начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Basil D Nissen Общие принципы записи живой музыки.  | 2003 |  Читали: 10315 | Отзывы: 4


Общие принципы записи живой музыки.
(опыт физики и мистики, попытка систематизации элементарных вещей, о которых почему-то часто забывают или пренебрегают)
Для начала надо конечно оговорить, что подразумевается под словом – живая. По большому счёту живая, это та, которая играется живьём. Когда имеется живой коллектив способный реально, совокупно исполнять музыкальные произведения. Неважно, играют они ритм-энд-блюз или это камерный секстет. Это является технически самой сложной задачей. Как в аспектах физики так и в аспектах мистики. Так же важной частью этой дефиниции является фактор живого звучания в плане акустики. По-моему глубокому убеждению настоящий живой звук можно получить только из микрофона, исключительно. Что бы там не говорили производители всякого рода эмуляторов и имитаторов. Всё остальное будет соотноситься между собой, как соотноситься тигр настоящий и тигр нарисованный. Было время когда я наслаждался звуком эффектов своего любимого Lexicon-а пока я не попробовал поработать в студии с акустикой. Самые знаменитые алгоритмы не шли ни в какое сравнение с естественной реверберацией снятой обыкновенной стереопарой. Остальные, отдельные моменты записи живых инструментов можно рассматривать как частный случай и выбирать из предложенного то что покажется приемлемым. Многие скажут – это удел богатеньких музыкантов и студий. На что я скажу нет! Принимая ввиду всё нижесказанное, приличного эффекта можно достичь и в условиях недорогих project студий, и даже дома.
Почему физики и мистики? Любая жизнь покоится на фундаменте физической (телесной) природы и метафизических (мистических) процессах. Игнорирование одного из двух аспектов приводит к смерти, идеал лежит посередине. Это всё вполне относиться и к живой музыке.
Физика.
Физически этот процесс, записи живой музыки, можно разложить на два принципиальных аспекта.
1 – акустический
2 – электрический.
Акустически надо всегда помнить 3 момента.
1 момент – это то, что звук всегда имеет источник. Сам инструмент, в случае акустических инструментов, или комбик (стэк). Поэтому надо всегда уделять внимание этому. Неплохой звук можно выжать и из недорогих инструментов и комбиков если знать их узкие места. Как сказано в заголовке – будем рассматривать общие моменты, пускаться в тонкости можно бесконечно. Слабые датчики поможет разогнать дополнительный преамп, довольно средний комбик обретает новую жизнь после установки хорошего динамика. Над барабанами стоит потрудиться подбирая именно тот пластик, который на них зазвучит. То есть насколько изначально доброкачественной будет фактура источника, настолько творческим будет остальной процесс.
2 момент. Звук, как физическое явление всегда существует в каком то объёме или пространстве. В наших условиях это замкнутый объём студийного помещения. Что бы понять, насколько важны акустические свойства этого объёма, позволю себе сравнить источник звука со струной акустической гитары, а помещение с её "банкой". Если вы просто прислушаетесь к звуку своего голоса в разных помещениях, то заметите, что в разных помещениях он звучит по-разному. И дело не только в разной реверберации. Каждое помещение обладает собственной АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой) зависящей от объёма, конфигурации и отделки помещения. Самый главный враг в этом случае, это резонансы (стоячие волны) они возникают между параллельными поверхностями и усугубляются твёрдыми монолитными материалами этих плоскостей. Поэтому такие поверхности лучше всего глушить или устраивать соответствующие частотам стоячих волн ловушки. Глушить лучше всего одну из поверхностей, дабы не лишиться реверберации совсем. Так как она всё-таки нужна. Без "банки" акустически гитара звучать не будет. Потом очень важно, где располагать источник. Это может стать темой целого творческого исследования. Из собственного опыта могу посоветовать располагать комбики возле короткой стены периметра, но не вплотную, на расстоянии 1-2 метра на подставке от полуметра до метра. Это может быть стул, стол или специально изготовленная вещь. Остальное пространство таким образом будет удобно использовать для манёвров с микрофонами. Акустических исполнителей лучше всего посадить симметрично с микрофонами относительно центра. Барабанную установку лучше располагать посередине. Так как плавающими полами может похвастаться далеко не каждый, её надо будет каким то образом развязать от пола. Обычно я использую пол листа ДСП положенный на обыкновенные ватные матрасы (можно плотный поролон из борцовских матов), списанные из бывшего пионерлагеря (как вариант – общежития). Немного неустойчиво, но таким образом, мы избавляемся от ненужного нам большого барабана, которым становиться само помещение.
И 3 момент – это выбор и установка микрофона. Здесь я сделаю заявлении под которым подпишется большая часть звукорежиссёров старой тонмейстерской школы. Я утверждаю, что любой коллектив (звучащий с правильным естественным балансом) и отдельный исполнитель может быть записан одной стереопарой, при корректности акустического пространства. Но как показывает практика исполнение этих условий – правильного естественного баланса и корректности акустики достичь сложно. Реально это выполнимо, как правило, с полностью акустическими составами при правильном их позиционировании или в дорогих "правильных" студиях. Реально приходиться комбинировать 2 позиции. Контактную (микрофон возле источника) и оверхедовую (overhead – выше головы (англ.), то есть снимающую звучание помещения) и потом достигать необходимого баланса и звучания при сведении. Если есть возможность overhead лучше писать отдельно, это даст возможность для манёвра. Но если изначально известно, каким должен быть звук то можно и сэкономить дорожки. Так же необходимо поискать оптимальное расстояние между этими двумя микрофонными позициями, дабы микрофоны корректно смешивались на пульте. Проще говоря, подвигать overhead. Интересные результаты дают эксперименты с MS конфигурацией микрофонов.
В студии необходимо пользоваться конденсаторными микрофонами. Только они дают наиболее правильную форму звука. Если просто нет денег, то можно воспользоваться продукцией отечественного производителя. Так, например микрофоны Октава из Тулы, несмотря на уникальность каждого микрофона в отдельности (стандартизация всегда была проблемой в нашем отечестве) и невыстроенность АЧХ под конкретные задачи, радуют звуком настоящих конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой при цене от 100 до 150 условных единиц. С ударной установкой здесь немного сложнее ввиду традиционности подхода. Но последние эксперименты говорят о наилучшем использовании для бас барабана конденсаторных микрофонов пограничного типа, для остальных барабанов многие фирмы наладили выпуск электретных "прищепок", для тарелок можно оставить традиционные overhead.
Итак запомним эту акустическую цепочку: источник – помещение – микрофон.
Электрический тракт нам диктует носитель записи. В первую очередь его динамические характеристики. Ни один носитель не способен запечатлеть звук в оригинальном динамическом диапазоне, да это и не нужно. Так как потом будут большие проблемы при воспроизведении. Обязательными компонентами в тракте являются микрофонный преамп (предусилитель) и компрессор. Для цифровой записи лучше использовать ламповое оборудование. Так как ламповые искажения позволят замаскировать пустоту цифрового звука. В случае с аналоговой записью лучше пользоваться транзисторной техникой. Для записи инструментов лучше использовать компрессоры с регулировкой временных параметров. Это позволит добиться необходимой формы звука. Для записи вокала и overhead лучше пользоваться автоматическими компрессорами. Самое главное здесь не переборщить, а просто аккуратно запихнуть динамику сигнала в динамику носителя. Так как перекомпрессированный звук отличается завидной безжизненностью. Ручки эквалайзеров и эксайтеров лучше крутить при сведении. Очень важным является корректная коммутация и минимальная маршрутизация всего тракта. Нахождение в нём любого прибора должно быть оправдано соответствующей задачей.
Заключить обзор физики хочется одним советом. Наилучшим пособием здесь может стать школьный учебник физики. Того объёма знаний, который он даёт вполне достаточно для понимания описанных процессов. И если и заниматься углублением то лучше углубляться в ВУЗовскую литературу соответствующих специальностей, а не увлекаться советами бывалых. Как, например эта статья.
Теперь можно поговорить и о
мистике,
что в переводе с греческого – о таинственном.
Настоящая живая музыка всегда таит в себе душу. И главная задача при записи, эту душу запечатлеть и донести до слушателя. На мой взгляд, это гораздо важнее, чем достичь технического совершенства и эту душу убить. Для этого я пытаюсь придерживаться следующих правил:
Материал должен быть хоть немного наигран коллективом. То есть записи должен предшествовать, хоть небольшой, репетиционный процесс. Хорошо провести одну – две репетиции непосредственно в студии.
Работа над материалом начинается с многоканальной записи полностью всего коллектива при условиях максимально приближенных к живым. И только потом начинается работа над отдельными трэками. Соответственно при первой сессии максимальное внимание уделяется записи барабанов. Так как их сложнее всего переписывать.
Очень важно что бы музыканты могли и имели возможность сконцентрироваться на работе. Так в студии не должны находиться посторонние, даже если это близкие родственники, это отвлекает. На время работы лучше оставить развлечения и отдых проводить за хорошей книгой, на природе и избегать шумных компаний. Естественно не может быть и речи, о каких либо допингах, как накануне, так и во время. Работа в студии требует чистой головы.
Очень важна атмосфера доброжелательности и взаимного уважения. Как со стороны звукорежиссёра к музыкантам так и наоборот. Надо помнить, что всё в мире несовершенно и уметь максимально использовать то что есть а не вздыхать о том чего нет. Одно из самого важного, это понять предел своих возможностей и не тратить время на бессмысленные попытки перепрыгнуть через голову. Изматывая себя и всех окружающих.
И самое главное надо любить своё занятие и ту конкретную музыку, которая записывается сейчас. Или хотя бы попробовать это сделать.
Всём творческих успехов.
16.07.2003 1:09
Basil D Nissen
©Дальневосточная музыка


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

basil | nerungri | Дата: 16.07.2003

AKG C547BL-T - бочка
AKG C418 - 4 шт. малый и томы
AKG C430 - 3 шт. оверхеды и хет


Местный | Ха | Дата: 16.07.2003

А прищепки AKG и конденсаторные микрофоны - какие модели?
Гложут меня чего-то сомнения, что прищепка на бас-томе нормально снимет низ.


basil | nerungri | Дата: 16.07.2003

Адрессовано тому кому это интересно.
В основном тому кто пытается что то записывать и собирает те шишки которые когда то собрал я.
А вообще написано, что бы много раз не писать одно и то же отвечая на письма :))
Да барабаны я пишу без динамических микрофонов. На бочке у меня PZM, остальное прищепками AKG, ну и оверхеды и хет само собой конденсаторные.


Местный | Ха | Дата: 16.07.2003

Basil, все классно написано, только вот кому ты это адресовал? :)

Кстати, ты барабасы пишешь вообще без динамических микрофонов?

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru