начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Наталья Твердохлебова СОЛО ДЛЯ СЕРЕБРЯНОЙ ТРУБЫ  | 1987 |  Читали: 4719 | Отзывы: 0


Мы уже сообщали читателям, что Александр Фишер, гость джазового фестиваля, недавно прошедшего в Хабаровске - наш земляк. Здесь он закончил музыкальную школу по классу фортепиано, параллельно занимаясь в духовом оркестре. После армии поступил в институт имени Гнесиных, окончив его с отличием, работал заведующим музыкальной частью ТЮЗа, пробуя себя в композиции. В Хабаровске
Саша увлёкся джазом и отсюда поехал дебютантом на джазовый фестиваль в Москву. Прошло почти двадцать лет, и сегодня всё наоборот: на наш фестиваль Александр Фишер приехал из Москвы, уже "звездой второй величины"...

- Саша, мы только что получили свежий номер рижской газеты "Советская молодежь", и результаты прошлогоднего исследования лишь подтвердили твой успех, по-прежнему второе место. Можно поздравить?

- Спасибо, я этого не знал. Конечно, приятно, когда твоей работе выносят высокую оценку, тем более, если это делают специалисты. Но в целом я как музыкант критически отношусь к подобного рода опросам. Потому что, так же, как и на Западе, они оценивают только музыкантов, которые выступали в предыдущем году, опуская тех, кто по каким-то причинам не попал в поле зрения. И есть критики, пропустившие выступления, следовательно, они ставят прочерк. Чаша весов, таким образом, может склониться в сторону того или иного музыканта, по причинам весьма субъективным.
Это я говорю ни за себя, ни против себя, ни против кого-то другого, но - об относительности оценок. Хотя, повторяю, приятно, когда тебя вот так поздравляют...

- Проблема джазовой культуры и сейчас остаётся острой, наверное во времена твоей юности путь к джазу был ещё сложнее. Как я поняла из разговора, всё началось с пластинок...

- Да, было много прекрасных записей. Прошло 25 лет, но такого качества записи на фирме "Мелодия" нет даже сейчас, в эпоху стерео. Кто-то меня будет опровергать - я имею в виду не технические пареметры, а звучание оркестра. На чешских пластинках тех лет я слышу инструменты, даже аккорды могу тут же записать на ноты... Вот эти пластинки я слушал часами.

- Это как бы теоретическая подготовка?

- Скорее, чувственная. Я наслаждался музыкой, ещё не отдавая себе отчёта в том, что меня так привлекает в ней. Потом уже я начал понимать, что вначале нравятся красивые тембры, голоса саксофона, трубы, других инструментов. Красивые аккорды, которые совсем не встречаются в классике, они рождены джазом и имеют определённую направленность: с одной стороны, они обострённые, а с другой - пикантные, что ли, очень красивые. Хотя слово "красивые" опасно: "сделайте нам красиво"... Видимо, сначала привлекают внешние формы. Потом внутри тебя возникает пульс, от которого хочется танцевать. И вот, когда танец надоедает, а наслаждение доставляет уже сам ритм, его упругость, движение, его безостановочность,- наверное это и есть начало постижения свинга или драйва, как мы говорим. То есть, тех качеств, что являются очень важными для джаза.

- Какие существуют сложности в восприятии джаза нашим слушателем, что мешает: психологическая и музыкальная неподготовленность, отсутствие ли должной информации?

- Психология? Что-то в этом есть, наверное; понимаешь, мы не воспитаны на джазе, не слышим его вокруг, как в Америке. Я уверен, что музыка почти всех жанров, где есть ярко выраженная мелодия, может обогащать человека... Усложнение здесь не влияет на воcприятие, если есть для него зацепка - мелодия или еще какая-нибудь другая яркая образность...
А вот с джазом всё сложнее. Если человек не понял главного в джазе, в детстве не почувствовал важнейших вещей - потом уже поздно.

- Существует мнение, что классический джаз доступен даже неподготовленному слушателю.

- Смотря что понимать под этим. Сейчас очень много толкований, терминов классического джаза. По крайней мере, тот джаз, под который когда-то танцевали, конечно, его могут сейчас понять многие, но во всей ли полноте - вот вопрос.
Имеется в виду период свинга 20—30-х годов до сороковых, до боповской эры. Вкратце напомню - эпоха свинга - это время больших оркестров, связанное с великими именами Каунта Бейги, Дюка Эллингтона и другими. Это была музыка блестящая, яркая... Совпало так: пик развития этой формы совпал с увлечением танцами, поэтому вся эта музыка была массовой и не вызывала трудностей в восприятии. Внешний шарм, эстрадность, но при всём желании трудно найти какие-то философские обобщения... В лучшем случае там есть разные - иногда довольно тонкие - оттенки чувств. И самые талантливые музыканты, Дюк Эллингтон в том числе, уже тогда, в тридцатые годы, задевали очень глубокие чувства людей. Ну, а позднее всё усложнилось. Всю дальнейшую музыку, начиная с 40x годов, не зная предшествующей уже не одолеешь. Любого человека ошарашишь, скажем, би-бопом, он там не только ничего толком не поймёт, но через три минуты просто устанет. При этом человек может быть развит музыкально, он может закончить музыкальную школу или училище, знать хоровую или даже симфоническую музыку. Би-бопа он не поймет, потому что внутри него нет ключика к этой музыке; он не знает, что там слушать.
На первый взгляд, всё просто: солирует импровизатор, есть бас, барабаны, красота аккомпанимента, но, для того, чтобы услышать эту красоту, надо знать основы джазовой культуры. Точно так же, как для того, чтобы понять какие-то сложные ассоциации в театре или язык Феллини , когда на экране видишь одно, а имеется в виду совсем другое, необходимо обладать определённой подготовкой.
Это я всё о том, что джаз с большим трудом поддаётся более-менее полному восприятию после определённого возраста. И плюс ещё, не в обиду женщинам сказано, но мне показалось, что они в массе своей к джазу менее расположены...
Очевидно, в нём есть какой-то элемент мужской психологии.
Есть масса любителей, довольно поздно пришедших к джазу, тем не менее не пропускающих фестивалей и концертов. Но, интересное дело, они не столько слушают музыку, сколько общаются с такими же завсегдатаями. Это особая категория джазовых посетителей, она существует не только в нашей стране, но и за рубежом... Такая вот форма проведения досуга.

- Музыкантам это мешает?

- Пожалуй, нет. Всё в рамках приличий. На Западе фестивали проходят не столь классически чинно, как, скажем, у нас симфонические концерты. Во время джазовых концертов можно вставать, выходить. Другая атмосфера, другой способ проведения времени. Настоящие ценители всё равно слышат пульс джаза, они отметят импровизацию, интересную аранжировку. Мой опыт участия в зарубежных фестивалях позволяет делать кое-какие обобщения.

- Какова география твоих фестивалей?

- Дважды, в разные годы я был на Пражском фестивале в "Люцерне", это известнейший европейский, старый и престижный фестиваль, где были очень многие американские джазмены. В Венгрии, во Франции, кроме того, в Загребе и Лейпциге. Да, еще очень памятный фестиваль в Индии в 1984 году.

- Индия? Но ведь там абсолютно другая музыкальная культура?..

- Тем не менее оказалось, индийцы любят джаз, с удовольствием ходят на него. Джаз - это интернационональная общность людей, которая может произрастать на любой почве. Взять Польшу, к примеру. Польский джаз, пожалуй, один из самых развитых в Европе.

- Саша, я не случайно так подробно интересуюсь зарубежными поездками, в этой связи меня волнует развитие молодежных направлений в музыке. Они приобретают иной раз странные формы, как мне кажется...

- Во-первых, хоть я и музыкант - профессионал, но не считаю себя профессионалом во всех родах музыки, в том числе в жанрах так называемой молодёжной, а их очень много. Современное увлечение музыкой носит здесь скорее социальный характер... Как я понял, это молодежь, которая очень нуждается, во-первых, в применении своих растущих сил: эмоциональных, духовных, а может - просто физических. Они тянутся к музыке не потому, что любят её, а потому, что есть потребность быть частью вот этой общности людей. Это сродни увлечению болельщиков спортом, когда одни ходят на стадион и болеют только за Спартак, а другие только за Динамо. Для меня эти явления примерно одного порядка, а ведь спортивное сопереживание и эстетическое наслаждение - это принципиально разные вещи, хотя я ничего плохого не хочу сказать про спорт...

- Лично твоё отношение к хэви-метал?

- Вынужден повторить: не знаю досконально этого стиля. Разумеется, я слышал и нью вейв, и хэви метал, и просто поп разных направлений, музыку брейк-данса и прочее.
Я не могу судить о них профессионально. Что касается души музыканта, я думаю так: музыка подобных направлений, и двадцать лет назад, и десять лет назад носила и носит, как правило, отчётливо коммерческий характер. То есть, с помощью этой музыки те группы, которые создаются и которые существуют, хотят любой ценой получить наибольшую выгоду: материальную, престижную и связанные с этим блага. Поэтому они используют только то, что сегодня популярно. Если какое-то направление плохо проходит на публике, они его тут же отметают...
©Молодой Дальневосточник, Хабаровск


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru