начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
Klin_t - Прощай
2015
"Klin_t" – «Прощай»
подробнее
Klin_t - Эйфория
2016
"Klin_t" – «Эйфория»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3598
 Музыкантов 10425


  C днем рождения!
Вадим "Hemb" Друсинов ("ФАН КЛУБ")

Hemb ("FAUNA")

The Толик ("Blackness")

Сергей Куплетский ("АльтаVиста")

Игорь Дунаев ("Я и Ду")

  Последние сообщения в форумах
ctacrpucdd [spurelef]
who has the cheapest cialis [spurelef]
kfflseieeu [spurelef]
cheap levitra tablets [spurelef]
increased synthroid does what [spurelef]
prednisone effects in jra [spurelef]
dpwtilxytp [spurelef]




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова О ЧЕМ МОЛЧИТ УЗОР  | 2005 |  Читали: 13225 | Отзывы: 1


В истории (культуре) любого народа узоры имеют мистическое значение, служат владельцу оберегами и даже своего рода "паспортами". Так, в Древней Руси, внимательно вглядываясь в вышитый ворот рубахи, определяли, к какому роду-племени принадлежит ее обладатель. В старину в Якутии, лишь мельком взглянув на одежду и украшения женщины, можно было довольно точно узнать ее возраст, материальное и матримониальное положение и даже количество детей, а также коров, лошадей и оленей. Да и сегодня якутская мастерица, рассмотрев узор, сможет сказать, в каком улусе живет выполнивший его мастер.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Узоры на одежде располагались в строгом соответствии с расположением… чакр. Например, узорчатая линия вдоль позвоночника (любой йог вам скажет, что именно по позвоночному столбу поднимается вверх энергия кундалини) не просто маскирует шов на одежде, но и выполняет защитную функцию, охраняя жизненный стержень от негативного внешнего воздействия. Она может присутствовать как на мужской, так и на женской одежде. А вот расшитые полы, рисунки на бедрах характерны именно для женской одежды. Они нередко изображают гнездо богини Айыыhыт (покровительницы женщин, родов и материнства), охраняющей утробу от сглаза, хотя этот рисунок больше похож не на гнездо, а на сердечко с незамкнутыми краями. Часто защитный узор повторяется троекратно, чтобы защитить все три имеющиеся у человека души — салгын-кут, буор-кут и ийэ-кут (воздушная, земная и материнская душа).

На головных украшениях бастынга или летних шапочках солярный символ (украшение, символизирующее солнечный круг) обычно расположен посреди верхней части лба, на месте третьего глаза. Еще два круга по обеим сторонам висков тоже закрывают (или активизируют?) чакры.

Сплошной узор по подолу одежды, отгоняющий злых духов нижнего мира, считался обязательным и для мужской, и для женской одежды. Часто это черно-белый узор тангалат, означающий дорогу жизни и преграду на пути зла. Чтобы понять, как он выглядит, достаточно взглянуть на обыкновенный пограничный столб.

Узоры на унтах, чепраках и подушках окаймлены как сверху, так и снизу, и не только красоты ради: злые духи абаасы встречаются не только в нижнем мире, но и в верхнем, поэтому отгораживаться надо не только от земли, но и от неба тоже. НА КОРОТКОМ ПОВОДКЕ

Эпос олонхо часто называет якутов-саха "солнечными детьми Айыы с поводьями за спиной". Считалось, что живущие на небе добрые божества Айыы буквально ведут человека по жизни при помощи невидимых поводьев. Так вот, на детской одежде место для этих поводьев было обозначено буквально: на спинке, приблизительно между лопатками (чуть выше), вшивались круглые железки-обереги. Девочкам-подросткам старше одиннадцати лет к одежде прикрепляли колокольчик. Он выполнял двоякую функцию: отгонял звоном злых духов (целебное воздействие звуков колокола — уже доказанный наукой факт) и давал возможность матери следить за дочкой, находящейся в пределах досягаемости звука.

Металлические бляшки осуществляют различные функции в зависимости от вида металла, из которого они сделаны. Медь поглощает негативную энергию и уничтожает сглаз, а серебро, латунь и олово просто отражают зло. Поэтому часто по краям изделия были медные бляшки, а внутри — латунные или серебряные. ЛУЧШЕ "СТРЕЛКА" НА ЧУЛКАХ, ЧЕМ НА УНТАХ

Не только расположение, но сам характер орнамента отличают мужскую одежду от женской. Например, стреловидный узор, которым в последнее время часто украшают женские унты, там более чем неуместен. Дело в том, что эти направленные вверх стрелочки символизируют мужское начало. Проще говоря, это схематичное изображение мужских половых органов.

Самый распространенный мотив в якутском орнаменте — "лира". На самом деле это стилизованная конская морда. И если внутри нее находится стрелка, значит, изображен именно жеребец, а не кобыла. Лира с ответвлениями наверху означает крупный рогатый скот, а если развилок много, то перед вами уже олень. Точнее, обладатель оленей, увековечивший свое богатство в узоре.

Узор "бараний рог", напоминающий отпечаток копыта, — тоже своего рода оберег. Сами "рога" при этом, естественно, должны быть обращены наружу. Четыре "рога", составляющие крестообразный рисунок, являются знаком защиты.

Часто встречающиеся треугольнички — схематичное изображение юрты. Три луча, расходящиеся вверх из одной точки, означают не куст, а коготь (тоже защитный символ).

"ЯКУТЯНОЧКА" МОЯ

Оказывается, если распороть и развернуть тканевый верх правильно сшитой шапки-"якутяночки", должна получиться женская фигура с большой грудью. Зачем? Чтобы богиня Айыыhыт, наблюдая сверху за срединным миром, сразу видела, что это — женщина! У молодых незамужних девушек позади с шапки свисали цветные ленты-поводья — знак связи с родом. Для вышедшей замуж женщины не шили новую шапку, а просто отрезали ленты со старой, дабы не вмешивалась ее родова в дела новой семьи. Пожилые женщины пришивали на место былых лент звериные (соболиные, лисьи) лапки, служившие не только указанием на почтенный статус матроны, но и мощным оберегом. Кстати, очень сильным оберегом была и морда зверька, зачастую незаметно пришивавшаяся к изнанке одежды со стороны сердца. ЗАЧЕМ НУЖЕН КОНСКИЙ ХВОСТ?

Легкие шапки с конскими хвостами наверху, столь любимые иллюстрирующими якутские сказки художниками и костюмерами Саха театра, были исключительно прерогативой шаманов. Головные уборы обычных смертных украшались перьями и мехом. Например, сочетанием лебяжьих перьев и меха соболя. Лебедь — символ верности, соболь — агрессии, изворотливости, хитрости. Вот и понимай как хочешь.

Из конских хвостов якуты делают махалки-дэйбиир. Отмахиваются ими не столько от комаров, сколько от злых духов. При церемонии благословения — алгыс на человека машут черной и белой махалками по очереди, потому что черный дэйбиир очищает, а белый благословляет. Ручка махалки может быть украшена мехом, резным узором, маленькими металлическими бляшками — "глазами". Кстати, изображение глаза считается оберегом и по турецкой традиции. Кто привозил из Турции сувениры, знает.

Петля, крепящаяся к ручке дэйбиир, сплетена из конского волоса. Если плетение представляет собой вышеупомянутый узор тангалат, значит, махалка сделана в Вилюйском улусе. КАК ЖЕ ТЕБЕ ПОВЕЗЛО, МОЕЙ НЕВЕСТЕ

Какая деталь среди вещей, окружающих невесту, самая важная? Думаете, фата? А вот и нет! Главное — чепрак (такая нарядная попона на коня). Он может вышиваться годами, предусмотрительные матери начинают эту работу, когда девочка едва ли не в колыбели. Узор чепрака несет в себе массу информации, это зашифрованный материнский алгыс (благословение). Например, количество витков в спирали узора означает количество детей, желаемых невесте в будущем. И самое удивительное, что в дальнейшем оно нередко совпадает с действительностью.

Посреди чепрака обычно расположено древо жизни Аал-Лук-мас. Оно же в данном случае генеалогическое. Корни его — это предки, многочисленные ответвления обозначают родственников (братьев, сестер, теток и дядьев), устремленная вверх крона символизирует только что созданную новую ячейку общества. Четыре части узора означают четыре стороны света, на которые распространится этот род. Окаймляющие чепрак бляшки кымырдагас (муравей) служат знаком богатства и трудолюбия. Обязательна черная полоса, обрамляющая основной узор чепрака. Черный цвет символизирует космос, небо, бесконечность, а также темноту в утробе матери и несет защитную функцию. Красный — второй непременный цвет чепрака — означает женское начало, материнство.

УКРАСТЬ ТРУСЫ, ЧТОБЫ ЖЕНИТЬСЯ

Чепрак выставляется на обозрение всем, а вот эту деталь гардероба невесты посторонним не показывают. Неправда, что якутки в древности не носили нижнего белья. Носили, да еще и кожаное! Точнее, из ровдуги. Разными узорами расшитое. Так вот, если парень сватался к девушке и получал от ее родителей отказ, единственным способом заполучить в жены понравившуюся барышню было украсть… Нет, не невесту (у нас же не Кавказ), а ее свадебные трусики и продемонстрировать их будущим тестю и теще! После этого девушку отдавали без разговоров.

ЦВЕТНЫЕ СНЫ

Любой узор — это прежде всего сочетание цветов. Радующая глаз пестрота ярких красок в бисерной вышивке — отличительная черта гардероба представителей малочисленных народов Севера. Особенно оранжевые и желтые тона, крайне редко встречающиеся в якутских узорах, и сочетания желтого и оранжевого с фиолетовым, голубым и зеленым, не встречающиеся вообще. Яркие краски этих узоров позаимствованы у северного сияния, якуты (во всяком случае, выходцы из центральных улусов) же предпочитают более спокойные сочетания. О смысловой нагрузке черного и красного цвета уже сказано выше. Черно-белый узор символизирует жизнь — смена дня и ночи, зимы и лета, горя и радости. Зеленый — цвет роста, плодородия, природы. Естественно, он чаще встречается в женской одежде и украшениях. Синий — цвет снега и воздуха, "мужской" цвет. Коричневый — цвет матушки-земли якутской.

А В УШАХ — СЕРЕЖКИ

О том, что форма якутских серег напоминает женскую фигуру, знают многие. А вот с количеством побрякушек на подвесках путаются. На самом деле все довольно просто — каждый "колокольчик" снизу означает один десяток лет. Три — даме тридцать, четыре — сорок, пять — пятьдесят и так далее до девяти. А что же барышням помладше делать, ведь три "колокольчика" — это минимум? Не надевать подвески вообще — девушки в старину носили серьги без подвесок, которые считались прерогативой взрослых женщин. "Колокольчик" внутри подвески означает ребенка. Но здесь количество такой решающей роли не играет, просто вам дают понять, что перед вами — детная мать, и обращаться с ней следует соответственно.

НАСЛЕДСТВО АМАЗОНОК

Нагрудные и наспинные металлические украшения (илин — кэлин кэбиhэр) достались нам в наследство от женщин-воительниц. Пережиток матриархата, одним словом. Они защищали грудь и спину женщины не только от абстрактной негативной энергии, но и от вполне реальной шальной стрелы. Нагрудный солярный символ превращается в настоящий щит для солнечного сплетения. То же самое — металлическая бастынга (головной обруч с подвесками), способная отразить вражеские стрелы от висков и межбровья. Плотно пригнанные по руке широкие металлические браслеты защищали сухожилия и, кроме того, закрепляли рукава одежды — чтоб не мешали и ветер не задувал.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

туйаара | покровск | Дата: 08.05.2009

очень интересная статья,прочитав,у меня появились вопросы:
"Узоры на одежде располагались в строгом соответствии с расположением… чакр"-это означает что учение,знание о чакрах и у наших предков были?
наследство амазонок...что это означает,что возможно мы происходим из америки??
п.с.дело в том что я в данное время пишу диплом о чакрах и нагрудном украшении, и мне очень интересно, и я была бы благодарна ответу...

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2017
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru