начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Василий Буслаев Оркестр в миноре  | 2004 |  Читали: 5271 | Отзывы: 0


Василий Буслаев - Оркестр в миноре
Станет ли когда-нибудь Владивосток городом собственной высокой музыкальной культуры?

Талантлив, но запоен

Тихоокеанский симфонический оркестр (ТСО) в эти дни на гребне скандальной славы. Уволен его главный дирижер, сорван совместный концерт со звездным скрипачом Дмитрием Коганом. Впрочем, проблем у нашего оркестра было много и прежде, и это не только нехватка музыкантов и инструментов. Дело в том, что главный дирижер не только музыкант, но и руководитель. И руководит он тем, что имеет регион, - пригласить других музыкантов обычно не получается из-за отсутствия средств на приличное жалованье и элементарные гостинки для них. Поэтому взаимоотношения внутри любого оркестра сложны и многогранны, как в любом творческом коллективе: не секрет, что здесь иногда "принимают на грудь" прямо на рабочем месте, а "диван для прослушивания" порой становится главным рабочим местом молоденьких музыкантш...

Да, музыканты - не ангелы. Они способны объединиться против дирижера, писать доносы, строить козни, устраивать провокации - так в свое время "ушли" из оркестра Тихонова и Дашунина. После которых в ТСО пришел Сергей Примак - дирижер, по словам всех знакомых мне музыкантов, не без способностей. И не без проблем. Известно, что рекомендации его были, мягко говоря, необъективны: красноярскому оркестру хотелось сбагрить своего второго дирижера - очень проблемного человека. По словам коллег, причиной этому стали извечная беда русского человека - пристрастие к зеленому змию, а также развивавшиеся на фоне алкогольной зависимости неадекватные оценка окружающих и самооценка.

Неужели никто не знал о запоях Примака раньше? Знали. Музыканты давно обращались во все инстанции с письмами и жалобами. Более того, в этих инстанциях их не раз поддерживали и даже обещали Примака сменить. Поэтому скандал 6 сентября так резко, без наркоза, и вскрыл зревший годами нарыв.

Из письма в комиссию по культуре при губернаторе Приморья от работников ТСО (середина 2003 года):

"...Дирижер стал появляться на репетициях в нетрезвом виде. В июне 2002 года во время подготовки к спектаклю "Евгений Онегин" главный дирижер Примак С.П. находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, едва держась на ногах. Репетиции были сорваны... В одной из поездок по краю Примак С.П. напился до невменяемого состояния..."

Наконец оркестрантам повезло. Дирижер в очередной раз злоупотребил и не явился на генеральную репетицию концерта с Дмитрием Коганом, которую контролировал лично директор филармонии Алексей Макаренко. Говорят, выдернутый с домашнего дивана Примак устроил в его кабинете скандал с попытками физического насилия по отношению к своему непосредственному начальнику и - главное! - застрахованной на безумные деньги скрипке Страдивари! В результате круглосуточная охрана струнного шедевра скрутила буйного дирижера.

6 сентября Примак не просто подвел свой коллектив. Он подвел еще и "верхи" - тех, кто долго закрывал глаза на его художества. Ему многое прощали, но срыв серьезного пиар-проекта под эгидой власти простить не смогли...

Лариса Белоброва, заслуженная артистка РФ, член совета по культуре при губернаторе Приморья:
- То, что произошло в оркестре, прискорбно. Лично я поддерживала Примака во всех начинаниях - мне кажется, что оркестр при нем наконец-то зазвучал более слаженно. Я хорошо понимала, что в оркестре должен быть постоянный руководитель, постоянный тренинг музыкантов.

А вы, друзья, как ни садитесь...

Сейчас у оркестра непростое положение. За время своей работы Примак разбил музыкантов на два лагеря - своих сторонников и противников, столкновения между которыми стали все больше походить на криминальные разборки. Теперь одни злорадствуют и потирают руки, другие ходят по инстанциям и тоскливо просят за бывшего покровителя.

Что ждет коллектив дальше? С этим вопросом "Н" обратились к профессионалам.

Алексей Макаренко, директор Приморской филармонии:
- Проблем у оркестра много. Это и подготовка музыкантов, и их исполнительский уровень, и качество некоторых инструментов, и низкая зарплата, и отсутствие жилплощади для оркестрантов. Рад, что в эти дни появился попечительский совет филармонии, в который вошли Сергей Дарькин, Лариса Белоброва, Петр Висковатый и другие известные люди, которые согласились решать оргвопросы нашей жизни и помогать филармонии и оркестру деньгами. По кандидатуре нового главного дирижера мы уже имеем несколько предложений.

Дмитрий Коган, скрипач (как показалось, он все еще рефлексировал после срыва концерта):
- Мне было играть концерт под аккомпанемент мамы приятно и удобно, гораздо приятнее, чем с этим оркестром. Я даже рад, что не стал с ним сотрудничать, потому что сейчас он находится в катастрофической форме. Это не только мое мнение - так считают все артисты, которые приезжали в Приморье и выступали с этим оркестром. Я думаю, мы сделали ошибку, пригласив их на выступления с симфоническим оркестром. Нужно было делать либо сольные, либо ансамблевые концерты, потому что уровень оркестра просто не соответствует.

Проблема не только и столько в наличии и качестве инструментов, как это кое-кому представляется. Возможно, есть проблема кадров, проблема их воспитания в местной академии искусств. Вероятно, ваша академия не может воспитать приличных профессионалов, средних по уровню скрипачей, виолончелистов для работы в оркестре отнюдь не первой категории, которые могли бы правильно сыграть, без ошибок... Я думаю, после случившегося коллектив ждет новая судьба, придут новые силы и новые дирижеры, и оркестр поднимется...

Феликс Кальман, декан музыкального факультета, завкафедрой струнных инструментов ДВГАИ, заслуженный артист РФ, профессор:
- Специалистам было ясно, что этот оркестр, в этом его состоянии, с этим дирижером не способен сыграть три сложных концерта за неделю, причем не просто сыграть, а качественно и на уровне известных музыкантов. В оркестре работают музыканты среднего даже для Приморья уровня. Коган сказал об этом более резко, но он молод и горяч. Он перегнул палку, более того, некорректно перевел стрелки за неудачу своего проекта на академию: мол, здесь не готовят музыкантов даже провинциального уровня. Но ведь четыре месяца назад он с тем же оркестром, с теми же музыкантами играл достаточно показательные романтические концерты Бруха и Мендельсона, и тогда особых претензий у него не было. Мне кажется, Коган сам совершил ошибку, пригласив - как один из организаторов "Дней высокой музыки" - к участию в них в таком большом объеме ТСО...

А Приморью свой оркестр жизненно необходим. Иметь оркестр - это честь для города, это визитная карточка края, это символ состояния культуры, и музыкальной в том числе, в регионе! Классическая музыка во всем ее многообразии востребована не только теми приморцами, которые умеют ее слушать и понимать! Есть огромная по численности категория населения, наших с вами земляков, которые в условиях поп- и рок-засилья испытывают потребность в другой музыке.

Что касается судьбы Тихоокеанского симфонического... Первое. У оркестра будет новый главный дирижер, специалист, надеюсь, высокого класса. Второе. Нужно сделать правильные выводы и понять наконец: главного дирижера следует искать и принимать на работу только через открытый гласный конкурс под эгидой профессионалов. Не попечительского совета, а авторитетного жюри - двух-трех дирижеров, профессоров академии, готовящих музыкантов. Третье. После приема на работу дирижера то же жюри должно объявить конкурс на все места в оркестре, чтобы оздоровить атмосферу в коллективе и прекратить немузыкальные кривотолки про "блатных" и "черезпостельных".

Константин Селиванов, руководитель Оркестра штаба ТОФ, дирижер:
- Оркестр городу нужен. Оркестр - это инструмент божественной гармонии, возвышающий людей над суетой повседневной жизни. Выражаясь приземленно, более чем полумиллионный Владивосток станет неизмеримо беднее духовно без настоящей симфонической музыки. А экономически содержать оркестр тяжело только небольшим городкам - впрочем, на сытом Западе оркестры очень приличного уровня имеют города даже в 70-100 тысяч жителей. Проблемы оркестра должны решать только профессионалы. Нужен круглый стол - дирижеры, музыканты, преподаватели академии понимают специфические проблемы единственного симфонического оркестра и смогут представить филармонии детальный и последовательный план исправления непростой ситуации. План, который нужно будет не обсуждать, а выполнять, в том числе закупая инструменты, приглашая музыкантов и предоставляя им приличные жилье и зарплаты. И решив наконец проблему зала, студии и аппаратуры, оркестр должен не только концертировать и гастролировать, но и записывать свои произведения...
©Ежедневные НОВОСТИ, Владивосток


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru