начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Алексей Никитин Виктор Тиц  | 2005 |  Читали: 7773 | Отзывы: 3


Виктор Зигфридович Тиц возглавляет ведущий коллектив региона, носящий звание "Дальневосточный симфонический оркестр". Масштаб его дарования,

Вклад в музыкальную культуру России столь значительны, что вряд ли кто-нибудь из музыкантов нашего края может сравниться с ним. Двадцать три года он руководит Дальневосточным симфоническим оркестром. Союз оркестра и маэстро, излучающего огромную творческую энергию, сделал Хабаровск музыкальной столицей региона, где свято чтят традиции русского исполнительского искусства.

Известный музыковед М.Рабинович в своей монографии "Исполнитель и стиль" писал о появлении во второй половине ХХ века дирижеров новой генерации, у которых этическое начало в творчестве уступает эстетическому, когда техническая безупречность, эстрадная броскость подменяют благородную цель- вести человека к нравственному усовершенствованию.

Тиц не относится к их числу. Он дирижер "старой генерации", для которого музыка- Страна обетованная, где человек спасается от бездуховности и вандализма, очищает душу, прикасаясь к Божественному. Музыкант много лет ведет в эту страну тысячи страждущих, отдаваясь делу страстно и самоотверженно.

Унаследовав дух немецкой культуры, соединив его с русской дирижерской школой, Тиц тяготеет к масштабным звуковым полотнам- симфониям Бетховена, Брамса, Малера, Брукнера, Чайковского и Рахманинова. Интересна ему и музыка ХХ века, но не в её крайнеавангардных проявлениях.

Весьма благожелательно Тиц относится к музыке дальневосточных композиторов, многие из которых обязаны ему рождением своих произведений на концертной эстраде.

Будучи музыкантом-просветителем, он понимает, что путь к искусству рядовых слушателей труден, требует репертуарной политики, сочетающей популярную классическую музыку с произведениями нашего времени, сложными по языку и драматургии.

Тицу, служившему искусству, преимущественно, в Сибири и на Дальнем Востоке России, известны, все мыслимые и немыслимые концертные площадки- от современного концертного зала с электронной акустикой до яранги, где-нибудь на Чукотке.

Он прошёл через "тернии к звёздам". Сегодня он имеет многое: признание коллег, учеников, аудиторию, которую любит и воспитывает, международное признание. В свои 64 года он молод духом. Ему кажется, что он только в начале пути и что главное впереди. Он не ждет милости от жизни, надеется только на себя, своих единомышленников и знает, что "дорогу осилит идущий".

Родился Виктор Зигфридович в 1938 году в Москве. Отец его Зигфрид Леонардович заведовал кафедрой "Детали машин" в Московском энергетическом институте. Мать Доротея Федоровна вела домашнее хозяйство и воспитывала сына.

Первый музыкальный опыт Тиц обрёл в семье. Отец играл на скрипке, а мать на фортепиано- домашнее музицирование, как это принято в немецких семьях, было неотъемлемой частью их жизни. Отец обожал Крейслера и Сарасате- музыку романтическую, чувственную, пенящуюся как шампанское. Мама предпочитала Шопена. На Рождество дом наполнялся инструментальной музыкой и рождественскими песнями.

В предвоенные и военные годы многие немецкие семьи были высланы из Москвы или репрессированы. Эта участь, к счастью, обошла семью Тица. Он продолжал работать в институте, но в 1945 году, как бы спохватившись власти выслали семью в Иваново без права проживания в Москве.

В Иваново Виктор Зигфридович начал учится музыке в ДМШ. Его педагогом в классе фортепиано была Охотина Елена Александровна, окончившая в своё время Московскую консерваторию.

Усердием мальчик не отличался. Его страстью был футбол. В шестом классе у Тица появилось желание бросить музыкальную школу, но благодаря настойчивости родителей он её окончил и поступил в музыкальное училище г. Иваново сразу на два отделения- фортепианное и теоретическое. В училище к учёбе юноша особого рвения не проявил, чему способствовал... абсолютный слух, позволявший без труда успевать по сольфеджио и гармонии, быстро запоминать текст разучиваемых музыкальных произведений.

В 1955 году семье Тицев было разрешено вернуться в Москву. В музыкальном училище при консерватории уровень знаний юноши оченили не высоко и предложили начать обучение с первого курса, что сильно ударило по его самолюбию.

В училище Тиц попал в "ежовые руковицы" В.В.Хвостенко, известного в стране педагога, преподававшего теорию музыки. На его уроках юноша узнал, что такое трудиться по-настоящему. У Хвостенко были свои методы обучения: он давал ученикам задания, требующие сверхъестественных усилий и беспощадно оценивал результат по своеобразной шкале оценок- от 0 до 4, используя для уточнения плюсы и минусы. Ученик мог получить за свой труд 1 с плюсом или 2 с минусом. Тройка для многих учеников Хвостенко была недостижимой мечтой.

Уроки Хвостенко Тиц вспоминает с благодарностью. "Он заставил работать голову",- признался маэстро в одной из бесед.

Кроме Хвостенко на теоретическом отделении училища работали известные музыканты- авторы учебников: по гармонии- С.С.Григорьев (один из авторов "бригадного учебника"); по сольфеджио- Д.А.Блюм. Уроки последного были для юноши отдыхом, и даже пение фуг, составлявших инструктивный материал уроков сольфеджио, доставляло ему удовольствие.

В 1958 году Тиц поступил в Московскую консерваторию на теоретическое отделение. Желание дирижировать оркестром впервые появилось у Виктора Зигфридовича в шестилетнем возрасте. Поступив в консерваторию, он всё чаще задумывался о получении дирижерского образования. Но дирижерского факультета в те годы не было, и осуществить мечту было непросто. Тиц использовал единственную представившуюся возможность- стал посещать факультативные занятия по дирижированию Лео Гинзбурга- "отца" многих российских дирижеров. Консерваторию Тиц окончил как теоретик у В.В.Протопопова- автора учебника по полифонии. Теоретическое образование он получил блестящее, обучаясь у таких корифеев отечественного музыкознания как Р.И.Грубер (история музыки), Л.А.Мазель и В.А.Цуккерман (анализ музыкальных произведений). Дипломную работу на тему "Полифония в опере Р.Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры" Тиц защитил на "отлично".
После окончания консерватории Тиц обучался в аспирантуре Московской консерватории на специализации "Оперно-симфоническое дирижирование". Он мечтал стать учеником прославленного дирижера Большого театра Б.Хайкина и написал заявление о намерении попасть к нему в класс, но попал ... к Лео Гинзбургу, который весьма ревниво относился к своим студентам и не разрешал им посещать занятия других педагогов. У Лео Гинзбурга Тиц прошел хорошую дирижерскую школу, научился, по собственному признанию, с уважением относиться к партитуре и оркестровым партиям, в которых необходимо было проставить все обозначения- штрихи, нюансы, что в дальнейшем позволяло значительно съэкономить время в работе над произведением.

Годы учебы Тица в аспирантуре совпали с периодом небывалго расцвета музыкальной культуры страны. Лучшие симфонические оркестры мира были частыми гостями столицы- Филадельфийский, Бостонский, Чешский, Венский и другие. Чтобы услышать выдающегося итальянского дирижера Карло Цекки, студенты часами мёрзли под лестницей Большого зала консерватории. В их числе был Виктор Тиц. Ему посчастливилось увидеть и услышать великих дирижеров ХХ века- Леонарда Бернстайна, Игоря Стравинского, Герберта фон Караяна. Последний произвел большое впечатление на Тица скупой манерой дирижирования, но мощным волевым импульсом.

Обучаясь в аспирантуре, Тиц начал трудовую деятельность- поначалу в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова, где он преподавал теорию музыки, затем – в драматическом театре им. Вахтангова. В Люберцах он взял на себя руководство любительским симфоническим оркестром, который стал лауреатом конкурса самодеятельных оркестров и был удостоен чести выступать с концертом во Дворце съездов.

В аспирантуре состоялся дебют Тица как дирижера оперной студии Московской консерватории. Интерес к постановке оперных спектаклей Тиц пронёс через всю свою жизнь. Я бы сказал, что в театре он работает с большим азартом, темпераментом и увлечением, нежеле в концертном зале.

В оперной студии Тиц провел все занятия, репетиции и постановки опер "Севильский цирюльник" Россини, "Свадьбу Фигаро" Моцарта, "Евгения Онегина" Чайковского, "Царскую невесту" Римского-Корсакова.

Завершил он обучение в аспирантуре исполнением программы в Большом зале Московской консерватории- "Симфонических танцев" С.Рахманинова и концерта N 1 для фортепиано с оркестром С.Прокофьева (солист А.Любимов).

Выпускнику-аспиранту предложили на выбор три города Советского Союза, куда он мог бы поехать по распределению- Донецк, Днепропетровск и Хабаровск. Тиц выбрал город на Амуре.

В 1967 году он стал главным дирижером Дальневосточного симфонического оркестра.Так начался первый одиннадцатилетний хабаровский период в его жизни. "Я приехал в Хабаровск, имея в моём "багаже" 15 симфоний и 4 оперы, но этого оказалось мало. Я был совершенно не готов к профессии руководителя, которую надо было постигать на ходу, осваивая административные навыки и тонкости человеческих взаимоотношений",- поведал мне в одной из бесед Виктор Тиц. Через две недели после приезда Тица в Хабаровск оркестр отправился на двухмесячные гастроли по городам Сибири и Дальнего Востока. Гастроли в "глубинке" на разных площадках перед многообразной аудиторией требовали репертуара, включающего в себя, главным образом, популярную классическую музыку, которой в "портфеле" молодого дирижёра не было. Её пришлось осваивать на гастролях между концертами. За три года Тиц объездил с оркестром весь Дальний Восток, включая Чукотку, Курилы, остров Путятин, БАМ. Оркестр давал 110 концертов в год- таков был государственный план. Чтобы его выполнить, приходилось играть в клубах, школах, заводских цехах, институтах, где невозможно было продемонстрировать высокое качество исполнение. За 11 лет пребывания в Хабаровске дирижёр познал муки гастрольной жизни российских музыкантов. Он заново родился не только как музыкант, но и как администратор, отвечающий за судьбы оркестрантов, их быт, финансовое положение и отдых.

Профессиональному росту Тица безусловно способствовало общение с корифеями музыкального искусства, которые были частыми гостями в Хабаровске: дирижёрами К.Элиасбергом, Р.Матсовым, Ю.Николаевским; пианистами- Л.Власенко, С.Доренским, А.Наседкиным, И.Жуковым; скрипачами- Э.Грачем, О.Крысой, И.Бочковой, певицей М.Васильевой – замечательной исполнительницей монооперы Пуленка "Человеческий голос".

Памятным событием первого хабаровского периода стал для Тица конкурс симфонических оркестров Российской Федерации, на котором Дальневосточный симфонический занял шестое место. На втором туре конкурса дирижер попал в экстремальную ситуацию- вынужден был с одной репетиции аккомпанировать солисту неизвестный фортепианный концерт Кикты. Надо заметить, что в эти годы Тиц показал себя как превосходный дирижёр-аккомпаниатор, чьё мастерство оценили многие известные советские и зарубежные солисты.

В 1978 году Виктор Зигфридович покинул оркестр по причинам нетворческого характера. "Я как администратор " упустил появление критической ситуации в коллективе. Возник конфликт между мной и некоторыми музыкантами оркестра. Я не нашел поддержки у администрации филармонии, которая проявила полное равнодушие к сложившейся обстановке. Написал заявление и уехал по приглашению в Омск, где меня ждала прекрасная квартира в центре города", - вспоминал маэстро.
Оркестр Омской филармонии был в хорошем состоянии. Струнный и духовой составы отличались высоким исполнительским уровнем. Весной и летом оркестр отправлялся на гастроли вниз по Иртышу на трёхпалубном пароходе. Концерты нередко проходили в живописных местах- на опушке леса, где всё было для этого прекрасно подготовлено. Покровителем симфонического оркестра Омской филармонии был композитор Родион Щедрин- депутат от Омска в Верховном Совете ССР, время от времени посещавший город с авторскими концертами.

В Омске Тицу вместе с художественным руководителем филармонии удалось осуществить грандиозный проект- отреставрировать Русский собор (архитектор Стасов) и установить в нём орган чешской фирмы с 47 регистрами. Наличие органа сделало культурную жизнь города более яркой, открыло большие возможности для исполнения программ с участием хора, оркестра и органа, что создавало дополнительный творческий стимул для музыкантов. Омский оркестр часто выезжал на гастроли по городам Центральной России, Украины, Крыма, Кавказа, Прибалтики, Урала и Сибири.
В 1981 году Тиц получил звание "заслуженный деятель искусств Российской Федерации". А в 1984 году на конкурсе оркестров России Омский симфонический занял первое место, исполнив 5-ю симфонию А.Мурова, скрипичный концерт А.Петрова и "Дон Кихота" Рихарда Штрауса.
В 1986 году Камерный оркестр Омской филармонии под руководством Тица был приглашен в Париж на форум коммунистических газет мира. Тиц с оркестром представлял газету "Правду". Концерт оркестра прошел В советском павильоне , где не было светового и звукового оборудования. Оркестр практически играл в темноте. После концерта представители французской стороны предложили дирижеру выступить на основной концертной эстраде с хорошим освещением с необходимым колличеством микрофонов. Выступление оркестра произвело сильное впечатление на видавшую виды французскую публику, и осталось в памяти маэстро как яркий миг его жизни. Одно было досадно- Парижа он так и не увидел. Опасаясь террористических актов, сотрудники КГБ "оградили музыкантов" от города и его жителей.

В 1987 году Тиц уехал из Омска В Москву. Последующие два года Тиц работал в Росконцерте в качестве дирижёра- гастролёра. "Трудно сказать, где я не выступал. Был в Средней Азии, на Кавказе, Прибалтике, Украине, Центральной России" – вспоминал дирижёр.
Неожиденно он получил предложение занять место главного дирижёра в Хабаровске. Не просто было музыканту "вернуться на пепелище".
Дальневосточный оркестр в 1989 году переживал тяжёлый переод- был разукомплектован, музыкантов угнетал тяжёлый моральный климат, отсутствие перспективы роста.
Предложение занять место главного дирижёра в таком оркестре вряд ли можно назвать заманчивым. Но Тиц принял предложение и возвратился в Хабаровск. Главная причина этого поступка- окрылённость оркестра от встречи с дирижёром, страстное желание коллектива вернуться к нормальной творческой жизни. И ещё один побудительный мотив, весьма существенный для музыканта- дальневосточная природа, очаровавшая Тица и его жену ещё в первый приезд в Хабаровск, ставшая источником сильных впечатлений и переживаний, без которых тускнеет душа художника.
Прошли годы существования оркестра "без Тица", и вот встреча с музыкантом весной 1989 года. Помню, что был покорён его "игрой" – гибкостью и упругостью мелодической линии, романтической приподнятостью исполнения, взвешенностью чувств и интеллекта. Перед оркестром стоял зрелый мастер, вдохновенный музыкант.
Первый симфонический сезон "второго хабаровского периода" Тица показал, что оркестр выздоравливает, что в его венах вновь начинает пульсировать горячая кровь. В концертный зал вернулся серьёзный слушатель, привлеченный интересными, разнообразными программами, культурой исполнения, самоотдачей дирижёра.
В 1991 году Тиц совершил дерзкий поступок- ушел с оркестром из Хабаровской краевой филармонии, стремясь воспользоваться возможностями, которые сулила наступившая рыночная эпоха. Оркестр стал самостоятельным творческим коллективом, финансируемым напрямую администрацией Хабаровского края. К этому поступку Тица побудили жажда свободы и независимости в осуществлении художественной политики, желание сбросить "кандалы" потогонной филармонической системы, принуждающей давать колличество концертов (110) в год, выходящее за пределы здравого смысла, возможность самому формировать коллектив оркестра. Немало трудностей пришлось преодолеть дирижёру, обретая свободу и самостоятельность, но он никогда не жалел о содеянном и добился того, чего хотел.
При Тице оркестр приобрёл лучшие качества, что вызывают удивление и

восхищение многих музыкантов, приезжающих в Хабаровск на гастроли: гибкость, пластичность, широту дыхания, масштаб звучания, стилистический универсализм, позволяющий оркестру быть на высоте в исполнении старинной музыки, венских классиков, романтиков, импрессионистов, современной музыки.
Музыковеды много раз отмечали дар музыканта формировать программы концертов, осуществлять их режиссуру – внешнюю и внутренюю с выявлением глубинных драматургических пластов музыкального произведения. Этот режиссёрский дар дирижёра захватывает аудиторию увлекательным развёртыванием музыкального действия и в академической атмосфере и в павильоне городского парка.
Вспоминаются большие творческие удачи дирижёра и оркестра: исполнение трёх симфоний и "Симфонических танцев" Рахманинова, "Божественной поэмы" Скрябина, симфоний Брамса, первой и четвёртой симфоний Малера, четвёртой Брукнера, симфонической поэмы "Море" Дебюсси, восьмой и пятнадцатой симфоний Шостаковича, симфоний новосибирского композитора А.Мурова, "Мессы" хабаровского композитора А.Новикова и концертное исполнение его оперы "Верую" по рассказу В.Шукшина, "Царской невесты" Римского-Корсакова, "Травиаты" Верди в театре Музыкальной комедии в декабре 1995 года.
Не могу не восхититься воспитательной гранью деятельности Виктора Зигфридовича, которая особенно ярко обнаруживает себя в работе с юными музыкантами, играющими с Дальневосточным симфоническим оркестром. Благодаря Тицу юные дарования- "Новые имена" регионов Сибири и Дальнего Востока имеют возможность ежегодно выступать с оркестром.
Вспоминая свою первую встречу с Виктором Тицем зимой 1973 года, когда он пришёл в назначенный час в ДМШ N 1 г. Хабаровска, чтобы прослушать учашихся, претендующих на выступление с оркестром. Он не просто прослушал концерты, а долго возился с ребятами, добиваясь нужных штрихов, темпов, соотношения звучания соло и аккомпанемента и лишь затем допустил их на репетиции с оркестром.
Меня всегда поражала его ответственность в репетиционной работе с детьми, деликатность и, вместе с тем, жёсткая требовательность к юным музыкантам. Дети любят его и мечтают с ним играть, переживая общение с дирижёром как самый отрадный момент их жизни. А он щедро платит им за любовь, бескорыстно передавая свой опыт и мастерство.
Забота о воспитании музыкантов-профессионалов имеет для Тица и прагматический оттенок. Он, трезво оценивая политическую и экономическую ситуацию в стране, понимает, что Дальний Восток вряд ли будет пополняться кадрами с запада, поскольку Хабаровск- музыкальный центр региона, который должен рассчитывать в основном на местные силы. Семь лет назад Тиц возглавил созданную им на базе Хабаровского института искусств и культуры кафедру "Инструментальное исполнительство", где проходят подготовку не только российские музыканты (струнники и духовики), пополняющие оркестр, но и студенты и аспиранты из стран АТР.

В последнее десятилетие уходящего столетия слава Тица вышла за пределы России. Его имя зазвучало на концертных площадках стран Тихоокеанского региона- Америки, Японии и Кореи. В 1990 году Тиц впервые выехал за пределы страны с камерным оркестром. Это была Аляска, где камерный оркестр "Серенада", много лет работающий при Дальневосточном симфоническом оркестре, дал четыре концерта, покорив жителей северного щтата Америки нежной теплотой "Струнной серенады" Чайковского и другими музыкальными шедеврами.
В 1994 году состоялись первые заграничные гастроли Дальневосточного симфонического оркестра в Республике Корея.
В последние годы оркестр- частый гость в Японии, где он выступает в лучших концертных залах, ощущая себя вместе с маэстро неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры. Просматривая видеозапись последнего выступления оркестра в Японии со скрипачом А.Бараховским, я был покорён "столичным" звучанием оркестра, попавшего в иную среду и условия работы. В Японии оркестр и дирижёр испытали удовлетворение от собственного творчества.

А в сегодняшней России Тицу трудно живётся подобно многим музыкантам.
Но дирижёр понимает, что трудности надо преодолеть во имя ожидающего встречи с ним и оркестром. Слушателя, для которого творит музыку композитор и исполнитель.

=====

Благодарим за предоставленную информацию Центр информационных ресурсов по искусству (г. Хабаровск) и лично Ольгу Геннадьевну Винокурову
©Дальневосточная музыка


обсудить статью  

Страница:  1  (1 из 1)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    

ФЕОКТИСТОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА | Санкт- Петербург | Дата: 24.09.2011

Мой отец, Феоктистов Сергей Георгиевич, автор легендарного гимна "Шуми, Амур" учил меня:"Дверь открывают только на стук". Вот и стучусь во все двери в канун столетия батюшки (1913-1999). ищу
связи с его современниками -музыкантами, ведь отец написал
тексты более 100 песен. А сейчас готовлю работу к юбилею "Глазами
современников" и приглашаю к участию: воспоминание на 0,5стр и фото. С Виктором Тицем и частью оркестра посчастливилось месяц плыть по Амуру в 1977/или1978 году на теплоходе "Пропагандист": Я читала лекции по ЗОЖ, а оркестр сеял классическую музыку, и я видела по утрам,как В.З. расписывал
партитуру популярных оркестровок под имеющихся музыкантов: жители
амурских поселков и кораблей Амурского пароходства шли на концерты как на праздник.
С Алексеем Никитиным общалась
только как бабушка - правнуки Сергея Феоктистова занимались в
Центре художественного развития
детей на К-Маркса,в здании Худож. музея: дошколятам прививали основы
музыкальных и художественных знаний Сейчас внучка Дарья студентка 3курс консерватории Римского-Корсакова (вокал).
Большой город Хабаровск, а страна
-невелика: и все мы - россияне.
Так будьте здоровы,благополучны и
творчески не иссякаемы, дорогие земляки. Поклон Амуру и Ерофею
Павловичу от Петра Великого = Ваша Светлана Феоктистова


ФЕОКТИСТОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА | Санкт- Петербург | Дата: 15.06.2011

Уважаемая Ольга Геннадиевна!
Если нужны рекомендации, полагаю,
что проф. Панков Борис Васильевич
сможет замолвить словечко о моих
серьезных намерениях. = Фея


ФЕОКТИСТОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА | Санкт- Петербург | Дата: 15.06.2011

Винокуровой Ольге Геннадиевне:
Так много читала благодарностей
этому руководителю Центра Информ.
ресурсов по искусству, что закралась надежда: А может быть,
мне помогут разыскать информацию
о песнях на слова отца Феоктистова
Сергея Георгиевича, автора слов
легендарного гимна "Шуми, Амур"???
К столетию отца собрала материалы, нужен знающий консультант или
рецензент или соавтор- как угодно
Привет Амуру-батюшке от Невы-красавицы. Всего самого светлого!=
Феоктистова= feosvetlana@mail.ru

Страница:  1  (1 из 1)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru