начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
VALENOK - Пракур
2012
"VALENOK" – «Пракур»
подробнее
VALENOK - Новый Модный
2016
"VALENOK" – «Новый Модный»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Статьи на Дальневосточной музыке




Маргарита УСОВА Джаз-ночь  | 2003 |  Читали: 3224 | Отзывы: 0


Корреспондент "ЗР" провела ее с Александром Фишером, чтобы выяснить, как становятся блестящими музыкантами

А когда еще, вы думаете, можно взять интервью у выдающегося трубача, который во Владивосток приезжает раз в 1,5-2 года, и только для того, чтобы дать единственный концерт? При этом все время перед выступлением он посвящает репетициям с партнерами, играть с которыми впервые ему приходится, максимум, за пару дней до того, как предстать перед зрителями.

ДОСЬЕ "ЗР": Трубач Александр Фишер родился в Хабаровске. На профессиональной джазовой сцене - с 1967 г., сначала в Хабаровске, а затем в Москве, где учился в Институте им. Гнесиных (выпуск 1973 г., класс Тимофея Докшицера). С 1976 г. - солист оркестра Олега Лундстрема, с 1983 по 1986 г. г. - солист ансамбля "Аллегро" под руководством Николая Левиновского. В 1988 создал дуэт с пианистом Даниилом Крамером, который был очень популярен. Дуэт был украшением культовых дальневосточных джазовых фестивалей конца 80- х годов "Джаз-на-Амуре" и просуществовал до 1993 г., когда Александр переехал в Австрию. Здесь он много и плодотворно работает на местной и европейской джазовой сцене. И время от времени приезжает в Россию. Для ценителей джаза каждый его приезд во Владивосток - праздник.

Уже после концерта в театре молодежи, на котором он покорил публику буквально с первой минуты, после второго его выступления в клубе "Премьера", поздно ночью, мы начали наш разговор который продлился до 4-х утра.

- То, что вы делаете, потрясающе. Вы совершенно свободно обращаетесь со звуком, при этом полностью контролируете ситуацию...

- Спасибо. Я рад, что вы это замечаете, значит, вы внимательно слушаете.

- Это вам спасибо за удовольствие слушать вас. Вы чувствуете, что вас во Владивостоке ждут?

- Я знаю, что ждут мои друзья, с которыми я всегда стараюсь встретиться, когда приезжаю сюда. Возможно, ждут любители джазовой музыки, которые меня знают.

- По-моему, человеку с таким слухом, как у вас, должно быть мучительно слышать то, что передают наши музыкальные теле- и радио-каналы...

- Я просто стараюсь не слушать, если это возможно.

- Почему большинство предпочитает музыкальный ширпотреб, а настоящую эксклюзивную музыку не воспринимает?

- Дело в воспитании, в общей культуре. Вкус к качественной музыке воспитывается годами, с детства, а если человек всю жизнь слышит только музыку для ног или коммерческую чепуху, все остальное он просто не воспринимает. Человек не может любить то, что ему незнакомо. Джаз - это не массовая музыка.

- Духовые инструменты создают впечатление праздника, а джаз - очень дорогой музыки, хочется, чтобы обстановка, в которой идет концерт, была такой же блестящей... Как вам, кстати, наш театр?

- Хороший зал. Мне часто приходится выступать в театрах.

- Я пыталась представить себе, где бы вы смотрелись более органично. Где вы обычно выступаете?

- Вы имеете в виду в Австрии? Это самые различные площадки, сцены, клубы. Популярны дневные воскресные выступления, называемые "рюмка к обеду", концерты, которые устраивают в ресторанах. Заранее объявляется коллектив, люди примерно знают, что будет звучать, выпивают, заказывают еду. Иногда и танцуют.

- Где вам больше нравится играть?

- Конечно я предпочитаю серьезный концерт, с группой, в которой участвуют музыканты примерно одного уровня, хорошо подготовленный, на хорошей площадке. Это случается не всегда.

- Как вы узнали, что вам нужно заниматься музыкой?

- Сначала никак. В детстве мама отдала меня в музыкальную школу - тогда это было очень распространено, очень многие учились игре на музыкальных инструментах. Я занимался по классу фортепиано. Занимался больше "из-под палки", особенно в последних классах музшколы. Как и все дети, при любом удобном случае отлынивал от занятий.

К музыке я вернулся уже после армии. Учился в Хабаровском музучилище, но что-то у меня не складывалось с классической музыкой, в общем, я так и недоучился - тогда мама "определила" меня в железнодорожный техникум.

- ???

- Да, у меня железнодорожное образование. Интересно? В техникуме я участвовал в художественной самодеятельности, играл в нескольких оркестрах. Всерьез музыкой начал заниматься уже после службы в армии и позже продолжил учиться в Москве.

- Почему вы выбрали трубу?

- Так получилось, это было еще в школе. У нас был учитель иностранных языков, который везде, где он работал, создавал духовой оркестр. Когда он узнал, что я учился в музыкальной школе, то буквально за ухо приволок меня в свой оркестр. Я тогда не умел говорить "нет" и согласился, правда, при одном условии - что мне дадут что-нибудь маленькое, - у нас никто не хотел играть на больших трубах. Из маленьких оставался только кларнет, но он оказался для меня слишком сложным инструментом. Нужно было много заниматься, чтобы на нем что-то начало получаться... Видя, что у меня не выходит, он дал мне духовой инструмент побольше - духовой тенор, а уже в техникуме я окончательно переключился на трубу.

- Сейчас игра на трубе - ваше любимое занятие?

- Если можно так выразиться. Вообще-то, это моя профессия, то, чем я зарабатываю на жизнь, а это требует регулярных занятий... Желательно по несколько часов в день. Нужно поддерживать себя в форме, тренировать аппарат. Стоит несколько дней пропустить - и приходится потом долго восстанавливаться. У трубачей важный "аппарат" - это губы. Часто журналисты спрашивают, не мешает ли это целоваться с девушками...

- Ну и?

- Не мешает.

- Вам соседи в стенку не стучат, когда вы занимаетесь?

- В Австрии нет. Я живу почти один на этаже. Давно в Москве был забавный случай с соседкой снизу. Эта была очень пожилая женщина, однажды она встретила меня в лифте и выразила-таки свое недовольство, мне понравилось, как она это сделала. Она сказала: "Александр, вы все время играете эти свои рулады (это про мои упражнения), нет чтобы сыграть что-либо стоящее..."

- Почему вы уехали в Австрию?

- В 90-м году меня и других преподавателей и студентов пригласили в Австрию для участия в летних международных курсах. По условиям организаторов во время работы курсов мы должны были дать несколько концертов. После одного такого концерта было уже очень поздно, музыканты уехали в гостиницу, кроме нас двоих с саксофонистом Валерой Киселевым. Нас уговорили поиграть еще - публика не хотела расходиться. А так как мы к тому времени уже выпили изрядно пива, то стали играть ну очень свободно... Однако публике это понравилось. Там были две дамы, которые регулярно подсылали нам пиво в знак признательности за нашу игру. Одна из них позже стала моей женой. Видимо, пиво было подходящее...

- Вы легко адаптировались к жизни за границей?

- Не очень. Пришлось избавляться от многих иллюзий. У многих советских людей было, да и есть, несколько идеальное представление о жизни за границей. Кажется, что там все легко и приятно, что все тебе рады. Да, это действительно так, пока ты гость, когда тебя встречают и провожают, а каждый твой день расписан по часам вплоть до отъезда. И те же самые люди совсем по-другому к тебе относятся, когда ты постоянно живешь "там" и начинаешь претендовать на работу. Ты уже многим конкурент. Отношения там строятся иначе, чем в России; помогать по-серьезному трудно, и не принято. Тебе могут дать максимум пару советов, как правило, малоэффективных.

Мне пришлось искать работу. В Европе конкуренция среди джазовых музыкантов серьезная. Все места давно заняты. Лучший вариант для музыканта - преподавать в государственной консерватории. Это постоянная работа, а значит, стабильный заработок - и ты сразу же получаешь право на все виды страхования. Стать таким преподавателем непросто. Сейчас я преподаю в частной консерватории (кстати, в Вене четыре консерватории), у меня лишь два студента плюс частные ученики.

- Вам это нравится?

- Не слишком. Дело в том, что научить джазу по сути нельзя. Объяснить джаз невозможно. Если человек не чувствует, не понимает джаз, с ним вряд ли можно чего-либо добиться.

- Что нужно, чтобы играть джаз, иметь дар или уметь работать?

- И то, и другое. Но, во-первых, джаз нужно любить. Вообще-то в музыкальной педагогике считается, что почти все люди, может быть, 95% обычных людей, имеют музыкальные способности. То есть почти каждый может что-то спеть, к примеру. А если позанимается, то спеть достаточно чисто. Чтобы добиться чего-то в музыке и стать высоким профессионалом, нужны способности, желательно выше средних, плюс очень много заниматься, слушать музыку.

Что такое, к примеру, музыкант в симфоническом оркестре? Это человек, который занимает определенное место, более или менее прилично, стройно играет свою партию. Если у тебя все будет в порядке, ты не будешь делать ошибок, будешь вовремя приходить на работу и т.д., то через несколько лет тебя пересадят поближе к дирижеру, и ты будешь играть более ответственные партии. В этом заключается карьера оркестрового музыканта. Там нет ничего творческого, ты просто выполняешь то, что требуется. Для меня это абсолютно неинтересно, но чтобы научиться делать такую работу, нужно потратить лет этак 15-20.

В джазе же неизмеримо больше творчества. Импровизация - это мой музыкальный вклад, моя личная "песня". Никто, кроме меня не "споет" ее так. Когда я начинаю, я никогда не знаю, что у меня сегодня получится, что мне захочется и удастся сыграть. Однажды исполненное я никогда не смогу повторить. Чтобы научиться импровизировать, надо многие годы слушать джаз, его великих исполнителей, и, конечно, много тренироваться. Конечная цель - заговорить своим музыкальным языком, выработать свои неповторимые интонации, мелодии, ритмы, гармонии. То есть нужно иметь большой запас музыкальных мыслей и уметь их выразить.

- Вам не кажется, что в сексе и джазе много общего. И в первом и во втором важна хорошая импровизация?

- Вы хотите, чтобы я сравнил? По-моему, это несколько провокационный вопрос, как вы думаете?

- Да.

- В джазе и в сексе важно, просто необходимо полное взаимопонимание, хороший сыгранный ансамбль... Предложение "солиста", если оно есть, должно быть услышано и находить отклик у партнеров. Импровизация? В джазе естественна, в сексе... возможна при обоюдном понимании. В этом наверное отличие. Когда я - солист на сцене, и наступает момент импровизации, я могу делать, ну почти все, что мне приходит в голову. Когда же участников двое, и они "не на сцене", думаю, они не должны делать того, что не желает хотя бы один из партнеров.

- Когда мы увидим вас снова?

- Приглашайте, с удовольствием приеду.
©Золотой Рог, Владивосток


обсудить статью  

Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2024
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru