начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова ЮРИЙ КОЗЛОВСКИЙ: Я ТЕПЕРЬ НЕ АКТЕР, А ЧИНОВНИК  | 2005 |  Читали: 6582 | Отзывы: 0


Юрий Николаевич КОЗЛОВСКИЙ, заместитель министра культуры и духовного развития Якутии, заслуженный артист Якутии, доцент, завкафедрой актерского мастерства и режиссуры Арктического государственного института культуры и искусств.

Родился в 1956 году в Якутске в семье руководителя популярного в 50-60-е годы эстрадного оркестра Николая Ивановича Козловского. Окончил Дальневосточную академию искусств по специальности "актер драматического театра и кино", университет марксизма-ленинизма, Московскую академию труда и социальных отношений по специальности "экономист-менеджер".

Работал актером Государственного академического русского драмтеатра им. Пушкина (1979-1990), заместителем директора по организации зрителей ГАРДТ им. Пушкина (1990-1992), директором и деканом Якутского филиала Школы-Студии (вуз) им. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова (1992-2000), художественным руководителем ГАРДТ им. Пушкина (1998-2002). Как актер сыграл более 60 ролей, как режиссер поставил 15 спектаклей. Все годы активно занимался педагогической деятельностью. 15 лет вел специализированный художественно-эстетический класс по авторской программе "Театральное образование в школе".

Женат на театральной художнице Татьяне Козловской, дети (дочь Кристина, художник-постановщик, и сын Даниил, аспирант Московской государственной юридической академии) живут в Москве.

Коллекционирует колокольчики, виниловые пластинки и изделия из мамонтовой кости.

— Юрий Николаевич, вы — актер. Вам комфортно в чиновничьем кресле?

— Я уже не могу назвать себя актером в полной мере. Актерство — моя первая профессия, теперь я — чиновник.

Чиновник — это профессия?

— Да. Требующая определенного опыта, навыков.

Вам эта профессия нравится?

— Мне нравятся, скорее, предоставляемые ею возможности — влиять на ситуацию, способствовать развитию культуры и искусства, поддерживать молодые таланты.

А по театру не скучаете? Или вы уже сказали все, что могли?

— Хм. Знаете, наверное, я не смог в полной мере реализоваться в театре.

Что помешало?

— Причина банальна — не хватало умных и талантливых режиссеров.

Можно было самому стать режиссером.

— Я ставлю спектакли со студентами — те, которые хочу. И раньше ставил — у меня был студенческий театр ЯГУ, где в течение 8 лет, начиная с 1978 года, мы с ребятами ставили Горина, Зощенко, зарубежных драматургов. Там у меня играл известный сейчас в России писатель Андрей Геласимов, который в прошлом году получил премию "Антибукер" за роман "Рахиль".

Актерство пошло ему на пользу?

— Думаю, да. Андрей не пишет драму, но его произведения драматургичны.

Так все-таки, положа руку на сердце, вам не хватает сцены?

— Я выхожу на сцену — играл роль губернатора Крафта в спектакле Саха театра "Я вернусь", исполнил роль главы Якутска Юшманова в видеофильме "Возрождение якутской ярмарки". Но это отдельные проекты, а не жизнь на сцене. Поэтому и говорю, что я уже не актер. Но совсем вне творчества я бы, наверное, не смог существовать. У меня есть отдушина — это моя преподавательская деятельность в АГИКИ, мои дипломные спектакли.

Я видела спектакль "За закрытыми дверьми" по Сартру. Ваш?

— Мой. За эту работу мне не стыдно. Мы возили этот спектакль на Всероссийский фестиваль дипломных спектаклей в Ярославле, о нем писала газета "Культура".

Кстати, о прессе. Когда я брала интервью у музыковеда Юрия Шейкина, он сказал, что музыка не может существовать без музыковедения. А театр без театроведения — может?

— Очень хороший вопрос! От музыки все же остается партитура, материальное воплощение. А театр — он здесь и сейчас, это сиюминутное искусство. И только театровед фиксирует эти мгновения в вечности. Просмотр фотографий, прочтение пьесы не дают нам возможности представить спектакль в полном объеме. Например, пьесу Островского "Лес" я знаю очень хорошо, сам играл в ней. Но только благодаря книге Бориса Алперса я знаю, как выглядел спектакль Мейерхольда по этой пьесе. Поэтому если музыка как-то еще может существовать без музыковедения (не признавали ведь Баха гением его современники), то театр без театроведения просто немыслим.

Расскажите о вашей кафедре.

— О, это самая старая кафедра Арктического института культуры и искусств, если можно так сказать. Самому институту в этом году исполняется 5 лет. А кафедре актерского мастерства и режиссуры — 13 лет.

Как такое могло получиться?

— Наш институт был создан указом президента республики, но не на пустом месте, а на базе действовавших в Якутске четырех филиалов центральных вузов — Красноярского художественного института, Уральской консерватории, Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и филиала Школы-Студии МХАТ (вуз), открывшегося в 1992 году, деканом которого я был. Это был первый вуз в области художественного образования в нашей республике. Более того, это был вообще единственный филиал Школы-Студии в России.

То есть теперь у МХАТа филиалов нет?

— В России — нет. Есть один за границей — в Соединенных Штатах.

Как вам вообще удалось открыть филиал?

— С большим трудом, — смеется Юрий Николаевич. — Поверьте, доказать, что у нас есть преподавательский состав, пройти аттестацию, было очень непросто. Но нам был нужен этот филиал. У города, республики на тот момент была реальная потребность в высококвалифицированных специалистах.

А сейчас нет уже такой потребности?

— Есть, но тогда эта проблема стояла очень остро.

Если не ошибаюсь, в первую очередь это была проблема старения коллектива Русского драмтеатра?

— Ну если вы предпочитаете так ставить вопрос, то да. Первый выпуск филиала почти полным составом влился в коллектив театра имени Пушкина.

Это выпускники МХАТа. А в рамках АГИКИ был выпуск?

— Да, первый институтский выпуск был в этом году — 31 человек.

Актеров?

— Нет, в целом. Актеров из них — 16.

Не густо.

— Но это же не завод, это…

Штучное производство?

— Именно! Творческий вуз просто не может выпускать такое же количество специалистов, как экономический или юридический институт. И актеров мы набираем не каждый год.

Эти 16 выпускников трудоустроены?

— Все работают по специальности. В театрах — Русском драматическом и Саха театре, на телевидении и радио. Особенность нашего института в том, что студенты буквально с первого курса задействованы в спектаклях и театрализованных постановках.

Типа открытия игр "Дети Азии"?

— "Дети Азии", юбилей Мирного, "Игры Манчаары", городские мероприятия, спектакли обоих драматических театров. Причем это не только массовка — наиболее талантливые студенты играют полноценные роли. Например, Роман Дорофеев, студент 4 курса, играет в Саха театре и ездил с ними на гастроли со спектаклем "Чингисхан". Студентка 5 курса Марина Слепнева занята в главной роли в спектакле Русского академического театра имени Пушкина. Многие снимаются в кино. У них ведь в дипломе написано: "актер драматического театра и кино". Наташа Боженова и Екатерина Нарышкина студентками снимались в первом якутском художественном фильме "Черная маска". Марк Филиппов играл в фильме "Неоплаченный долг". Сережа Егоров, который сейчас учится в институте, исполнил главную роль в фильме "Мотуо". Марина Слепнева, о которой я уже упоминал, и Илья Данилевский играли в фильме "Журавли над Ильменем". Не говоря уже о том, что наши выпускники и студенты постоянно снимаются в видеоклипах — эстрадных, рекламных.

Видеоклипы, кино — звучит замечательно. Но ведь вы не будете отрицать, что наша киноиндустрия только становится?

— Причем бурно. Вы знаете, что в Якутске сейчас работают пять киностудий? А профессиональные актеры для этой становящейся индустрии уже есть.

Вашими стараниями. Слышала, якобы с одним из потоков получилось так, что поступали ребята в школу-студию МХАТ, а оказались студентами никому не известного Арктического института. Поэтому некоторые просто бросили учебу.

— Они знали, куда поступают. Может быть, просто потом забыли об этом? Мы ведь даже в рекламных объявлениях писали так: "Филиал Школы-Студии МХАТ в рамках Арктического института культуры и искусств ведет набор…" Бросил учебу по указанной вами причине один студент. Думаю, ему просто не нужна была эта профессия.

Но ведь формально филиала тогда уже не было?

— Формально — был. АГИКИ был создан указом президента Якутии от 17 января 2000 года. В этом документе была обозначена дата создания института — 1 сентября 2000 года. Вести набор в институт, которого нет, мы тоже не могли. Преподаватели Школы-Студии продолжают ездить к нам давать мастер-классы, приезжают мастера из Екатеринбурга и Красноярска. Мы даем качественное профессиональное образование. Это касается не только нашей кафедры, но и всего института. За пять лет АГИКИ сделал очень многое. Недавно мы смотрели архив — 50 видеокассет. К нам приезжали министр культуры Соколов, директор Эрмитажа Пиотровский, член правления ЮНЕСКО Орджоникизде, всевозможные иностранные делегации — корейцы, финны, японцы, американцы, французы… АГИКИ входит в Международный университет Арктики.

Я уже поняла, что вы любите свой институт. А можете кратко сформулировать: за что?

— За то, что он отличается от других вузов наличием некой сверх-идеи. У него есть миссия. Миссия возрождения национальных культур. Заметьте, я употребляю множественное число, потому что речь идет не только о культуре народа саха, ведь в нашей республике живут люди 120 национальностей и многие из них уникальны. Сегодня, в эпоху всеобщей глобализации, чреватой опасностью потери корней, отрывом от национальной культуры, потерей национальной идентификации, эта миссия особенно важна.

Символ нашего института — летящая птица. Эта окрыленность ему присуща. За нее и люблю.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru