начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Ирина Ефимова НЕИЗВЕСТНАЯ ЗНАМЕНИТАЯ СТЕПАНИДА БОРИСОВА  | 2006 |  Читали: 6761 | Отзывы: 0


Я в гостях. Мне дают тапочки, ведут на кухню. Наливают чай ("Ты почему конфеты не ешь? Для тебя поставили", — хмурится Степанида время от времени). Дома, кроме хозяйки, обе дочери Борисовых и два внука — точнее, внук и внучка. Чувствуется, что маленький Андрюша и первоклассница Анюта, как водится в якутских семьях, здесь самые главные ("Извини, у нас не прибрано, вчера у Анюты день рождения был", — шепчет мне Зина, младшая дочь, с порога). Особый интерес я вызываю у Анюты. Она садится с альбомом для рисования рядом с нами и внимательно слушает всю беседу.

— Степанида Ильинична, большинство якутян воспринимают вас прежде всего как жену министра культуры Андрея Саввича Борисова. Не обидно?
— Конечно, обидно бывает. Особенно когда знакомят с кем-нибудь и говорят: "Это Степанида, жена Андрея Саввича". Я — Степанида Борисова. Актриса. Не только жена.
— Все, кто ходит в Саха театр, знают, что вы — прекрасная актриса, любят ваши роли. Но их просто не так много.
— Да, в театр ходят не все. Поэтому я считаю, что все-таки актеру обязательно нужно играть в кино и на телевидении, а не только в театре. К тому же драматические роли смываются временем, как море смывает следы на песке. А кино остается. Я это недавно поняла. А Андрей Саввич еще в юности говорил, что хочет кино снимать. Но раньше не получалось просто. Театральный режиссер — это тоже следы на песке, поэтому все молодые стараются сейчас кино снимать.
— Нравятся вам молодые режиссеры?
— (Смеется). Режиссеры нравятся, а фильмы — нет. Шучу, конечно, но чернухи много. У того же Сережи Потапова в последнем фильме "Тыын". Вроде все динамично, хорошо, но такой беспросвет! Столько народу убивают почем зря!
— У Борисова не так?
— У него всегда есть надежда, всегда есть что-то светлое. Андрей Саввич сам очень светлый человек, как солнышко. И при этом всегда глобальными категориями мыслит. Он сделал и делает очень много для нашего театра, для культуры, для народа — это я не как жена говорю, а как актриса.
— У вас майка с эмблемой Владивостокского кинофестиваля-2006, вы там были?
— Да, недавно вернулась. Мы шесть минут из Чингисхана возили, "Тыын" и "Балыксыт".
— Что-нибудь получили?
— Нет, во внеконкурсной программе были.
— В театр ходят немногие, но еще меньше людей в Якутии знают о том, что за ее пределами вы — всемирно известная этническая певица, звезда рок— и фольк-музыки.
— Этнический исполнитель не может быть всемирно известным по определению. Большинство все-таки поп-музыку слушает.
— Во всяком случае, в Европе широко известны только три азиатские женщины, поющие горлом: тувинка Саинхо, монголка Урна и якутка Степанида. Они ведь вас так и называют, без фамилии?
— Да. Просто Степанида. И знать не знают, кто мой муж (смеется).
— Слышала, что вы завтра опять улетаете. Куда?
— В Москву сначала, оттуда через Париж на Корсику. С Хатылаевыми* едем. Там фестиваль музыкальный будет. Полифонической музыки… Почему они меня пригласили, не понимаю? Надо программу продумать. Полифония природы — можно так сказать?
— Полифония — многозвучие. Получается, многозвучие природы — можно, конечно.
— Так-так… Значит, звуки природы и голос — человек как часть природы… Можно так сформулировать… Ты спрашивай, спрашивай.
Что вам больше по душе — сольные концерты или фестивали?
— Фестивали. Во-первых, напряжения меньше — выступил один-два раза и все. Во-вторых, не только себя показываешь, но и других смотришь. А сольные концерты, гастроли — это очень тяжело физически. Летишь, опять летишь, потом едешь на машине, даешь концерт, потом опять в другой город на машине день едешь, там концерт. И так каждый день! Зато тренировка хорошая. С каждым концертом голос все лучше, дыхание все длиннее…
Самые затяжные гастроли сколько длились?
— Больше месяца, наверное. А я уже через неделю начинаю всех ненавидеть и скучать по России. Не по Якутии даже, а по России. Но самое ужасное — это сидеть в чужом городе, не работая, когда у тебя каждый день срываются запланированные концерты из-за неправильно оформленной визы. Было со мной и такое. Концерты в Польше, потом в Германии, потом в Словакии, потом я должна была обратно в Германию ехать, а меня не пустили. Я в Брно сидела 5 дней из-за этой визы!
Вы тогда с Павлом Файтом*, наверное, выступали?
— Да. В Германии, наверное, вообще ни одного города не осталось, где мы с Павлом не выступали.
А как вы с ним познакомились?
— В 1998 году мы в Венгрию с Мишей Мальцевым* поехали, на фестиваль. Там я услышала, как Павел играет, мне понравилось. А я под фанеру выступала, под минусовку. Потом мы поехали в Чехию, в Прагу — с той же минусовкой. И на концерте техника остановилась! Ну, я сама спела, вообще без сопровождения. Павел после того концерта подошел ко мне и предложил вместе попробовать поработать когда-нибудь. Я ответила: почему бы и нет? И осенью того же года он пригласил меня в Брно, сразу на телевидение, на съемки передачи об альтернативной музыке. И мы без подготовки с ним вместе выступили там — получилось хорошо, и нам понравилось, и зрителям. Так и начали вместе выступать. Мы с ним лет 6 или 7 работали вместе. В последний раз виделись, когда я его в Якутск пригласила, во время "Детей Азии" последних, в 2004-м. Он давно хотел в Якутию съездить. Дали мы один концерт в Саха театре — ползала было, человек сто. Может, потому что лето было… Зимой на концерты лучше ходят. Я ведь этим летом во время ысыаха в первый раз дала концерт в своей деревне — там человек пятьдесят было, в основном родственники мои (смеется).
Что за деревня?
— Телиги, Мегино-Кангаласский улус. В 1975 году, когда я приехала после Щепкинского училища, ко мне пришла делегация доярок с фермы с просьбой дать концерт. Я говорю: вы что, какой концерт, кто я такая? Вот, выполнила их просьбу через тридцать лет. А этих доярок уже и в живых нет никого, они все старше были, с мамой моей еще вместе работали…
А почему тогда отказались?
— Сомневалась в своих силах. Я всегда сомневалась в себе и сейчас сомневаюсь, а в молодости — особенно.
— Эбэм (бабушка)! — вмешивается Анюта.
— Что, солнышко?
— Я думаю, ты никогда не постареешь!
Мы умиляемся, но ребенок продолжает:
— Пока не уволишься! А ты уволишься?
— Нет, не буду. Я же хочу внучке своей подарки покупать!
Подождав, пока бабушка с внучкой расцелуются, я продолжаю.
Вы ведь с Файтом диск записали, кажется?
— Записали, но что-то Павел его выпускать не торопится. Я хотела, чтобы этот диск в России вышел, но это, говорят, экономически невыгодно.
А какой-то диск у вас вышел за границей недавно, это не он?
— Нет, это я в Германии записывала. Ездила в Японию с группой "Ай-тал", через Москву, на обратном пути решила съездить в Германию. За день-полтора записали диск. Это Huluu project — 5 музыкантов из разных стран. Они меня попросили так более отстраненно, что ли, петь, менее эмоционально. Siberian trans называется. Такая музыка электронная, от которой спать хочется.
В стиле эмбиент.
— Да, точно.
В Москве он продается, кажется?
— Порядка тридцати-сорока евро стоит, не всем по карману.
World music — удовольствие элитарное. Ну и предполагается, что раз это на любителя, то любитель какие угодно деньги заплатит.
— Мне все равно хочется, чтобы эта музыка была более доступной.
Здорово, наверное, иметь возможность работать в международных проектах?
— Да, это очень интересно. В Англии однажды собрали музыкантов из пяти стран. И мы за неделю должны были подготовить концерт. Дали два — один в центре культуры, второй в театре Вагнера. Это оперный театр города Байраут — он был полон, все ярусы!
На сколько человек?
— Не знаю точно, но примерно как в Малый театр.
А в Лондоне вы с ними же выступали?
— Нет, там я не с концертами ездила, а давала мастер-классы.
Горлового пения?
— Да. Учила петь кылыhаh.
Научились англичане?
— Да! Мы потом, по окончании мастер-класса, концерт давали общий, и они там все пели тойуук. Здорово было.
Погодите, я запуталась. Учили кылыhаh, а пели тойуук?
— Все верно. Кылыhаh — это манера пения. Вот это вот (выдает несколько горловых звуков). А тойуук — это сам запев. Дьээ-бооо — вот это тойуук.
Сколько мастер-класс длился?
— Неделю.
Неужели за неделю можно научиться горловому пению?
— Можно при желании. Тем более почти все пришли уже подготовленные. И за свои деньги. То есть те, кому это действительно надо.
А в Якутске вы мастер-классы даете?
— Нет. Но студентов учу. Взяла вот нынче первый курс в АГИКиИ. Не хотела, но Андрей Саввич упросил.
Актеров?
— Именно что актеров, не вокалистов. Они вообще не поют многие, не то что кылыhаh.
Это тот самый первый курс, который должен стать основой театра олонхо?
— Андрей Саввич так мечтает.
Может, проясните, что такое театр олонхо? Слышала несколько раз это выражение и от Андрея Саввича, и от других людей, а что это такое, объяснить никто не может толком.
— Ну если совсем просто, то это театр, где все актеры поют. Именно актеры драматические, не оперные. Поют тойуук, поют партии абааhы. Олонхо поют — и играют.
Понятно теперь, почему спектакль "Кыыс дэбилие" называют театром олонхо.
— Да. Я слышала, как меня критикуют, дескать, я там тойуук неправильно пою. Но во всех улусах свои каноны. В заречных так поют, в центральных — по-другому. У меня отец олонхосут был. Илья Семенов. Арсан Дуолай его звали, наверное, партию абааhы хорошо пел, я так думаю. И он радовался, что дочь тоже поет. И думаю, что не так уж далеко я от его яблони упала. Да я не только его слышала. Он был неизвестный олонхосут, только у себя в улусе. Но я слышала, как поют Кюннюк Урастыров, Лазарь Сергучев, Гаврил Колесов. Урастыров для меня специально в фойе театра пел, для меня одной! Как бабушка поет, которой 104 года, слышала.
В театре упрекали, что вы — жена режиссера?
— Ну в нашем театре все знали, что мы пришли вместе, после Щепкинского, актерами. Это потом он выучился и вернулся режиссером. А вот в других театрах были моменты. Когда во МХАТе Андрей Саввич ставил спектакль "Прощание с Матерой" по Распутину, он хотел мне дать роль тунгуски. Но там сказали: "Жену везет", испугались меня. Поэтому местная актриса играла, московская. Спектакль Распутину самому очень понравился, и он до сих пор во МХАТе идет, а ведь 11 или 12 лет прошло.
Вы очень много работали вместе с якутскими рокерами…
— Сначала с группой "Чороон". Михээлэ Тумус* с нами работал. С ними мы в Финляндию ездили выступать, давно, еще в 80-х. Потом с группой "Ай-тал" были во Франции, в Италии… С нами еще Гриша и Саша Ильины из "Чолбона" ездили. С "Чолбоном" мы выступали в Гонконге, в Москве, в Финляндии.
Помню, после Гонконга Саша Липницкий* на Николиной горе концерт устраивал, в Подмосковье. Одно из самых ярких музыкальных впечатлений жизни! И не музыкальных — помните, Саша туда кучу народу натащил тогда из Москвы — Агузарова завалила в гримерку к вам с криком: "Стеша, вы — великая певица, это я вам как великая певица говорю!".
— (Смеется). Ой, да, столько тогда комплиментов наговорили. Помнишь, там еще режиссер был…
…который фильм о Пугачевой снимал! И он говорил, что вы круче Пугачевой!
— (Смеется, потом говорит серьезно). Гастроли, заграница — это ведь тоже не только физически тяжело, но и психологически. Я видела, как ребятам трудно перестраиваться бывает потом опять к нашей жизни. И пить начинают многие из-за этого… Главное — это, как в самолет села в Москву, сразу забыть все. Как тебя любили, как встречали, принимали, что говорили — все забыть. Как будто роль отыграла. Но я все-таки актриса, мне легче. Не все так могут. Но я и раньше так делала. Возвращаюсь в деревню свою — и все, я та же, как будто и не уезжала. Без этих замашек якобы столичных…
Без снобизма.
— Да. Знаешь, это я в этом году опять ездить начала, а до этого год-полтора не выступала вообще. Устала. Сердце болеть стало от этих переездов. Денег особенно не заработаешь выступлениями, потому что переезды очень дорогие, особенно проезд из Москвы в Якутск. Думала, вообще перестану выступать как певица. Но вот, опять сорвалась (смеется).
Когда вы начали петь?
— Пела всегда, а первый сольный концерт у меня был в Токио в 1993 году. Точнее, четыре концерта в Токио и один — в Мураямо.
Вот так сразу и начать с пяти сольных концертов? Как вы туда попали?
— Просто. Меня пригласили, я и поехала.
Японцы?
— Японка. Миюки-сан. Она летом 1992 года приезжала в Якутск в составе большой делегации из Японии, послушала мои записи, попросила нас познакомить…
А она продюсер или тоже певица?
— Она, как и я, драматическая актриса и певица. Причем очень необычная, поет старые русские тюремные и каторжные песни, представляешь? Никогда я таких песен не слышала вообще, да чтобы женщина еще пела…
Неужели по-русски поет?
— По-русски, под гитару. Выступает так с концертами.
В Японии?
— В основном в Японии. Но еще в Магадане и в Иркутске, кажется, она выступала.
А что за записи она услышала?
— Одна с группой "Чороон". Вторая — где я пою без всякого музыкального сопровождения.
Профессиональная запись?
— Конечно, нет. Просто так, на кнопку магнитофона кто-то нажал в компании, пока я пела.
Ясно. Получается, через год она вас пригласила в Японии выступить?
— Нет, она сразу пригласила. Это я через год приехала. Помню, она меня еще попросила одеваться не пестро.
А вы пестро одевались тогда?
— Нет, я всегда любила черное. Просто ей показались слишком пестрыми костюмы наших артистов — национальные, сценические. Я специально для этой поездки сшила платье типа халадай в национальном стиле, из 9 метров ткани. Но ткань оказалась неудачная, очень мнущаяся. А утюга там нормального почему-то не нашлось, только малюсенький дорожный утюжок, я с ним так намучилась, наглаживая между концертами это платье! Тогда поняла, что в платье самое главное — чтобы не мялось. По приезду сшила второе платье, точно такое же, тоже черное, но уже из немнущейся ткани, и до сих пор в нем выступаю, вот уже больше 10 лет.
Почему черное?
— На черном национальные украшения лучше смотрятся.
Кстати, это ваши семейные?
— Нет, театр подарил на юбилей. Потому что раньше я их все время напрокат брала (смеется).
Что для вас театр?
— Дело жизни. Я драматическая актриса по образованию и призванию. Певицей себя вообще не считаю! Пою так, для удовольствия. Ну и если людям нравится, радуются они — вообще хорошо.
Чего вы в жизни еще не сделали?
— Волосы всегда хотела постричь как-нибудь модно. Но всегда играла якуток, всегда по роли должна быть коса… Так что я всю жизнь жертвовала ради театра своей красотой! (С нарочитым надрывом в голосе).
Есть роль, которую вы так и не сыграли?
— (Картинно всхлипывает). Джульетту не сыграла! Хотя нет, играла якутскую Джульетту. В 1975 году, после училища, первая роль в Якутском драмтеатре — Суоhалдьыйа Толбоннох. Главная роль была!
А Борисов там играл?
— В массовке.


___________
Клавдия и Герман Хатылаевы — этнические музыканты, поют, играют на древних якутских инструментах.
Павел Файт — чешский барабанщик и перкуссионист, виртуоз, дающий концерты по всему миру, и охотный участник и организатор международных музыкальных проектов, звезда World Music.
Михаил Мальцев — якут, музыкальный продюсер, живущий в Лондоне.
Михээлэ Тумус — народный философ и писатель (в смысле — из народа), теоретик и практик якутского рока, крестный отец фестиваля "Табык".
Александр Липницкий — московский музыкальный критик и продюсер, аристократ и коллекционер антиквариата, экс-басист группы "Звуки Му" и большой поклонник якутской музыки.
©Якутск Вечерний


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru