начало добавить в избранное
о портале
Дальневосточная Музыка Создать свою страницу на портале Карта сайта translate this page into english
новости
музыка
слово (статьи)
архив
общение
 
BARDO - Society Pain Reflex
2011
"BARDO" – «Society Pain Reflex»
подробнее
BARDO - From The Heart Of Kalaallit Nunaat
2016
"BARDO" – «From The Heart Of Kalaallit Nunaat»
подробнее
все альбомы

  Cейчас на dvmusic.ru
 Музыкальных проектов 3605
 Музыкантов 10435




Юрий Владимиров



Музыканты (группы)
Сделать свою страницу на "Дальневосточной музыке"

Вход в мастерскую


Хабаровск, Хабаровский край

Год образования: 1940 

Стиль:
Классическая музыка

Композиторы Дальнего Востока создали музыкальную летопись героического прошлого и настоящего своего края, показали строй мыслей ичувств дальневосточников. И большая заслуга в этом принадлежит Юрию Яковлевичу Владимирову, основателю и руководителю Дальневосточной композиторской организации, безвременно ушедшему из жизни в расцвете творческих сил. Несколько лет Ю. Владимиров возглавлял также Хабаровское краевое хоровое общество, кафедру истории и теории музыки Хабаровского Государственного института культуры. Большой вклад внес он в дело воспитания юных музыкантов, будучи преподавателем Хабаровского училища искусств по классу камерного ансамбля и инструментовки, которые впоследствии продолжали свое обучение в Московской, Горьковской, Новосибирской консерваториях и уже сейчас расширили ряды Сибирской и Дальневосточной композиторских организации. Автор симфоний, оперетт, балетов, фортепианных концертов, симфонических поэм, кантат, ораторий, музыки к спектаклям, песен он своим творчеством по существу определил главное направление, по которому сегодня идут его коллеги, дальневосточные композиторы.

Юрий Яковлевич родился 25 декабря 1925 года в городе Одессе в семье музыкантов. Музыкальная атмосфера, царившая в доме, не могла не отразиться на формировании будущего композитора. Его отец пел в знаменитом Одесском оперном театре, затем был администратором и директором областной филармонии. Мать - одаренная пианистка, после окончания Берлинской консерватории, куда была послана еще до Октябрьской революции от Благотворительного общества, более 40 лет проработала концертмейстером в этом же театре. В 1933 году Владимиров поступил в музыкальную школу - десятилетку для одаренных детей имени П.С. Столярского, которую успешно окончил по классу скрипки. Первые сочинения юного автора - соната и пьеса для фортепиано родились под впечатлением папанинцев.

В 1941 году Ю. Владимиров поступил в Ленинградской консерватории в класс композиции М.Штейнберга, затем занимался в Ташкенте, куда была эвакуирована консерватория. В эти тяжелые военные годы он вынужден был оставить учебу и продолжил занятия только в 1946 году в Московской консерватории по классу композиции у В.Бедного, одновременно занимаясь и по классу скрипки. К этому времени относится создание цикла Прелюдии для фортепиано, которые получили высокую оценку М.Ф. Гнесина. В 1947 году Ю. Владимиров возвращается в Одессу и заканчивает консерваторию имени А.В.Неждановой: сначала оркестровый, а затем и композиторский факультету известного композитора, профессора К.Ф.Данькевича. Еще студентом третьего курса Ю. Владимиров стал членом Союза композиторов СССР. Он был уже автором многих сочинений в разных жанрах, в том числе Первой симфонии, Сонаты для скрипки и фортепиано, инструментальных пьес, романсов и песен. Дипломной работой композитора явилась симфоническая увертюра "Молодая гвардия", а в 1947году он завершил программную вторую симфонию "Утро Победы" написанную в честь победы советского народа над фашистской Германией. После окончания консерватории Владимиров занимался преподавательской работой, руководил музыкальной редакцией студии телевидения. Значительным сочинением тех лет стала Третья, "Русская симфония", получившая положительную оценку В. Фере. Симфония прозвучала на Выездном пленуме правления украинских композиторов 21 декабря 1952 года, исполнялась в дальнейшем в симфонических концертах филармонии, областного радио. Как отмечала пресса, композитор использовал в этом произведении лучшие традиции русской классической музыки - народность, песенность.

В 1953 году Владимиров создает первое крупное сочинение для солистов, хора и симфонического оркестра - "Кантату о воссоединении Украины с Россией" на стихи одесского поэта Б. Гетмана, посвященную300-летию этого события. Шестичастное монументальное произведение насыщено народно - песенными интонациями. Большое место в творчестве Ю. Владимирова в 50-е годы занимают произведения для театра. Это балеты "Живая сказка" и "Счастье", сюиты из которых впоследствии исполнялись на пленумах и в симфонических концертах. Положительную оценку в прессе получила музыка к драматическим спектаклям: "Незабываемый 1919-й" Вс. Вишневского (Одесский государственный Русский драматический театр имени А. Иванова), "Разбойники" Ф. Шиллера, "Последний сигнал" И. Гайдаенко, "Каменный господар" Л. Украинки. Последним спектаклем с музыкой Ю. Владимирова, созданным перед отъездом из Одессы, был "Великий Еретик" И. Персонова и Г. Добржинского. Композитор написал также музыку к кинофильмам Одесской киностудии "Начальник станции" и "Здравствуй утро".

Осенью 1958 года по командировке Союза композиторов РСФСР Ю. Владимиров приезжает в Хабаровск. Музыкальная жизнь краевого центра в те годы была очень насыщенной: функционировали старейший на Дальнем Востоке музыкальный театр - Хабаровский краевой театр музыкальной комедии, Дальневосточный симфонический оркестр, ансамбль песни и пляски Краснознаменного Дальневосточного военного округа и Краснознаменного Дальневосточного пограничного округа, Духовой оркестр округа, музыкальное училище, художественная самодеятельность. Хабаровские композиторы работали в основном в жанре песни, романса, инструментальной миниатюры. Юрий Владимиров помогал вступающим в Союз композиторов, получил приглашение на работу в музыкальное училище, а по открытию института культуры возглавил кафедру теории и истории музыки.

Все интересовало нового дальневосточника - история и современность края, его природа, характеры людей. В эти годы опредеделился круг интересов композитора, тематика и образный строй его музыки. В последующие годы были написаны и поставлены балеты "Уходили комсомольцы" и "Романтики". В Хабаровском театре музыкальной комедии и в других театрах страны в разные годы были показаны оперетты Ю. Владимирова, созданные на Дальнем Востоке: "Счастливого пути","Лицом к лицу". Наибольший интерес и дискуссию вызвала оперетта"Амурские зори". Отмечая недостатки либретто, критики и зрители тепло отзывались о музыке Владимирова с развернутыми оркестровыми и хоровыми эпизодами, удачными ариями и ансамблями. Почти сразу по приезде на Дальний Восток Юрий Яковлевич приступил к сочинению симфонии, посвященной герою гражданской войны Сергею Лазо. "Мне хотелось приблизить образ Сергея Лазо к нашей действительности, хотелось, чтобы слушатель воспринял этого героя сегодняшним участником борьбы за будущее. Герой умер, но дело его побеждает. В этом пафос симфонии. Что касается музыкальной драматургии, то многие темы появляются из интонации темы первой части, "Запева". Первая связана с образом Лазо. Во второй части - она называется "Партизанская быль" - три темы. Две дополняют образ героя, они рождаются из интонации темы первой части, а третья - это подлинная японская мелодия, воплощающая эпизод нашествия врагов. Финал симфонии "Реквием". Он написан так, что в его звучании симфонического оркестра вводится женскийголос, лирико - драматическое сопрано, и хор. Здесь синтезирован, обобщен музыкальный материал первой и второй части. Несколько необычен финал симфонии - она заканчивается на пианиссимо. Мне казалось неуместным ставить здесь какую-то громкую точку, поэтому цикл остался как бы разомкнутым, недосказанным, устремленным в будущее", - рассказывал композитор. (Расшифровка магнитофонной записи, сделанной Н. Соломоновой на вечере, посвященном творчеству Ю. Владимирова, в музыкальном салоне ДВГНБ в декабре 1972 году). К числу произведений, созданных в первые годы жизни на Дальнем Востоке, относится цикл романсов "Золотая просека"(1963) для баритона и фортепиано на стихи Петра Комарова. Ю. Владимиров много ездилпо Дальнему Востоку, его восхищала чудесная природа, так замечательно воспетая П. Комаровым, и не случайно композитор обращается именно к его творчеству. У Комарова в поэтическом цикле "Золотая просека" последним стоит стихотворение "Когда бы я ни был знаком", Владимиров ставит его на первое место. И от этого тема любви к родному краю становится значительнее, является как бы программой всего цикла. Взволнованная, фортепианная партия, которая играет в этом романсе не меньшую роль, чем партия певца, передает всю возбужденность авторских чувств. Тесная тональная взаимосвязь создает динамическую устремленность первого романса ко второму, "Мы с обрыва с тобой смотрели".Ощущается внутреннее интонационное и ритмическое родство романсов. Вокальная партия, звучащая на фоне трепетной фигурации аккомпанемента, тонко передает интонацию и ритмику стиха. Выразителен фортепианный фрагмент, служащий переходом ко второй части романса и имеющий программно - изобразительное значение. Смена мажора минором воспринимается как тонкая игра светотени. Особую роль в этом романсе играет драматургия ритма. Реприза звучит как грустное воспоминание о чем-то красивом и далеком. Она производит впечатление тонкой акварели, изящной и гибкой. Третий романс цикла "Я жду опять дождя грибного" отличается легкостью звучания, прозрачной фактурой. Он пронизан настроением грусти, светлого покоя. На фоне выдержанных аккордов льется нежная, задумчивая мелодия вокальной партии. Переход от каждой предыдущей фразы к последующей очень мягок. Одним из ярких номеров цикла является "Сосна" - самый светлый, беззаботно - шутливый романс. Едва солнечные лучи прорезали лесную чащу, как ожили голова лесных жителей. И вот уже вразвалку идет к расколотой сосне, льющей смолы живое золото, хозяин тайги - Медведь - "любитель музыки". Как тонко нарисована средствами поэзии и музыки эта поэтическая картина. Музыка раскрывает здесь мысль Комарова с новой неожиданной стороны. Это и радость общения с родной природой и тонкий юмор нарочитого "оживления"знакомого сюжета. Равномеренная ритмика произведения как бы имитирует раскачивание древней сосны. Романс захватывает своим свежо звучащим вступлением, изящно - скерцозной вокальной партией, согретой теплым юмором. Мажорность "Сосны" обнажает яркий ладовый контраст с последующим романсом "Как будто в берлоге медведица", он написан в излюбленном композитором движении вальса. И заключительный, шестой романс"Золотая просека", - синтезирует в себе важнейшие интонационные, гармонические особенности предшествующих. Это драматическая вершина цикла. Вокальный цикл "Золотая просека" был исполнен и записан на радио солистом Московской филармонии Сергеем Яковенко, сумевшим глубоко и проникновенно раскрыть своеобразную поэзию цикла.

Большая творческая удача - Первый струнный квартет Юрия Яковлевича, написанный под влиянием камерной музыки Шостаковича. "Квартет памяти павших героев гражданской и Великой Отечественной войны"(1970)- так обобщенно трактовал сам композитор программу сочинения. Квартет отличается большой тематической насыщенностью. В трехчастном цикле переплетаютя две образные сферы: активная действенность и скорбная лирика, энергия и сосредоточенное раздумье. В целом квартет "Памяти павших" является интересным явлением не только для дальневосточной музыкальной культуры, это сочинение могло бы пополнить репертуар мастеров камерного ансамбля. В 1970 году композитор приступил к осуществлению давнишнего, юношеского замысла - Концерта для фортепиано и симфонического оркестра, которому дал название "Дальневосточный". Это трехчастный цикл, включающий Сонату, Интермеццо, Скерцо. Концерт представляет собой большой интерес с точки зрения оркестрового письма, отличающегося яркостью и действенностью. Композитор проявил много выдумки и находчивости для воплощения образов, и поэтому произведение хорошо воспринимается различными слушательскими аудиториями. Вскоре после концерта была написана симфоническая "Поэма памяти Петра Комарова" к 50-летию освобождения Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев (1972). В центре поэмы - образ Петра Комарова, поэта - воина, поэта - гражданина, самозабвенно влюбленного в родной край. Главная партия "Поэмы" широкими диатоническими интонациями близка русской протяжной песне. Она волнует целомудренной красотой и глубокой сердечностью. Побочная партия имеет юмористический характер. В ней сочетается танцевальная скерцозность и грация. Композитор использует здесь мелодию своего романа "Сосна" из цикла "Золотая просека". Композитор не стремится создать батальную картину, здесь нет драматических столкновений контрастных образов, однако некоторые детали - военные фанфары, возгласы меди, сопровождаемые дробью барабана, маршевые ритмы - приносят черты изобразительности. Симфоническая "Поэма памяти Петра Комарова" положила начало дальневосточной симфонической музыке таких форм, в которых больше всего нуждался концертный репертуар, адресованный массовой аудитории. Большой интерес представляет монументальное сочинение Ю. Владимирова - оратория "Первопроходцы" (1975) на либретто Е. Головкина. Она охватывает большой исторический период времени - от начала освоения дальневосточной земли до наших дней. Это шестичастное произведение, написанное для солистов, детского хора и симфонического оркестра. Значительное содержание потребовало разнообразия тематического материала и средств выразительности. Здесь использованы интонации старинных былинных распевов, протяжных песен, военные маршевые темы, интонации массовых песен. Очень выразительна оркестровая партия, построенная в основном на полифоническом развитии. Первая часть оратории - "Запев". Она начинается оркестровым вступлением. Постепенно колорит светлеет, вступление хора рождает интонации русских протяжных песен. Вторая часть - "Страницы истории" - состоит из двух разделов: а) Дума Ерофея Хабарова и б) Дорогие имена. Вступление медных духовых инструментов подчеркивает мрачный, суровый колорит темы. Тревожные раздумья героя подхватывает хор, развитие ведет к патетической кульминации. Следующий раздел посвящен памяти тех, кто впервые отважился ступить на амурскую землю, и кто в XIX веке продолжил освоение прекрасного таежного края. В третьей части - "В годы огненные", - композитор воскрешает картины гражданской войны. Четвертая часть - "Пароход Колумб" - начинается веселой задорной частушкой. Затем она сменяется более напряженным звучанием, связанным с трудовыми буднями строительства Комсомольска. И снова светлое звучание. Интонации частушечных напевов подвергаются полифоническому развитию,что связано с приемами народной подголосочной полифонии. Без перерываначинается пятая часть оратории - "От Комсомольска до БАМа". Война, как огромное бедствие, обрушилось на мирную жизнь народов. Это трагическое событие совпало с 5-летием молодого города. С большим чувствоми теплотой изложен музыкальный эпизод для дуэта солистов, адресованный городу юности, родным землякам. Шестая часть включает два раздела. В финале вновь появляется тема первой части, что придает стройность, завершенность музыкальной драматургии оратории. Оратория "Первопроходцы" - большой вклад композитора в дальневосточную музыкальную культуру.

Музыка Юрия Владимирова связана с теми или иными значительными событиями в жизни нашей страны или края. К ленинскому юбилею им были написаны "Героическая поэма" и цикл хоровых поэм (1970), песня "Хабаровск - Ниигата", созданная в честь установления тесных контактов между городами - побратимами, песня "Хабаровские огни", вошедшая впластинку - антологию песен о Дальнем Востоке как одна из наиболее удачных песен о родном крае, и наконец, цикл "Десять песен для детей",написанный на остроумные стихи В. Шульжика. Последнее крупное произведение Юрия Владимирова - кантата"Здравствуй БАМ!" на стихи Е. Головкина (1978). Это шестичастное сочинение, явившееся результатом поездки авторов на стройку века, написано для чтеца, хора и эстрадно - симфонического оркестра. Естественно, что сплошь и рядом путь от музыки написанной до музыки звучащей бывает долог и тернист. В этом смысле, можно сказать, композитору повезло. Все, что было написано им в Хабаровске, находило и исполнителей, и слушателей. Общественная деятельность композитора, которая была тесно связана с различными творческими организациями, получила заслуженное признание. В 1967 г. Юрий Яковлевич был награжден медалью "За трудовое отличие", в 1976 г. присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и ученое звание доцента. Но музыкальное творчество было основой всей его деятельности. Каждый год композитор дарил своим землякам - дальневосточникам по меньшей мере одно сочинение крупной формы, открывающее новые грани его дарования. Умер Юрий Яковлевич Владимиров в 1978 году.

СОЧИНЕНИЯ :

Произведения для музыкального театра: Балеты: "Живая сказка" Либретто А.Рындиной (1950); "Счастье" Либретто П.Кашина (1955); "Уходили комсомольцы" Либретто Л.Дьяченко (1967) Оперетты: "Амурские зори" Пьеса Л.Ицкопа и М.Разумного. Стихи П.Алдахина (1962); "Девушки решают сами" Пьеса В.Юлина и К.Иванова (1964); "Счастливого пути" Пьеса П.Алдахина (1963); "Товарищ Икс" Пьеса Л.Квина. Стихи П.Алдахина (1966)

Симфонические произведения: Симфонии: Симфония N 1 (1945); Симфония N 2 "Утро победы" (1948); Симфония N 3 "Русская симфония" (1949); Симфония N 4 "Памяти Сергея Лазо" (1960)Сюиты, увертюры, пьесы: Скерцо (1945); Сюита из балета "Живая сказ ка" (1951); Сюита из балета "Счастье" (1957); Увертюра "Молодая гвардия" (1948) Вокально-симфонические произведения: "Кантата о воссоединении". Сл. В.Готмана (1953); "Комсомольский марш". Сл. В.Шульжика; "Смерть поэта": Драм. монолог. Сл. М.Лермонтова (1949); "Черноморская сюита". Сл. А.Уварова, В.Ивановича (1954)

Инструментальные произведения: Для фп.: "2-я поэма" (1949); "Дальневосточный концерт"; "Медленный вальс"; 5 прелюдий (1944); "Сказка" (1945); Соната (1945)Для скрипки и фп.: 2 пьесы (1944); Поэма (1945); Соната N 1 (1945); Соната N 2 (1946); Соната N 3 (1947)Для эстр. орк.: Увертюра (1962)

Вокально-хоровые произведения: Хоры: "Ай - Петры" Сл. Л.Барабанова (1959); "Все мы земляки" Сл. К.Иванова (1956); "Две сестры" Сл. Е.Бандуренко (1954); "Край любимый" Сл. Е.Головкина; "Ленин на Амуре" Сл. Н.Капусто; "Ленина орден на знамени нашем" Сл. В.Шульжика (1966); "На рассвете" Сл. В.Готмана (1953); "Наш 25 съезд" Сл. Е.Головкина; "Остров легенда" Сл. А.Карасика; "Первое свидание" Сл. Д.Цирулика (1961); "Песни о Хасанской дивизии" Сл. С.Давыдова, О.Шестынского (1963); "Песня строителей" Сл. П.Алдахина; "С тобой партия" Сл. Каффа (1961); "Сюита на темы песен Дальнего Востока" (1962); "Хабаровск-Ниигата" Сл. А.Карасика (1965); "Украина моя" Сл. М.Исаковского (1948); "Фантазия на тему шотландской народной песни" Сл. Р.Казаковой (1959);

Вокальные ансамбли: "Белая акация" Сл. В.Ивановича (1956); "Привет Ленинграду" Сл. В.Домрина (1958)

Вокальные произведения: "А ты не заметил" Сл. А.Дитерихса ; "Баллада о Дикопольцеве" Сл. Е.Головкина; "Баллада о первом салюте" Сл. Е.Головкина; "Баллада о часовом" Сл. Р.Добровенского (1961); "Бiла береза" Сл. К.Иванова (1956); "Вдвоем" Сл. Л.Завальнюка (1962); "Весенняя песенка" Сл. К.Иванова (1961); "Весна" Сл. В.Шульжина; "Вешний ветер" Сл. Б.Брянского (1956); "Вздыхает на баке тальянка" Сл. Л.Барабаного (1956); "Вся Москва поет с тобой" Сл. Б.Брянского (1955); "Въюга" Сл. Л.Барабанова (1954); "До чего Одесса хороша" Сл. Л.Барабанова (1953); "Донбас - Ургал" Сл. Е.Головкина; "Друг детства" Сл. К.Иванова (1957); "Зимняя рыбалка" Сл. Е.Головкина; "Красавица" Сл. Агвледиани (1961); "Ленин в сердце" Цикл баллад (1966); "На Дальнем Востоке у нас" Сл. Л.Завальнюка; "На слободке" Сл. К.Иванова (1961); "Наша Алонка" Сл. Е.Головкина; "Не надо" Сл. Б.Брянского (1955); "Ночь на Амуре" Сл. П.Комарова (1963); "Огоньки" Сл. К.Иванова (1956); "Одесский вальс" Сл. Л.Барабанова(1956); "Партизанские тропы" Сл. Л.Завальнюка; "Первая любовь" Сл. Б.Дворного (1956); "Песенка о ветре" Сл. Л.Завальнюка (1963); "Песенка о солнечном зайчике" Сл. М.Яковлева (1960); "Песенка о спутнике" Сл. К.Иванова (1957); "Песня о двух городах" Сл. П.Хиджакадзе (1957); "Песня - птица" Сл. К.Иванова (1957); "Подруги" Сл. А.Карасика (1966); "Признание" Сл. К.Иванова (1957); "Приснитесь мне, города" Сл. Л.Завальнюка (1963); "Русский хоккей" Сл. Е.Головкина; "Синий лен" Сл. СЛА.Деждикова (1961); "Скажи мне, мама!" Сл. А.Карасика; "Укор любви" Сл. Б.Брянского (1955); "Фестивальная полька" Сл. К.Иванова (1956); "Хабаровские огни" Сл. Г.Буравлева (1963); "Чем ты дорог мне, Дальний Восток" Сл. Л.Завальнюка (1963); "Я спою тебе" Сл. Л.Миланич (1964); "Я тебе не отдам" Сл. К.Иванова (1957);

Романсы: "Золотая просека" Сл. П.Комарова (1961); "Сосна" Сл. П. Комарова; "У тропинки" Сл. Б.Дворного (1956)

Детские песни: "10 песен" Вокальный цикл на слова В.Шульжика; "Марш юных Ленинцев" Сл. И.Кривоханского (1957)

Музыка к кинофильмам: "Здравствуй утро" (1957); "Начальник станции" (1953)

Музыка к спектаклям и к постановкам литературного театра: "До встречи, Земля" Р.Романова (1961); "За далью - даль" А.Твардовского (1963); "Каменный властелин" Л.Украинки (1956); "Король Лир" В.Шекспира (1963); "Миллион за улыбку" А.Софронова (1960); "Незабываемый 1919" В.Вишневского (1949); "Опасный возраст" С.Нариньяни (1960); "Письмо в XXX в." Р.Рождественского (1963); "Последний сигнал" И.Гайдаенко (1956); "Разбойники" Ф.Шиллера (1952); "Флаг Родины" А.Близнюка (1956); "Честь смолоду" А.Первенцева (1950);

=====

Благодарим за предоставленную информацию Центр информационных ресурсов по искусству (г. Хабаровск) и лично Ольгу Геннадьевну Винокурову

Оставить свое мнение о творчестве "Юрий Владимиров"
Написать участникам проекта "Юрий Владимиров"
Текущий рейтинг  Рейтинг 0
поставить кнопку голосования на свой сайт
история рейтинга
Последнее редактирование страницы 01.04.2009
Альтернативный адрес этой страницы: http://dvmusic.ru/Юрий Владимиров


открыть

Состав


Юрий Владимиров

композиция

открыть

Статьи

Алексей Никитин. Юрий Владимиров 1
Тамара Владимирова. Счастье далеких лет 0

Легенда: цифрами указано, сколько отзывов на статью

Мнения  RSS


Страница:  (1 из 0)
Добавить cообщение!
Ваше имя:
Город:
Эл. почта:
И вот что я хочу вам сказать:
код подтверждения
цифры с картинки
обновить код    
Страница:  (1 из 0)
 

дизайн – студия "три точки"
Copyright © dv-rock.ru 1999 - 2003 => dvmusic.ru 2003 - 2018
Концепция, программирование и развитие - Саныч
Кисти и краски - Данила Заречнев
По всем вопросам обращайтесь admin@dvmusic.ru