начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Юрий Шмаков Джаз и не только  | 2005 |  Читали: 7359 | Отзывы: 0


Юрий Шмаков - Джаз и не только
Юрий Шмаков - Джаз и не только
Хабаровчанка Ирина Батраченко - единственная женщина в России, которая успешно пишет джазовые композиции

В мае наш земляк и давно уже европеец Александр Фишер прилетал в Хабаровск. Специально для того, чтобы сыграть две композиции с Ириной Батраченко на ее сольном концерте "Джаз и не только". Перед отлетом Александра в Вену мы с ним поговорили о том, о сем, "о джазе и не только", и Фишер сказал: "Ирина - возможно, единственная женщина в России, которая успешно пишет джазовые и околоджазовые вещи. Сейчас у Ирины такой уровень, что о ней можно рассказать в газете".

Что я и попытаюсь сделать - с помощью самой Ирины Батраченко.

О том, как на одном из материков планеты Земля появился джаз, написаны горы книг. А высший смысл рождения новой музыки был в том, что дети черных рабов с помощью семи нот (причем порой даже не подозревая о существовании этих нот) показали белым жителям самой свободной в мире страны, что такое истинная свобода.

Это внутренняя свобода.

Можно быть свободным за тюремной решеткой и рабом - в президентском кресле.

Такое вот откровение. Кто понял, тот принял.

И белые композиторы и музыканты стали играть и писать джаз, который в итоге превратился в обычное музыкальное направление - деление на жанры, выпуск учебников, спецкурсы в музыкальных училищах.

А еще внешняя простота некоторых традиционных жанров породила уверенность, что "это может каждый", и сегодня попсовые ребята балуются блюзами - написать музыкальный фон легко, сочинить слаборифмованный текст тоже не проблема.

Форма осталась, а суть ушла?

Фишер сказал вот что: "В Европе настоящий джаз перестал быть модой, джазовые композиторы (а они, естественно, сами исполняют свои вещи) выступают перед небольшими аудиториями, чаще всего в клубных помещениях. Сегодня джазовых композиторов не так много, как в 60-70-х годах прошлого века, когда я пришел в джаз, и практически мы все друг друга знаем. В какой-то мере это относится и к России, хотя здесь популярность джаза выше, даже фестивали проводятся, в которых я, если возможно, стараюсь участвовать. И я очень рад, что в Хабаровске есть Ирина Батраченко".

А теперь на время забудем о Фишере, и я задам Ирине банальный вопрос, потому что надо же с чего-то начать и проще всего - с начала: "Как вы пришли в джаз?".

"Я буду песельником"

Ирина Батраченко:

- Я счастливый человек. У меня в жизни не возникло проблемы: кем быть? С самого раннего детства выяснилось, что я очень хорошо слышу музыку, могу ее воспроизвести на любом инструменте. И когда мне было лет пять и я даже слова "композитор" не знала, я говорила любимой бабуле: "Я буду песельником".

Так и вышло.

Бабушка - мой первый музыкальный воспитатель. У нас дома было много пластинок: танго, вальсы, фокстроты, Лещенко, Козин, Шульженко.

Потом музыкальная школа, музыкальное училище в городе Саранске, где я родилась.

Вот в училище ко мне и пришел джаз. Или я к нему. Тогда стали издаваться джазовые учебники, я стала играть сначала по нотам, потом учить наизусть и начала писать сама.

Дальше была Казанская консерватория. И вот уже двенадцать лет я в Хабаровске. Преподавала в колледже искусств, работала на радио. Одна из программ - ее мы делали с Георгием Кузьменко - называлась "зДЖАЗтвуйте!", а прощались мы со слушателями "до СВИНГдания!". А сейчас я работаю в Хабаровской краевой филармонии. Вот и все.

Ну, конечно - "все". Это мы анкету быстренько проскочили. И, наконец-то, перейдем к музыке.

Свой первый сольный концерт Ирина дала еще в музыкальной школе. А второй - нынешний майский в Хабаровске. Я уже говорил, что назывался он "Джаз и не только". Вот "не только" - основная часть концерта. Как бы это назвать? Самое простое слово - "песни". Поумнее - "вокально-инструментальные произведения". А что это на самом деле, я не знаю.

Личный жанр Ирины Батраченко.

Может быть, Ирина объяснит?

"Бог не дал мне "третьего рога"

Ирина: Я уже писала музыку и при этом любила поэзию и стала сама сочинять стихи. И однажды поняла, что можно соединить мою музыку и мои стихи - потому что и там, и там это была я. Вот так получились первые песни, довольно наивные. Наверное, их можно было бы петь просто под гитару или клавиши, но я уже "вошла" в джаз - традиционный, поэтому я выбрала такую музыкальную манеру. Потому что все совпадало.

- А что первично - стихи или музыка?

- У нас сегодня в шоу-бизнесе много композиторов и поэтов-"песельников". Я не знаю, как это делают они. И к шоу-бизнесу не имею никакого отношения. Могу говорить только о себе. Вот вдруг, совершенно спонтанно, в голове начинает крутиться какая-то мелодия, гармонический оборот или словесная строчка. Это может произойти где угодно, в автобусе, например. Дома я подхожу к клавишам, поперебираю, думая порой совсем о другом, потом забываю, и однажды вдруг раз! - и готово. То есть возникает тема, неизвестно, как она будет выражена - в нотах или буквах, потом где-то подсознательно идет импровизация на эту тему, и рождается образ. Остается только записать.

Стихи и музыка совпали, песня родилась. Теперь надо вывести ее в свет - к слушателям. И тут мы сталкиваемся с "законом триединства" - текст, музыка, исполнение. Если говорить о песенной поэзии, то идеально этот закон "срабатывает" в авторской (или, как ее еще называют, бардовской) песне: три гитарных аккорда, самый обыкновенный голос и прекрасные стихи - вот вам Новелла Матвеева, Ада Якушева и Вероника Долина.

А у Ирины все гораздо сложнее.

Понятно, что она может сесть за клавиши и сыграть-спеть для друзей. Но для показа своей вещи публичным слушателям ей нужны профессиональные музыканты-джазмены и профессиональные вокалистки.

Потому что это - джаз. Или, если точнее, "околоджаз".

Слово не я придумал, от Александра Фишера услышал. Как Ирина решила эту проблему, зрители увидели на ее сольном концерте.

Играли известные хабаровские джазмены Вячеслав Захаров, Валерий Хусаинов, Костя Федоров, Дима Павлов, из Владивостока приехал пианист Андрей Виниченко.

Музыканты, на мой субъективный взгляд, не очень вслушивались в вокал и ждали своей минуты, чтобы войти в квадрат и поиграть от себя. Ирина им такую возможность дала. Всем известное высказывание Архимеда "Дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар" настоящий джазмен легко перефразирует: "Дайте мне тему, и я...".

Ну и классно поиграли.

Хотя (кажется мне) клавишник Андрей Виниченко слышал и тексты.

С музыкой как бы понятно.

А вот вокал... Это же пение стихов. Насчет голосового дара певиц никаких вопросов, конечно, нет. Но они такие разные. А автор стихов - одна.

Ирина Батраченко:

- Бог не дал мне "третьего рога" - певческого голоса. Когда я пишу песню, мне нужно просто высказаться. А уже потом я думаю, кто мог бы ее спеть. Кому отдать, кто, как человек, воспринимает мир ближе ко мне.

Какой-то одной певице "спеть за меня" сложно. Мои песни - это мое настроение. Разное. Я могу быть легкомысленной, романтичной, грустной. И Тина Носуль не будет петь "Вот и окончен день, поговори со мной...", а Ольга Решметдилова - "Кошкин блюз". Впрочем, спеть-то они могут, но у нас такие отношения - я выбираю их, а они выбирают то, что им близко и по стихам, и по музыке.

И получилось такое - если "сложить" все песни, прозвучавшие на концерте, это и буду я - несколько сдержанная и "прохладная", как Решметдилова, задорная, как Максина, романтичная, как Прибылова, и вообще, как говорится, "без тормозов" - с Тиной в "Кошкином блюзе". Очень близко к тому, что я хотела бы слышать в профессиональном вокале, поет Ольга Бубновская. И, конечно, для меня огромная радость, что мои песни исполняет Тина. Она, кстати, очень придирчиво их выбирает. У Тины есть то, чего, видимо, нет у меня, - мощная положительная энергетика. Но внутренняя свобода у меня есть, и это сделал джаз.

Если бы в моей жизни не было джазовой музыки, я бы не состоялась как личность.

Никогда не говори "никогда"

А сейчас я возвращаюсь к Александру Фишеру (о котором и не забывал), потому что о "и не только" и "околоджазе" мы с Ириной поговорили, хотя тема неисчерпаема, и пора перейти к джазу в его чистом виде.

В концертной программе Ирины были две композиции, которые она сыграла с Фишером. Причем Александр на каком-то "игрушечном" на вид инструменте - духовой мелодике (гармонике). Одна вещь была достаточно простая - в стиле самбы, Ирина и Александр ее "просто поиграли", а вторая, можно сказать, запала мне в уши (или в душу).

Это был диалог, но не такой, какой был, скажем, когда Фишер играл с Файном - тогда труба и клавиши были не только инструментами, с помощью которых музыканты показывали, какие они суперы в рамках темы, но и (мое личное впечатление) музыкальным "оружием" вроде шпаг.

Александр категорически отрицал, что в джазе есть соперничество, каждый знает себе цену и друг другу ничего доказывать не надо. И все же мне кажется, что доказывают. Именно друг другу.

А здесь был разговор, который Ирина предложила Александру, и ничего никому не нужно было доказывать. И он принял эту игру.

Чем отличаются мужчины от женщин, известно всем. Во-первых, это представители разных цивилизаций. Во-вторых, логикой - "есть нормальная логика, и есть женская". А в-двадцать пятых, мужчины выясняют свои отношения с миром, а женщины - с мужчинами. Итоги футбольных матчей, выборы президента, экологические катастрофы и прочие чрезвычайно важные для мужчин проблемы женщинам до лампочки.

И вот - клавиши Ирины и гармоника Александра, хотя золотая труба стоит рядом. Ирина ударяет пальцем по клавише. И начинается игра.

Мы с Ириной говорили, что исполнительницы ее песен как бы отражают разные грани ее личности. Так вот, в этой композиции Ирина эти грани показала сама. Фишер "разговаривал" и с легкомысленной Ириной, и с романтичной, и с грустной. И лишь раз взял трубу, чтобы что-то "строгое" сказать, типа "девчонка, будь серьезнее".

Что же это было?

Ирина:

- Эта композиция звучала во мне давно, разными сторонами, кусочками. А сложилась, когда Александр позвонил из Вены и сказал: "Сколько можно ждать?!". И все кусочки мозаики сошлись. Это не про меня, а про мое вечное полулирическое состояние, в котором я пребываю, особенно когда общаюсь с людьми, которые мне приятны. Тема этой композиции наполнена моими самыми лучшими и уважительными эмоциями, которые я испытываю к трубачу Александру. И когда он сам предложил поучаствовать в моем концерте, я думала, что он поиграет в предлагаемых композициях вместе с другими музыкантами, но... как я ошибалась! Он захотел сыграть со мной дуэтом, и мне пришлось подготовить эту композицию. Мне было непросто решиться на это. Но, кажется, все получилось. Для меня это колоссальный опыт, я на такую горку забралась, через две ступеньки перепрыгнула!

Эта композиция Ирины называется достаточно странно - "Больше никогда".

И закончу я наш материал банальной фразой - "Никогда не говори "никогда".
©Молодой Дальневосточник, Хабаровск


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru