|
|
|
|
|
Музыкальных проектов |
3605 |
|
Музыкантов |
10435 |
|
|
|
|
|
|
|
Статьи на Дальневосточной музыке
|
|
Елена Глебова Агзу из страны Удэге и ансамбль Кункай | 2003 |
Читали: 5940 | Отзывы: 0
Селение Агзу затерялось в сплетении густой тайги и стремительных водопадов в долине реки Самарга. Это Тернейский район – самый северный и самый восточный в Приморье, протянувшийся между таежным хребтом Сихотэ-Алиня и побережьем Японского моря. В Агзу сегодня, как, впрочем, и в прошлые столетия, живут лесные люди – удэгейцы. Самаргинские удэгейцы.
Еще в начале прошлого века В.К. Арсеньев посвятил этому народу многие свои исследования, в которых подробно описывал их быт, общественный строй, размышлял о причинах вымирания. Удивительно, но строки, написанные почти сто лет назад, вполне отвечают сегодняшнему дню. "Раньше они жили лучше. Природа снабжала их всем в изобилии, и они совершенно не знали денег. Теперь же потребности к жизни увеличились, а тайга стала давать все меньше. Расход не стал уравновешиваться с приходом, а тут еще появились скупщики пушнины со спиртом и со всякими дорогими товарами. Усваивая только внешнюю сторону цивилизации, занесенной к ним русскими и китайцами, удэхейцы не успевали за ними в борьбе за существование и начали все больше и больше отставать от пришельцев…"
Конечно, многое сегодня изменилось в жизни "лесных людей", и это абсолютно естественно. И все же
нечто важное, что трудно объяснить словами, сохранилось. Природа живая и не терпит высокомерия. Даже к сухой веточке, упавшей на тропу. Прежде чем сорвать цветок, попроси разрешения у хозяина тайги, а иначе потом обязательно испытаешь боль и унижение, которое нанес уничтоженному растению. Эта народная мудрость хранится в памяти старшего поколения самаргинских удэгейцев, эту же мудрость, но уже в современной расшифровке, постигает молодежь на школьных занятиях. Причем не только духовный и экологический кодекс удэгейцев, но и язык. Удаленность от цивилизации, своего рода законсервированность, помогли избежать селению Агзу разрушения. До сих пор связь между большим миром и арсеньевской "страной Удэхе" осуществляется с помощью метеостанции, а добраться сюда можно лишь вертолетом. По воздуху доставляют горючее, медикаменты, продукты питания. А в остальном все, как и в прошлом: кормят река и тайга.
Но это не значит, что Агзу выпало из современного контекста. Здесь создана общественная организация "Родовая кочевая община "Агзу", которая, к слову, получила грант Всемирного фонда дикой природы (WWF) на развитие экотуризма в бассейне реки Самарга. При грамотном подходе и финансовой поддержке постепенно здесь вполне может развиться туристический бизнес, который позволит аборигенам зарабатывать достойные деньги.
Агзу не Агзу без ансамбля "Кункай", которому вот уже два десятка лет. Он также звучен и неповторим, как традиционный музыкальный инструмент удэгейцев – кункай. Ансамбль известен не только на Дальнем Востоке, но и в Москве, на его счету участие во многих фольклорных фестивалях народов Севера.
Люди Агзу скромные, искренние и радушные. И судьба каждого из них как бусина драгоценного ожерелья. Татьяна Компаневна Камандига, интересная рассказчица, настоящий кладезь для этнографов и исследователей. А ее старенькая печь – кормилица для местной школы. Татьяна Компаневна печет в ней хлеб. Ольга Даниловна Лобода, педагог, преподаватель удэгейского языка. Татьяна Ивановна Двойнова, мастерица, солистка ансамбля "Кункай". Она в совершенстве владеет игрой на древнем кункае, импровизирует, исполняет баллады, былины, сказки. Анатолий Иванович Камандига тоже талантливый импровизатор, исполнитель шаманских обрядовых камланий. Но он еще и музыкальные инструменты мастерит для ансамбля, выделывает рыбью кожу, из которой его жена Анжелика шьет обувь для участников "Кункая".
В нынешнем году в жизни Агзу произошло заметное событие. Здесь побывали участники экспедиции, организованной Приморским государственным объединенным музеем имени В. К. Арсеньева. А ее итогом стала этнографическая выставка "Узоры севера Приморья" во Владивостоке. Впрочем, событие вышло за рамки обычной выставки, так как в столицу Приморья приехали мастера и исполнители из сел Красный Яр и Агзу. Во Владивостоке прошли концерты, творческие встречи, уникальные мастер- классы по традиционному удэгейскому шитью и вышивке, художественной обработке дерева и бересты, по обработке кожи рыб и животных. Понятно, что такой проект затратен, одна лишь дорога от Агзу и Красного Яра до Владивостока чего стоит. И во многом он состоялся благодаря поддержке главы администрации Тернейского района В. А. Усольцева. По словам Елены Сушко, старшего научного сотрудника музея и куратора проекта, впервые за много лет встретились самаргинские и бикинские удэгейцы, и это стало настоящим праздником. ©www.dfo.ru
|
|
|
|
|
|
Страница: (1 из 0) |
|
|