начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Александр Фишер Джаз: долгожданный ренессанс?  | 1982 |  Читали: 4254 | Отзывы: 0


Александр Фишер - Джаз: долгожданный ренессанс?
Предисловие к публикации

В декабре 1981г. в Клубе филофонистов состоялась встреча "желающих" (а фактически, заседание Секции джаза с сопутствующим "поднятием духа") с " кстати случившимся" здесь Александром Фишером.
В январе 1982г. местная молодежная газета "Молодой дальневосточник" (где всегда, хотя бы в силу "ровесничества", были поклонники - и поклонницы ... - А.Фишера) напечатала (и очень эффектно (с графикой мастера коллажа, штатного художника газеты В.Лебедева) - и эффективно, как мы увидим) его статью: "Джаз: долгожданный ренессанс?" (которую со временем, - с нашей подачи - воспользовавшись прецедентом, позже перепечатали еще какие-то сибирские молодежные газеты - что для них, в силу специфики явления, т.е. "зажатости" джаза и невозможности его пропагандировать, а также в силу отсутствия собственных джазовых авторитетов такого ранга, было достижением), в которой джаз публично - и грамотно, и убедительно, и художественно сильно - представал полноценной музыкой, давно уже признанной в остальной части страны (не говоря уже о мире).
… а вот за этой-то статьёй и последовали уже какие-то "джазовые события"…
Так один из "большой пятерки 60-х" дал, наконец, стимул к своего рода возрождению джаза на своей родине.



==================================

ВАМ НЕ КАЖЕТСЯ, что слушатели уже устали от огромного количества звучащей виа-музыки, даже от рок-музыки, популярной сейчас во всех модификациях, и особенно — "вокально-гитарной"?
Я задаю этот вопрос не случайно. При своем пристрастии к джазу я всегда ревниво слежу за состоянием музыкальной культуры, и, как мне кажется, на сегодняшний день произошел процесс накопления, точнее сказать, насыщения музыкального рынка огромным потоком, этой, в основном развлекательной, музыкальной индустрии. А по закону насыщения (как это бывает с модной одеждой) то, что есть у всех, перестает быть новым и привлекательным. Хотя, разумеется, позиции рок-музыки по большому счёту достаточно сильны, и она продолжает существовать и развиваться.
Но я не о роке, а о джазе хотел бы повести речь.
Сейчас во всем мире уже явно ощущается возврат интереса к джазовой музыке, своего рода ренессанс. От некоторого охлаждения, "отстранения" от джаза — джаз только выиграл. Теперь уже можно c некоторого расстояния взглянуть на то, что казалось крайне экспериментальным, иногда эпатирующим (и что порой действительно приводило к тупиковым путям развития), и на то, что в записи джаза различных направлений ныне становится уже своего рода музыкальной классикой.
Вспомним: к концу 60-х годов джаз подошел во всеоружии накопленного опыта, блистая неповторимыми дарованиями, хотя и не без противоречий. Но с вершины его расцвета путь вел не вверх, а вниз. Даже на американском континенте, где джаз давно вошел в повседневный быт, — там его губило тиражирование в других, менее содержательных видах музыкального творчества. Собственно, это неизбежно. В любой области культуры периоды расцвета и упадка чередуются. Путь с вершин — только к звездам. Или обратно, на землю.
Не касаясь сейчас вопроса становления и развития джаза в нашей стране, скажу только, что, по-видимому, мы все же отстаем в понимании того, какое место занимает джазовая музыка в мировой музыкальной культуре. Существование нескольких профессионально работающих в джазе коллективов пока — увы! — не отменило этого отставания, потому что признанием эти коллективы пользуются, как ни странно, в основном за рубежом. Там, на гастролях, отмечается высокий, близкий к мировому, уровень музицирования наших джазистов. Что же касается нашего, советского, массового зрителя, то он к джазу относится хладнокровно. Давно прошли времена, когда сама необходимость существования джаза в нашей стране была предметом споров и дискуссий. Но не настала пора его нормального, полноценного функционирования среди прочих видов и жанров музыкального искусства. Джазовая музыка по-прежнему практически не звучит у нас в быту. И потому, что она не звучит, к ней нельзя привыкнуть, трудно научиться понимать ее и со-переживать ей.
Что такое — бытование музыки в нашей среде? Это значит, что, включив репродуктор или транзистор, мы можем услышать концерт любимого коллектива или артиста. Зайдя в магазин грампластинок — купить пару новых дисков, а в кассе филармонии приобрести билеты на интересующую нас программу. И так — сегодня, завтра и всегда.
От посетителей джазовых концертов я нередко слышу примерно следующее: "Мы не очень хорошо понимаем (чувствуем?) эту джазовую музыку, потому что ее негде послушать, мы на ней не воспитаны". С другой стороны, сотрудники радио, телевидения подчас утверждают: "На джаз почти нет заявок, его не просят исполнять; слушатели его как-то не очень понимают..."
Создается замкнутый круг: публика не знает, потому что ее "не воспитывают", а те, кто мог бы помочь ей постичь красоту сложного жанра, ссылаются на мнение публики. Но ведь и на симфонической музыке большая часть слушателей "не воспитана"!
Что же может порвать этот порочный круг? Может быть, здесь мешает сила инерции?
РАЗВИТЫЙ джаз занимает, я бы сказал, некое промежуточное положение — и по сложности музыкального языка, и по емкости образов, — между музыкой так называемых "серьезных" жанров, например, камерной, симфонической, и музыкой популярной, развлекательной. Джаз как музыка преимущественно малых форм мог бы стать — в первую очередь для молодежи — чем-то вроде мостика между музыкой популярной и серьезной, классической. Кстати, ярлык "легкой музыки", навешиваемый по инерции на джаз, уже давно стал терять свое значение. Это началось с 40-х годов, то есть с появления на музыкальной арене Чарли Паркера и его сподвижников, музыку которых и сейчас, в 80-е, многие считают "тяжеловатой" для восприятия. Джаз давно вышел из танцзалов на концертную эстраду, что, конечно, не отрицает "диксиленды" и другие группы "облегченного" по современным меркам звучания. В мире джаза имеется очень большое количество образцов, где произведения, запечатленные в записи, преследуют самые серьезные эстетические цели, вызывают глубокие чувства. Достаточно назвать хотя бы несколько примеров: это музыка оркестра Гила Эванса; это весьма сложное творчество Джона Колтрейна, родоначальника целого направления в музыке; произведения Орнета Колмэна; это творчество таких корифеев джаза, как Дюк Эллингтон, гастролировавший в СССР в 1971 году, или Чарльз Мингус, Стэн Кентон или Телониус Монк, это, наконец, творчество Германа Лукьянова и Збигнева Намысловского.
Достижения джаза — это и общие завоевания современной музыки: внедрение в область развития яркой изысканной мелодики, в область смелого обогащения гармонии, глубокое и новое проникновение в природу тембров инструментов (особенно духовых и ударных, а в последнее десятилетие — и электронных) и их сочетаний. А самое примечательное — это удивительные и не существующие в других направлениях музыки ритмические особенности и находки, обозначаемые часто терминами "бит", "свинг", "драйв" и другими, но плохо поддающиеся словесному объяснению и не передаваемые в нотной записи.
Нельзя обойти, наконец, характернейшую черту джаза — импровизацию — спонтанное музицирование без предварительной "выучки" нотного материала. Поистине импровизация — гордость джаза!
Все это огромный вклад в сокровищницу музыки, к сожалению, пока мало оцененный. Я глубоко убежден в том, что джазовая музыка, став серьезным и постоянным увлечением многих людей, способна объединять их в своем увлечении, обогащать их, делать содержательным и осмысленным их досуг, расширять музыкальный кругозор, а также облегчать им переход к пониманию музыки симфонической, камерной, фортепианной.
КАК ЭТО ОСУЩЕСТВИМО на практике? В настоящее время в стране насчитывается не один десяток джазовых клубов. Некоторые из них, например, ленинградский, существуют уже более двадцати лет.
Хабаровск — крупный промышленный и культурный центр. Еще недавно город можно было назвать "джазовым", т.е. имеющим какие-то джазовые традиции и силы. Действительно, здесь существовал ансамбль, который задавал тон в пропаганде жанра, кропотливо трудился над постижением секретов джаза, над повышением уровня исполнения. Тогдашняя молодежь, а нынешние 30— 40-летние, наверное, хорошо помнят как ансамбль — сначала секстет, затем квинтет — неоднократно выступал на разного рода музыкальных "форумах". В 1967 году он стал дипломантом международного фестиваля в Таллине (куда, кстати, приехало множество "звезд" из разных стран, в том числе квартет Чарльза Ллойда), а через год стал лауреатом Всесоюзного фестиваля в Москве. Хабаровский джазовый квинтет неоднократно записывался по радио и на телевидении, постоянно устраивал в городе творческие встречи с заезжими "джазменами"...
Нельзя сказать, что коллектив, которым руководил Вадим Горовиц, не испытывал никаких трудностей. Не было пластинок и пленок с записями мастеров джаза, не было нот или пособий, редки были контакты с другими коллективами, не существовало педагогов, учителей. Постоянная танцевальная и эстрадная работа не приносила удовлетворения, так как не отвечала задачам творческого роста. Было только одно — энтузиазм, основанный на любви к чарующей музыке, имя которой — джаз.
Сейчас можно сказать, что именно тогда в Хабаровске и зародилась та атмосфера участия, появилась та когорта любителей музыки, которая стала собирать записи и пластинки, посещать редкие джазовые концерты, короче, создала ту аудиторию, без которой вообще невозможно плодотворное музицирование.
С тех пор прошло уже довольно много времени, и мне кажется, чтобы не растерять окончательно накопленное в те годы, надо всем любителям джаза и смежных направлений музыки, всем, кто понимает необходимость сохранения той драгоценной атмосферы, как-то объединиться и занять более активную позицию.
Конечно, наилучшим решением было бы создание в Хабаровске сильного и постоянно действующего джазового клуба, но в качестве начальной ступени можно было бы поскорее выделить секцию любителей джаза при клубе филофонистов, давно и успешно функционирующем в городе. Конечно, как и во всех подобных начинаниях, здесь нельзя обойтись без активной и стабильной поддержки со стороны учреждений культуры, комсомольских органов, общественности. Не сомневаюсь, что это по силам городу, имеющему давние традиции в других областях культуры, городу, где всегда находились энтузиасты. На таких энтузиастов и нужно опереться, если их собрать вместе и поставить конкретную и интересную цель.
Если со временем Хабаровск станет еще одним городом, имеющим джазовый клуб, сюда чаще и с большим удовольствием будут приезжать джазовые коллективы и музыканты. Музыкальная жизнь в целом оживится, а старая традиция, возникшая в середине 60-х годов и прославившая Хабаровск, как город джазовой культуры, будет сохранена и обогащена. И, пожалуй, начать сейчас было бы очень своевременно. Потому что джаз стоит перед порой нового расцвета, в предвкушении ренессанса. И будем надеяться, что период "за-стоя" не был пустым, а позволил созреть новым ярким дарованиям, подготовил жанр к новым творческим высотам.


(Примечание: Текст статьи отсканирован, распознан, не редактировался. Автор графики – штатный художник газеты "Молодой дальневосточник".)
©Молодой Дальневосточник, Хабаровск


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru