании того, что табак действительно лишает аппетита своих усердных употребителей, – но в этом опять видна его крайняя злокачественность. Страждущие страстью к табаку лишь стараются уверить и других и самих себя, что они действуют не по слепому пристрастию, а в силу соображений и по необходимости; но ведь подобным же образом оправдывают себя и винопийцы и другие, имевшие несчастно подвергнуться какому-либо безнравственному навыку. Случается в наше время, что именующиеся христианами называют «излишнею тратою времени» посещение храма Божия; не находят для себя возможности помолиться Господу утром и вечером, по обычаю и обязанности истинных чад Церкви. При этом они красноречиво рассуждают о труде и о праздности, а сами тратят целые часы на бесцельное курение и наслаждение табаком, объясняя это одной привычкой. Приходится нередко слышать и такое убеждение, что это только одни старообрядцы считают табак грехом, а Православная Церковь будто бы не воспрещает его; а некоторые приводят как доказательство этого мнения, что некоторые даже священники курят. Такое рассуждение и доводы не имеют никакого основания. Св. Церковь наша действительно чужда такого слепого взгляда, чтобы каждое нововведение проклинать потому только, что это есть нововведение и что его не было во времена предков наших; также и никакое вообще вещество Церковь не проклинает и не запрещает к полезному и разумному употреблению. Но непомерное употребление и без всякой нужды – это есть уже услаждение веществом, что Церковь всегда воспрещала и воспрещает. Вспомните номоканон церковный, который повелевает так: кто испиет воды безмерно и от того изблюет, – таковый да отлучен будет от св. Причастия на 40 дней, и да полагает по 100 поклонов за содеянное невоздержание. Указание же на курящих священников совершенно ничего не доказывает, как случай частный и произвольный; между священниками также могут встретиться люди со слабостями и немощами человеческими: разве в этом можно видеть правило Церкви? – Если христианин осуждается, как сказано выше, и за невинное невоздержание относительно воды, то тем более в ответственности он и пред Церковию, и пред Господом за привычку греховную и пагубную к табаку, к пьянству, к картежничеству, к злоречию, к злобе, гордости, тщеславию, к скупости, к сребролюбию, к лености, к блуду Привычка или привязанность к какой-либо такой страсти составляет в человеке-христианине внутреннее, сердечное идолопоклонство. Чтобы избавить нас от этой душевной беды, слово Божие нас предостерегает и советует не иметь пристрастия к земным вещам,, ибо оно, усилившись в сердце нашем, может совершенно возобладать над нами и изгнать из нас любовь ко Господу и спасительный страх Божий. Не любите мира ни яже в мире: аще кто любит мир – несть любве Отчи в нем (1 Ин. 2, 15) – говорит нам возлюбленный Христов Ученик Иоанн Богослов. Беда для нас великая в том, что мы привыкли более внимать и верить своему ограниченному человеческому рассуждению, своим пристрастным взглядам, а не слову Божию. Господь же, вразумляя нас, говорит: Аз есмъ свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин. 8, 12). А св. Царь и Пророк Давид молится: Ты просветиши светильник мой, Господи! Боже мой, просветиши тьму мою (Пс. 17, 29). Святитель Христов Тихон Задонский так пишет в своих прекрасных творениях: «Христиане! Что сынам века сего зеркало, тое да будет нам Евангелие и непорочное житие Христово. Они посматривают в зеркало и исправляют тело свое и пороки на лице очищают. Сотворим и мы тако! Христос Сын Божий Себя и святое житие Свое во образ нам подал: образ вам дах; да якоже Аз сотворих вам и вы творите (Ин. 13, 15). – Предложим убо и мы пред душевными очами чистое сие зеркало и посмотрим в него: сообразно ли наше житие житию Христову? Посматривай часто в чистое непорочнаго жития Христова зеркало и пороки на душе твоей прилипшие покаянием и сокрушением сердца стирай, и сколько сил есть, Тому сообразуйся, да и тамо сообразен Ему будеши. А нынешним христианам не сообразуйся: у нынешних христиан житие есть по большой части противное Христу, а не сообразное. Cue да мудрствуется в вас еже во Христе Иисусе (Филин. 2, 5)». – (Из книги св. Тихона «Сокровище Духовное».) – Также дальше увещевает нас Святитель: «Мы не только чувство, но и разум имеем; можем рассудить: что добро и что зло, что полезно и что вредно. Мы имеем святое Божие слово: что убо люди делают, приложим тое к Св. Писанию, как к чистому зеркалу и посмотрим в тое, – сходно или противно тому делают люди. Пусть хотя весь свет делает тое, что Богу угодно и тебе душеполезно. Весь свет не заступит тебя пред судом Божиим; тамо не скажешь: вот-де тот и тот делал тое. Едино услышишь от Судии: ради чего ты не делал того, что Я приказал тебе? – Буди убо в мире, как Лот в Содоме, где все беззаконовали, но он им не подражал, а делал, что святой воле Божией угодно было. Аще убо воскресте со Христом: вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная (Колос. 3, 1-2)». – Несколько далее в той же книге Святитель Христов говорит: «Весьма прилежно внимай, душе моя, слову тому: Се удаляющий себе от Тебе, погибнут (Пс. 72, 27). Берегись удалиться Живота, да не в смерти будеши; берегись удалиться Света, да не во тьме пребудеши. Надобно тому мертвым быть, кто от живота удаляется, и во тьме быть, кто от света удаляется». Так убеждает нас внимать слову Божию наш российский светильник, новый чудотворец св. Тихон Задонский. Желающему спасти душу свою надобно о сем подумать и посоветоваться с Евангелием: оправдает ли оно наше злоупотребление веществом против любви Божией? Ибо христианин, внимающий своему спасению, если обратит свое внимание на изречение Господа Иисуса Христа: аще кто любит отца или матерь свою паче Мене, – несть Мене достоин – тот поймет ясно и отчетливо душевный вред от злоупотребления табаком. Если, по указанию слова Божия, душепагубно любить паче Бога даже и тех, кого велено нам любить, – то что сказано об услаждении веществом паче Бога? Ибо кто пленен какою-либо греховною привычкою, то та привычка делается для него богом, потому что он только ее и помнит и ею наслаждается, – Бог уже оставлен, Бог у него в стороне. В заповеди Божией велено нам любить Его всем сердцем, всем помышлением нашим, а имеющий какую-либо греховную привычку ею только и услаждается, ее только любит, об ней помнит и помышляет. Кто имел несчастие привыкнуть к блуду, или к пьянству, или к картежной игре, или к табаку, тот паче Бога о сем помнит, привычка та становится для него богом; такой человек делается рабом своей привычки или страсти, – она обладает им и мучит его. Таково именно и пристрастие к табаку: этот глупый навык не дает минуты покоя привыкшему к нему. В этом-то и состоит грех, что он более помнит о табаке, нежели о Боге; таковой приносит табаку жертву, как сердечному своему идолу, – а Бог забыт. Бывают случаи весьма горькие: некоторые не приобщаются св. Тайн Христовых потому только, что не хотят и на один день воздержаться от табака! Не идолопоклонство ли это? Поистине таковые, если не оставят своего добровольного заблуждения до смерти их, – не узрят Лица Божия и жизни вечной. Это можно ясно видеть из строгого и решительного определения Господня, изреченного во св. Евангелии: глаголю вам: ни един мужей тех званных вкусить Моея вечери! Это говорит Господь в Своей притче о званных на вечерю Царскую к отрекшимся от нее и презревшим приглашение царское (Лк.14,24). – Поистине это определение применяется вполне к тем оскорбителям Божиим, которые так мало или за ничто ставят для себя приобщение человека-грешника Пресвятых Тайн Тела и Крови Христовой. Какого дара таковой себя лишает! Какое преступное небрежение оказывает непостижимой любви Божией к падшему человечеству! О, если бы опомнился прежде конца такой презритель любви Христовой, каждому из нас являемой в сем спасительном, святейшем таинстве! «В чем застану, в том и сужду», – говорит Господь. А св. Апостол Павел, или лучше сказать – Дух Святой чрез Апостола, – свидетельствует следующее: отверглся кто закона Моисеева, – без милосердия умирает (наказывается смертию); – колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив (не почитает за святыню кровь Христову), ею же освятися, и Духа благодати укаривый? (Евр. 10, 28. 29). – Когда Христос Господь приходит в сердце наше Своими Пречистыми Тайнами Тела и Крови Его и дарует нам чрез сие прощение грехов и Свое сладчайшее благодатное единение с нами, – не оказывает ли Он тогда каждому из нас грешных еще большее снисхождение и уничижение Себя, нежели какое было Им оказано, когда Он благоволил ради спасения нашего родиться в скотском вертепе Вифлеемском и, Царь небесный, положился в яслях скотских? Но наше грехолюбивое сердце, преисполненное всякими страстями, мерзкими для святейших очей Его, много недостойное для принятия Его, чем ясли те и вертеп скотский. Удивлялись люди во времена земной жизни Господа крайнему Его снисхождению и милосердию, что Он входил в дома явных грешников, презираемых всеми. Он не презирал их, входил к ним и даже разделял с ними вечерю, ища обращения и спасения душ их; то же самое, или гораздо еще большее, снисхождение и милосердие оказывает и ныне Господь, когда посещает наше порочное, грехолюбивое сердце, худшее, чем те жилища грешников. Но те грешники так высоко ценили посещение Спасителя, что мгновенно изменялись из великих грешников в самых ревностных последователей Его; а мы даже отказываемся добровольно от сего высочайшего и блаженнейшего Его посещения, отказываемся именно ради пристрастия своего к вредной привычке!.. Убо пленени быша людие Мои, за еже не видити им Господа, говорил св. Пророк Исаия (Ис. 5, 13) от лица Божия о народе Еврейском, который в то время имел наружно веру истинную, но пленен был, т. е. увлекался многими обычаями языческими в своем образе жизни. Евреи, современные Пророку Исаии, холодны были к своей вере, к поучению себя в слове Божием; поэтому они предавались многим языческим порокам, иногда незаметно для самих себя; так обычаи беззаконные пленяли сердца их. Причиною этого душепагубного зла было именно оставление ими закона Господня, невнимание слову Божию. В нынешнее время также слишком охладело усердие к поучению в слове Божием, к чтению свящ. Писания; большинство нынешних христиан вовсе небрегнут о сем. А слово Божие есть для нас свет и жизнь; оно единственный источник познания истины и добра. От того, что мы оставили в стороне закон Господень в св. Писании, от того вовсе небрежем о молитве, и происходит то, что всякий обычай, совершенно противоположный учению Христову, так беспрепятственно пленять нас, порабощает наше сердце и ум – за еже не видити им Господа, как выражается св. Пророк. Приведем снова несколько строк из писаний св. Тихона Задонского – нашего российского Златоуста: «Слеп я, как и прочие, без благодати и просвещения Твоего, – говорит Святитель, – грех мой меня ослепил; сего ради благость Твоя, как о всех, так и о мне недостойном промыслила человеколюбно; к просвещению, как всех, так и мене, ниспослал Ты нам слово Твое святое чрез избранных рабов и служителей Твоих. Сие мне, как свеща во тьме сидящим, сияет и показует пользу и вред, добро и зло, добродетель и грех, истину и ложь, угодное Тебе и неугодное, веру и неверие; и тако прогоняет мою слепоту и просвя-щает разум мой: светильник ногам моими закон Твой и свет стезям моим (Пс. 118, 105). (Из книги: «Сокровище Духовное»). «От замедления во грехе каком-либо делается пристрастие ко греху. Страстолюбие есть внутреннее и душевное идолослужение: ибо работающее страстям почитают их внутренним сердца покорением, как идолов. Тако угождающим и работающим чреву чрево Бог есть (Фил. 3, 19); лихоимцу лихоимание его есть идолослужение (Кол. 3, 5); то и других страстях разуметь должно. Всяк творяй грех (сознательно): раб есть греха (Ин. 8, 34). – Им же кто побежден бывает, сему и работень есть (2 Петр. 2, 19). Грехолюбивому бо человеку грех, которому работает, – есть как идол; сердце его грехолюбивое есть как капище мерзкое, в котором мерзкому сему истукану жертву приносит: грех бо в сердце имеется. Вместо тельцов, баранов и прочих животных волю свою и охотнейшее послушание в жертву приносит; и тако сколько раз соизволяет на грех, к которому пристрастился, столько раз сердцем отрекается Христа; и сколько раз самым делом исполняет грех, столько идолу тому жертву приносит. Как же мерзко и бедственно есть пристрастие греховное! Подобно сему и св. Иоанн Златоуст в беседе 6 на поел. к Римл.: различии суть идолослужения образы: иный мамону (богатство) почитает за Господа, чрево за бога, иный другую какую страсть вселютейшую. Не пожираешь им волов, якоже Еллины, но много хуждше: свою закалаеши душу». (Из книги «Об Истинном Христианстве»). Внимающему своему спасению и желающему восстать из такого горестного состояния предлагаем и просим принять следующий совет, предлагаемый во имя взаимной нашей Христианской любви о Господе: прекратить, при Божией помощи, свою душевредную привычку к табаку; решиться на это сейчас же – пока благодать Божия касается сердца и побуждает его к спасительному восстанию. Хотя и велика сила привычки, так что иногда кажется делом невозможным преодолеть ее, но это неверно: если человек возымеет искреннее желание и решимость и будет просить помощи Божией, то скоро победит ее. В доказательство приведем здесь рассказ одного священника: «Один из многих прихожан моих, пишет священник, – Т. К. весьма сильно пьянствовал и постоянно курил. При такой жизни, будучи еще человеком семейным, он дошел до крайней бедности и нищеты, хотя он человек весьма способный ко всему, даже трудолюбивый и хорошо грамотный. Вследствие этого, я всегда старался действовать на него убеждением. Однажды на все мои увещания так высказал предо мною вышеупомянутый К: «Батюшка, поверьте, мне самому совестно и больно, что не исполняю ваших добрых для меня советов, мне даже уже совестно встречаться и смотреть вам в глаза. Но при всех моих слабостях я постараюсь последовать доброму совету вашему, при помощи Божией надеюсь отстать от водки, от курения же никак не могу. Я человек больной удушием. В моей прежней службе при конном заводе мне несколько раз лошади разбивали грудь, теперь я от этого всегда кашляю; курение же при этой болезни служит для меня большим облегчением; утром в особенности, у меня только тогда и отделяются все накопившееся в груди мокроты, и мне делается очень легко, когда я покурю. При том же мне и доктора советовали непременно курить». Несмотря на такие суждения его и советы докторов, я все-таки уговаривал его бросить водку и табак. Впрочем, думал я про себя, дал бы Бог чтобы ты отказался по крайней мере от пьянства. Что же оказывается? Чрез довольно непродолжительное время, я слышу, а потом и убеждаюсь, что Т. К. совершенно отказался от водки. Проходит месяц, другой, наконец и год. По обычаю посещая всех пред праздником Светлого Христова Воскресения с молитвой и Св. Крестом, я заметил, что все в его доме, как у порядочного хозяина, было все необходимое, все в порядке. Смотря на все это и припоминая его прежнее нищенское положение, я не мог не заявить о сем как ему самому, так равно и всей его семье. При этом я решил напомнить также Т. К., что за ним теперь остается еще один большой недостаток, один явный грех; но он, уже поняв мою мысль, отвечал: «Батюшка, чистосердечно благодарю вас за ваше пастырское увещание, за ваш благой совет. Я за помощью Божией давно уже бросил и курить». – «А ты же меня прежде заверял, что невозможно отстать от курения; что ты курением только и поддерживал свою слабую грудь?» – «Ах, батюшка, верю теперь вам вполне, все это наше одно только заблуждение, обман да великий наш грех и искушение дьявольское. В этом я сам уже убедился; теперь уже меня никто не разуверит». Как же ты, – спросил я, – чувствуешь себя, по крайней мере, теперь, при воздержании от курения? – «Я не могу, батюшка, выразить даже всей моей радости и вместе благодарности вам за это. Теперь я, как вы и говорили мне прежде, не только чувствую себя лучше, с тех пор, как только бросил (хотя при очень усиленном моем старании) курить, но от этого у меня теперь исправилась грудь, нет у меня никакого кашля, ни малейшего удушья, которое прежде, при гибельном курении, так страшно беспокоили меня и мучили всегда. О, Боже мой, теперь я, поверите ли, батюшка, будто бы совершенно переродился и душою и телом при всесильной помощи Божией и пастырском старании вашем». В настоящее время этот прихожанин мой сделался одним из лучших, усердно является на все богослужения в св. храм Божий, тогда как прежде его здесь никогда не было. Подобных случаев было, впрочем, немало в моем приходе; семь лет тому назад очень мало было в приходе таких, которые бы не курили, а теперь, при помощи Божией, все почти считают за грех и бесчестие для себя курить». (Брошюрка «О вреде табака» свящ. Алексия Бычковского. Одесса. 1880 г.). Не было бы грехом употребление табака, как лекарства, но нет никаких верных доказательств его лечебных свойств, кроме свидетельства приверженцев табака, а их слова приняты быть не могут, как пристрастные. Да затем, начав его употребление по искреннему желанию себе пользы, весьма легко пристраститься к нему и употреблять уже без меры, вовсе не ради пользы, а по греховному пристрастию, нетерпимому в христианстве. В заключение всего нами сказанного необходимо воспомянуть непреложное слово Господа: Без Мене поможете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Всякое наше тщание и самое усильное старание без помощи Божией, без Его благодатного нам содействия будет вполне тщетно и бесплодно. Поэтому во главе наших стараний и усилий над собою, над исправлением себя, должно быть воззвание ко Господу, обращение усильное, от глубины души к Его всемогущей помощи и силе, со смиренным сознанием своей немощи, своего духовного бессилия. В нашем молитвенном общении с Господом заключается вся сила наша, весь успех наш. Якоже розга (ветвь), не может плода сотворити о себе (сама собою), аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Иже пребудет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног (Ин. 15, 4. 5), говорит нам Сам Господь. Слишком слабы силы наши духовные для преодоления какого-либо вкоренившегося в нас злого навыка: слишком непрочно и изменчиво в нас даже самое желание или стремление к добру. Это доказывается непрестанно опытами жизни нашей. Если и употребляется в нынешнем свете выражение «сила воли», то выражение это чуждо духа евангельского и учения св. Церкви. Нелепость и ложность этого светского выражения известны всякому знакомому с св. Евангелием и примерами евангельскими. Разве лгал св. Апостол Петр Господу на тайной вечери, когда с такою горячностью, с такою решимостью свидетельствовал: с Тобою и в темницу, и на смерть готов идти? Разве это не высказано было со всею искренностью, от глубины любящего и преданного сердца? Но однако же чрез несколько часов как горько пришлось оплакивать сему Апостолу трикратную измену такому горячему и глубокому своему чувству преданности к Возлюбленному Божественному Учителю!... Поэтому пусть, кто хочет, надеется на свою «силу воли», – а мы ее не признаем; для нас одна надежда на силу Божию – Христа (1 Кор. 1, 24.). – К Нему воззовем со св. Церковью: Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог, Ты мое радование. (Ирмос 8 гласа). Обратимся еще раз к богомудрым наставлениям св. Тихона Задонского: «Всякое наше тщание и подвиг, как о добре, так и противу греха, не силен есть без помощи Божией: понеже мы весьма растленны и немощны. Почему и сказано нам от Спасителя нашего: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15,5). Сего ради от Него просить и искать должно нам всего добра и крепости и силы противу греха». – «Что лодка на реке: тое человек в житии. Видим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а противу реки или вверх никак плыть не может, но когда надобно ей идти вверх реки, нужны гребцы сильные, или парус, со способным ветром подвигающий ее. Тако имеется и человек: по плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей, яко растленный, сам собою и удобно и легко живет, как судно вниз реки само собою плывет. Но противу злой своей воли жить и тую побеждать и воле Божией покорять, противу страстей стоять и подвизаться, и тыя распинать и умерщвлять, и тако благочестно и по-христиански жить – нам самим так неудобно и невозможно, как судну самому без гребцов и парусов противу быстрины речной плыть. Надобно убо неотменно вышеестественной силе нам помогать и нас, яко судно противу реки, подвигать и противу стремления страстей возбуждать. Все сие действует благодать Божия, живущая в человеке; с нею все может человек, – без нее ничего не может. На всякое убо время, час и минуту требуем Божией благодати. Божия благодать есть живот душ наших. Без благодати Божией душа жива быть не может» Сего ради поведено нам молиться – просить, искать, толкать». (Из книги «Сокровище Духовное»). – Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам: всяк-бо просяй приемлет (Мф.7, 7), глаголет Господь. – Но чтобы так усильно и искренно просить избавления себе от беды душевной, от пагубных навыков и пристрастий, необходимо их усмотреть в себе, рассудить и увидеть весь вред их и всю тяжесть греха от последования им. Тогда только будет искреннее желание и молитва и собственное тщание есть необходимое условие Божией помощи. Господь помогает только тем, которые всеусильно ищут Его помощи, но и сами не поддаются страстям своим. Худо самонадеяние, и безрассудно, и бесполезно; но и излишне надеяться на помощь Господа при своем добровольном умедлении в грехе и сознательной уступке греховным навыкам – это оскорбляет Господа. Кто попробует слезу мака - плачет всю жизнь Конец, конец всему... О, какие муки я испытываю! Огонь добела раскалил мои внутренности. Все реки, озёра, моря, океаны не могли бы затушить этот огонь. Фарер К. «В чаду опиума». Диавол пытается подражать Богу, во всём поступая наоборот. И самый величайший Божий дар – рай, будущее блаженство и общение с Богом, которому нет ничего подобного в мире (2 Кор. 12, 4), он также старается подделать. Хотя рай демонский только по названию «рай», и этот «рай» и своё «блаженство» диавол может дать только здесь, потому что там будет для его почитателей не рай уже, а ад. Люди, обольщённые им во все времена, пытались искусственно вернуть себе утерянное блаженство и создать райскую жизнь здесь, на земле: в искусстве, музыке, в материальном благополучии и прочем. Этот же утерянный рай современные искатели пытаются найти и на кончике иглы. С помощью наркотика молодые люди, разочаровавшиеся в жизни и пытающиеся уйти, по их выражению, от «бытовухи», от реальности, попадают в «царство», состоящее из «розового тумана». Любители дискотек знают, что на них без «стимуляторов» дело не обходится. Рейв и техномузыка требуют интенсивного движения, только успевай следить за сменой диджеем мелодий. Среди наркотиков в дискотечных кругах сегодня весьма популярен «экстази» – таблетки или так называемая «энергетическая» вода. Продаётся почти легально. Одна таблетка даёт заряд энергии, движения и настроения на всю ночь и более. «Ну что вы, какой же это наркотик! Это эликсир свободы и наслаждения для маменьких сынков и дочек, – считают эксперты по ночной жизни, – и не надо, не надо нас морочить, не надо нас запугивать!». Но судите сами. «Экстази» – сочетание героина, кокаина и голлюценогена LSD, пропорцию определяет производитель. Наркотик – LSD или «кислота», как её называют, тоже в большом почёте, правда, в отличие от «экстази», он ведёт к неконтролируемости собственных действий и галлюцинациям. Нередко среди любителей «кислотного рая» отмечалось жгучее желание вышагнуть из окна. И некоторые вышагивали... Но, наверное, самые отчаянные из юных наркоманов – «винтовые». Так называют тех, кто употребляет «винт», – это, действительно, страшная штука, опаснее всяких там «экстази» и LSD. Привыкание с первого раза. «Винт» (первитин, «ширка») – кустарно изготовленный препарат из группы амфетаминов. И вот варево из солутана, бензина и прочих гадостей пускают в вену. И не зря «винт» называют психостимулятором. «Винтовые» способны по несколько суток обходиться без отдыха, пищи и сна, на что их организм отвечает невосполнимыми потерями. «Когда мой сын вернулся домой после очередного «запоя», он был ужасно истощён. Он, прежде достаточно худой, потерял, наверное, половину веса», – говорит несчастная мама «винтового». «Мы сделали из этого религию! – Рассказывает черноволосая девушка, довольно раскованная и общительная, что называется «без комплексов», – при нас постоянно собирались наши ученики, «апостолы», как мы их называли. Правда, среди тех, кто начинал вместе со мной, сегодня уже не осталось никого в живых. У нас наркотик имел имя, мы называли его «apple» («винт» имеет запах свежих яблок), чтобы никто не догадался. Мистически это было то самое «яблоко познания», которое Ева предложила Адаму в райском саду». Не нужно говорить об ужасных последствиях этой болезни (наркомании) для психического, нравственного и физического состояния человека. Достаточно вспомнить о том, что испытывает наркоман во время «ломки» (или «синдрома абстиненции»). В той или иной мере это представить можно, но до конца почувствовать то, что происходит в этот момент с наркоманом невозможно. «Боль нечеловеческая. Будто внутрь забралась целая шайка садистов, одни кости сплющивают, другие суставы выворачивают, гвозди повсюду забивают, кишки разрывают на части, и ты, словно сходишь с ума. Кости, суставы как бы разламываются, растекаются, разрываются. Если бы с ломки начинали, не было бы ни одного наркомана. Это конец всему», – говорят наркоманы. Ко всему этому присоединяются ещё и кошмары. Никто, кроме курильщиков опиума и прочих наркотиков, не знает, что такое кошмар. От жуткого страха, нападающего на наркоманов, некоторые на глазах седеют. Поролоном ножки у стульев обёртывают, чтоб, если сдвинешь, от звука с ума не сойти. Сегодня вся окружающая жизнь, общество, цивилизация словно побуждают нас попробовать наркотик. И как легко этому подчиниться! Но нужно помнить, что сесть на иглу проще простого, а вот слезть – почти невозможно. Сейчас молодёжь с раннего детства уже познаёт многие тяжкие грехи. От этого она испытывает тяжёлое внутреннее состояние от камнем давящих нераскаянных грехов. Вместо того, чтоб прийти в Святую Церковь и в Таинстве Покаяния найти облегчение, исцеление, освобождение от этой тяжести, от внутреннего «дискомфорта», они ищут средства полегче. Пытаются укрыться от томящих, скребущих сердце угрызений совести, найти какой-то иллюзорный, фантастический мир, где нет ни забот, ни скорбей. Сладость этого «запретного плода» состоит ещё и в возможности проявить себя, бросить вызов обществу, побороть собственные слабость, робость и комплексы. Господь Бог дал нам свободу выбирать добро и зло, горькую правду или сладкую ложь, реальность или иллюзию. Он дал заповедь – нести каждому свой крест, нести на себе тяжёлое бремя реальности. Но не каждый выдерживает под этой ношей. И многие пытаются убежать от реальности, в том числе и с помощью наркотиков. «На, забери Свой крест! Вот я – и мне не нужен Твой крест, мне не нужна Твоя жизнь; мне не надо рая когда-то, я хочу его здесь и сейчас. Это мой выбор, и он уже сделан». Человек бросает вызов Богу. Наркоман продаёт душу свою, вечность – за «воздушный дворец», за «розовый туман». Он хочет быть в стороне, забыться глубоким сном, не видеть, не слышать происходящего. Такой человек подобен жалкой мухе, опутанной липкой паутиной, – и паук уже бежит к своей добыче, чтоб высосать её внутренности. Как бы и не жив че-ловек, и не мёртв – тело ещё живое, а душа уже «по ту сторону мира», частью уже среди бесов в аду. Как можно решительнее надо приступать к врачеванию этой болезни! Чем скорее очнётся человек от этого дурмана, чем скорее стряхнёт с себя этот гипноз, колдовское очарование –тем удобнее сможет обратиться к Истине, к Господу своему. Вадим КОРЖЕВСКИЙ. Тобольская Духовная Семинария. О сквернословах Употребляющие срамные слова так к ним привыкли, что не считают это и за грех. Да и другие мало обращают на это внимания и не прилагают никакого старания к исправлению их злоречия. Между тем, Спаситель говорит: "Исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека (Мф. 15, 18). Итак, внимай, любитель гнилого слова, что означает твоя любовь к нему: – мерзость, нечистоту твоего сердца. В самом деле, может ли быть чистым сердце того, у кого язык и уста говорят о таких делах нечистоты, о которых и говорить стыдно, и подумать грешно? Может ли снизойти благословение Божие на душу того, в сердце которого гнездятся самые нечистые мысли и желания?.. Может ли быть услышан Богом человек, произносящий свою молитву языком, мерзостным от бранных слов? "Произносящий скверные слова, – говорил один церковный учитель, – не достоин входить в храм Божий и прикасаться к святыне; о таковом человеке Ангел Хранитель плачет, диавол же радуется; на такового Бог посылает различные напасти и несчастия". Но не одного себя убивает сквернослов. Его слова слышат другие и нередко случается, что скверна, изрыгнутая нечистыми устами, войдёт в слух и сердце невинное... Какая страшная ответственность за такой страшный грех и соблазн ложится на виновных в этом! Спаситель сказал: "Кто соблазнит одного из малых сих,.. тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6). ТЕЛЕВИЗИОННАЯ АНТРОПОФАГИЯ За последнее время духовно-нравственное состояние человечества резко изменилось к худшему. Кто и что влияет на это изменение? Во всем мире сего дня царит демократия, основанная на принципах так называемых «свободы, равенства и братства», а человеческий прогресс движется благодаря «свободному уму и науке». Однако, вместо декларируемых свобод, основанием современного человечества стали рабство, бесправие и ненависть. Весь мир в своем дьявольском прельщении пришел к глобальной катастрофе. Причиной такого кризиса является оскудение в человечестве веры в Бога, хотя причину эту в гордыне своей современный человек не понимает и не осознает. Вследствие этого, заведенная машина мирового разрушения все больше набирает свой ход. В этом гибельном состоянии находится и наш православный народ, положение которого в духовном и материальном плане еще более усугубляется тем, что, как хранителя истинной веры, выполняющего сегодня в мире миссию «удерживающего» (Фес.2:6) имеющего прийти в мир антихриста, мировые тайные организации стремятся поработить духовно и материально, а в последствии -уничтожить совсем. Для спасения в условиях страшной современности нам необходимо знать средства духовного закабаления человека, чтобы мы смогли, с помощью Божией, противостоять им и тем самым избежать гибельных сетей. Главным орудием духовного порабощения человеческих душ в наше апокалиптическое время является телевидение. Все духовные потребности общества удовлетворяются в основном при помощи телевизора. Из телепередач люди черпают различную информацию, получают «развлечение» и увеселение. Можно сказать, что вся «духовная жизнь» большей части нашего общества протекает у телевизионного экрана. Нет, наверное, такой семьи, куда бы ни проник этот психический людоед, удовлетворяя низменные потребности людей, независимо от возраста, пола, социального положения, мировоззрения и духовного состояния. Рассмотрим такие основные факторы телевизионного воздействия на человеческую душу как внушение и гипноз. Жизнь и устроение человека определяется его сознанием. Однако, с помощью внушения можно изменить сознание человека, и, вследствие этого, побудить его на определенные действия. По Бехтереву, «внушение есть не что иное, как вторжение в сознание или прививание к нему посторонней идеи: прививание, происходящее без участия воли и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного даже с его стороны сознания». То есть, иными словами, в результате внушения, в человека беспрепятственно входят идеи и принципы, по которым человек начинает действовать. Полное внушение достигается при помощи гипноза. Слово «гипноз» греческого происхождения, и означает «сон». Во время гипноза у человека тормозятся до полного отключения участки мозга, которые в процессе работы препятствуют бесконтрольному поступлению информации в подсознание. Итак, по достижении гипнотического состояния, сознание, как контролер, не работает. Это обеспечивает полноту внушения. Разумеется, гипноз, как возможное средство насилия воли и сознания человека, запрещается Православной Церковью. Вот что говорили о гипнозе отечественные подвижники благочестия, Оптинские старцы: Схиархимандрит Варсонофий: «Гипноз-злая, нехристианская сила». Иеромонах Нектарий: «Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются. И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу». Протоиерей Григорий Дьяченко: «В древности, в средние века, в прошлом столетии гипнотизмом пользовались маги и колдуны». Иеромонах Серафим (Роуз) обличил гипноз, «исцеления», совершаемые при его посредстве. В изданной Свято-Троицким Собором Александро-Невской Лавры книге «Покаяние» гипноз называется видом «колдовства и чародейства», приравнивается к черной магии, а обращение к гипнологам строжайше запрещается православным христианам. Человек, смотрящий телевизор, также подвергается гипнотическому воздействию. Как это происходит? Усталый человек после работы пришел домой. Поужинав, он решил немного отдохнуть и посмотреть телевизор. Расположившись в мягком кресле, устало следит за происходящим на экране. Тело, утомленное и измотанное, начинает расслабляться. Расслабление - первое требование для наступления гипнотического состояния. Тишина, темнота, убыстряют погружение в гипнотический сон, являются желанными спутниками отдыха после шумной, беспорядочной и мрачной улицы. Цветной, светящийся и неподвижный экран, к которому приковано внимание человека - психологически располагающее условие наступления гипнотического сна. Слух человека от телевизора воспринимает звуковые сигналы, которые не дают ему уснуть, с каждым разом привлекают к телепередаче свое внимание. Это самое важное требование для возникновения гипнотического состояния. Сознание постепенно отключается, потому что делать ничего не нужно, некуда спешить, и даже ни о чем думать не обязательно. Отдых - вот главная цель: отдохнуть, чтобы набраться сил для завтрашнего дня. Через 10-15 минут человек уже находится в гипнотическом сне. Через слух и зрение происходит внушение идей и задач дальнейшей жизнедеятельности. Этот метод гипнотического воздействия с помощью телевидения давно уже используется медициной. Например, руководитель лаборатории гипнологии и психопрофилактики В. Райков повествует следующее: «Хочу рассказать о своем телевизионном сеансе психотерапии, где я попробовал использовать все возможности телевидения: максимально подключались зрительное (живописное), слуховое (музыкальное) и словесное воздействие. То есть в мою задачу входило совместить как можно больше различных форм сенсорного («чувствующий» - лат.) влияния психотерапевта с широким спектром сенсорного восприятия телезрителей. Для этой цели применялись лучшие образцы классической музыки в хорошем исполнении, демонстрировались специальные видеосюжеты, живописно расположенные цветовые пятна. Направленно проводилось словесное внушение облегченного типа, периодически крупным планом показывались лицо, выражение глаз. Содержание словесной программы было связано с внушением хорошего самочувствия и настроения, но главный упор делался на развитие творческих способностей, на «принятие внутрь» ощущения особой гармонии в сочетании музыки и живописи. Элементы собственно вербальной («словесный, устный» - лат.), суггестии («внушение» - лат) оставались минимальными и завуалированными. Практически не требовалось специально ни вводить, ни выводить из этого состояния. Не было нужды и заострять внимание на сеансе, как таковом. Телезритель ощущал сеанс как некий поток приятной завораживающей гармонии, которая как бы проникала внутрь, мобилизовала психическое начало и активизировала состояние творчества... Полученные результаты оказались неожиданными. Вот анализ 126 телефонных звонков: у 70 человек наблюдалось улучшение состояния здоровья, у 32 человек повысилась работоспособность. Психотерапевтический эффект этих сеансов связан как бы с выходом на новый уровень управляемости психикой». На этом же сообщении разберем более конкретно определенные моменты и факторы усиленного гипнотизирования человека. В зависимости от физического состояния, психика человека находится в возбужденном или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система. В наше время человек отдает много сил работе за мизерную зарплату, переполненный городской транспорт изнуряет его, поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время, как сидя перед телевизором, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости. Недостаточное, некачественное питание способствует обострению чувств. Из-за нехватки денежных средств, люди стали уменьшать свой рацион питания, чтобы хоть как-то выжить в современных условиях. Таким образом, полуголодный человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения. Одним из множества следствий прогресса цивилизации является загнанность людей в бетонные коробки и лишение общения как естественной потребности души. Взаимная ненависть усугубила это положение. И огромное желание общения притягивает человека к своему домашнему другу-вампиру. Человек, слушая и смотря его, «раскрывает» ему свою душу, а тот внушает ему в состоянии гипноза определенные мысли и идеи. Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей. Анонимность человека, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.). Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами. Среди всеобщего отчаяния, зла и безумства многие ищут психологической защиты и утешения, однако, не получая помощи от людей, прибегают к телевизору. Через него находят общение и «утешение» в скорбях. Это подтверждается большой популярностью многосерийных телесериалов-мелодрам «Богатые тоже плачут», «Дикая Роза», «Санта Барбара» и т.п. Герои этих «мыльных телеопер» встречают своих обиженных и оскорбленных телезрителей, вводят в свои бесконечные любовные драмы и, утешая себя в этих «трагедиях», утешают заодно и многочисленную объятую скорбью аудиторию. В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других - политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие. В стране сегодня много алкоголиков и наркоманом. Причина ясна: алкоголь и еще больше наркотики обладают свойством расслабления, эйфории и успокоения. Большинство людей от внешней и внутренней неустроенности прибегают к этому средству «утешения». От частого употребления происходит привычка, а потом -болезненное влечение. В результате этого нервная система начинает разрушаться, а вместе с ней деградирует и личность, проявляя ярко выраженные грубость, злобность; насилие или вялость, апатию, безумный смех и полное духовное расслабление. В медицине для лечения этого заболевания широко применяют гипноз. Личность в этом состоянии наиболее поддается внушению и гипнозу со стороны телевизора. В медицинской практике применения гипноза существует такое явление: от частых сеансов психика привыкает к нему и с каждым разом становится все более и более восприимчивой. То есть, чем чаще человек смотрит телевизор, тем больше поддается внушению. Таковы основные факторы усиления телегипноза. Они сопряжены с внутренним состоянием личности. Теперь перейдем к анализу специальных телевизионных методов введения человека в состояние гипноза. 1.Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран, используются следующие эффекты: а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и душа человека; б) такое же замечание следует отнести и к звуковым эффектам; в) новизна и необычность также привлекает к экрану человека, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение; г) врач-психотерапевт В. Файвишевский отмечал, что показ крупным планом лица человека является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением (что мы и замечаем в повседневном человеческом общении), и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране. 2. Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека кратковременно останавливают на одной точке, картинке, неподвижном объекте. Например, часы перед программой «Время», различные фотографии с пейзажами, показываемые между передачами, неподвижный человек - комментатор, диктор или ведущий передачи. 3. В медицинской практике гипнотизирования применяют эффекты быстрой вспышки, громкого звука, после которых резкое возбуждение нервной системы быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать в различных рекламных и программных заставках, а также в теле- и кинофильмах. 4. Прерывание фильмов на самом трагическом месте побуждает телезрителей с нетерпением ждать следующей серии, что делает человека заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения. 5. Видео-компьютерные спецэффекты влекут к себе непросвещенного обывателя своей фантастической гармонией образов и звуков. Они мгновенно вторгаются в психику с целью внушения или изменения психических процессов. 6. В 70-х годах в советском обществе проводился следующий эксперимент: некоторой группе из 6 человек был показан телефильм. После просмотра было организовано обсуждение, на котором все участники просмотра высказали общую идею, которая не совпадала с идеей фильма. Оказалось, что между кадрами этого фильма были вмонтированы другие (о высказанной идее) кадры, столь редко, что не улавливались зрителями, но откладывались в их сознании. Это изобретение применялось монополиями на американском телевидении с целью увеличения спроса на их продукцию. Не исключено, что это воздействие над сознанием масс происходило и происходит у нас. 7. Ещё в начале этого века ученый В. М. Бехтерев открыл определенный набор сигналов и мелодий, которые открывают вход в подсознание человека. По радио играет мелодия, человек, не задумываясь слушает ее, а она, проникая в мозг, отключает определенные центры сознания. Далее следует сообщение, которое независимо от человека хорошо откладывается в его памяти. А после - снова мелодия, которая уже закрывает вход в подсознание нежелательной внешней информации. После этого открытия у нас в стране проводились эксперименты с помощью радио и результаты вполне удовлетворили экспериментаторов. Телевизор в наше время заменил собой радио. И, без сомнения, открытие Бехтерева еще больше находит применение благодаря техническим возможностям. Различные музыкальные вступления передач и кинофильмов вводят человека в то или иное состояние. 8. Несомненная роль в телевизионном внушения принадлежит тщательному планированию передач. Наша душа не может постоянно быть напряженной или заторможенной, обязательно в ближайшем времени происходит изменение состояния. Так и передачи, следующие одна за другой, не могут быть одинаковыми по идее и настроению. Обязательно одна будет серьезная, а затем - легкая и веселая. Всегда, например, перед самой важной в государственном плане программой «Время» показывается детская, легкая передача «Спокойной ночи, малыши». Подобных примеров можно привести множество. 9. Телевизионная съемка и последующий искусный монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду. Как происходит с передачами об Америке: в годы застоя она была империей зла и насилия, а сейчас - это империя счастья и материального благополучия. Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. По мнению доктора психологических наук В. И. Лебедева, именно они оказываются самой уязвимой для гипнотического воздействия группой, ввиду незащищенности психики самосознанием. Если раньше воспитанием личности занимались родители или ближние родственники, то сейчас, по причине большой занятости, взял на себя эти функции телевизор. Он, в отличие от родителей, никогда не отстраняется от них, удовлетворяет их духовные потребности и наставляет их в жизни. Хотелось бы отметить, что дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны. Итак, рассмотрев некоторые факторы внутреннего душевного состояния, которые благоприятствуют внушению человека, а также специальные методы усиленного гипнотического воздействия на психику, мы делаем вывод словами психотерапевта А. М. Кашпировского, что «благодаря телевизионному воспроизведению, внушаемость с экрана многократно увеличивается». Теперь рассмотрим процесс внушения, который характеризуется словесным воздействием на человека. В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, которая характеризуется ощущением покоя, расслаблением мышц, сохранением связи с окружающими и способностью противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокий, для которого характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению. Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность поддерживать связь телевизора с человеком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном сообщении. Это звуковое сообщение, как правило, не прерывает гипнотического состояния и воздействует на психику зрителя в соответствии с его содержанием. Характер словесного внушения зависит от психического состояния, особенностей личности и цели, которую утверждают внушением. Зная силу телевизионного внушения, он также говорит и о методе внушения масс: «Создавая определенные установки, мы ориентируем общество на какие-то моральные поступки». «Телевнушение - средство манипулирования общественным сознанием - отмечает кандидат медицинских наук К. Савенко и продолжает - Оно еще и средство телеманипулирования общественным мнением». Достаточно вспомнить как отреагировала миллионная аудитория на кончину телелюбимца В. Листьева. Страна погрузилась в глубокий траур, который можно сравнить лишь со скорбью по поводу ухода из жизни престарелого генсека в недавние времена. С помощью телевидения огромные массы населения и отдельные личности можно заставить совершать определенные действия. Но вернемся к установке. «У людей, - говорит Кашпировский, - она срабатывала безотказно. Главное - все поверили в силу воздействия телеэкрана. Поверили, и теперь этим нужно пользоваться». Плодами использования телевнушения является сознательное разложение и порабощение личности и общества во всем мире. Сидящий перед экраном человек приводится, как мы уже выяснили, в гипнотическое состояние, следовательно, -пишет психолог А. Мори, - он «находится во власти того, кто производит впечатление на его чувства или воображение. Экспериментаторы утверждают, что можно не только напомнить ему некоторые мысли, но и навести его на те, какие имеешь сам, и насиловать таким образом его волю. Чувства в этом состоянии делаются до такой степени пассивными или впечатлительными, разум до такой степени утрачивает реактивную силу, что достаточно сообщить внушаемому мысль или вызвать в нем ощущение, ее порождающее, чтобы он воспринял ее, не замечая, что она пришла к нему извне; он смотрит на нее как на свою собственную, он верит во все, что говорят ему, он ощущает все, что ему напоминают». Вспомнив один из факторов усиления внушения - гипервнушаемость от частых гипнотических сеансов, а также приняв в расчет то, что люди смотрят телевизор каждый день, и, следовательно, то, что они подвергаются ежедневному телевизионному внушению, можно прийти к важному заключению, высказанному руководителем лаборатории творческого анализа В. Райковым: «С нарастанием внушаемости у пациента происходят качественный скачок в его восприимчивости. Даже обычное внушение, проведенное в это время гипнологом (а в нашем случае - телевизором), дает сильнодействующий эффект». Итак, мы выяснили силу и методы телевизионного внушения, с помощью которого производится манипулирование как отдельным человеком, так и обществом в целом. Конечно, этими знаниями обладают вдохновляемые дьяволом мировые организации, готовящие воцарение антихриста. Но может возникнуть возражение, что есть такие личности, которые не поддаются телегипнозу. Согласен, что именно телевизионному внушению из-за различного строения и состояния душ подвергаются в основном слабосильные, слабовольные и мягкие сердцем. Это отмечал В. М. Бехтерев в своих исследованиях, однако «невольное внушение при естественном общении одного субъекта с другим происходит незаметно для лица, на которое оно действует, а потому обыкновенно и не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Оно действует медленно, но достаточно верно, т.е., делая вывод из слов Бехтерева, любой человек с сильной волей, умом и психикой бессознательно подвергается внушению через ту массу людей, которая поддалась воздействию телегипноза. В итоге мы видим, что вся масса народа слепо подвергается внушению. Сеансы психотерапии Кашпировского проводились по официальному первому телевизионному каналу с определенной целью, которую ясно выразил кандидат медицинских наук Ю. Савенко: «Вызываемый эффект-индикатор уровня иррациональности общества, а точнее сказать, мистичности общественного сознания, что отражает меру его кризиса... Категорически хотел бы подчеркнуть, что телесеансы не имеют отношения к психотерапии. Это - один из примеров массового внушения». Важной и отличительной чертой массового внушения является то, что оно проводится, по словам Кашпировского, «многопланово, многонаправленно, и универсально, способно осуществлять внутренний контроль над большими массами населения» Перефразируя Б. Райкова, мы узнаем, что по своим возможностям и задачам телевидение призвано по-новому организовать психические функции личности и ввести целое общество в состояние нового видения мира. Различают следующие виды такого массового внушения: 1.Успокаивающее воздействие, направленное на успокоение, ослабление болезненных ощущений или смягчение эмоциональной реакции на болезнь, с целью успокоения общества телевидением умышленно скрывается статистика самоубийств, абортов, криминальных преступлений; смягчается катастрофическое состояние экономики, экологии и духовной нравственности народа. 2. Коррегируюшее воздействие, призванное выработать определенное отношение к кризисам общества и ослабить негативную значимость причин кризиса. Слепая беспорядочная масса, под влиянием этого вида внушения, движется в том направлении, которое ей даст тщательно продуманная и заранее сформулированная установка. В этой связи особенную тревогу вызывает распад некогда могущественного государства и создание на этой почве взаимной вражды между двумя православными братскими народами России и Украины. Всякая нежелательная информация, основная идея которой не совпадает с официальной информационной доктриной (идеи православия, патриотизма, разумные решения в плане государства и экономики) обязательно изглаживается, вытравливается последующим показом фильмов и передач с отвлекающим или явно противоположным содержанием. 3. Стимулирующее воздействие, имеющее целью мобилизовать компенсаторные механизмы и повышение социальной активности больного общества. Упомянуть, для примера, можно телевизионное насаждение нового для нас принципа жизни общества - демократии. Для доказательства мнимой важности их воплощения в жизнь ведется показ видеорепортажей о плодах демократии в западных странах, особенно в США. И масса, под воздействием их воплощает эту мировую, «благоприятную» идею в жизни. Достоевский сказал о сущности демократии: «Провозгласили «свобода». Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все, что угодно в пределах закона. Когда можно делать все, что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают все, что угодно». Несомненную достоверность сказанного доказывает современная действительность, ибо с нашим обобранным народом, опираясь на принципы западной демократии, хозяева мира сего делают «что угодно». Всего лишь 15 минут в неделю, т.е. 1/400 часть эфирного времени уделяется для выступления от имени Православной Церкви на Российском телевидении. После этого идет передача для детей «Марафон», которая по своей красоте, страсти и фантастическому ощущению компьютерных роликов сразу стирает из памяти телезрителя все ранее сказанное. Нередко информационные программы передают о распространении фашизма, и сразу же добавляют, что корни его следует искать в Православии и патриотизме. Обыватель начинает отрицательно относиться к Православию, которое ничего общего с фашизмом не имеет. Все эти виды внушения проводятся со строгим учетом и контролем над психическим состоянием больного общества. Истинное знание состояния общества позволяет подвергать его планомерным и систематическим внушениям, не вызывая в нем болезненных, нежелательных уклонений от цели внушения. Важно заметить, что чем более общество или личность находится в состоянии истерии, гнева, отупения и подавленности, тем более в их сферу проникают чуждые идеи и задачи. По душевному устроению людей можно разделить на две категории: «К первой категории, - пишет психолог И. П. Назарьев, - принадлежат люди, которые критически относятся к господствующим верованиям и убеждениям, и непоколебимо сохраняют силу своего ума и характера, а люди второй категории, подобные слабым и беспомощным детям, слепо усваивают господствующие мнения и предрассудки, всецело подчиняются авторитетным представителям общих односторонних воззрений и верований, и представляют собой полуобразованную и невежественную толпу. Слабосильная и слабовольная толпа склонна к лености и праздности и привязана к «хлебу и зрелищам». Авторитетные ее руководители, переживающие ее настроение, развивают и идеализируют ее излюбленные мысли, склонности и привязанности, возбуждают ее страсти и доводят ее до фанатизма и полного умственного и нравственного ослепления. Возбужденная своими руководителями толпа, безрассудная и фанатичная, совершает возмутительные насилия и преступления, и своими жестами, словами и действиями нередко увлекает за собой даже благоразумных и чистых людей». «Управляемая масса -отмечает социолог М. Вылцан, - отличается от беспорядочной толпы людей тем, что обладает единством идеи и настроения, воли и поведения Когда в толпе присутствуют все эти четыре компонента она становится массой - великой и страшной силой». Во время всеобщего воодушевления толпы «поведение индивида, - отмечал французский социолог-психолог Г. Лебон, - радикально меняется, им овладевает ощущение непреодолимой силы, утрачивается чувство ответственности». Далее, следуя положениям этого ученого, в психологическом состоянии масс «бывают такие всплески страстей и эмоций, общего воодушевления, которые мобилизуют волю и поведение людей». Имея представления о влиянии телевидения на поведение массы и отдельных личностей, мы можем раскрыть для себя средства духовного закабаления общества. Во-первых, таковым средством является пропаганда лжи. Из книги «В плену у телеспрута» журналиста-международника Р. Стрельникова мы узнаем о известном профессоре и специалисте по обработке общественного мнения М. Чукасе. Он утверждал: «Пропаганда - это контролируемое распространение, сознательно искаженных представлений, чтобы побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп» Он, «как и гитлеровский министр пропаганды Геббельс, предлагал повторять ложь до тех пор, пока она, наконец, не останется в сознании людей». О пропаганде лжи и о ее влиянии на отдельные личности журналист Р. Баландин пишет: «Для одурманивания, духовного закабаления человека, формирования его установок и системы оценок вполне достаточно обычного искажения информации, поднесения ее с определенным подтекстом». О последствии усиленной ложной пропаганды социолог М. Выплан замечал, что «неадекватное отражение в сознании толпы объективной реальности может привести к массовым психозам, парализующим волю и поведение людей, либо, наоборот, толкающим их на бессмысленные действия». И в этом плане цель и задачи телевидения, как утверждал М. Чукас, таковы: создание «человека, совершенно лишенного способности разобра
©


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2017
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru