начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Лена Зайцева Дилетант writes или ХИП-ХОП-ТРИП-ТОП-ТЕХНО-ТРАНСО-ХАРД-ЭНД-СОФТ  | 2003 |  Читали: 5190 | Отзывы: 6


...В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. - Н. Рерих

На тридцатом году жизни, полная грусти, задумалась я, отчего не разбираюсь в направлениях (что приравнивают завсегда к полной неврубайке в музыку). О чём с тобой, тётка Алёна, гутарить, когда ты хауса от мауса не отличаешь, кора от хора. Отстой. Караул!..
Караул- то караул, но... много в этом каркульном помещении углов. Ажно пять (как минимум). Come to me!
Подразделять музыку на хорошую и плохую - хитро, конечно, хитро. Прямо-таки хитромудро. Но вопросы остаются. ЧТО считать хорошим? То, что лично мне нравиться?.. Какие-то критерии ввести придётся-таки. (Подозреваю, их ввели до меня, но насчёт новья – Рерих предупредил.)

УГОЛ ПЕРВЫЙ. Мелодия.
Вспоминаю свои дебаты с товарищем, заявившим, что "Гражданка" - это немелодично. Чуть со стула, помнится, не упала. "Почему?!" – спрашиваю. "Грохочут, орут. Какая уж тут мелодичность?" Пришлось полдня размышлять – вплоть до определения. МЕЛОДИЧНОСТЬ – СТЕПЕНЬ УДАЧНОСТИ МЕЛОДИИ. Мелодия - порядок нот (и пауз). Набирается на клавишах, поётся голосом и, в идеале, хорошо запоминается. К способу исполнения отношения – не имеет. (Посему мелодичнее "Гражданки" – трудно что-нибудь придумать. Как бы они не шумели.) "Хитовая" мелодия* – циклична, причём, циклична примитивно (циклы короткие, чётко выделяемые и их, как правило, два - куплет-припев), мелодия "классическая" – более сложная штука, может быть вообще не зацикленной, не замкнутой – лестничный порядок. И, конечно, неподготовленному уху эти лестницы преодолевать тяжело (вплоть до невозможного). Вот мне, например, бОльшая часть классики – просто недоступна, не могу уловить мелодию. Точно зная, что она есть, и хорошая. (Обидно, досадно...)
У ХОРОШЕЙ мелодии есть пара-тройка непреходящих свойств, придавая которые можно получать хорошие мелодии прям-таки километрами. (Ещё Пахмутова заметила.) Однако, "настоящему" композитору эта игра на уровне "знаю, как" неинтересна, а "ненастоящий" о них (свойствах) просто не догадывается...

УГОЛ ВТОРОЙ. Сыгранность. Целостность.
Лично мне неуютно, когда я вижу, КАК устроена композиция. Это уже расчленённое существо - вот печень, а вот лёгкое. Вот здесь начинаются флейты, а здесь заканчиваются барабаны. Если они вовремя начинаются и вовремя заканчиваются, это происходит как само собой разумеющееся. И вряд ли будет выделено как отдельный, пусть даже и интересный, факт. Вопрос ли это техники, вопрос ли аранжировки – чёртик его знает. (Подозреваю, будь я барабанщиком или флейтистом – непременно, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ заметила бы, что когда и что за чем. Но не будем забывать, ЧЬИ записки.)

УГОЛ ТРЕТИЙ. Композиция.
Антон Палыч таки не зря насчёт сестры таланта... Многие, ох многие "музыки" смотрелись-слушались бы куда лучше, приятней, легче, будь они покомпактней. А эта компактность достигается, прежде всего, правильной, "оптимальной" устроенностью – композицией т. е. Как-то в "Премьере" играла молодая группа. (Наверное, неплохо играла.) Пошла я покурила. В соседний бар сходила. Погуляла. Прихожу – они ещё играют. Причём, народ "сдал", что ВСЁ ТУ ЖЕ "композишен". Вот это я понимаю. Раскатало их. Как катком колобочка. Да будь эта вещь трижды гениальной – кто её пятнадцать минут выдержит?! Будь она точно организована ("Где нет точности выражения - нет поэзии" – Бонвиль. А я добавлю – нет и музыки) – да не верю я, что тянулась бы она так резиново! Не знаю, чего в музучилищах говорят, но, по идее, композиция – это же знать, ЧТО КОГДА сказать-сыграть. А когда не знаешь, бубнишь долго, долго, долго, долго, долго... И монотонно.

УГОЛ ЧЕТВЁРТЫЙ. Синтез.
Это когда есть текст. Тупоумным текстом можно всё, что хошь, попортить. По большому счёту, всё это мглой покрыто, как они взаимодействуют – музыкальные и текстовые звуки. Но должна происходить какая-то реакция. Почему-то на эту "ми" именно это "и" нужно, и именно здесь и сейчас. А почему – это вопрос наверх (да-да, я тоже атеистка; но не в ЭТОМ случае).

УГОЛ ПЯТЫЙ. Новизна.
А вот тут всё сложно. Новизна – это НЕПОХОЖЕСТЬ? Похожа ли муха на варенье? А ведь мы всегда о ней вспоминаем: №1 – муха, №2 – варенье. Ассоциация. Вот и под похожестью почему-то обычно имеют ввиду ассоциативную связь. Поёт с хрипотцой? Под Высоцкого! Узбечка? Под Земфиру! Мне однажды сказали, что я под Агузарову кошу (???; стрижка-гидроперит?)... (Нарочно привожу самые примитивные (но реальные!) ассоциации; о сложных – додумаете?..)
Поскольку мелодической новизны быть не может** (всякая мелодия – нова), вся новизна уходит в исполнение. Вот тут наверное и раздолье всяческим "хаусам". Но – заметьте – только на ЭТОМ "углу"! Считать его ОСНОВНЫМ... Если только для себя. Решить раз и навсегда и сидеть там. Наказанным... Пятиугольник не простит. (Сердитая, блин, фигурка. Чуть что – и вот тебе фига!..)

Нет мелодии? Нет музыки.
Нет сыгранности? Весьма печально.
Хреново скомпоновали? Увы-увы.
ГДЕ вы это текст взяли? Больше туда не ходИте.

И ВОТ ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ МОЖНО ГОВОРИТЬ О НОВИЗНЕ И НАПРАВЛЕНИЯХ...
Даже с тётей Алёной, деревянной по пояс. Чес-слово, можно попробовать...


* Название условно. "Хитовых" мелодий полнО у классиков, а "лестничные", "классические" есть... да практически где угодно можно встретить.
** "...мелодической новизны быть не может..." Но не в масштабах истории, конечно. Подозреваю, что мелодическая новизна – одна из ступеней развития музыки (но это по самому большому счёту, – речь, пожалуй, о столетиях).
©Дальневосточная музыка


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

Женя Чернова | Владивосток | Дата: 17.09.2003

Статья понравилась. Очень. Я много нового узнала. Хотя нового и не существует, как оказалось :О)
Спасибо Вам, тётя Алёна.


Лена Зайцева | Владивосток | Дата: 17.09.2003

Спасибо всем огромное.

kiril, sam durak.

Zamza! Ай!!!!!!!

Саныч, где-то так. Я, кстати, вовсе не напрочь против направленческих делений. Просто считаю, что во главу угла их ставить ненадобно. И усердствовать - тоже.

Виктор! Говоря о том, что мелодия не может быть новой, я имела в виду лишь "неновость" её "устройства". И тут же оговариваюсь, что всякая мелодия нова, поскольку в рамках этого "устройства" до бесконечности можно творить новое. Перекидывая, перетасовывая, затушёвывая и пр. пр. пр.


Виктор | вл | Дата: 16.09.2003

А мне статья понравилась! Взвешенно, разумно. Я сам во многом разделяю изложенный подход. Хотя есть маленькие возражения. Ну, во-первых, мелодизм сейчас всё-таки далеко не в каждом стиле имеет значение. Существует значительный пласт музыки, где вообще трудно понять, что называть мелодией – и это свойственно не только новым авангардным стилям, но и, например, значительной части саундреков к фильмам – это музыка, задача которой в том, чтобы создать атмосферу. Хотя, опять же, я не знаю строгого определения мелодии. Скажем, можно ли считать мелодией последовательность нот, которые имеют средние длительности порядка характерного времени смены аккорда? Наверное, смотря какую :) С другой стороны, совершенно не согласен с тем, что мелодия не может быть новой – напротив, новизна мелодии и есть тот критерий, по которому обычно проводят различие между новым произведением и обработкой старого (хотя это тоже дань устоявшейся традиции). Новых мелодий множество! Вопрос лишь, в какой степени они новые. Если в мелодии существует последовательность из пяти нот, которые по высоте и длительности точно повторяют что-то, что у кого-то уже было, а остальные ноты разные, то новая это мелодия или нет? Насколько я слышал, в практике защиты авторских прав критерием заимствования считается совпадение восьми нот. Но это тоже настолько спорная вещь… В любом случае, как мне кажется, чем сильнее мелодия отличается от всего ранее существовавшего (при этом оставаясь благозвучной), тем лучше… Кстати, критерий новизны мелодий для меня в значительно степени и есть критерий непопсовости.
Кстати, и хаус тоже бывает мелодичным! И всё-таки, критерий новизны очень важен, ибо в предельном случае произведение, в котором нет никакой новизны, просто не несёт никакой информации.
Между проичм, привет из POI FEB RAS 525. Мир тесен воистину. Правда сегодня меня на работе нет :)


Саныч | Ха | Дата: 15.09.2003

Стили - придумывают музыкальные критики. Отчасти в силу того, чтобы не сидеть без работы, а иногда музыкальная классификация для них является подпоркой, в силу неумения обобщать:)


zamza |  | Дата: 15.09.2003

Ой!!!!!!!!!!!


kiril |  | Дата: 15.09.2003

Zashem klasificirovat muziku? Eto glupo.

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru